При этом духовная жизнь в конечном счете не зависит от дхармы



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При этом духовная жизнь в конечном счете не зависит от дхармы



Система варнашрамы нужна для удобства существования в материальном мире. Она не имеет ничего общего с духовной жизнью. Принять варнашраму — значит совершать небольшой прогресс в духовной жизни без особых усилий. В остальном она для нас никакой ценности не представляет. Например, никто из моих европейских и американских учеников не занимает никакого положения в системе варнашрамы, но, поскольку они следовали правилам и предписаниям, а также моим наставлениям, духовно они продвинулись так, что это видно каждому. Всегда помни о том, что жизнь в системе варнашрамы — это удобная система материальной жизни, и она помогает человеку в его духовной жизни; но духовная жизнь не зависит от нее. (ПШП Хамсадута-дасу, 19 октября 1974)

 

 

- Приведите примеры, когда наши материальные обязанности вступают в конфликт с санатана-дхармой. Как в таких случаях нужно поступать?

Мин.

(Попросите привести различные примеры. Сами дополните интересными примерами.)

 

 

- Каковы опасности отклонения в дхарму?

10 мин.

(Можно задать вопрос, затем дать свой ответ)

Следовать дхарме ради дхармы, т.е. ради счастливой материальной жизни, а не духовного прогресса

Те, кто слишком привязан к семейной жизни, то есть к жене, детям, богатству и дому, исполняют мнимые обязанности, называемые кута-дхарма . Прахлада Махараджа сравнил такие обязанности с темным, заброшенным колодцем (андха-купам). (Шримад Бхагаватам 4.25.6)

 

«В чем бы ни заключались обязанности человека (его дхарма ), если, выполняя их, он не развивает в себе желание слушать слова Верховной Личности Бога, значит, вся его деятельность - напрасный труд". Если человек неукоснительно выполняет различные религиозные предписания, но так и не возвышается до того, чтобы вручить себя Верховному Господу, значит, все его попытки обрести спасение или достичь совершенства - пустая трата времени и сил. (Шримад Бхагаватам 1.2.8)

 

Выполнение любой предписанной деятельности не преследует никакой иной цели, кроме достижения окончательного освобождения. Ею ни в коем случае не следует заниматься ради материальной выгоды. Более того, по словам мудрецов, тот, кто занимается таким высшим служением, никогда не должен использовать материальные достижения для более изощренного удовлетворения своих чувств. (Шримад Бхагаватам 1.2.9)

 

Либо считать, что бхакти зависит от кармы

Бытует мнение, что, занимаясь кармической деятельностью в соответствии с указаниями писаний, человек может получить трансцендентное знание, необходимое для духовного осознания. Некоторые считаютбхакти-йогу разновидностью кармы. Но в действительности бхакти-йога выше кармы и гьяны. Бхакти-йога независима от гьяны или кармы, тогда как гьяна и карма зависят от бхакти-йоги. (Шримад Бхагаватам 1.5.35)

 

 

- Почему люди склонны отклоняться в дхарму?

Мин.

(Продолжение лекции)

Но есть люди, которые считают, что цель всякой деятельности, в том числе и религиозной — достижение материальной выгоды. Обыкновенный человек, в какой бы части света он ни жил, как правило, стремится извлечь материальную выгоду из религиозного или любого другого служения. Даже ведические писания предлагают для всех видов религиозной деятельности приманку в виде материальной выгоды, и большинство прельщается именно этими благами, которые должна принести им религиозность. Почему же так называемых религиозных людей привлекает материальная выгода? Потому что она позволяет им осуществлять их желания, а это, в свою очередь, удовлетворяет стремление человека к чувственным удовольствиям. Этот цикл предписанной деятельности включает в себя так называемую религиозную деятельность, которая приносит материальную выгоду, позволяющую, в свою очередь, осуществлять желания. (Шримад Бхагаватам 1.2.9)

 

 

- Приведите примеры отклонений в дхарму.

Мин.

- Каковы опасности отказа от дхармы?

Мин.

