Управление распределением прибыли. Дивидендная политика и политика развития производства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление распределением прибыли. Дивидендная политика и политика развития производства.



Распределение прибыли пред.собой процесс форм-я направлений ее предстоящего исп-ия в соот с целями и задачами развития пре-ия. Характер распределения прибыли определяет многие аспекты дея-ти пре-ия, оказывая влияние на ее результативность. Эта роль обусловлена след.осн. положениями: Распред. прибыли непосредственно реализует главную цель упр-ия ею – повышение уровня благосостояния собственников пре-ия. Оно формирует пропорции м/утекущими выплатами им дохода на капитал (в форме дивидендов, %) и ростом этих доходов в предстоящем периоде (за счет обеспечения возрастания вложенного капитала). При этом собственники пре-ия самостоятельно формируют эти направления удовлетворения своих потребностей во времени. Распределение прибыли является осн. инструментом воздействия на рост рыночной стоимости пре-ия. В прямой форме это воздействие проявляется в обеспеч. прироста капитала в процессе капитализации части распределенной прибыли, а косвенно оно обеспеч. Осн. пропорциями этого распределения. Пропорции распределения прибыли определяют темпы реализации стратегии развития пре-ия. Эта стратегия реализуется в процессе инвестиционной дея-ти пре-ия, объемы которой определяются возможностями форм-я фин-ых ресурсов -за счет внутренних источников. А реинвестируемая в процессе распределения прибыль яв-ся основным из этих внутренних источников. Характер распределения прибыли яв-ся важнейшим индикатором инвестиционной привлекательности пре-ия. В процессе привлечения капитала из внешних источников уровень выплачиваемых дивидендов (или других форм инвестиционного дохода) яв-ся одним из осн оценочных критериев, определяющих результат предстоящей миссии акций.Возрастание уровня див-ых выплат определяет соответствующий рост стоимости акций на фондовом рынке, формируя доп доход инвесторов. Распределения прибыли яв-ся одной из действенных форм воздействия на трудовую активность персонала пре-ия. Объемы и формы участия персонала в прибыли определяют уровень трудовой мотивации раб-ов, способствуют стабилизации персонала и росту произ-ти труда. Пропорции распределения прибыли формируют уровень обеспечения дополнительной социальной защищенности раб-ов. В условиях низкой действенности гос-ых форм защиты занятых раб-ов, эта роль распределительного механизма прибыли на предприятии позволяет дополнить их минимальную соц защищенность. Хаар-р распределения прибыли оказывает влияние на уровень текущей платежеспособности пре-ия. Выплаты прибыли собственниками и персоналом пре-ия осуществляются в денежной форме, т.е. в форме основного актива, обеспечивающего платежеспособность по неотложным финансовым об-вам. При большом объеме выплат прибыли на цели потребления, уровень может снизиться.

Дивидендная политика – политика в области распределения доходов между собственниками акционерного общества. Она должна вписываться в общую экономическую стратегию предприятия, быть адекватной экономическим интересам её собственников, учитывать масштабы прибыли, уровень рентабельности. Обеспечивать повышение доходов собственников предприятия, оказывать воздействие на рост рыночной стоимости предприятия. Основным элементом дивидендной политики следует отнести азработку внутреннего положения о выплате дивидендов. Факторы дивидендной политики: текущие (текущие финн.возможности предприятия); долговременные (экономичекая стратегия, вопросы формирования финн.имиджа,создание крупных долгосрочных резервов.

Дивиденд – стоимость активов акционерного общества, распределяемых среди держателей акций пропорционально числу их акций в счет чистой прибыли отчетного периода.Сумма дивидендов не превышает суммы чистой прибыли за данный период.

Виды дивидендной политики:

1. Остаточная дивидендная полит. Эта полит строится на первостепенном учете инвестиционных возможностей корпорации, ограниченности внешних источников финансирования или их высокой стоимости. Опред. след. об.: 1) определяется кол-во ден средств, кот.может располагать корпорация без доп. эмиссии акций. 2) возможный размер нового капитала сравнивается с инвес-ми возможностями через сравнение относит. ожидаемой величины дохода (внутренней нормы доходности проекта) и стоимости капитала.

2. Полит фиксированного дивидендного выхода. Корпорации могут устанавливать оптимальное значение дивидендного выхода и придерживаться его. Но т.к. величина чистой прибыли варьируется по годам, то денежное выражение див-ых выплат тоже будет различно. Колебания дивидендов могут вызвать падение цен акций. В чистом виде полит фиксированного дивидендного выхода не максимизирует цену акции.

3. Полит неснижающихся дивидендов на акцию и остаточного подхода к нераспределенной прибыли. Суть политики — никогда не снижать ежегодный размер дивиденда на акцию. Полит может выражаться: 1) в постоянном или слабо увеличивающемся размере дивиденда на акцию; 2) в стабильных выплатах невысоких дивидендов и процентных надбавок в удачные годы.

