Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сталежелезобетонные конструкции

Поиск

Таблица 46

Напряженное состояние

Формулы для определения
расчетных сопротивлений проката

Растяжение, сжатие и изгиб:

 

по пределу текучести

по временному сопротивлению

Сдвиг

Смятие торцевой поверхности (при наличии пригонки)

Смятие местное в цилиндрических шарнирах (цапфах) при плотном касании

Rlp = 0,5Run /gm

Диаметральное сжатие катков (при свободном касании в конструкциях с ограниченной подвижностью)

При Run £ 600 МПа

Rcd = 0,25Run/gm;

при Run > 600 МПа   

Rcd = [0,042 · 10–6 · (Run – 600)2 + 0,025] · Run /gm

Растяжение в направлении толщины проката t, при t до 60 мм

Примечание — Обозначения:

gm           — коэффициент надежности по материалу проката;

Ryn и Run — нормативные сопротивления проката, равные минимальным значениям предела текучести
и временного сопротивления, установленным в стандартах на стали.

 

10.3.2 Нормативные и расчетные сопротивления проката из сталей по ГОСТ 6713, ГОСТ 19291, [8] следует принимать по таблице 47, коэффициент надежности по материалу проката — по таблице 48. Расчетные сопротивления проката по ГОСТ 535, ГОСТ 14637 и ГОСТ 19281 следует принимать равными пределу текучести, указанному в данных стандартах, деленному на коэффициент надеж­ности по материалу gm по таблице 48.

 

Таблица 47

Класс стали

Марка
стали

ТНПА

Прокат

Толщина* проката, мм

Нормативное
сопротивление, МПа

Расчетное
сопротивление, МПа

по пределу текучести Ryn

по временному сопротивлению Run

по пределу текучести Ry

по временному сопротивлению Ru

16Д

ГОСТ 6713

Любой

До 20

16Д

ГОСТ 6713

Любой

21–40

16Д

ГОСТ 6713

Любой

41–60

09Г2С, 09Г2СД

ГОСТ 19281

Любой

До 20

09Г2С, 09Г2СД

ГОСТ 19281

Любой

20–60

15ХСНД

ГОСТ 6713

Любой

8–32

15ХСНД

ГОСТ 6713

Листовой

33–50

10ХСНД

ГОСТ 6713

Любой

8–15

10ХСНД

ГОСТ 6713

Листовой

16–32

10ХСНД

ГОСТ 6713

Листовой

33–40

390-15Г2 АФДпс

ГОСТ 19281

Листовой

4–32

390-14 Г2АФД

ГОСТ 19281

Листовой

4–50

15ХСНДА

[8]

Листовой

До 32

15ХСНДА

[8]

Листовой

33–50

10ХСНДА

[8]

Листовой

8–15

10ХСНДА

[8]

Листовой

16–32

10ХСНДА

[8]

Листовой

33–50

Примечания

1 За толщину фасонного проката следует принимать толщину полки.

2 За нормативные сопротивления приняты минимальные значения предела текучести и временного
сопротивления, приведенные в ГОСТ 6713, ГОСТ 19281 и [8].

3 Значения расчетных сопротивлений получены делением нормативных сопротивлений на коэффициент надежности по материалу, определяемый по таблице 48.

 

Таблица 48

ТНПА

Марка стали

Коэффициент надежности по материалу gm

ГОСТ 6713

16Д

15ХСНД

10ХСНД

1,090

1,165

1,125

[8]

15ХСНДА

10ХСНДА

1,165

1,125

ГОСТ 19281

09Г2Д, 09Г2СД, 15ХСНД,

10ХСНД, 09Г2С,

14Г2АФД, 15Г2АФДпс

1,100

ГОСТ 535

Ст3сп, Ст3пс, Ст3кп

1,050

 

10.3.3 В расчетах отливок и поковок из углеродистой и легированной сталей следует учитывать
в зависимости от напряженного состояния расчетные сопротивления согласно таблице 49, а поковок — согласно таблице 50.

Таблица 49

В мегапаскалях

Напряженное
состояние

Обозначение

Расчетные сопротивления отливок из стали марок

25Л

30Л

35Л

20ГЛ

20ФЛ

35ХН 2МЛ

35ГЛ

Растяжение, сжатие и изгиб

Ry

Сдвиг

Rs

Смятие торцевой поверхности (при наличии пригонки)

Rp

Смятие местное в цилиндрических шарнирах (цапфах) при плотном касании

Rlp

Диаметральное сжатие катков (при свободном касании в конструк­циях с ограниченной подвижностью)

Rcd

7,5

 

Таблица 50

В мегапаскалях

Напряженное
состояние

Обозначение

Расчетные сопротивления поковок группы IV
при категории прочности (марке стали)

КП275 (Ст5сп2)

КП245
(20-а-Т)

КП315
(35-а-Т)

КП345
(45-а-Т)

КП315
(30Г-2-Т)

КП345
(35Г-2-Т)

КП785
(40ХН2МА-2-2-Т)

КП1200
(40Х13)

Растяжение, сжатие и изгиб

Ry

Сдвиг

Rs

Смятие торцевой поверхности (при наличии пригонки)

Rp

Смятие местное в цилиндрических шарнирах (цапфах) при плотном касании

Rlp

Диаметральное сжатие катков (при свободном касании в конструкциях с ограниченной подвижностью)

Rcd

7,5

 

10.3.4Расчетные сопротивления сварных соединений для различных видов соединений и напряженных состояний следует определять по формулам, приведенным в таблице 51.

При этом расчетные сопротивления стыковых соединений элементов из сталей с различными расчетными сопротивлениями следует принимать как для стыковых соединений из стали с меньшим значением расчетного сопротивления.

Расчетные сопротивления металла швов сварных соединений с угловыми швами следует принимать по СНиП II-23 (приложение 2).

Таблица 51

Сварные соединения

Напряженное состояние

Формулы для определения
расчетных сопротивлений
сварных соединений

Стыковые

Сжатие, растяжение и изгиб при автоматической или ручной сварке с физическим контролем качества швов:

по пределу текучести

по временному сопротивлению

Сдвиг

 

Rwy = Ry

Rwu = Ru

Rws = Rs

Окончание таблицы 51

Сварные соединения

Напряженное состояние

Формулы для определения
расчетных сопротивлений
сварных соединений

С угловыми швами

Срез (условный):

по металлу шва

по металлу границы сплавления

Rwz = 0,45Run

Примечания

1 Для швов, выполняемых ручной сваркой, значения нормативного сопротивления металла шва по временному сопротивлению Rwun следует принимать равными значениям временного сопротивления разрыву металла шва.

