Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Создание промежуточной выигрышной ситуации»

Поиск

«Шаг за шагом»

Если нечто большое и кажущееся трудным разбить на мелкие последовательные шаги, то сделать ближайший шаг почти всегда возможно. И уже не страшно.

• Прожить всю жизнь ярко и достойно — задача кажется не­возможной. Прожить так один день — уже более реалис­тично. Быть смелым, умным и красивым ближайшую ми­нуту — может практически каждый. Хорошо, но ведь день и состоит из минут, а жизнь и состоит из конкретных дней. Все возможно!

Еще история из жизни. Папа Валера спортивный сам и приучает к бодрой жизни своего сына. Все хорошо, но вот на конкретном маршруте под реально тяжелым рюкза­ком сын пищит: «Больше не могу!» Да, сыну действитель­но тяжело, но основной груз на отце, и ему не легче: мар­шрут испытывает всех. Как дошли они до лагеря, успев до темноты? Их выручил способ «шаг за шагом»:

«Вон ту сосну видишь? — Вижу. — До нее дойти смо­жешь, сил хватит? — Хватит. — Вперед». Дошли до сосны: «Есть! Поздравляю! А вон до той березы ?»

...Одолеть маршрут целиком казалось невероятным, но когда они доходили до очередной реальной цели, каждый раз оказывалось, что можно сделать еще один маленький подвиг. И так шаг за шагом, подвиг за подвигом, прошли весь маршрут.

«Стимульная цепочка»,

или «Последовательность простых шагов»

Это очень похоже на «Шаг за шагом», но тут суть не в том, чтобы разбить большое и сложное на простые и мел­кие фрагменты, а в том, чтобы мелкие детали-шаги подсо­единить друг к другу и сделать их цепочкой, ведущей к цели. Стимульная цепочка — это создание (или исполь­зование имеющихся) ситуативных стимулов, каждый из которых вас подвигает в нужном направлении, а вы при этом как бы перепрыгиваете от одного подтолкнувшего вас стимула к другому.

• Часы побуждают подняться, туалет манит сам по себе, на выходе турник перед глазами приглашает повисеть. Пови­сели — даже захотелось подтянуться, спрыгнули — уже бод­рый, после ванны очень неплохо сделать зарядочку, тут уже зовет кофе.

Это можно назвать еще как «Легкое втягивающее на­чало», поскольку трудности каждый раз даются малень­кие, а кусочки сыра один за другим тянут, затягивают... Сделал шаг — глупо не делать второй. Но если уже сде­лано два шага, третий шаг идет естественным образом.

• Эффект инерции.

«Заманивание»

В принципе это может быть абсолютно безобидно. «Как ты считаешь (пауза)...» — ну да, это втягивание, да, это привлечение внимания и это заманивание, но, чтобы вас слушали и слышали, это и требуется: вынуть человека из его ситуации и поместить в вашу.

• Чтобы он вас понимал.

Если «заманивание» делается с добрыми намерениями, оно повсеместно называется еще и по-другому, а именно: «Под­готовкой».

Действительно, вот с какой стати большинство нормаль­ных детей захочет ходить в школу и учиться там урок за уроком? Однако... Однако если ребенку устроить увле­кательные подготовительные занятия (расшифровывайте: с ним сидят персонально и у него теперь куча игру­шек под названием «канцелярские товары»), после чего (вместе с ним) пойти в магазин и выбрать ему порт­фель с самыми блестящими пряжками (например), то первого сентября ребенок с большим букетом цветов бодро поскачет в любимую (уже любимую и заранее любимую) школу.

• А если он там уже оказался и знает, что школа — любимая, скоро он себе это докажет самым убедительным образом. Что, собственно, и требовалось.

«Неявное начало»

Это то же заманивание, но не с целью создания позитив­ной мотивации, а с целью снятия мотивации негативной, снятия страха. Когда человек не может начать что-то де­лать из-за страха: «Не получится!», с ним соглашаются: «Хорошо, хорошо. Да, ты пока не можешь... Да, мы не будем», но втихую ему подсовывается ситуация, в кото­рой ему придется выполнить определенные действия...

• Которые, собственно, и являются началом.

Внимание отвлечено, человек вовлекается якобы в дру­гое дело, а на самом деле — в нужное. Когда уже нечто сделано и получилось, человеку показывают: «Так ты это уже сделал! Ты можешь!»

«Неявное начало» может иметь и другую форму: «Ты это уже умеешь!» В данном случае делать человеку ничего не предлагается, но проводится анализ того, что он уже делает и умеет делать в обычной жизни, и уже в его опыте находится то, что и требуется для успешного нача­ла. Ему показывают, что он это делал и раньше, только в другом контексте и обстановке, и эти действия и движе­ния для него привычны и знакомы.-

• «Дорогой, ты это уже умеешь делать лет десять!»

Третий вариант этой техники — «Как бы». «Представь, что ты это уже умеешь. Как ты тогда будешь это делать?»

• Как ни смешно, такая простая формулировка также неред­ко помогает обойти сопротивление.

Из ситуации А человека затруднительно перевести в ситуацию Б, но несложно в ситуацию В. А вот эта самая В такая, что из нее человек сам сильно стремится в ту самую Б. И вы все сделали.

Мини-ситуация из психологического тренинга: «Под­нимите руки. Вы опустите руку тогда, когда най­дете (увидите) среди присутствующих трех чело­век, удовлетворяющих критерию Z». Руку поднять нетрудно («Легкое начало»), но после руку опустить хочется.

• Проверьте: поднимите руку, но подержите ее подольше. И обратите внимание, какие желания начинают возникать в плече.

Руку опустить хочется, но (и одновременно) поэтому, что­бы оставаться честным человеком, возникает реальное желание найти трех человек... И чем больше устает рука, тем энергичнее интеллектуальные поиски.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.33.201 (0.009 с.)