Гос.финансы подразделяются на централизованные и нецентрализованные. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гос.финансы подразделяются на централизованные и нецентрализованные.



Гос.финансы – совокупность эконом.отношений возникающих в реальном ден.обороте по поводу формирования, распределения и использования централизованных фондов ден.средств. Централизованные финансы - важная часть финансовой системы. Они находятся в собственности государства и в соответствии с Бюджетным кодексом, функционирующим с 1 января 2000 г., объединяют бюджетную систему (федеральный, региональные, местные бюджеты) и внебюджетные специальные фонды.
Каждый бюджет функционирует автономно, т.е. нижестоящий бюджет своими доходами и расходами не включается в вышестоящий бюджет. Для целей планирования бюджетных ресурсов составляется консолидированный бюджет - статистический сводный бюджет, который объединяет финансовые ресурсы всех уровней бюджетной системы. Он подразделяется на федеральный бюджет (фед.бюджет и федеральные целевые бюджетные фонды) и консолидирующий бюджет (бюджет субъетов РФ, территориальные целевые бюджетные фонды, бюджеты мун.образований). В СВОЮ ОЧЕРЕДЬ БЮДЖЕТЫ МУН ОБРАЗОВАНИЙ ВКЛЮЧАЮТ В СЕБЯ (БЮДЖЕТЫ ГОРОДОВ, РАЙОНОВ, Городские, внутригородских районов,поселковые, сельские). Способствует стабильному росту жизненного уровня населения страны.

Бюджетной системе принадлежит решающая роль в межотраслевом и межтерриториальном перераспределении средств для выравнивания уровней экономического и социального развития регионов. Специальные внебюджетные фонды - форма образования и расходования ден.средств вне федерального бюджета и бюджетов субъетов РФ. Позволяют финансировать важнейшие соц.программы. Начали функционировать с 1 января 1992 г. Внебюджетные фонды, подразделялись на экономические (дорожные, НИОКР и др.) и социальные. Эти фонды имеют строго целевое назначение: они предназначены для расширения социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей социальной инфраструктуры. Среди внебюджетных социальных фондов важнейший - Пенсионный фонд. Он формируется за счет страховых взносов, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, полученных от собственных инвестиций. Средства фонда используются на выплату пенсий по воз расту, инвалидности, по случаю потери кормильца, а также пособий на детей и т.д.. К внебюджетным социальным фондам относятся Фонд социального страхования, предназначенный главным образом для выплаты различных пособий, и федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, призванные обеспечить охрану здоровья населения.
Федеральный бюджет и бюджеты внебюджетных социальных фондов разрабатываются и утверждаются как федеральные законы. Бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты региональных внебюджетных фондов также утверждаются представительными органами субъектов Федерации, а местные бюджеты - местными органами самоуправления.

Децентрализованные финансы составляют основу финансовой системы, поскольку именно здесь, в сфере материального производства формируется преобладающая часть финансовых ресурсов страны. Они объединяют финансы предприятий (организаций) и финансы домаш. хозяйств. Финансы предприятий как звено финансовой системы участвуют в создании материального источника всех денежных фондов страны - национального дохода. От состояния финансов коммерческих организаций зависит общее финансовое положение страны и, следовательно, высокие темпы развития отраслей национального хозяйства.
3) Финансы предприятий (присоединить к вышесказанному без дальнейш разделения) Принципы организации финансов предприятия: - Самостоятельности – когда хоз.субъект самотоятельно определяет сферу деятельности источники финансирования, направления использования ресурсов с целью получения прибыли. - Самофинансирования – полная самоакупаемость затрат на производство и реализацию продукции. - Материальной заинтересованности - Материальной ответственности - Обеспечение финн.резервовтветственности

ти

рат на производство и реализацию продукции.