2 Для швов, выполняемых автоматической или полуавтоматической сваркой, значения Rwun следует принимать по СНиП II-23 (раздел 3).

3 Значения коэффициента надежности по материалу шва gwm следует принимать равными 1,25.

 

10.3.5 Расчетные сопротивления одноболтовых соединений следует определять по формулам, приведенным в таблице 52.

Таблица 52

Напряженное состояние

Формулы для определения расчетных сопротивлений
одноболтовых соединений

срезу и растяжению болтов
при классе прочности или марке стали

смятию соединяемых
элементов из стали
с нормативным пределом
текучести до 440 МПа

4.6, Ст3сп4, 09Г2,
295-09Г2-4, 295-09Г2-6,
325-09Г2С-4, 325-09Г2С-6

40Х

Срез

Rbs = 0,38Rbun

Rbs = 0,4 Rbun

Растяжение

Rbt = 0,42Rbun

Rbt = 0,5Rbun

Смятие:

 

 

 

а) болты класса точ­ности А

б) болты классов точ­ности В и С

Расчетные сопротивления срезу и растяжению болтов следует принимать по таблице 53. Расчетные сопротивления смятию элементов, соединяемых болтами, следует определять по СНиП II-23 (приложение 2).

Таблица 53

В мегапаскалях

Напряженное состояние

Обозначение

Расчетное сопротивление болтов при классе прочности или марке стали

4.6

Ст3сп4

09Г2, 295-09Г2-4,
295-09Г2-6

325-09Г2С-4,
325-09Г2С-6

40Х

Срез

Rbs

Растяжение

Rbt

 

10.3.6 Расчетное сопротивление растяжению фундаментных (анкерных) болтов Rba следует определять по формуле

Rba = 0,4Run.                                                                           (58)

Расчетное сопротивление растяжению фундаментных (анкерных) болтов следует принимать
по таблице 54.

Таблица 54

В мегапаскалях

Диаметр болтов d, мм

Расчетное сопротивление растяжению, МПа,
фундаментных (анкерных) болтов из стали марок

09Г2, 295-09Г2-6

325-09Г2С-6

40Х

12–20

16–27

21–32

33–60

61–80

81–100

101–160

161–250

10.3.7 Расчетное сопротивление срезу для сплава ЦАМ 9-1,5Л следует принимать равным 50 МПа.

10.3.8 Расчетное сопротивление растяжению высокопрочных болтов по ГОСТ 22353
и ГОСТ 22356 следует определять по формуле

Rbh = 0,7Rbun,                                                                          (59)

где Rbun — наименьшее временное сопротивление высокопрочных болтов разрыву по ГОСТ 22356.

10.3.9 Значение коэффициента трения по соприкасающимся поверхностям деталей во фрикционных соединениях на высокопрочных болтах следует принимать по таблице 55.

Способ обработки контактных поверхностей должен быть указан в чертежах КМ.

Таблица 55

Способ обработки контактных поверхностей во фрикционных соединениях

Коэффициент
трения m

1 Пескоструйный или дробеструйный двух поверхностей кварцевым песком или дробью без последующей консервации

0,58

2 Кварцевым песком или дробью одной поверхности с консервацией полимерным клеем и посыпкой карборундовым порошком, стальными щетками без консервации — другой поверхности

0,50

3 Газопламенный двух поверхностей без консервации

0,42

4 Стальными щетками двух поверхностей без консервации

0,35

5 Дробеметный двух поверхностей дробью без последующей консервации

0,38

6 Дробеметный двух поверхностей дробью с последующим их газопламенным нагревом (до температуры 250 °С–300 °С) на кольцевых зонах вблизи отверстий площадью не менее площади шайбы

0,61

10.3.10 Расчетное сопротивление растяжению Rdh, МПа, высокопрочной стальной проволоки, применяемой в пучках и канатах из параллельно уложенных проволок, следует определять по формуле

Rdh = 0,63Run,                                                                          (60)

где Run — наименьшее временное сопротивление проволоки разрыву (по государственным стандартам или техническим условиям), МПа.

10.3.11 При определении расчетного сопротивления стального витого каната с металлическим сердечником учитываются значения разрывного усилия каната в целом, установленные государственным стандартом или техническими условиями на канаты (при его отсутствии в ТНПА — значение агрегатной прочности витого каната), и коэффициент надежности gm, равный 1,6.

10.3.12 Модуль упругости или модуль сдвига прокатной стали, стального литья, пучков и канатов из параллельно уложенных проволок следует принимать по таблице 56.

Таблица 56

В мегапаскалях

Полуфабрикаты

Модуль упругости E или модуль сдвига G

Прокатная сталь и стальное литье

Е = 2,06 · 105

Прокатная сталь и стальное литье

G = 0,78 · 105

Пучки и канаты из параллельно уложенных оцинкованных проволок

Е = 2,01 · 105

 

10.3.13 Модуль упругости стальных оцинкованных витых канатов с металлическим сердечником, подвергнутых предварительной вытяжке усилием, равным половине разрывного усилия каната в целом, следует принимать по таблице 57.

Таблица 57

Канаты

Кратность свивки

Модуль упругости Е, МПа

Одинарной свивки по ГОСТ 3064 и закрытые несущие по [9]

1,18 · 105

1,45 · 105

1,61 · 105

1,65 · 105

1,70 · 105

1,75 · 105

1,77 · 105

10.4  Расчет стальных конструкций

10.4.1 При расчете стальных конструкций и соединений мостов необходимо учитывать:

— коэффициент надежности по назначению gn, принимаемый по таблице 2;

— коэффициент надежности gu = 1,3 для элементов конструкций, рассчитываемых по прочности
с использованием расчетных сопротивлений Ru;

— коэффициент условий работы m, принимаемый по таблице 58, а для канатов в зоне отгибов на отклоняющих устройствах, хомутов, стяжек, анкеров — в соответствии с приложением У.

Таблица 58

Область применения

Коэффициент
условий работы m

1 Элементы и их соединения в пролетных строениях и опорах железнодорожных и пешеходных мостов при расчете на эксплуатационные нагрузки

0,9

2 Элементы и их соединения в пролетных строениях и опорах железнодорожных и пешеходных мостов при расчете на нагрузки, возникающие при изготовлении, транспортировке и монтаже

1,0

3 Элементы и их соединения в пролетных строениях и опорах автодорожных и городских мостов при расчете на эксплуатационные нагрузки, возникающие при изготовлении, транспортировании и монтаже

1,0

4 Канаты гибких несущих элементов в вантовых и висячих мостах

0,8

5 Канаты напрягаемых элементов предварительно напряженных конструкций

0,9

6 Растянутые и сжатые элементы из одиночных профилей, прикрепленных одной полкой (или стенкой):

 

неравнополочный уголок, прикрепленный меньшей полкой

0,7

то же, прикрепленный большей полкой

0,8

равнополочный уголок

0,75

прокатный или составной швеллер, прикрепленный стенкой, или тавр, прикрепленный полкой

0,9

Примечания

1 Значения коэффициента условий работы по поз. 1 – 3 в соответствующих случаях применяются совместно с коэффициентом по поз. 4 – 6.

