Гл. III. Шпоры с 1 по 62 включительно. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гл. III. Шпоры с 1 по 62 включительно.



Гл. III. Шпоры с 1 по 62 включительно.

Финансы: понятие, функции и роль в современной рыночной экономике.

Финансы - особые эк. отн-я по поводу образования, распределения и исп-ия фондов ден. ср-в, централизованных и децентрализованных финансов в целях выполнения функций и задач гос-­ва и обеспечения условий расширенного воспр-ва. Под централизованными финансами понимаются эк отн-ия, связанные с форм-ем и исполь-ем фондов ден-х ср-в гос-ва, под децентрализованными финансами — ден отн-ия, опосредующие кругооборот ден-х фондов пр-ий. Деньги — это всеобщий эквивалент, с помощью прежде всего измеряются затраты труда, а фин — эк. инструмент распреде­ления и перераспределения ВВП и национального дохода, орудие контроля за образова­нием и использованием фондов ден ср-в. Главное их назначение сост в том, чтобы путем образования ден доходов и фондов обеспечить не только потребности гос-ва и пр-ий в ден средствах, но и контроль за расходо­ванием фин-ых ресурсов.

Главным материальным источником ден доходов и фондов служит национальный доход страны — вновь созданная сто-ть или сто-ть ВВП за вы­четом потребленных в процессе про-ва орудий и средств про-ва. Именно с учетом размеров национального дохода и его отдельных частей — фон­да потребления и фонда накопления — опред пропор­ции развития эк-ки и ее стр-ра.

Без участия финансов национальный доход не м.б. распределен. Фин — неотъемлемое связующее звено между созданием и использованием национального дохода. Фин, воздействуя на пр-во, распределение и потребление, носят объективный характер. Они выражают определенную сферу про­изводственных отношений и относятся к базисной категории.

Ф-ции финансов: Распределительная ф-ция проявл при распределе­нии национального дохода, когда происходит создание так на­зываемых осн, или первичных доходов. Их сумма равна национальному доходу. Осн доходы формируются при рас­пределении национального дохода среди участников материаль­ного пр-ва. Они делятся на две группы: 1) зарплата ра­бочих, служащих, доходы фермеров, крестьян, занятых в сфере материального пр-ва; 2) доходы пр-ий сферы ма­териального пр-ва. Респред-е осущ 2 методами: финансово-бюджетный (посредством изъятия части дохода) и безвозмездного финансирования из гос.фондов ден.средств. Также кредитно-денежраспред-е - распределение свободных ден.ресурсов кредитных орг-ции. 3 принципа кредитования – возвратность, срочность, платность.

Контрольная ф-ция. Осущ контроль за распределением ВВП по соответствующим фондам и расходованием их по целе­вому назначению. Нацелен на повышение эк стимулирования, рациональное и бережливое расходование материальных, трудовых, фин-ых ресурсов и природных богатств, сокращение непроизводительных расходов и потерь, пресечение бесхозяйственности и расточительства.

Фин контроль классифицируется по ряду признаков: 1) по времени проведения: предварительный (осущ-ся на стадии рассмотрения), текущий (осущ-ся финн.орг-циями в виде регулярной проверки, соблюдение финн.дисциплины, соблюдение установленных норм платежей), последующий (контроль за результатами деятельности в зависимости от субъектов осуществления контроль бывает государственный – (налоговая, фсс(фонд социал.страхования), пФ(пенсионный фонд)) внутрихозяйственный (на предприятии); 2) по субъектам контроля: президентский, контроль представительных органов власти и местного самоупр., контроль исполнительных органов власти, контроль кред органов, внутриведомственный, внутрихозяйственный, аудиторский; 3) по сфере фин. де-ти: бюджетный, валютный, кредитный, налоговый, страховой, инвестиционный и контроль за ден массой; 4) по форме проведения: обязательный или внешний, инициативный или внутренний; 5) по методам проведения: обследование, надзор, анализ хозяйственной д-ти, ревизии и проверки, мониторинг (наблюдение).