(Можно задать вопрос, затем дополнить)

Рост привычек из гуны страсти и невежества, мешающих преданному служению

Варнашрама-дхарма необходима именно потому, что она способна поднять людей на уровень саттва-гуны. Тада раджас-тамо- бхавах кама-лобхадайаш ча йе (Бхаг., 1.2.19). Тамо-гуна и раджо- гуна усиливают вожделение и жадность, из-за которых живому существу снова и снова приходится воплощаться в разных телах в материальном мире. Это очень опасно. Поэтому необходимо установить варнашрама-дхарму, чтобы поднять людей на уровень саттва-гуны и помочь им развивать в себе качества брахманов: чистоплотность и привычку вставать рано утром и ходить на мангала-аратрику и т.д. Человек должен действовать таким образом и оставаться в саттва-гуне, тогда тамо-гуна и раджо-гуна не смогут повлиять на него. (Шримад Бхагаватам 10.13.53)

 

Как уже говорилось, принципы варнашрамы не позволяют развиваться в человеке дурным привычкам, т.к. они сдерживают нежелательные эмоции и обеспечивают формирование определенной системы ценностей. Выполнение своих обязанностей гарантирует постепенное освобождение от анартх, несоблюдение принципов варнашрамы ведет к деградации. (Лекция одного из старших учеников Шрилы Прабхупады)

 

 

- Почему преданные порой раньше времени стараются отказаться от исполнения своих материальных обязанностей?

Мин.

(Можно задать вопрос, затем дать свой ответ)

 

Из-за лени

Твое желание заняться исключительно повторением «Харе Кришна» хорошо. Однако жертвовать плоды деятельности — ничуть не хуже. Конкретный пример — Арджуна. По указанию Господа он доблестно сражался, и Господь назвал его лучшим из преданных и Своим другом. Поэтому между повторением святых имен и предложением плодов своей деятельности нет разницы. Иногда люди привыкают лениться, прикрывая свою лень повторением мантры. Это совсем не то, что нужно. Исполнять преданное служение предписывается, прежде всего, с энтузиазмом и терпением. Эту духовную деятельность можно исполнять, не меняя своего положения, но нужно следовать наставлениям Шримад-Бхагаватам и Бхагавад-гиты, полученным из надежного источника, и стараться применять их в своей повседневной жизни. (ПШП Даянанде, 10 мая 1968)

 

 

- Какие материальные обязанности у Вас есть?

Мин.

(Попросите составить список таких обязанностей. Можно в парах или в общем обсуждении.)

- Домашнее задание:

Прочитать цитаты к данному уроку.

Дополнить список материальных обязанностей, которые у Вас есть перед: обществом, семьей, родственниками и т.д. Подумать над тем, как качественно Вы их исполняете. Написать небольшое эссе на тему исполнения своих обязанностей перед другими.

 

Занятие 30. Уважение к дхарме, часть 2

 

 

- Что такое отречение? И в чем его отличие от ложного отречения?

Мин.

(Можно задать вопрос и сделать обсуждение. Постарайтесь задавать уточняющие вопросы в ходе обсуждения. В конце добавьте что-то по необходимости)

Отречься от материальной жизни - значит отказаться от ошибочных представлений о себе как о властелине материальной природы. Только когда человек избавляется от этой ложной концепции и перестает мнить себя Богом, он по-настоящему отрекается от мира. Все остальные формы отречения не имеют смысла. Рупа Госвами говорит, что если человек отвергает то, что можно использовать для служения Господу, то его отречение называется пхалгу-вайрагья, что значит "половинчатое, или ложное, отречение". Все сущее принадлежит Верховной Личности Бога, поэтому наш долг - все использовать для служения Господу, ничего не оставляя для удовлетворения собственных чувств. В этом смысл истинного отречения от мира. Не следует также пытаться удовлетворить бесконечные желания плоти. Нужно довольствоваться тем, что приходит к нам по милости Кришны без особых усилий с нашей стороны. Все свое время мы должны посвящать служению Господу в сознании Кришны. Действуя таким образом, мы сможем разрешить проблему рождения и смерти. (Шримад Бхагаватам 3.31.47)

 

Вы должны понять, что, хотя материальная энергия отделена от Кришны, ее можно использовать в служении Ему, и тогда эта энергия превращается в духовную. Она больше не материальна. Она материальна лишь до тех пор, пока мы пользуемся ею, не помня о Кришне. Когда карми, те, кто трудится ради материальной выгоды, возводят огромный небоскреб, они делают это для собственного наслаждения. Они используют те же самые материалы, из которых мы строим храм — землю, воду, огонь и воздух. Они смешивают эти элементы, делают из них кирпичи и цемент, но, поскольку это здание не используется для Кришны, оно материально. Оно становится духовным лишь в том случае, если используется для Господа. Это истинное отречение, юкта-вайрагья.

