Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика современного предприятия.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Управление дебиторской задолженностью. Кредитная политика современного предприятия.



Сущность любого процесса упр-ия заключается в целенаправленном воздействии субъекта на объект упр-ия. Объектом упр-ия является дебиторская задолженность, субъектом упр-ия - фин-ый менеджер. Д.З - это элемент оборотного капитала. Д.З. называется задолженность организаций и отдельных лиц предприятию. Увеличение д.з. означает отвлечение средств из оборота.

Существуют различные виды дебиторской задолженности:

1) товары отгруженные;

2) расчеты с дебиторами за товары и услуги;

3) расчеты по полученным векселям;

4) расчеты с дочерними предприятиями, с бюджетом, с персоналом по прочим операциям;

5) авансы, выданные поставщикам и подрядчикам;

6) задолженность участников (учредителей) по взносам в уставный капитал;

7) расчеты с прочими дебиторами.

Большой удельный вес неоплаченных счетов и других видов задолженности, тогда как платежи дебиторов в настоящее время - один из основных источников поступления средств фирмы, приводит к необходимости принятия соответствующих решений по управлению дебиторской задолженностью.

Оценивается характер существующей дебиторской задолженности, анализируется состав дебиторов, выявляются в их составе безнадежные долги. Подобная оценка проводится по группам дебиторов с различными сроками возникновения.

Д.з. можно классифицировать критериям. По причинам образования д.з. делится на оправданную и неоправданную. Оправданная д.з. связана с нормальными сроками документооборота. К ней относится д.з.,срок погашения которой еще не наступил или составляет менее одного месяца. Неоправданная д.з.- это просроченная задолженность, а также задолженность, связанная с ошибками в оформлении расчетных документов, с нарушением условий хозяйственных договоров.Существует безнадежная д.з.- это счета, которые покупатели не оплатили. Безнадежные долги списываются на убытки по истечении срока исковой давности.

По статьям бухгалтерского баланса д.з. делится на следующие виды: покупатели и заказчики; - векселя к получению; - задолженность дочерних и зависимых обществ; - авансы выданные; - прочие дебиторы.

У большинства предприятий в общей сумме д.з. наибольший удельный вес занимают расчеты за товары, работы и услуги, т. е. счета к получению.

В бухгалтерском балансе д.з. делится по срокам ее образования на две группы: -д.з., платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. После отчетной даты, т.е. краткосрочная д.з., -д.з., платежи по которой ожидаются в течение 12 мес. после отчетной даты, т.е. долгосрочная задолженность.

Величина д.з. определяется факторами. Их можно разделить на внеш и внутренние.

Внеш факторы:- состояние экономики в стране (спад производства увеличивает размеры д.з.); - состояние расчетов в стране (кризис неплатежей приводит к росту д.з.); - эффективность денежно- кредитной политики Центр. банка РФ (ограничение эмиссии вызывает денежный голод и затрудняет расчеты); - уровень инфляции (при высокой инфляции не торопятся расстаться с долгами, чем позже срок уплаты долга, тем меньше его сумма);-сезонность выпуска продукции (если это сезонная продукция, то д.з. возрастает); - емкость рынка и степень его насыщенности (если рынок мал и насыщен данным видом продукции, то возникают трудности с реализацией продукции).

Внутренние факторы: - кред полит пре-ия(неправильное установление сроков и условий предоставления кредитов, непредоставление скидки при досрочной оплате счетов, неверно установленные критерии кред-сп-ти, ошибки в определении платежеспособности клиентов, неучтенные риски могут привести к резкому росту д.з.); -виды расчетов, используемых пре-иями; - состояние контроля за д.з.; - профессионализм финансового менеджера, занимающегося упр-ием д.з. пре-ия.

Внеш факторы не зависят от дея-ти пре-ия, и ограничить их влияние на предприятие практически невозможно. Внутренние факторы зависят от самого пре-ия, от того, насколько фин-ый мен-т владеет искусством упр-ия д.з.

Количественно величина д.з. определяется 2-мя факторами: - объемом реализации в кредит; - средним промежутком времени м/уреализацией товаров и получением выручки.

