Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Техники, построенные на сочетании эффектов сенсорного поля

Поиск

Эффекты сенсорного поля

Сенсорное поле — это поле и зрительного, и звукового, и тактильного, и всякого другого человеческого восприя­тия. У человеческого восприятия же есть определенные особенности — эффекты сенсорного поля, и тот, кто их знает и учитывает, приобретает дополнительные возмож­ности для управления своим и чужим вниманием.

Не претендуя на полноту и исключительность списка, пе­речислим те, которые чаще других и более эффективно используются в реальной коммуникативной практике.

Эффект сенсорного объема

Большее по сенсорному пространству или объему пред­ставляется как более важное, главное и сильное.

• Чтобы маленькая мысль прозвучала внушительно, ее необ­ходимо развить и показать со всех сторон.

То, что вы слышите постоянно, начинает казаться вам и правдой, и реальностью.

• Теория «Большой лжи» от Геббельса — только сухая конста­тация этого закона человеческого восприятия.

Широкие жесты, заразительный смех, громкий смех, гром­кие высказывания — тот, кто это практикует, чаще оказы­вается в центре внимания.

ДА?

Эффект сенсорного центра

Находящееся в пространственном центре привлекает мак­симум внимания и воспринимается как основное, главное.

• В речи — ваш тезис, главная мысль должна следовать пос­ле вступления.

И ТОЛЬКО!

Эффект края

Уже открыв дверь, Штирлиц хлопнул себя полбу и засме­ялся:

- Я стал склероти­ческим идиотом... Я ведь шел к тебе за снотворным. Все знают, что у тебя хорошее шведское снотворное.

 

 

Запоминается последняя фраза. Важно войти в нужный разговор, но еще важнее искусство выхо­да изразговора. Теперь, думал Штирлиц, если Роль­фа спросят, кто к нему заходил и зачем, он навер­няка ответит, что заходил к нему Штирлиц и просил хорошее шведское снотворное.

После пространственного центра наше внимание обычно привлекает край, а во временном континууме привлекает максимум внимания (и воспринимается как основное, глав­ное) — начало и конец. Соответственно, если вы пользу-

 

етесь техникой «предложение альтернативы»: «N или М?» — в вашем вопросе последним должно стоять то, что вы хотите получить в ответе.

• Эффект «новизны» или «привыкания к новизне» базирует­ся тоже на эффекте края: все длящееся становится не та­ким ярким, потому что не имеет края завершения. А если сделать паузу, образуется край: «Было — не было — снова стало!», и внимание обостряется снова.

Эффект «Тройка, семерка, туз»

Прекрасно воспринимается одна главная мысль,

две мысли (два элемента) лучше давать в оппозиции друг к другу,

• тогда они воспринимаются как одно целое, великолепно идет тройка.

• Три богатыря, три направления пути от камня, три желания...

Четверка воспринимается хуже, ее имеет смысл формиро­вать в квадрат (как типология или классификация).

Далее от пяти и выше нужно иметь в виду, что челове­ческое восприятие имеет свои законы, и больше семи (плюс-минус два) элементов человек одновременно вос­принять не может.

• Укладывайтесь. Кстати, сколько в этой главке перечислено эффектов?

Эффект акцента

Привлекает внимание то, на что делается ударение, ак­цент. Вдруг:

Яркая краска!

Повышение громкости!!

Увеличение скорости!!! Или, напротив, не ударение, а —

ПАУЗА.

Если из зрительного и слухового поля перейти к кинес-тетике, то акцент выступает, в частности, как маркер про­странства.

Одну позицию фиксируем жестом влево —

— другую, противоположную, — жестом вправо.

• Или не только жестом, а всем телом поворачиваемся туда —

или сюда, перемещаемся в тот угол или этот, руками укла­дываем нужную мысль в пространство слушателей!

И — якорение! Якорение — это тот же акцент, произво­димый, как правило, непосредственным физическим при­косновением: касание, легкий удар, теплое полуобъятие кстати...

Здесь хочется подчеркнуть, что люди обычно не подозре­вают, какой потрясающей силы эффект в общении име­ют обычные касания: как бы случайное касание руки, касание плеча (или объятия плеч).

• А женщины еще очень любят снимать невидимые более ни­кому шерстинки с пиджака мужчины, которого хотят при­брать крукам.

Важно только помнить, что неаккуратное касание вызы­вает не якорение, а мгновенное отталкивание, защиту и протест. А как делается «аккуратное» касание?

Легко: поставьте раскрытую звездочкой ладонь ребром перед собой и напрягите ее максимально, так, чтобы паль­цы образовывали не хапающую лапу, а отгибались как бы назад. Тогда, если вы захотите тихонько прикоснуть­ся к плечу, вы сможете коснуться плеча не пальцами, а серединой выгнутой ладони.

• И вам станет немного щекотно. А приятно будет обоим.

И это первое, что вам разрешат. Если у вас получится это кстати и не нарочито, вместе с теплыми спокойными сло­вами и на секундочку, то в следующий раз вы сможете делать это увереннее и дольше, и скоро ваша рука в лю­бой момент может мягко обтекать плечо приятного собе­седника.

• Или собеседницы.

Эффект упаковки

Мятеж не может кончиться удачей: В противном случае его зовут иначе. Грустно констатировал С.Я. Маршак

Как это ни называй: «Упаковка», «Перелицовка», «Игра терминами», «Переодевание слов», «Реф-рейминг» или «Лидерская интерпретация», эта язы­ковая операция настолько привычна, что ее знают практи­чески все.