Регулирующая ф-ция финансов позволяет государству регулировать доходные и недоходные отрасли путем либо повышения, либо уменьшения налоговых ставок.

Современная экономика не может существовать без гос-ых финансов. На определенных этапах исторического раз­вития ряд потребностей общества могут финансироваться только г-вом. Это атомная промышленность, космические ис­следования, ряд новых приоритетных отраслей эк-ки, а также пр-ия, кот необходимы всем (почта, телеграф и некот другие). Фин отражают уровень развития производительных сил в отдельных странах и возможности их воздействия на макро­экономические процессы в хозяйственной жизни.

Стимулирующая функция – проявляется в предоставлении доп.фин.возможностей в использовании фондов ден.средств.

Аккумулирующая ф-ия – осущ-ся посредством концентрации ден.средств централизованных и децентрализованных фондах в различных секторах экономики и уровнях бюджетной системы. Эти отношения могут возникнуть: - по поводу перераспределения дохода общества в пользу одного из них; - для обеспечения адекватного исполнения государством функций, в которых нуждается общество; - в процессе неэквивалентного обмена на основе долговых обязательств в условиях неопределенности и риска.

Роль финансов в экономике многообразна, но тем не менее ее можно свести к трем основным направлениям: - финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства; - финансовое регулирование экономических и социальных процессов; - финансовое стимулирование эффективного использования всех видов экономических ресурсов.

Финансовое обеспечение потребностей расширенного воспроизводства означает покрытие затрат за счет финансовых ресурсов. Различают следующие основные источники финансовых ресурсов: собственные средства (уставный капитал, прибыль и др.);
заемные средства - это долгосрочные и краткосрочные кредиты и займы; привлеченные средств - это денежные средства, которые не принадлежат предприятию, но используются в его обороте (за долженность перед бюджетом, работниками предприятия, поставщиками и т.п.).

Регулирование экономики - это изменение темпов роста отдельных структурных подразделений для перестройки про изводства в соответствии с изменившимися потребностями общества. Регулирование экономики осуществляется через перераспределение финансовых ресурсов: достаточно выделить финансовые ресурсы и темпы развития отрасли или региона ускоряются, и наоборот, прекращение финансирования может задушить любое производство.

Управление финансовыми взаимоотношениями в области внешнеэкономической деятельности осуществляется с помощью финансово-кредитного механизма, который представляет собой совокупность форм, методов, средств организации движения финансовых ресурсов и включает в себя налоговое, валютное, таможенно-тарифное регулирование.

На уровне предприятия управление внешнеэкономической деятельностью осуществляется посредством внешнеторгового аппарата, организационная структура которого весьма разнообразная Она зависит от размера предприятия, характера его производственной специализации, принципиальной схемы организационного устройства и принятой формы управления, совокупности внешних условий функционирования, уровня развития экспорта. С учетом вышеуказанных параметров формулируются конкретные цели и задачи внешнеторговой организации, ее структура (например, внешнеторговая фирма, управление внешнеэкономической деятельностью, отдел внешнеэкономических связей).

М\нар кредитные операции означают сделки с ссудным капиталом. Сегодня ссудный капитал развитых стран стал интегриро­ванной частью м\нар рынка ссудных капиталов. М\нар кредит существует в трех видах: частный, частно-гос, гос.

После введения всеми развитыми странами полной конвертируемо­сти валюты частный м\нар кредит стал занимать осн место в м\нар кред отношениях. Гл источники этого вида кредита — депозиты и привлечение ресурсов путем выпуска депозитных сертификатов. Большинство этих депозитов и ресурсов яв­ляются краткоср, т.е. имеют срок обращения менее одного года. Долгоср ресурсы, как правило, привлекаются путем выпуска об­лигаций.