4. Полит выплаты дивидендов акциями. - может проводиться как при неблагополучном фин состоянии, так и при временном недостатке фин-ых средств для реализации инвестиционных программ при общей фин-ой устойчивости. Выплата дивидендов акциями диктуется не отсутствием ден средств в данный момент, а либо невозможностью их концентрации к моменту выплаты дивидендов, либо альтернативными вариантами исп-ия чистой прибыли. Рук-во, принимая решение об объявлении дивидендов, должно четко оценивать возможности изменения стр-ры активов и нахождения необходимых ден средств.

5. Полит выкупа собст акций. Выкуп собст акций означает исп-ие чистой прибыли на выплаты владельцам капитала и может рассм-ся как дивидендная полит, альтернативная ден выплатам дивиденда. Многие корпорации проводят активные компании по выкупу своих акций.

6. Полит низкой дивидендной доходности и косвенных вып­лат отдельным акционерам. Эта полит проводится многими рос­с.корпорациями и имеет основную цель — удержание контроля. Т.к. при объявлении дивидендов все акции одного вида (обыкновенные, различные типы привилегированных) имеют одинаковые права и должны иметь одинаковую дивидендную доходность, то рук-во корпорации в целях сохранения нынешнего состава акционеров и недопущения перехода контр пакета к стороннему инвестору проводит политику косвенных высоких выплат из чистой прибыли отдельным группам акционеров, в большинстве случаев неконсолидированных.

Современное производство обретает свойство непрерывных изменений, что выдвигает на первый план значимость эффективного управления развитием производства. Без эффективного планирования развития производства, которое должно удовлетворять требованиям гибкости, новаторства, своевременности, непрерывности совершенствования, невозможно эффективное функционирование предприятия.

В соответствии с общими положениями формирование целей, генерация и восприятие образа развития производства заключается в определении требуемого или желаемого состояния системы в планируемом периоде, а также общих способов достижения этого состояния. Цель развития производства должна устанавливать определенные ориентиры на выбранные периоды времени. Этот элемент является наиболее важным в управлении, так как от него зависит дальнейшее развитие производства и предприятия в целом.

Любой процесс управления в соответствии с принципиальной схемой начинается с формирования системы целей и задач деятельности предприятия на определенный период времени, которые должны быть логическим продолжением миссии организации. Процесс планирования развития производства на предприятии представлен на рис. 1.

Рис. 1. Взаимосвязь планирования развития производства с общим процессом планирования на предприятии

Цели развития производства являются частью общих целей предприятия. На каждом уровне управления миссию необходимо преобразовать в конкретные стратегические цели. Необходимость прибыльности деятельности предприятия порождает, как одну из целей, необходимость эффективного управления развитием производства. Таким образом, общие цели, отражающие концепцию развития, порождают иерархию задач, включающую профессиональные цели и маркетинговые задачи. Цель, состоящая в повышении производительности, обусловливает профессиональную задачу компании - разработку новых технологий, материалов, внедрение новых организационных структур и т.д. Однако, как утверждают многие ученые, исследования дороги и требуют увеличения прибыли для реинвестирования в исследовательские программы. Поэтому увеличение прибыли становится следующей главной целью компании. Прибыль можно повысить, увеличивая объем продаж или сокращая расходы. Объем продаж можно увеличить, расширяя долю компании на внутреннем рынке, осваивая новые зарубежные рынки или сочетая одно с другим. Эти цели становятся актуальными маркетинговыми задачами компании.

Цели, связанные управлением развитием производства, относятся к специфическим целям, которые разрабатываются после определения целей по рентабельности, и носят характер подцелей. Достижение этих целей является важным шагом на пути осуществления компанией своей миссии. Целями, относящими к управлению развитиемпроизводства, являются направления в области НИОКР - совершенствование технического уровня производства, развитие новых продуктов; а также цели производства - внедрение новых технологий, установление нормативных показателей, обеспечивающих эффективное использование ресурсов, разработка программ: снижения издержек и контроля качества продукции, производства новой и усовершенствования выпускаемой продукции. Формирование целей происходит исходя из оценки потенциальных возможностей фирмы и обеспеченности ее соответствующими ресурсами. Процесс формирования целей - одна из важнейших составляющих управления, исходный пункт всех плановых расчетов.

Стратегия развития производства, технологическая стратегия должна опираться на непрерывное повышение качества создания продукции и услуг, лучше и быстрее отвечающих ожиданиям потребителей. Стратегии даже бездефектного производства обезличенных продуктов в конечном счете обречены на неудачу. Успешное технологическое планирование обычно выявляет критические для перспектив бизнеса технологии, оценивает существующие слабости и преимущества формирования потенциала укрепления конкурентных позиций. Планирование перспективного технологического задела необходимо всем предприятиям. Стратегия непрерывного совершенствования с поиском возможных технических позволяет опережать конкурентов, зациклившихся на эффективности устаревших технологий.