Подбирая слова, одевая одни и те же смыслы в разные термины, можно создать совершенно различные впечат­ления. Бережливость или жадность? Упертый или целе­устремленный? Несчастная жертва или безответственная дура? Герои национального сопротивления или главари местного бандформирования?

«Лукаво втираясь в доверив, гнусный манипулятор дезинтегрировал актуальные

психические процессы своей жертвы и,

имея в виду свои далеко идущие эгоистические

цели по контролю ее сознания, ввел

беззащитную девушку в состояние

неконтролируемой эйфории».

Ага. Только то же самое можно и, возможно, более адек­ватно описать и по-другому:

«Улыбнувшись, молодой человек прогнал ее страхи, и ей стало хорошо».

Когда почти вся литература, касающаяся вопроса манипу­ляций, использует язык первой версии изложения и, таким образом, активно разжигает антиманипулятивную исте­рию, требуется незаурядное чувство юмора, чтобы от страха не заплакать...

Эффект фона

Полдень, лето, ветерок, От руки отплыл малек. Сверху небо голубое, А душа моя — с тобою!

Уже лучше?

Есть цвета холодные, есть теплые, есть темы приятные, есть нет. На каком фоне вы решаете подавать свои сооб­щения?

Осень. Ветер. Листопад. Улыбаюсь невпопад. На замерзший носик дую И уже тебя целую.

Управляя фоном, можно создавать у человека безотчетное ощущение радости или тревоги, усталости или бодрости...

За окошком тихий шум: Дождь покапал и прошел. Я тобой одной дышу, И мне очень хорошо.

Делайте фон, сознательно наполняя его теми красками, образами, настроениями и чувствами, которые отвечают поставленным вами задачам.

Я стою перед тобою

И любуюсь на родное:

Эти глазки — наша светлость,

Эти руки — наша теплость...

Я тебя люблю!

Подбирая нужный фон, помните, что короля делает свита! Включите радио и послушайте, как точно меняется музы­кальная тема под тот или иной текст диктора.

• Работают — профессионалы!

Фон может и подчеркнуть значимость объекта, и снизить ее, а то и вовсе уничтожить.

Яркое на ярком фоне не выделяется, а вот даже просто сим­патичная на фоне тех, кому с внешностью не повезло, — уже красавица.

«Выгодное место». То, что мы хотим представить как более основное и главное, следует (например, в речи) по­ставить на выгодное место: как правило, на сенсорный центр или на бросающийся во внимание край, оттенить выгодным фоном плюс дополнительно отметить акцентом.

• Шеф, садясь за стол, садится на главное место. Лидер в компании оказывается в центре и впереди, и никто не сме­ет лидера загораживать!

Противоположные цели, цели укрытия, преследуют «При­ем 25-го кадра»: если важный и спорный пункт поста­вить не в центр фразы, а на ее окраину, еще лучше — спрятать в придаточное предложение, как само собой ра­зумеющееся, а потом еще переключить внимание на не­важное следующее (техника «проехали»), то собеседник важный и спорный пункт «съедает». Что нужно, в созна­ние ему вставили, а протеста не возникло.

Техника «Корректного избегания» помогает в ситуа­ции, когда просто замалчивать невыгодные темы и аспек­ты ситуации, известные собеседнику, — не стоит, явные дыры привлекают внимание. Техничнее их коснуться, уменьшив значимость: поставить на невыгодные места, уменьшить их сенсорное пространство, объем и снять сен­сорную очевидность.

«Лукавые емкости». «Нужное впечатление», «подходя­щие обстоятельства», «адекватное реагирование» — та­кие формулировки обычно нравятся всем, все уверены, что понимают их правильно, а на самом деле каждый на­полняет их своим собственным содержанием.

• Именно поэтому в деловых отношениях деловые люди та­кие формулировки не употребляют и максимально четко их расшифровывают.

Техника «Подключение воображения» основывается на том, что додуманное и раздутое в воображение обыч­но существенно богаче реального факта. Угроза обеща­емая страшит и мотивирует больше, чем приведенная в исполнение. Соответственно, для максимального резуль­тата оживляйте реальность словами и картинками, обра­щающимися к воображению собеседника, и не торопи­тесь убивать воображенный образ — реальностью.

Когда многие техники используются одновременно, резуль­тат усиливается многократно. Собственно, это и есть «Макияж»: представляя образ результата (процесса), его можно подкрасить, выделив те его черты и аспекты, кото­рые делают его более привлекательным, вкусным, притя­гивающим внимание. Для этого нужное выделяем внима­нием, увеличиваем его пространство и объем (перечисле­ние последствий — выгодных или страшных), делаем сенсорно очевидным, ставим на выгодное (временно и про­странственно) место, подчеркиваем фоном и якорим. Не­нужное от внимания убираем или снимаем значимость фоном.

• Получается вкусно и очаровательно. Образцово!

«Образец». О, образец — это одна из самых волшебных мотивационных фигур. Там, где появляется настоящий об­разец, туда само устремляется внимание, под это подстра­ивается душа и влечется тело. Образец — это образец, то есть синоним всего самого лучшего! Образец сочетает в себе яркость и простоту фигуры на приятном фоне, гово­рящем вам о том, что все это здорово и у вас обязательно получится! Если вы зрительно, ярко, предельно конкрет­но начинаете видеть свое будущее, оно скоро становится вашим реальным настоящим. Чтобы сохранить хорошую фигуру и жизнерадостность, лучше всяких диет помогает видение себя изящным, легким и летящим по жизни бод­рой, подтянутой походкой.

• Что, впрочем, совсем не исключает здорового питания и обливаний холодной водой. Напротив, скорее к этому под­талкивает.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 4; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.63.0 (0.007 с.)