Ссудный капитал — это ден капитал, предоставляемый его собственником другому лицу взаймы или в форме кредита. Право вы­давать кредиты имеют только банки или другие кредитные учрежде­ния. Движение ссудного капитала на мировом фин-ом рынке вы­ступает в виде м\нар кредита, выдаваемого заемщику на условиях возвратности, срочности и платности. На м\нар кредит влияют многие факторы: платежный баланс, размер процент­ной ставки, вид валюты, курс валюты, уровень рентабельности кред операций и др.

М\нар кредит обеспечивает перераспределение ссудно­го капитала между странами, усиливает процесс концентрации капи­тала в рамках мирового хозяйства, ускоряет процесс реализации това­ров (работ, услуг) во всемирном масштабе.

Ведущая роль в международном кредитовании принадлежит МВФ (междун-ый валютный фонд), который предоставляет следующие виды кредитов: обычный кредит предназначен для преодоления временных труд­ностей платежного баланса в пределах года. При необходимости он м.б. продлен до пяти лет. Ограничительным условием величи­ны этого кредита явл наличие у страны-заемщика в МВФ суммы национальной валюты, не превышающей 25% квоты кредита в тече­ние года. Годовая процентная ставка по кредиту устанавливается на основе оценок доходов, расходов и чистой прибыли; компенсационный кредит предназначен для компенсации умень­шения экспортной выручки по причине, не зависящей от страны-заем­щика. Срок данного кредита — от трех до пяти лет; «буферный», или стабилизирующий кредит, предназначен для фин-ия запасов добываемого сырья в связи с неблагоприят­ной конъюнктурой на международном рынке. Срок данного кредита — от трех до пяти лет; средства на расширенное фин-ие предназначены для проведения структурной перестройки внешних расчетов. В случае серь­езного нарушения платежного баланса данный кредит предоставляет­ся сверх обычных кредитов на срок до трех лет при наличии соответ­ствующей квоты и условии погашения в течение 4—10 лет.

В любой стране существуют уполномоченные коммерческие бан­ки, кот могут заниматься кредитованием внешней торговли. Кре­дитование внешней торговли включает в себя кредитование экспорта и кредитование импорта. Банковские кредиты для фин-ия эк­спорта предоставляются: под товары в стране экспортера. Этот кредит дает экспортерам возможность проводить операции по заготовке и накоплению товаров, предназначенных для экспорта, не дожидаясь реализации ранее заго­товленных товаров; под товары, находящиеся в пути. Этот кредит предоставляется при необходимости транспортных документов: коносамента, желез­нодорожной накладной и др. Коносамент пред собой транс­портный документ, содержащий условия договора морской перевозки, и дает его держателю право распоряжаться грузом; то же самое осущ под товары, или товарные документы в стране импортера. Банковский кредит для фин-ия экспорта и импорта спо­собствует ускорению кругооборота капитала и превращению его из товарной в денежную форму.

Существуют следующие виды банковс­ких кредитов, испол в межд торг. 1 Акцептный кредит — это кредит, предоставляемый банком в фор­ме акцепта переводного векселя (тратты), выставляемого экспортером на банк импортера. Банк акцептует эти векселя, гарантируя тем са­мым их оплату должником в установленный срок. При реализации товара в кредит экспортеры заинтересованы в акцепте векселя круп­ным банком. Такой вексель в любое время м.б. учтен или про­дан. При акцептном кредите формально кредит предоставляет экспор­тер, но акцептантом векселя выступает банк. Выдавая акцепт, банк не предоставляет кредита и не вкладывает в операцию своих средств, но и не обязуется оплатить тратту при наступлении срока платежа. В тех случаях, когда экспортер требует платежа наличными деньгами, прово­дятся операции рефин-ия. Стоимость акцептного кредита скла­дывается из двух элементов: комиссии за акцепт и учетной ставки.