2 В случаях, не оговоренных в настоящем подразделе, в формулах следует принимать m = 1,0.

 

10.4.2 Материалы, конструкции и соединения стальных частей сооружений должны обладать достаточной хладостойкостью в процессе сооружения и эксплуатации мостов и труб при расчетной минимальной температуре.

10.4.3 За расчетную минимальную температуру следует принимать температуру наружного воздуха наиболее холодной пятидневки в районе строительства обеспеченностью 0,98 в соответствии
с требованиями СНБ 2.04.02.

10.4.4 При реконструкции старых мостов хладостойкость стального проката и соединений определяется по верхнему пределу критической температуры хрупкости Тпр при испытаниях на ударную вязкость при различных отрицательных температурах.

10.4.5 Расчетную схему конструкции следует принимать в соответствии с ее проектной геометрической схемой, при этом строительный подъем и деформации под нагрузкой, как правило, не учитываются.

Усилия в элементах и перемещения стальных мостовых конструкций определяются из условия их работы с сечениями брутто.

Геометрическую нелинейность, вызванную перемещением элементов конструкций, следует учитывать при расчете систем, в которых ее учет вызывает изменение усилий и перемещений более чем на 5 %.

При выполнении расчетов с учетом геометрической нелинейности следует определять изменения направления действия сил, связанные с общими деформациями системы (следящий эффект).

При определении усилий в элементах конструкций соединения сварные и фрикционные на высокопрочных болтах следует рассматривать как неподатливые.

При расчете вантовых и висячих мостов с гибкими несущими элементами из витых канатов с металлическим сердечником — одинарной свивки и закрытых несущих, подвергнутых предварительной вытяжке согласно 10.2.1, — следует учитывать их продольную и поперечную ползучесть в соответствии с требованиями Ф.1.4.2 и Ф.1.4.3 (приложение Ф).

10.4.6 Жесткие соединения элементов в узлах решетчатых ферм допускается принимать
при расчете шарнирными, если при таком допущении конструкция сохраняет свою неизменяемость,
при этом для главных ферм отношение высоты сечения к длине элементов, как правило, не должно
превышать 1:15.

Дополнительные напряжения в поясах ферм от деформации подвесок следует учитывать независимо от отношения высоты сечения к длине элемента пояса.

Учет жесткости узлов в решетчатых фермах допускается осуществлять приближенными методами, при этом допускается определять осевые усилия по шарнирной расчетной схеме.

10.4.7 За ось элемента пролетных строений принимается линия, соединяющая центры тяжести его сечений. При определении положения центра тяжести сечения его ослабление отверстиями болтовых соединений не учитывается, а ослабление перфораций учитывается и принимается постоянным по всей длине элемента. При смещении оси элемента сквозных ферм относительно линии,
соединяющей центры узлов, следует учитывать эксцентриситет, если он превышает:

— 1,5 % высоты сечения — для П-образных, коробчатых, двухшвеллерных и двутавровых элементов;

— 0,7 % высоты сечения — для тавровых и Н-образных элементов.

Изгибающие моменты от смещения осей элементов распределяются между всеми сходящимися в узле элементами пропорционально их жесткости и обратно пропорционально длине. При этом каждый изгибающий момент следует принимать равным произведению эксцентриситета на максимальное значение усилия в данном элементе в основной расчетной схеме.

В элементах связей из уголков с болтовыми соединениями, центрированных по рискам, ближайшим к обушку, допускается не учитывать возникающий при этом эксцентриситет.

10.4.8 Распределение временной нагрузки в элементах многобалочных пролетных строений
со сплошными главными балками, объединенными жесткими поперечными связями, при отношении длины пролета к ширине более 4 допускается определять по теории тонкостенных стержней, принимая при этом гипотезу о недеформируемости контура поперечного сечения. В остальных случаях необходимо учитывать деформации контура поперечного сечения.

10.4.9 При проектировании необходимо обеспечивать пространственную неизменяемость, прочность, общую и местную устойчивость пролетных строений и опор в целом, блоков, отдельных элементов, их частей, деталей и соединений под воздействием нагрузок, возникающих при изготовлении, транспортировании и монтаже, под воздействием эксплуатационных нагрузок, а также выносливость.

Для элементов, ослабленных отверстиями под обычные болты, при расчетах на прочность и выносливость следует принимать сечения нетто, на устойчивость и жесткость — сечения брутто.

При расчетах элементов с фрикционными соединениями на высокопрочных болтах на выносливость, устойчивость и жесткость следует принимать сечения брутто, при расчетах по прочности — сечения нетто с учетом того, что половина усилия, приходящегося на данный болт, в рассматриваемом сечении уже передана силами трения.

Геометрические характеристики сечения нетто элементов конструкций следует находить, определяя невыгоднейшее ослабление.  

10.4.10 Расчет стальных конструкций следует производить согласно требованиям приложения Ф.

10.5  Конструктивные требования

10.5.1 Общие положения

10.5.1.1 При проектировании стальных конструкций необходимо:

— учитывать возможности технологического и кранового оборудования заводов — изготовителей стальных конструкций, а также подъемно-транспортного и монтажного оборудования строительных организаций;

— разделять конструкции на отправочные элементы из условий выполнения максимального объема работ на заводах-изготовителях с учетом грузоподъемности и габаритов транспортных средств;

— предусматривать связи, обеспечивающие в процессе транспортирования, монтажа и эксплуатации устойчивость и пространственную неизменяемость конструкции в целом, ее частей и элементов;

— осуществлять унификацию монтажных блоков и элементов, а также узлов и расположения болтовых отверстий;

— обеспечивать удобство сборки и выполнения монтажных соединений, предусматривая монтажные крепления элементов, устройство монтажных столиков и т. п.;

— осуществлять унификацию проката по профилям и длинам с учетом требования об использовании металла с минимальными отходами и потерями;

— учитывать допуски проката и допуски заводского изготовления;

— предусматривать применение автоматической сварки под флюсом и фрикционных соединений на высокопрочных болтах.

10.5.1.2 При проектировании стальных конструкций следует исключать стесненное расположение привариваемых деталей, резкие изменения сечения элементов, образование конструктивных «надрезов» в виде обрывов фасонок и ребер жесткости или вырезов в них, примыкающих под углом к поверхности напряженных частей сечения (поясов и стенки балок, листов составных элементов и т. д.).