ки финансирования, направления использования ресурсов с ельюецент

4) Фин.дом хоз-тв Дом.хоз-во – хоз-во, которое ведется одним или несколькими лицами проживающими совместно и имеющие общий бюджет. Функции: Обеспечение жизненных потребностей семьи;Распределительная (формирование первичных доходов семьи). Финн.отношения дом.хоз-тв включают – отношения м/у данной хоз.единицей и др.звеньями финн.системы, при создании первичных доходов соответственно в виде з/пл, отношения м/у членами дом.хоз-тв в отношении испоьзования ден фондов. Источники финн.ресурсов дом.хоз-тв -Собственные (з/л каждого члена сеьи) - Средства мобилизованные на рынке (кредиты, займы) - Средства поступающие в порядке перераспределния (пенсия, пособия)

За счет финн.ресурсов формируется фонд потребления (для удов-ния личных потребностей членов семьи), фонд сбережения (который будет использован в будущем для осущ-ния приобретений).

Доходы дом.хоз-тв – часть Нац.дохода, создаваемое в процессе производства и предназначенная для удовлетворения мат.потребностей членов хоз-тв. Доходы подразделяются на з/пл, доходы от предпринимательской деятельности, доходы от ЦБ, арендная плата за временно переданное имущество, доходы от продажи, ит.п. В зависимости от равномерности поступления бывают: Регулярные (з/пл); переодические (премии, гонорары); случайные или разовые (подарки, срах.случаи). В зависимости от надежности поступления бывают: гарантированные, условно-гарантированные, негарантированные).

Расходы дом.хоз-тв – фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей необходимые для продолжения жизни человека. По степени регулярности расходы бывают: постоянные (питание, ком.платежи), регулярные (одежда), разовые (товары длительного пользования, быт.техника). По степени необходимости: первоочередные расходы, второочере

3. Финансовая политика: понятие, содержание, инструменты.

В процессе функционирования государство осуществляет политическую деятельность в различных сферах общественной жизни. Объектом этой деятельности выступают экономика в целом, а также ее отдельные составные элементы: денежное обращение, финансы, кредит, валютные отношения и т.п.

Совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций представляет собой финансовую политику.

Содержание финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий: разработку обшей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач; создание адекватного финансового механизма; управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.

Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны и взаимозависимы.

Финансовая политика - составная часть экономической политики государства. В ней конкретизируются главные направления развития народного хозяйства, определяется общий объем финансовых ресурсов, их источники и направления использования, разрабатывается механизм регулирования и стимулирования финансовыми методами социально-экономических процессов.

В то же время финансовая политика - относительно самостоятельная сфера деятельности государства, важнейшее средство реализации политики государства в любой области общественной деятельности.

При выработке финансовой политики следует исходить из конкретных особенностей исторического развития общества. Она должна учитывать специфику внутренней и международной обстановки, реальные экономические и финансовые возможности страны. Учет текущих особенностей должен дополняться изучением опыта использования экономического и финансового механизма, новых тенденций развития, а также мирового опыта. В процессе проведения финансовой политики особенно важно требование обеспечения ее взаимосвязи с другими составными частями экономической политики: кредитной, ценовой, денежной.

Оценка результатов финансовой политики государства основывается на ее соответствии интересам общества и большинства его социальных групп, а также на достигнутых результатах, вытекающих из поставленных целей и задач.
Цели финансовой политики. При всех особенностях формирования финансовой политики можно выделить два целевых направления ее проведения: фискальное и регулирующее.

1. Любая финансовая политика в первую очередь предполагает решение фискальных задач государства, которые связаны с балансированием доходов и расходов государства. В этом случае оптимальна ситуация, при которой все расходы государства покрываются за счет его текущих обязательных доходов. Достичь такого равновесия очень трудно, так как потребности в осуществлении расходов более динамичны и, как правило, превышают возможности по сбору доходов. Поэтому государству постоянно приходится искать пути сокращения расходов или увеличения доходов. И то и другое направление сложны с точки зрения их практического осуществления.