2.Акцептно-рамбурсный кредит — разновидность акцептного кре­дита. Рамбурс в м\нар торговле означает оплату купленного товара через посредство банка, в форме акцепта банком импортера тратт, выставляемых экспортером. Термин «акцептно-рамбурсный кредит» применяется обычно в тех случаях, когда банки акцептуют тратты, выставляемые на них иностранными комм банка­ми. Эти банки играют вспомогательную роль и принимают на себя от­ветственность перед банками-акцептантами по своевременному пере­воду (рамбурсированию) на их счета валюты, необходимой для опла­ты акцептованных тратт. 3.Факторинг пред собой торгово-комиссионную операцию, связанную с кредитованием оборотных средств. Факторинг явл разновидностью краткосрочного кредитования и посреднической д-ти и означает инкассирование деб задол-ти. Факторинг включает в себя взыскание (инкассирование) деб задол-ти покупателя, предоставление продавцу краткосрочно­го кредита и освобождение продавца от кред рисков по опера­циям. Осн цель факторинга — своевременное получение продавцом денег немедленно или в срок, определенный договором. Для это­го, по просьбе клиента, банк заключает договор об оплате всех платеж­ных документов, выставляемых на определенного покупателя. При этом, счета оплачиваются в определенном проценте к сумме этих сче­тов, оставшаяся часть за вычетом маржи банка оплачивается после поступления средств от покупателя. 4. Долгоср кредиты по компенсационным сделкам основаны на взаимных поставках товаров на равную стоимость. В этом случае стра­на-заемщик в лице какой-либо крупной компании, получив кредит на 15—20 лет на покупку машин, оборудования для создания и реконст­рукции пр-ия или освоения природных ресурсов, погашает его встречными потоками продукции, выпускаемой построенными или реконструированными пр-иями. Осни чертами компен­сационных соглашений являются их крупномасштабность и долгосроч­ный характер, а также взаимная обусловленность экспортно-импорт­ных сделок. 5. Открытие банком кред линий для иностранных заемщи­ков на оплату внешнеторговых сделок, в том числе револьверных (во­зобновляемых) кред линий, позволяющих в упрощенной фор­ме получить кредиты в пределах определенного лимита под поставки конкретных видов продукции и услуг.

10. Финансовая работа и финс-ое планирование в системе управления приятием.

Фин-ая работа пр-ия в современных условиях приобретает качественно новое содержание, что связано с разви­тием рын отношений. В условиях рыночной эк-ки важнейшие задачи фин-ых служб — не только выполнение обязательств перед бюджетом, банками, поставщиками, своими раб-ми, но и орг-ия фин-го мененеджмента.

Фин мен-т пред собой систему опти­мального упр ден потоками, возникающими в процессе фин-хоз д-ти пр-ия с целью достижения поставленной цели и максимиза­ции прибыли.

Объектом упр в фин-ом мен-те явл ден оборот хоз субъекта. Он предполагает разработку рациональной фин стратегии и тактики пр-ия на основе анализа фин отчетности, прогнозных оценок ден поступлений и выплат, их зависимости от из­менения стр-ры активов и пассивов пр-ия.

Это меняет прежние представления о стр-ре фин службы и ее месте в с\с-е упр пр-ием. Кон­кретная структура фин службы зависит от орг-прав формы хозяйствования, размеров пр-ия, объема пр-ва, величины ден оборота.

В фун-и фин службы входят: участие в разработке и исполнении бизнес-плана; разработка фин программы развития; определение кредитной политики; упр-ие ден потоками, возникающими в ре­зультате текущей (осн), инвестиционной и фин д-ти; разработка валютной политики; осуществление фин-го планирования; осуществление расчетов с поставщиками, покупателями, комм банками, бюджетом и другими контрагентами; обеспечение страхования от фин-ых и других рисков; анализ фин-хоз д-ти; контроль за целевым и эф-ым использованием де­нежных средств. В зависимости от размеров пр-ия, его отраслевой принадлежности, поставленных целей перечисленные ф-ции могут детализироваться и расширяться.