Для повышения выносливости и хладостойкости конструкций и снижения отрицательного влияния остаточных деформаций и напряжений от сварки следует предусматривать мероприятия конструктивного и технологического характера (оптимальный порядок сборки и сварки элементов; роспуск швов; предварительный выгиб и местный подогрев; нагрев отдельных зон после сварки; полное проплавление и выкружки на концах обрываемых деталей, подходящие по касательной к поверхности оставшейся части сечения; механическую обработку зон концентрации напряжений и др.).

10.5.1.3 В железнодорожных мостах пролетные строения с раздельными балками и продольные балки проезжей части должны иметь продольные связи по верхним и нижним поясам. Прикрепление продольных связей к стенкам балок в железнодорожных мостах не допускается.

Открытые, не имеющие продольных связей в сжатой зоне, пролетные строения (приложение Ф, Ф.2.11.5)
и открытая проезжая часть железнодорожных мостов допускаются только при наличии технико-экономического обоснования и при условии закрепления свободных поясов жесткими рамами в плоскостях поперечных балок, а в проезжей части — поперечными связями.

При наличии элементов, жестко связывающих пояса балок или ферм (например, железобетонной или стальной плиты), допускается не устраивать продольных связей в соответствующей плоскости, если они не требуются по условиям монтажа.

В арочных пролетных строениях продольные связи следует устраивать в плоскости одного из поясов арок и в плоскости проезжей части, если она не имеет плиты; при решетчатых арках следует предусматривать поперечные связи между ними и продольные связи по обоим поясам.

10.5.1.4 Продольные связи следует центрировать в плане с поясами главных ферм, при этом эксцентриситеты в узлах крепления из плоскости связей должны быть минимальными.

10.5.1.5 В железнодорожных мостах при мостовом полотне с поперечинами расстояние между осями продольных балок следует назначать 1,90 м, а между осями главных балок (ферм), при отсутствии балочной клетки, — 2,00 м. При большем расстоянии между осями главных балок (ферм) следует предусматривать устройство железобетонной или стальной плиты.

10.5.1.6 В железнодорожных мостах пролетные строения с раздельными двутавровыми балками и продольные балки проезжей части должны иметь поперечные связи, располагаемые на расстоянии, не превышающем двукратной высоты балки.

10.5.1.7 Для снижения напряжений в поперечных балках проезжей части от деформации поясов главных ферм следует, как правило, включать проезжую часть в совместную работу с главными фермами.

В пролетных строениях с проезжей частью, не включенной в совместную работу с главными фермами, следует предусматривать тормозные связи.

10.5.1.8 Прикрепление балок проезжей части с помощью торцевых листов, приваренных к стенке и поясам балки, не допускается.

В пролетных строениях железнодорожных мостов прикрепление стенок продольных и поперечных балок следует осуществлять, как правило, с помощью вертикальных уголков и фрикционных
соединений.

В пролетных строениях всех мостов следует, как правило, обеспечивать неразрезность продольных балок на всей протяженности, а при наличии разрывов в проезжей части — на участках между ними.

10.5.1.9 Для повышения аэродинамической устойчивости пролетных строений висячих и вантовых мостов следует увеличивать их крутильную жесткость за счет постановки продольных связей
по раздельным главным балкам или применения балки жесткости замкнутого коробчатого сечения
и придания ей обтекаемой формы.    

10.5.2 Сечения элементов конструкций

10.5.2.1 Наименьшая толщина деталей элементов пролетных строений и опор принимается
по расчету на прочность, устойчивость, выносливость, жесткость и колебания, но не менее указанной
в таблице 59.

Таблица 59

В миллиметрах

Детали конструкций

Наименьшая толщина
или сечение деталей конструкции

в железнодорожных мостах и трубах
под железную дорогу

в автодорожных,
городских и пешеходных мостах и трубах
под автомобильную дорогу

1 Листовые волнистые профили для металлических гофрированных труб

1,5

2 Листовые детали (за исключением указанных
в поз. 3 – 8)

3 Узловые фасонки главных ферм и вертикальные стенки сварных изгибаемых главных балок

4 Узловые фасонки связей

5 Накладки в стыках ребер ортотропной плиты и планки

6 Прокладки

7 Горизонтальные опорные листы

8 Листы настила:

ортотропных плит

ребер ортотропных плит

9 Уголки основных элементов главных ферм
и проезжей части

100´100´10

100´100´10

10 Уголки фланцевых прикреплений продольных и поперечных балок

100´100´12

100´100´12

11 Уголки элементов связей

80´80´8

80´80´7

Примечание — Допускается следующая наибольшая толщина проката, мм:

20       — для пакетов деталей, стягиваемых обычными болтами;

60       — для сварных элементов из углеродистой и низколегированной сталей;

16       — для стыковых накладок и узловых фасонных листов при применении фрикционных соединений.

 

10.5.2.2 Для уменьшения количества соединительных сварных швов сечения составных элементов решетчатых ферм следует проектировать из минимального количества деталей.

10.5.2.3 В решетчатых главных фермах материал элементов коробчатого и Н-образного сечений должен быть сконцентрирован в листах, расположенных в плоскости фермы.

Пояса, сжатые элементы ферм и опор следует, как правило, проектировать коробчатого сечения.

10.5.2.4 В составных элементах решетчатых ферм отношение x расчетной ширины b к толщине t листов не должно превышать следующих значений:

60      — для вертикальных и горизонтальных листов коробчатых элементов;

45      — для горизонтальных листов Н-образных элементов;

20      — для листов со свободными (неокаймленными) свесами;

30      — для листов со свесами, окаймленными уголками или ребрами.

За расчетную ширину b листа следует принимать:

а) при обеих закрепленных продольных кромках:

— для элементов с болтовыми соединениями — расстояние между ближайшими рисками болтов, соединяющих данный лист c перпендикулярными ему листами или соедини­тельными связями;

— для сварных и прокатных элементов — расстояние между осями указанных листов;

б) при закреплении одной продольной кромки:

— для элементов с болтовыми соединениями — расстояние от свободного края листа до ближайшей риски болтов;

— для сварных и прокатных элементов — расстояние от свободного края листа до оси ближайшего листа, расположенного перпендикулярно данному.

10.5.2.5 В сжатых элементах Н-образного сечения толщина горизонтального листа должна составлять от толщины соединяемых листов tf, не менее:

0,4tf      — в элементах с болтовыми соединениями;

0,6tf      — в сварных и прокатных элементах при tf £ 24 мм и 0,5tf — при tf > 24 мм.