Один из важнейших элементов стратегии развития производства - разработка научно-технической политики предприятия. Научно-техническая политика обычно определяется как генеральная линия, система стратегических мер, проводимых руководством в области стратегии повышения качества продукции, ресурсосбережения, организационно-технического развития производства как компонентов целевой подсистемы системы менеджмента. Научно-техническая политика направлена на достижение стратегических целей в области обеспечения конкурентоспособности выпускаемых товаров, технологий, производства и других объектов предприятия.

Основные элементы научно-технической политики:

1. Проведение работ, связанных с разработкой новых и совершенствованием старых технологий, созданием новой технологической базы, позволяющей в будущем гораздо быстрее, а следовательно, и эффективнее реагировать на изменения, происходящие на рынке.

2. Гибкость производства является предпосылкой диверсификации выпускаемой продукции, осуществления деятельности, связанной с разработкой новых товаров и изделий, обладающих высоким качеством и имеющих спрос на рынке. В этой связи необходимо сформулировать подходы по определению позиции предприятия на рынке, направлений деятельности маркетинговых служб, созданию определенного имиджа фирмы на рынке. Указанные подходы меняют соотношение затрат на производство. Поэтому в процессе исследования товарного рынка необходимо обосновать размер затрат на создание продукции и обслуживание ее в течение жизненного цикла.

3. Повышение доли участия персонала, стимулирование мотивации к труду. Этот элемент научно-технической политики позволяет выработать кадровую политику промышленного предприятия, направленную на создание корпоративного характера, ориентированного на эффективное развитие.

4. Выработка программного подхода для осуществления научно-технической политики предприятия в целях обоснования и организационного сопровождения предлагаемой на перспективу концепции организации производства. Разрабатываемые при этом комплексные программы должны состоять из перечня типовых действий, жестко увязанных с итогами мониторинга научно-технического потенциала промышленного предприятия.

Совокупное рассмотрение факторов внешней и внутренней среды деятельности предприятия позволяет сформулировать общие принципы выработки научно-технической политики:

План развития производства должен содержать следующие разделы: план повышения технического уровня производства; план повышения организационного уровня производства; план социального развития коллектива; план мероприятий по охране окружающей природной среды; показатели организационно-технического уровня производства (уровень автоматизации, прогрессивности технологических процессов, средний возраст технологического оборудования, уровень организованности управленческих процессов и т.п.); инвестицио нные проекты по развитию производства.Рис. 2. Составные элементы плана развития производства на предприятииПри таком разделении процесса развития производства возможно создание системы плановых показателей, которые будут способствовать повышению эффективности управления развитием производства (рис. 3).

Так, в случае развития производства по первому типу очевиден выбор в качестве основных таких показателей планирования развития производства, как:
уровень механизации и автоматизации производства;
уровень прогрессивности технологических процессов;
средний возраст технологических процессов;
фондовооруженность труда работников и т.п. (см. рис. 3).

Если выбранный путь развития производства соответствует второму типу, тогда в процессе планирования особое внимание необходимо уделять таким показателям:
длительность разработки и внедрения в производство новой продукции;
количество новых товаров, выпускаемых предприятием за определенный период времени;
частота изменений, производимых в конструкциях выпускаемых товаров и т.п.

Третий тип развития производства характеризуется набором таких показателей планирования, которые применимы как в первом, так и во втором случае. Их выбор определяется комплексным характером задач, стоящих перед конкретным предприятием.

Таким образом, описанный процесс планирования развития производства предприятия позволяет проследить логическую взаимосвязь и взаимообусловленность основных этапов данного процесса. Необходимо отметить, что успешное планирование изменяет факторы успеха, даже правила конкурентной борьбы. Важность процесса планирования развития производства заключается в том, что недооценка и просчеты при выполнении этой функции ведут к возрастанию затрат на этапе реализации мероприятий. Качественное планирование позволяет повысить эффективность управления развитием производства, а значит, обеспечивает возможность развития предприятия в целом, роста его конкурентоспособности. Данная задача стоит на современном этапе развития рыночных отношений не только перед многими производителями, но и перед государством.

Процесс управления на предприятиях претерпевает глубокие изменения, вызванные обострением конкуренции, трансформацией хозяйственных связей и постоянным изменением внешней и внутренней среды предприятия. Быстрые изменения расцениваются большинством как неуправляемые и непланируемые. Поэтому темп и значительность изменений заставляют руководителей уделять больше внимания планированию. Для выживания и успешной деятельности необходимо уделять особое внимание управлению развитием производства, так как производство - это основа хозяйственной деятельности предприятия.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 533; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.200.180 (0.018 с.)