Понятие «план-е д-ти пр-ия» м.б. охарактеризовано с двух сторон: во-первых, с точки зрения теории фирмы и ее природы; во-вторых, конкретно-управленческой как од­ной из функций фин-го мен-та. Оба ас­пекта планирования тесно взаимосвязаны. Возможность и необходи­мость планирования как определенного вида д-ти управлен­ческого персонала обусловлены потребностями хозяйственной д-ти. С помощью планирования сводятся к минимуму неопреде­ленность рыночной среды и ее негативные последствия для хозяйству­ющих субъектов. Кроме того, устраняются излишние трансакционные издержки внутри фирмы по торговым сделкам (контрактам), напри­мер, на поиск покупателей и поставщиков, проведение переговоров о предмете сделки, оплату услуг консультантов и др.

В процессе планирования можно оценить:1) уровень развития пр-ия (экономический потенциал) и результаты его фин-хоз д-ти; 2) объем ресурсов (включая и фин-ые), при которых могут быть достигнуты цели пр-ия; 3)отдачу вложенных пр-ием в конкретные инвестиционные программы (проекты) средств.

На основе с\с-ы долгоср и оперативных планов осущ-ются орг-ия заплан-ых работ, мотивация персонала, контроль результатов и их оценка на базе плановых показателей. Пр-ие не в состоянии устранить предпр-кий риск, но мо­жет снизить его негативные последствия с помощью прогноз-ия. Как показывает практика развитых стран, использование пла-ия создает для корпорации следующие преимущества: дает возможность подготовиться к будущим неблагоприятным условиям в рын. конъюнктуре; позволяет оценить возникающие проблемы; стимулирует мен-ов к реализации своих решений; улучшает координацию действий между структурными под­разделениями пр-ия; обеспечивает пр-ие полезной для него информацией; способствует более эффективному использованию ресурсов и усилению контроля в корпорации.

Методы плнирования:

- Эконом.анализ (тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей)

- Нормативный метод (рачет потребности в ресурсах для предприятия)

Разработка пр-иями фин-ых планов (бюджетов) зани­мает важное место в с\с-е мер по стабилизации их ден хозяй­ства. Определим осн понятия, связанные с фин план-ем. Фин план — обобщенный плановый документ, отра­жающий поступление и расходование ден средств пр-ия на текущий (до одного года) и долгосрочный (свыше одного года) период. Он включает в себя составление операционных и текущих, бюд­жетов, а также прогнозы фин-ых ресурсов на два-три года. Выделяют стратегический план - предусматривает определение целей, задач, масштабы, сферу деятельности предприятия). Производственный план – составляется на основе стратегического, предусматривает производственную, материальную, инвестиционную политику.

Фин план является основой бюджетирования, что предст собой процесс разработки конкретных бюджетов в соответствий с целями оперативного- планирования (например, пла­тежный баланс на предстоящий месяц). Так, выделяют бюджет по балансовому листу — один из ключевых видов оперативного фин-го плана пр-ия, отражающий прогноз активов и пассивов бухгалтерского баланса на конец предстоящего квартала. Целью разработки бюджета по балансовому листу явл определение возможности прироста отдельных активов за счет предполагаемых источников фин-ия по пассиву баланса. С помощью этого документа обеспечивается фин-ая устойчивость пр-ия в прогнозном периоде. Бизнес-план — осн документ, разрабатываемый пр-ием и представляемый инвестору (кредитору) по реальному инвестицион­ному проекту или проекту санации данного пр-ия при угрозе его банкротства. В данном документе в краткой форме и общепринятой последовательности разделов излагаются ключевые параметры проекта и фин-ые показатели, связанные с его реализацией.

Смета - форма планового расчета, определяющая потребности пр-ия в ден ресурсах на предстоящий период и последовательность действий по исчислению показателей, например смета затрат на пр-во и реализацию продукции, составляемая на год с поквартальной разбивкой.