10.5.2.6 При конструировании узлов ферм следует обеспечивать местную устойчивость сжатых зон узловых фасонок, при необходимости подкрепляя свободные кромки окаймляющими уголками или ребрами.

10.5.2.7 Двутавровые сварные балки следует проектировать из одного вертикального и двух горизонтальных листов, коробчатые — из двух вертикальных и двух непосредственно соединенных
с ними поясными швами горизонтальных листов.

Если требуемая толщина пояса сварной балки более 60 мм, допускается применение для поясов пакетов из двух листов.

Изменение сечения пояса следует осуществлять в зоне расположения его стыков, предусматривая скосы по ширине или по толщине, а при необходимости — то и другое одновременно, с уклоном 1:8 — для растянутого пояса и 1:4 — для сжатого.

В поясах из двух листов следует применять листы, отличающиеся по ширине не менее чем
на 100 мм. Для автодорожных и городских мостов допускается применение в поясах балок пакетов из листов одинаковой ширины, соединенных сварными швами, наложенными по соприкасающимся кромкам, с разделкой кромок на требуемую по расчету глубину.

10.5.2.8 Наружный лист пакета пояса, обрываемый в пролете балки, следует продолжить за место его теоретического обрыва на длину, обеспечивающую прикрепление 50 % площади сечения листа. При этом следует предусматривать: толщину этого листа на конце — 10 мм; симметричные скосы по ширине (со сведением на нет) — с уклоном 1:4; скос по толщине — с уклоном 1:8 для растянутого пояса и 1:4 — для сжатого. Для косых швов на конце листа следует предусматривать отношение
катетов 1:2 (меньший катет — по вертикали) и механическую обработку для получения плавных
(радиусом не менее 5 мм) переходов к основному металлу непрерываемого листа пояса.

10.5.2.9 В железнодорожных мостах при мостовом полотне с деревянными поперечинами следует обеспечивать центрированную передачу давления поперечин на стенки главных или продольных балок, при этом под нагрузкой должно быть исключено касание поперечинами элементов продольных и поперечных связей.    

10.5.3 Ребра жесткости сплошных изгибаемых балок

10.5.3.1 В опорных сечениях, в местах передачи сосредоточенных сил (кроме мест опирания мостовых поперечин), расположения поперечных связей в сплошных изгибаемых балках должны быть предусмотрены поперечные ребра жесткости из полос, уголков или тавров.

Промежуточные поперечные, а также продольные ребра жесткости следует предусматривать
в соответствии с расчетом местной устойчивости стенок для стадий изготовления, транспортирования, монтажа и эксплуатации.

При отсутствии местного давления продольные ребра жесткости следует располагать на расстоянии от сжатого пояса:

— при одном ребре — от 0,20hw до 25hw;

— при двух или трех ребрах: первое ребро — от 0,15hw до 0,20hw; второе ребро — от 0,40hw
до 0,50hw; третье ребро следует располагать, как правило, в растянутой зоне стенки.

В балках со стенкой, укрепленной только поперечными ребрами, ширина их выступающей части bh должна быть для парного симметричного ребра не менее  мм, для одностороннего ребра — не менее  мм; толщина ребра ts должна быть не менее .

При укреплении стенки поперечными и продольными ребрами жесткости моменты инерции их сечений должны удовлетворять нормам таблицы 60 для поперечных ребер и таблицы 61 — для продольного ребра (при одном продольном ребре).

Таблица 60

m

 для поперечных ребер

0,75

0,62

0,50

0,40

0,33

0,80

1,44

2,8

4,6

6,6

Примечание — Обозначения:

Is — момент инерции сечения поперечного ребра, м4;

hw — расчетная высота стенки, м;

tw — толщина стенки балки, м;

; a — расстояние между осями поперечных ребер жесткости, м.

Таблица 61

Необходимый момент инерции сечения продольного ребра Isl

Предельные значения Isl

минимальные

максимальные,
учитываемые в расчете

0,20

0,25

0,30

1,5

Примечания

1 Обозначения:

h1   — расстояние от оси продольного ребра жесткости до оси ближайшего пояса в сварных балках или до крайней риски поясных уголков в балках с болтовыми соединениями, м;

A, hw — см. таблицу 60;

Isl    — момент инерции сечения продольного ребра, м4;

tw    — толщина стенки балки, м.

2 При вычислении Isl для промежуточных значений h1/hw допускается линейная интерполяция.

 

В пролетных строениях мостов всех назначений допускается расположение ребер на одной стороне стенки, а также расположение односторонних поперечных и продольных ребер с разных сторон стенки.

Момент инерции односторонних ребер жесткости вычисляется относительно нейтральной оси составного сечения, в состав которого входит само ребро (плоское, уголковое или тавровое) и участки стенки шириной

b1 = x1t,                                                                                  (61)

где  t — толщина сечения, м;

x — коэффициент, принимаемый согласно таблице Ф.27 (приложение Ф).

Минимальные размеры выступающей части продольных ребер жесткости следует принимать
согласно приведенным выше требованиям для поперечных ребер жесткости.

При необходимости постановки ребер с большим моментом инерции следует применять вместо полосовых поперечные ребра жесткости в виде уголков или тавров. Продольные ребра таврового сечения допускается применять для подкрепления стенки при расположении их внутри коробчатой части пролетного строения. В продольных ребрах из уголка вертикальная полка должна быть повернута вниз.

10.5.3.2 В ребрах жесткости, приваренных к стенке балки, в местах их примыкания к поясам балки, к ребрам жесткости другого направления, а в автодорожных мостах — и к фасонкам связей, приваренным к стенке балки, необходимо предусматривать скругленные вырезы высотой 120 и шириной 50 мм; у опорных ребер жесткости допускается уменьшать ширину выреза до 30 мм, а высоту — до 50 мм.

10.5.3.3 В местах передачи сосредоточенных сил следует предусматривать пригонку торцов ребер жесткости к листу пояса балки.

Концы промежуточных поперечных ребер жесткости сварных балок должны, как правило, плотно примыкать к поясным листам балок. Для обеспечения этого допускается во всех мостах установка
на концах ребер специальных переходных деталей, в железнодорожных мостах — применение уголковых ребер жесткости, прикрепленных к стенке с помощью фрикционных соединений, а в автодорожных, городских и пешеходных — приварка ребер к поясам. При этом торцы поперечных ребер жесткости, к которым прикрепляются поперечные ребра ортотропной плиты автодорожной проезжей части, должны быть приварены к поясам балки. Допускается устройство обрывов промежуточных поперечных ребер жесткости на стенке вблизи поясов, с оформлением зоны обрыва ребра в соответствии с требованиями 10.5.6.6.