Формой д.з. в основном является кредит, предоставляемый по открытому счету. В этом случае единственным доказательством того, что покупатель должен поставщику деньги за полученные им товары или услуги, является запись в бухгалтерские книгах и счет, подписанный покупателем. Чтобы обезопасить себя от риска неоплаты счетов, поставщик может потребовать оформления сделки предоставления коммерческого кредита путем выписки векселя – обычного или переводного – либо выставления покупателем аккредитива.

Осн. задачи упр-ия д.з.:-содействие росту объема продаж путем предоставления коммерческого кредита; -рост прибыли, вызываемый ростом объема продаж; -повышение конкурентоспособности с помощью отсрочки платежей; - расчет прогнозного размера резерва по сомнительным долгам; -предоставление рекомендаций по работе с фактическими или потенциально неплатежеспособными покупателями.

Процесс упр-ия д.з. может быть предоставлен в виде алгоритма. Упр-ие д.з. состоит из этапов:1этап – фин-ый анализ дея-ти пре-ия- поставщика; 2этап – выработка кредитной политики пре-ия; 3 этап- принятия решения о предоставлении кредита, страхования д.з.; 4 этап – изменение кредитной политики пре-ия; 5 этап – контроль за отгрузкой продукции, выпиской счета и его отправкой покупателю, составление картотеки дебиторов; 6 этап – контроль за финансовым положением кредитора; 7 этап – при непогашении долга или его части установленной связи с дебитором на предмет признания им долга; 8 этап – обращение в арбитражный суд с иском о взыскании просроченной задолженности; 9 этап – возбуждение дела о банкротстве; 10 этап – компенсации убытков из фонда компенсации безнадежных долгов.

Кред полит пре-ия.

Кред полит включает следующие показатели: -срок предоставления кредита; - стандарты кред-сп-ти; -полит сбора платежей; - скидки, предоставляемые за оплату в более ранние сроки. Различают 3 типа кредитной политики по отношению к покупателям: консервативный – направлен на минимизацию кредитного риска, которая является приоритетной, поэтому существенно сокращает круг покупателей в кредит. В первую очередь за счет покупателей с повышенным риском, за счет минимизации сроков предоставления креита и его размера, ужесточения условий предоставления кредита и повышения его стоимости. Умеренный тип – ориентруется на средний уровень кредитного риска и соответственно более мягкие условия предоставления коммерческого кредита. Агрессивный типпредусматривает максимизацию доп.прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит не считаясь с высоким уровнем кредитного риска. Формирование системы кредитных условий включает: срок предоставления кредита, лимит предоставления кредита, стоимость предоставления кредита, система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств. Можно разробатать систему контроля за движением инкассацией дебиторской задолженности. Одной из эффективных форм явл-ся модель АВС, где в категорию А выделяют наиболее крупные и сомнительные виды дебиторской задолженности; в категорию В – кредиты средних размеров, в категорию С – все остальные виды, не оказывающие серьездного влияния на результаты деятельности предприятия

Срок предоставляемого кредита:Срок предоставления кредита можно принять равным среднему периоду оплаты д.з. в днях. Исходные данные для расчета среднего периода оплаты д.з. являются: - выручка от реализации продукции в кредит; - средний размер д.з.; - длительность анализируемого периода в днях.

При управлении дебиторской задолженностьювозможно применение факторинговой операции.Фирма заключает договор с факторинговой компанией о продаже конкретной дебиторской задолженности. В результате фирма получает сумму долга за минусом определенной скидки. Некоторые потери при этом (оплата услуг) компенсируются расширением продаж.

В целях предотвращения убытков в условиях нестабильной экономики и широко практикуемой предоплаты продукции целесообразно проводить контроль за оборачиваемостью средств в этих расчетах. Показатель оборачиваемости свидетельствует о степени возврата задолженности, ее ликвидности.

В результате анализа фактической оборачиваемости средств в дебиторской задолженности предприниматель имеет возможность сравнить полученные

данные за определенный период времени с аналогичными показателями других хозяйственных субъектов, а также с договорными условиями и оценить возможность своевременности платежей и состояние всей дебиторской задолженности.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-20; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.236.187.155 (0.004 с.)