Значение внутрифирменного фин-го планирования заключает­ся в следующем: намеченные стратегические цели пр-ия преломляются в форме финансово-экономических показателей: объем продаж, себестоимость проданных товаров, прибыль, инвестиции, ден потоки; устанавливаются стандарты для поступления фин информации в форме фин-ых планов и отчетов об их исполнении; опред приемлемые границы фин-ых ресурсов, необходимых для реализации оперативных и долгоср планов пр-ия; оперативные фин-ые планы (на месяц, квартал) предоставляют полезную информацию для разработки и корректировки обще­ фирменной фин стратеги

В совр. условиях роль фин-го планирования прин­ципиально изменилась по сравнению с той, что была в централизо­ванно управляемой эк-ке. Теперь пр-ия сами заинтересо­ваны в том, чтобы реально представлять свое фин-ое положение сегодня и на ближайшую перспективу, во-первых, для того чтобы пре­успеть в своей хоз. д-ти; во-вторых, чтобы свое­временно выполнять обязательства перед бюджетной с\с-ой, соц. фондами, банками, другими кредиторами и тем самым огра­дить себя от штрафных санкций. В этих целях целесообразно заранее рассчитывать доходы и расходы, прибыль, учитывать последствия инфляции, изменения рыночной конъюнктуры, нарушения договор­ных обязательств партнерами. Ключевой целью фин-го плани­рования явл определение возможных объемов фин-ых ре­сурсов, капитала и резервов на основе прогнозирования величины ден потоков, формируемых за счет собственных, заемных и привлеченных с фондового рынка источников.

Результатом перспективного планирования явл-ся разработка 3 док-тов: прогноз отчета о прибылях и убытках; прогноз движения ден.средств; прогноз бухбаланса.

Формы безналичных расчетов

Расчетные документы предъявляются в банк в количестве экземп­ляров, необходимом для всех участников расчетов. Все экземпляры расчетного документа должны быть заполнены идентично. Списание банком ден средств со счета клиента производится им всегда на основании первого экземпляра расчетного документа при наличии двух подписей (первой и второй) лиц, имеющих право подписывать денеж­но-расчетные документу и оттиска печати, заявленных в карточке с образцами подписей. Расчетные документы принимаются банком к исполнению независимо от их суммы и действительны к предъявле­нию в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки.

Платежное поручение пред распоряжение владельца счета (плательщика) обслуживаю­щему его банку, оформленное расчетным документом, перевести оп­ределенную денежную сумму на счет получателя средств, открытый в этом или другом банке. С помощью платежных поручений соверша­ются расчеты как по товарным, так и по нетоварным операциям. Пла­тежными поручениями могут производиться платежи за поставлен­ные товары, выполненные работы, оказанные услуги; платежи в по­рядке предварительной оплаты товаров и услуг; платежи в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды; погашение банковских ссуд и процентов по ним; взносы средств в уставные капиталы вновь созда­ваемых пр-ий; уплата пени, штрафов, неустоек и т.д.

Расчеты по инкассо представляют собой бан­ковскую операцию, посредством кот банк-эмитент по поручению и за счет клиента на основании расчетных документов осуществляет действия по получению от плательщика платежа. Для осуществления расчетов по инкассо банк-эмитент вправе привлекать другие банки (исполняющий банк). Эти расчеты осущ-ются на основании двух видов расчетных документов: платеж­ных требований и инкассовых поручений.

Платежное требование — это расчетный документ, содержащий тре­бование кредитора (получателя средств) по основному договору к долж­нику (плательщику) об уплате опредден суммы через банк. Расчеты посредством платежных требований могут осуществляться как с акцептом платель­щика, так и без него. При расчетах с акцептом кредитор (поставщик) на основании фактической отгрузки продукции или оказанной услуги выписывает платежное требование и сдает его в свой банк на инкассо. С этой целью при оформлении платежного требования кредитор (поставщик) в поле «Срок для акцеп­та» должен указать количество дней, установленных для его акцепта.