10.5.3.4 Продольные ребра жесткости в сварных балках следует применять лишь в тех случаях, когда обеспечение местной устойчивости за счет постановки одних поперечных ребер жесткости
и изменения толщины стенки оказывается нецелесообразным.

10.5.3.5Привариваемые к стенке или полке балки ребра жесткости, параллельные заводским или монтажным сварным стыковым швам стенки или полки, должны быть удалены от них на расстояние не менее 10tw.

Перо или обушок уголка, используемый в виде ребра жесткости и прикрепляемый к стенке болтами, от стыкового сварного шва стенки должны быть удалены на расстояние не менее 5tw.

10.5.3.6 Ребра жесткости должны быть прикреплены сплошными двусторонними швами.

Ребра жесткости и швы, прикрепляющие их к стенке, в местах пересечения стыковых швов стенки прерывать не допускается.

В пролетных строениях всех назначений в местах пересечения ребер жесткости необходимо пропускать непрерывными продольные ребра и их швы, а поперечные ребра (кроме опорных) — прерывать и прикреплять к ним угловыми швами; эти швы в растянутой зоне стенки должны иметь отношение катетов 1:2 (больший катет — на продольном ребре) и плавный переход к основному металлу.

При обрыве продольных ребер жесткости у болтового поперечного стыка стенки оформление
зоны обрыва ребра должно отвечать требованиям 10.5.6.6.

10.5.4 Предварительно напряженные пролетные строения

10.5.4.1 В неразрезных балках постоянной высоты затяжки следует размещать в зонах максимальных положительных и отрицательных моментов.

Сечение предварительно напряженных балок со сплошной стенкой следует проектировать
несимметричным с более развитым сжатым поясом.

10.5.4.2 При проектировании предварительно напряженных балок необходимо предусматривать присоединение затяжки к поясу по длине балки не менее чем в четырех точках таким образом, чтобы при работе под нагрузкой обеспечивалось совместное их перемещение в боковом направлении
и независимое — в продольном направлении.

10.5.4.3 Прикрепление ребер жесткости или кронштейнов, поддерживающих затяжки, должно быть запроектировано с учетом сил трения, возникающих при натяжении затяжек.

10.5.4.4 Концы затяжек необходимо закреплять на специальных выносных жестких элементах — упорах. Элементы балок в местах прикрепления упоров следует усилить на воздействие сосредоточенных нагрузок.

10.5.4.5 Для обеспечения устойчивости обжимаемых элементов ферм затяжки соединяют
со стержнями с помощью диафрагм. Расстояние между точками закрепления следует принимать из условия устойчивости стержня свободной длины, соответствующей длине этих участков.    

10.5.5 Сварные и болтовые соединения, соединения на высокопрочных болтах

10.5.5.1 В тех случаях, когда прикрепление с эксцентриситетом неизбежно, в цельносварной конструкции при одностенчатых сечениях элементов прикрепление их следует осуществлять по всему контуру соединения.

10.5.5.2 На чертежах КМ сварных конструкций следует указывать:

— типы, размеры всех швов и обозначения монтажных и заводских швов;

— способ выполнения всех сварных швов (автоматическая, полуавтоматическая сварка под флюсом, ручная сварка и др.) и тип подкладки для стыковых швов, а при необходимости — также последовательность наложения швов;

— участки сварных швов с полным проплавлением толщины детали;

— все места конструкции, подлежащие обработке в соответствии с ТНПА, регламентирующими требования к стальным мостовым конструкциям.

Для узлов и конструкций, применяемых впервые, на чертежах КМ следует указывать формы деталей с размерами, относящимися к механической обработке сварных швов и зон концентрации напряжений, и рекомендации по способам ее выполнения.

10.5.5.3При применении сложных прокатных профилей (швеллеров, тавров и двутавров, в том числе с параллельными гранями полок) устройство с помощью сварки поперечных стыков и прикреплений к узлам не допускается.

В конструкциях автодорожных, городских и пешеходных мостов допускается применение сварки продольными непрерывными швами цельных (без стыков по длине) тавров и двутавров (в том числе разных номеров) между собой и с листом, прикрепляемым по всей длине встык, или втавр к стенке профиля, или двумя угловыми швами к кромкам полки профиля.

В конструкциях указанных мостов допускается применение приварки узловых фасонок и фасонок связей к стенке профилей с осуществлением мероприятий по снижению концентрации напряжений
у концов фасонок в соответствии с 10.5.6.6 и 10.5.6.7, а также приварки ребер жесткости — только
к стенке двутавров и тавров.

10.5.5.4 Применение электрозаклепок в железнодорожных мостах не допускается, а в автодорожных, городских и пешеходных мостах допускается только для нерабочих соединений.

10.5.5.5 Угловые швы необходимо применять, как правило, с вогнутым очертанием их поверхности и плавным переходом к основному металлу.

Лобовые швы, как правило, следует проектировать неравнобокими с большим катетом, направленным вдоль усилия, при этом рекомендуется отношение большего катета к меньшему принимать равным 2.

10.5.5.6 Размеры угловых сварных швов следует назначать, по возможности, минимальными из расчета по прочности и выносливости, с учетом при этом указанных ниже технологических требований.

Продольные соединительные угловые швы коробчатых, тавровых и Н-образных элементов для сталей и значения толщины проката, указанные в таблице 45, должны иметь расчетную высоту сечения не менее 4 мм, а швы, прикрепляющие ребра жесткости к стенке балки, а также продольные ребра ортотропной плиты к покрывающему листу, — не менее 3 мм.

Длина углового лобового или флангового шва должна быть не менее 60 мм и не менее шестикратного размера катета шва.

10.5.5.7 Конструкция стыковых швов должна обеспечивать возможность получения полного проплавления расчетной толщины стыкуемых деталей и плавных переходов к основному металлу.

10.5.5.8 При расположении стыка поперек усилия в элементе конструкций толщина стыкового шва должна быть не менее толщины свариваемых листов.

10.5.5.9 В сварных балках и составных элементах конструкций, сечения которых образуются
с помощью соединительных швов, полное проплавление тавровых и угловых соединений не требуется, если свариваемые детали обрываются в одном сечении. При наличии обрыва не в одном сечении на длине 100 мм от обрыва необходимо предусматривать полное проплавление таврового или углового соединения свариваемых деталей.

В соединениях, работающих на отрыв, обеспечение полного проплавления обязательно.

Применение узлов с работой на отрыв деталей пакета, образованного с помощью нахлесточных угловых сварных швов, не допускается.

В угловых соединениях составных замкнутых герметичных элементов, образованных односторонними угловыми швами, глубина провара должна быть не менее 4 мм — при толщине более тонкого листа до 16 мм и не менее 5 мм — при толщине более тонкого листа свыше 16 мм.