Особенно труден поиск дополнительных доходов, потому что это приводит к росту налогового бремени плательщиков. Механизм воздействия налоговой нагрузки на объем поступающих доходов определяется законом Лэффера. Суть закона заключается в следующем. Первоначально рост налогового бремени приводит к увеличению доходов государства и по степенно достигается точка оптимума, которая характеризует наилучший уровень налогового изъятия, удовлетворяющий, с одной стороны, плательщиков, а с другой стороны, - государство, получающее максимум доходов. При дальнейшем повышении налогового бремени сверх оптимального уровня объем доходов сокращается и стремится к нулевой отметке при 100%-ном уровне изъятия. Такое снижение доходов происходит объективно - за счет снижения стимулов развития экономической деятельности и субъективно - посредством сокрытия объектов обложения и уклонения от уплаты налогов. Эта зависимость между налоговым бременем и доходами проявляется только в условиях рыночной экономики, когда экономические субъекты свободны в выборе своего поведения. В условиях плановой экономики закон Лэффера не действует в связи с тем, что все решения об использовании финансовых ресурсов принимаются государством единолично.
Закон представляет собой объективные взаимосвязи в поведении государства и экономических субъектов, но при этом он не определяет конкретного уровня изъятия средств. Оптимальный уровень зависит от множества факторов, характерных для той или иной страны, среди которых можно выделить экономические, социальные, политические, конкретно-исторические, психологические и другие.

Балансирование доходов и расходов государства возможно также при помощи сокращения расходов, но этот процесс достаточно сложен, потому что может затрагивать интересы предпринимателей и больших социальных групп населения, что приводит к определенным социальным издержкам. 2. Кроме фискальных целей финансовая политика предполагает регулирование экономических процессов. Регулирование осуществляется в связи с тем, что государство располагает определенными инструментами, которые оказывают влияние на интересы экономических субъектов. К ним относятся: налоги, государственный кредит, различные нормы и нормативы, при помощи которых регулируются финансовые отношения. С их помощью государство оказывает воздействие на размер денежных средств, которыми располагают экономические субъекты, и тем самым влияет на различные экономические процессы. К таким процессам относятся: экономический рост, занятость, уровень инфляции, состояние валютного курса, развитие отдельных территорий, отраслей и предприятий.

Регулирование может осуществляться государством стихийно или сознательно. Если государство не ставит перед собой специальных целей регулирования и основной задачей финансовой политики является фискальная, то в таком случае регулирование осуществляется стихийно. Однако движение финансовых ресурсов всегда оказывает влияние на интересы экономических субъектов. Положительный или отрицательный результат такого регулирования определяется случайными факторами совпадения интересов государства и экономических субъектов.

В настоящее время регулирование является обязательным элементом финансовой политики любого государства и сознательно используется для достижения целей экономического развития. Существуют два механизма финансового регулирования: стимулирующий и рестрикционный. Стимулирующее регулирование направлено на увеличение финансовых ресурсов экономических субъектов посредством снижения налоговых платежей и увеличения бюджетных расходов для обеспечения экономического роста и занятости населения. Рестрикционное - связано с сокращением денежных средств в экономике, которое достигается за счет усиления налоговой нагрузки и уменьшения бюджетного финансирования, чтобы сдержать деловую активность и стабилизировать денежное обращение.
Финансовые инструменты регулирования обеспечивают решение средне- и долгосрочных задач, что связано с необходимостью наличия значительного периода времени для изменения законодательства и адаптации экономических субъектов к новым условиям деятельности.
Для оперативного воздействия на экономические процессы государство использует не финансовые, а кредитно-денежные инструменты: учетную ставку или ставку рефинансирования, прямые операции государства на кредитном, валютном и фондовом рынках и нормы обязательного резервирования средств кредитных учреждений в Центробанке. Фискальные и регулирующие цели финансовой политики, как правило, находятся в определенном противоречии, так как первые требуют ежегодного балансирования доходов и расходов государства, а вторые очень часто приводят к бюджетным дефицитам в условиях стимулирования экономического роста и занятости. Однако такая ситуация временна, потому что после достижения позитивного результата обеспечивается балансирование бюджета и в ряде случаев - формирование и накопление бюджетных профицитов. В целом осуществляется циклическое балансирование доходов и расходов государства, т.е. покрытие бюджетных дефицитов за счет накопленных в другие годы бюджетных профицитов.

Инструменты финансовой политики - выпуск государственных ценных бумаг для обеспечения и обслуживание государственного долга, выдача ссуд на развитие производства, регулирование и контроль за финансовыми рынками и финансовым обращением, оперативное управление государственными средствами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 714; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.144.217 (0.016 с.)