Платежные требования могут использоваться также и для безакцепт­ного списания средств со счетов плательщиков. Такой порядок расчетов возможен лишь в случаях, предусмотренных законом либо осн договором между кредитором и плательщиком. Безакцептное списание ден средств со счета клиента возмож­но также по требованиям других кредиторов, если такой порядок рас­четов включен в осн договор кредитора с плательщиком. При этом условие о безакцептном списании должно одновременно содер­жаться в договоре банковского счета. Кроме того, плательщик обязан представить в обслуживающий его банк сведения о кредиторе, кото­рый имеет право выставлять платежные требования на безакцептноесписание, а также о товарах, работах, услугах, закот будут произ­водиться платежи. Отсутствие указанных сведений явл основа­нием для отказа банком в оплате платежного требования без акцепта, и оно будет оплачиваться в порядке предварительного акцепта со сро­ком три рабочих дня.

Аккредитив пред собой услов­ное ден об-во, принимаемое банком-эмитентом по по­ручению плательщика, произвести платежи в пользу получателя средств по предъявлении последним документов, соответствующих условиям аккредитива, или предоставить полномочия другому банку (исполня­ющему) произвести такие платежи. В отличие от других форм безна­личных расчетов аккредитивная форма гарантирует платеж поставщи­ку либо за счет собственных средств покупателя, либо за счет средств его банка. Банками могут открываться следующие виды аккредитивов: покрытые (депонированные) и непокрытые (гарантированные); отзыв­ные и безотзывные.

Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик пред­варительно депонирует средства для расчетов с поставщиком.

Непокрытый аккредитив — это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк.

Каждый аккредитив должен ясно указывать, явл он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания считается, что акк­редитив отзывной. Особенность отзывного аккредитива сост в том, что он м.б. изменен или аннулирован банком-эмитентом (по письменному распоряжению плательщика) без предварительного согласования с поставщиком. Однако исполняющий банк обязан оп­латить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулирова­нии аккредитива. Безотзывной аккредитив не м.б. изменен или аннулирован без согласия поставщика, в пользу которого он открыт.

Чековая форма расчетов. Чек — ценная бумага, содержащая ни­чем необусловленное распоряжение чекодателя банку произвести пла­теж указанной в нем суммы чекодержателю. Чекодателем явллицо, имеющее ден средства в банке, кот оно вправе рас­поряжаться путем выставления чеков, чекодержателем — лицо, в пользу которого выдан чек, плательщиком — банк, в котором находятся ден средства чекодателя. Чек, как и платежное поручение, оформ­ляется плательщиком, но в отличие от расчетов платежными поруче­ниями чек передается плательщиком (чекодателем) непосредственно поставщику в момент совершения хозяйственной операции, последний и предъявляет чек в банк для оплаты.

Отсутствие в документе какого-либо из указанных реквизитов ли­шает его силы чека.

Чек оплачивается банком за счет средств чекодателя, а именно, либо за счет средств, находящихся на счете чекодателя, либо за счет средств, депонированных чекодателем на отдельном счете. В отечественной бан­ковской практике используется преимущественно второй вариант, который получил название «расчеты чеками из лимитированной чеко­вой книжки».

Лимитированная чековая книжка пред собой сброшюро­ванные в виде книжки расчетные чеки (по 10, 20, 25, 50 листов), кот могут быть выписаны пр-ием на общую сумму, не превы­шающую установленный по этой книжке лимит. Лимит чековой книж­ки ограничен суммой предварительно задепонированных в банке средств на отдельном банковском счете.

Развитие безналичных расчетов приводит к сокращению потребности в наличных деньгах и к экономии издержек обращения. Чем крупнее платеж, тем сильнее проявляются эти преимущества. Однако, если сумма уплаты незначительна, то более экономичен расчет наличными. Установить точно грань, когда преимущества наличного платежа переходят в его недостатки, довольно трудно.

С другой стороны, безналичные расчеты заменяют банкнотное обращение. Особое значение приобретают безналичные расчеты при попытках стабилизации валюты. Столь же значительно влияние безналичных расчетов на покупательную способность денег внутри страны. Когда безналичные расчеты получают общественное признание (например, развитая чековая система), тогда чрезмерное форсирование их, подобно чрезмерному выпуску банкнот, может действовать инфляционно. Поэтому развитие безналичного оборота должно подвергаться такому же регулированию, как и эмитирование банкнот.