Для соединения отдельных деталей и прикрепления элементов конструкций применение прерывистых швов не допускается.

10.5.5.10 В конструкциях с фрикционными соединениями должна быть обеспечена возможность свободной постановки высокопрочных болтов, плотного стягивания пакета болтами и закручивания гаек с применением динамометрических ключей и гайковертов.

10.5.5.11 В соединениях прокатных профилей с непараллельными поверхностями полок должны применяться клиновидные шайбы.

10.5.5.12 Номинальные диаметры отверстий под высокопрочные болты во фрикционных соединениях приведены в таблице 62.

Таблица 62

В миллиметрах

Группа соединений

Номинальный диаметр отверстий
во фрикционных соединениях
при номинальном диаметре болтов

Стыки и крепления основных несущих элементов и связей, определяющие проектное положение конструкций

Крепления: связей, не определяющих проектного положения конструкций; стыковых накладок (рыбок) поясов продольных балок; тормозных связей и горизонтальных диафрагм проезжей части

 

10.5.5.13 Соединения следует проектировать с возможно более компактным расположением высокопрочных и обычных болтов по нормам таблицы 63.

Таблица 63

Характеристика расстояний

Норма

Расстояние между центрами болтов:

 

а) минимальное в любом направлении

2,5d1)

б) максимальное в любом направлении в крайних рядах при растяжении и сжатии:

 

для листов

7d или 16t

для уголков2)

160 мм

в) максимальное в средних рядах:

 

поперек усилия при растяжении и сжатии

24t

вдоль усилия при растяжении

24t

то же, при сжатии

16t

Расстояние от центра болта до края элемента:

 

а) минимальное вдоль усилия и по диагонали

1,5d

б) то же, поперек усилия:

 

для кромок после механической обработки

1,5d

для кромок прокатных или после газовой резки методом «смыв-процесс» и с кислородной завесой

1,3d

в) максимальное

8t или 120 мм

1) Для обычных болтов следует назначать 3,0d.

2) При двухрядном расположении норма относится к ряду у пера.

Примечание — Обозначения:

d — номинальный диаметр болта, мм;

t — толщина наиболее тонкой детали, расположенной снаружи пакета, мм.

10.5.5.14 Количество высокопрочных болтов должно быть не менее двух:

— в креплениях связей главных ферм и проезжей части;

— в каждом продольном ряду креплений или стыковой накладки (считая от оси стыка).

В креплении стержня на обычных болтах количество болтов в продольном ряду должно быть
не менее: при одном ряде — три; при двух рядах и более — два; в выступающей полке уголкового коротыша — пять.

В стыках и креплениях растянутых и сжато-растянутых элементов количество болтов в двух первых поперечных рядах (считая от сечения элемента или накладки с полным усилием) следует принимать одинаковым. Количество болтов в последующих рядах должно увеличиваться постепенно.
В стыках и креплениях уголков с двухрядным расположением болтов первый болт должен быть расположен у обушка.

Число рядов болтов вдоль усилия должно быть минимальным.

В продольных и поперечных стыках стенок балок допускается располагать болты с каждой стороны стыка в один ряд.

10.5.5.15 Диаметр болтов, поставленных в уголках основных элементов, должен быть, как правило, не более 1/4 ширины полки уголка.

Допускается в элементах связей, ребрах жесткости, диафрагмах и т. п. устанавливать болты диаметром 22 мм — в полке уголка шириной 80 мм и диаметром 24 мм — в полке уголка шириной 90 мм.

Во фрикционных соединениях с большим количеством высокопрочных болтов их диаметр следует назначать, по возможности, максимальным.

10.5.5.16 Полную длину высокопрочных болтов следует назначать из условия, чтобы верх гайки после затяжки находился ниже границы фаски болта.

10.5.5.17 Стыки вертикальной стенки балки при болтовых соединениях должны быть перекрыты накладками по всей высоте.

Стыковые накладки поясных уголков допускается применять в виде плоских листов.

10.5.5.18 Непосредственно прикрепленная площадь элементов сквозных главных ферм в узлах
и стыках должна составлять не менее 50 % всей рабочей площади элемента. При непрямом перекрытии площади сечения следует уменьшать эксцентриситет в креплениях накладок и увеличивать их длину.

10.5.6 Детали конструкции

10.5.6.1 В конструкции не должно быть соприкасающихся несоединенных частей (кроме мест примыкания ребер жесткости к поясам балок), а также щелей, зазоров, пазух и корыт. В местах возможного скопления влаги следует устраивать дренажные отверстия диаметром не менее 50 мм.

Стальные канаты и пучки высокопрочной проволоки, их анкеры, места соединения и примыкания должны быть надежно защищены от коррозии.

10.5.6.2 В растянутых элементах симметричного сечения, снабженных отверстиями для соединения их узловыми болтами-шарнирами, площадь нетто разреза, проходящего через болтовое
отверстие, должна быть не менее 140 %, площадь нетто разреза от торца элемента до болтового
отверстия — не менее 100 % расчетного сечения элемента.

10.5.6.3 Ветви сжатых составных стержней с болтовыми соединениями, а также сжато-изогнутые сварные элементы в местах воздействия сосредоточенных сил должны быть подкреплены поперечными диафрагмами.

В сварных коробчатых и Н-образных элементах ферм диафрагмы рекомендуется приваривать или прикреплять на болтах только к вертикальным листам с зазором между диафрагмами и горизонтальными листами не менее 50 мм.

10.5.6.4 Непосредственная приварка вспомогательных деталей (кронштейнов, элементов перил
и тротуаров, навигационных знаков и сигналов и т. п.) к элементам главных балок и балок проезжей части, а также к элементам решетчатых главных ферм не допускается. Приваривать эти детали допускается только к поперечным ребрам жесткости.

Распорки и диагонали продольных связей, распорки поперечных связей не допускается приваривать непосредственно к поясам балок пролетных строений всех назначений.

В железнодорожных пролетных строениях не допускается также приварка элементов продольных и поперечных связей к ребрам жесткости и фасонкам связей, а прокладок — к основным элементам.

10.5.6.5 Для обеспечения плавных (радиусом не менее 15 мм) переходов от металла шва к основному металлу в растянутых на стадии эксплуатации поперечных стыках деталей и элементов пролетных строений должна предусматриваться механическая обработка; это требование распространяется на концевые участки поперечных стыковых швов стенки балок на протяжении 40 % высоты растянутой зоны, но не менее 200 мм, считая от растянутого пояса.

10.5.6.6 Для автодорожных, городских и пешеходных пролетных строений при прикреплении горизонтальных фасонок продольных связей непосредственно встык к поясам сплошных балок необходимо предусматривать полное проплавление всей толщины фасонки и возможность его неразрушающего контроля.