Хотя материальные элементы отделены от Кришны, 1 мы можем использовать их в служении Ему и тем самым одухотворить. Такова философия сознания Кришны. Снова тот же пример: магнитофон материален, но его можно использовать в служении Кришне. Например, мы пишем книги, используя для этого магнитофон. Это юкта-, вайрагья, истинное отречение. Не нужно отвергать землю, воду, огонь и воздух, как советуют философы-майавади. Вы можете использовать их в служении Кришне. Ведь, в конце концов, все это является Его энергией.

Итак, хотя земля, вода, огонь и воздух — отделенные энергии Кришны, когда мы снова связываем их с Господом, используя в служении Ему, они становятся духовными. Можно привести еще один пример: если вы поместит в огонь железный прут, он будет нагреваться все больше и больше, и, когда раскалится докрасна, это будет уже не железо, а огонь. Точно так же, хотя все в материальном мире отделено от Кришны, если вы занимаете что-то в служении Ему, эта вещь из материальной превращается в духовную. Такова философия вайшнавов.

Если всегда помнить о том, что все, чем вы пользуетесь является энергией Кришны, вы будете находиться в сознании Кришны.

(В поисках просветления, глава 2)

 

Шри Чайтанья Махапрабху посоветовал Санатане Госвами избегать показного отречения (пхалгу-вайрагъи) и объяснил ему суть юкта-вайрагъи. Рагхунатхе дасу Госвами Господь Чайтанья сказал по этому поводу: "Наберись терпения и возвращайся домой. Не веди себя безрассудно, как безумец. Постепенно ты сможешь пересечь океан материального бытия. Не выставляй свою преданность Богу напоказ и не принимай отречения необдуманно. До поры до времени живи в свое удовольствие, соблюдая при этом законы нравственности и избегая привязанности к материальному миру. В глубине сердца ты должен взращивать веру в Господа, а внешне можешь вести себя как обычный человек. Так ты вскоре заслужишь благосклонность Кришны, и Он спасет тебя из когтей майи" (Ч.-ч., Мадхья, 16.237-239). Если человек сможет выполнять свой семейный долг без привязанности и с внутренней решимостью поклоняться Господу, то со временем станет неподвержен влиянию материального мира. Преданное служение позволяет душе окрепнуть и установить отношения с Господом: "Выполнение предписанных обязанностей не преследует иной цели, кроме достижения окончательного освобождения. Их ни в коем случае нельзя выполнять ради материальной выгоды. Более того, по словам мудрецов, тот, кто занят такой высшей деятельностью, не должен использовать материальные достижения для более изощренного удовлетворения своих чувств. Желания человека не должны быть направлены на удовлетворение чувств. Следует желать лишь здоровой жизни, то есть самосохранения, ибо назначение человека - задавать вопросы об Абсолютной Истине. Ничто иное не должно быть целью его деятельности" (Бхаг., 1.2.9-10). Единственная альтернатива этому - отвергнуть постепенный путь и принять мнимое отречение (марката-вайрагью), однако нужно иметь в виду, что такое отречение ведет к духовной деградации. Когда говорится о правильном использовании объектов чувств, подразумевается, что их необходимо использовать только для установления взаимоотношений между душой и Богом. Тогда объекты чувств, довольные вечной душой, сами отпустят ее. Тело, дом, всевозможные предметы поклонения - все это можно использовать в духе юкта-вайрагъи. Единственное, что для этого требуется - это внутренняя решимость человека добиться успеха. Показная отрешенность может произвести впечатление на окружающих, но не более того. Однако внутренняя стойкость и преданность Богу позволяют незамедлительно вырваться из оков материального рабства. (Бхактивинода Тхакур, Чайтанья Шикшамрита, глава 1)

 

 

- Приведите примеры ложного отречения. Опишите, как было бы правильно вести себя в приведенных примерах.

Мин.

(Попросите подопечных привести какие-то конкретные примеры. Можете сами привести примеры, связанные с цитатами, приведенными ниже.)

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.254.246 (0.015 с.)