 

 

PI (индекс доходности)

Индекс доходности равен отношению настоящей стоимости денежных потоков к первоначальным затратам на проект, сумме инвестиций, направленных на его реализацию (если инвестиции были сделаны раньше, их стоимость приводится к настоящей).

где NCFi – чистый денежный поток для i-го периода;

r – ставка дисконтирования.

Значение индекса доходности, меньше или равное 1, означает нерентабельность проекта, он отвергается, как не приносящий инвестору дополнительного дохода. К реализации принимаются проекты со значением индекса доходности больше единицы.

Индекс доходности является относительным показателем, поскольку показывает уровень доходов на единицу затрат: чем больше значение этого показателя, тем выше отдача каждого вложенного. Поэтому значение индекс доходности используется при выборе одного проекта из ряда альтернативных.

ARR (простая норма прибыли)

ARR – учетная доходность, основанная на показателе прибыли, а не денежном потоке, и равна:

ARR = х 100%

где СГП – среднегодовая прибыль;

СГИ – среднегодовые инвестиции.

Вначале определяют среднегодовую амортизацию из предположения, что инвестиции будут амортизироваться по прямолинейному методу. Амортизация будет учитываться при расчете чистой прибыли. Далее определяют среднегодовые инвестиции:

СГП = ,

Где ПИ – первоначальная стоимость инвестиций;

ОС – остаточная стоимость инвестиций.

Данный показатель сравнивается со средней доходностью отрасли, и если он меньше, проект считается неэффективным. При сравнении альтернативных проектов лучшим считается тот, у которого значение ARR выше.

PBP (период окупаемости)

Время, которое необходимо для возмещения инвестиций и затрат проекта за счет его доходов. При этом временна́я ценность денег не учитывается. Этот показатель определяют последовательным расчётом чистого дохода (PV) для каждого периода проекта. Точка, в которой чистый доход примет положительное значение, будет являться точкой окупаемости.

PBP=А+ B/ Д,

где А – последний период с отрицательным коммулятивным денежным потоком;

B – число, последнее отрицательное значение коммулятивного денежного потока;

Д – число, которое изменило знак коммулятивного денежного потока с отрицательного денежного потока на положительный.

Срок окупаемости не может быть надежным показателем оценки инвестиционных проектов, т.к. он не учитывает динамики событий после срока окупаемости, не измеряет прибыльности, основной упор делает на ликвидность проектного предложения. Во избежание этого рассчитывается DPBP диконтир период окупаемости, который основан на дисконтированных денежных потоках (NPV).

7) WACC (Средневзвешенная стоимость капитала) - является показателем, характеризующим стоимость капитала так же, как ставка банковского процента характеризует стоимость привлечения кредита.

При этом стоимость отдельных долей капитала может определяться различными способами:

а) Доходность альтернативного вложения. Например, существует другой вариант вложения — депозит с гарантированной доходностью;

б) Вложение собственного капитала с известной доходностью. Например, собственник бизнеса знает, что капитал приносит N% годовых. Вкладывая деньги в новое дело, он хочет иметь доход не менее этих N%;

в) Привлечение капитала с требуемой доходность. Иными словами, сторонний инвестор хочет иметь заранее оговоренную доходность на свои вложения;

г) Средства привлекаются на платной основе. Например, банковский кредит.

WACC = х y + x b (1 – XC),

K = D + E,

где y – требуемая или ожидаемая доходность от капитала, %;

b - требуемая или ожидаемая доходность от заёмных средств, %;

ХС - ставка налога на прибыль для компании, %;

D – всего заемных средств;

Е – всего собственного капитала;

К – всего инвестированного капитала.

Дисконтирование будущих денежных потоков со ставкой, равной WACC, характеризует обесценивание будущих доходов с точки зрения конкретного инвестора и с учетом его требований к доходности инвестированного капитала

Гл. III. Шпоры с 1 по 62 включительно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.230.44 (0.068 с.)