Необходимо также предусматривать на концах фасонки выкружки и механическую обработку их вместе с концами швов для получения плавных переходов к поясу (радиусом не менее 60 мм).

10.5.6.7 Для автодорожных, городских и пешеходных пролетных строений при крестовой и полураскосной системах продольных связей, расположенных в уровне, смещенном относительно поясов, для фасонок, привариваемых к стенке втавр, необходимо предусматривать мероприятия по снижению концентрации напряжений, указанные в 10.5.6.6. При этом для обеспечения устойчивости и устранения колебаний пояса относительно стенки на стенке балки должны быть поставлены поперечные ребра жесткости в плоскости каждого узла связей.

В случае если указанные фасонки пересекаются с поперечными ребрами жесткости, фасонки
и их швы следует устраивать непрерывными; приварку элементов поперечного ребра жесткости
к фасонке следует осуществлять угловыми швами с отношением катетов 1:2 (больший катет — на фасонке) и плавным переходом к основному металлу фасонки.

10.5.6.8 В цельносварных автодорожных, городских и пешеходных пролетных строениях элементы связей, присоединяемые внахлестку к фасонкам, следует прикреплять двумя фланговыми
и двумя лобовыми швами согласно 10.5.5.1; элементы связей из парных уголков, симметрично расположенных относительно фасонки, допускается прикреплять двумя фланговыми и одним лобовым (торцевым) швами.

Расстояние между швами креплений элементов связей и швами креплений фасонок к стенке балки, а также к поперечным ребрам жесткости должно быть не менее 60 мм.

10.5.6.9В случае приварки вертикальных диафрагм, ребер жесткости и фасонок к растянутому поясу в пролете поперечные швы, прикрепляющие указанные элементы, следует проектировать
с отношением катетов 1:2 (больший катет — на поясе) и плавным переходом к основному металлу.

10.5.6.10 Противоугонные уголки допускается приваривать к верхнему поясу сварных балок продольными и поперечными угловыми швами. При этом для поперечных швов необходимо предусматривать мероприятия по снижению концентрации напряжений, указанные в 10.5.6.9 а также механическую обработку для получения плавных переходов (радиусом не менее 5 мм) к основному металлу.

10.5.6.11 В конструкциях деталей, изменяющих направление стального каната (отклоняющих устройств, оголовков пилонов и др.) или проволоки в канате (анкерных устройств) и деталей, обжимающих канат (сжимов, хомутов подвесок и т. п.), следует применять желоба криволинейного поперечного сечения со скруглениями у торцов (в месте выхода каната) и укороченными (по сравнению
с основанием) прижимными накладками, а также прокладки из алюминия или другого мягкого материала. При этом для исключения электрохимической коррозии контактирующие с алюминием стальные канаты и стальные детали указанных выше устройств должны быть защищены покрытиями
из кадмия или цинка толщиной не менее 20 мкм.    

10.5.7 Конструкция планок и перфорированных листов

10.5.7.1 В сварных коробчатых и Н-образных элементах главных ферм железнодорожных мостов допускается применение только сплошных или перфорированных горизонтальных листов. Соединительные планки допускаются только в элементах связей железнодорожных мостов и в тех элементах автодорожных, городских и пешеходных мостов, для которых при расчете на выносливость соединение планок с основными частями сечения возможно осуществить без специальных мер по снижению концентрации напряжений.

10.5.7.2 Длина промежуточных планок ls должна быть не менее 0,75a, где a — расстояние между рядами болтов (или сварными швами) крепления планки, м.

Концевые планки в сжатых и сжато-растянутых элементах следует предусматривать в 1,7 раза длиннее промежуточных, в растянутых элементах — в 1,3 раза. Концевые планки следует устанавливать возможно ближе к узлу.

В сварных коробчатых и Н-образных элементах допускается выход перфорации на торец элемента.

10.5.7.3 Количество болтов для прикрепления одной стороны планки должно быть не менее:

— для элементов, работающих только на временную нагрузку, — четыре;

— то же, работающих на постоянную нагрузку, — три;

— для нерабочих элементов — два.    

10.5.8 Особенности конструкции болтосварных пролетных строений

10.5.8.1 В болтосварных пролетных строениях допускается применение стыковых и накладных компенсаторов ослабления сечения элементов болтовыми отверстиями.

На концах стыковых компенсаторов ослабления (у стыка) необходимо предусматривать скосы
и механическую обработку соединений в соответствии с требованиями 10.5.2.7 и 10.5.6.5.

В накладных компенсаторах ослабления следует предусматривать скосы по ширине с уклоном 1:1. Для косых швов следует принимать отношение катетов 1:2. Для обеспечения плавных (радиусом не менее 5 мм) переходов от шва к основному металлу необходимо предусматривать обработку косых швов на конце компенсатора. Косые швы и участки продольных швов до первого ряда отверстий должны обеспечивать полное прикрепление площади компенсатора. Ширина компенсатора из стали марок 16Д, 15ХСНД, 15ХСНДА и 10ХСНД, 10ХСНДА, 14Г2АФД и 15Г2АФДпс должна быть соответственно не более 44, 38 и 36-кратной его толщины. При большей требуемой ширине необходимо применять два раздельных компенсатора, расстояние между их швами должно быть не менее 60 мм. Расстояние от центра болта до края компенсатора должно быть не менее удвоенного диаметра отверстия под болт.

10.5.8.2 Для решетчатых болтосварных ферм автодорожных, городских и пешеходных пролетных строений обычного исполнения допускается применение узловых фасонок-вставок и фасонок-приставок, соединяемых с поясами с помощью сварки.

Узловые фасонки-вставки и фасонки-приставки должны иметь плавные переходы (радиусом не менее 250 мм) к поясу. Расстояние от стыка пояса и фасонки-вставки до начала выкружки в ней следует принимать не менее 70 мм. Для стыковых швов фасонок-вставок растянутого и сжато-растянутого поясов должна предусматриваться механическая обработка, отвечающая требованиям 10.5.6.5.

У фасонок-приставок необходимо предусматривать полное проплавление всей толщины и возможность его неразрушающего контроля, а также механическую обработку концов фасонок.

10.5.8.3 Длину поясных листов продольных и поперечных балок допускается принимать менее длины стенки, при условии устройства на углах стенки прямоугольных скругленных (радиусом 15 мм) вырезов, вертикальная грань которых совпадает с торцом обрываемого поясного листа.

Подобные вырезы должны иметь также фасонки, привариваемые к верхнему поясу поперечной балки для увеличения высоты ее стенки в зоне прикрепления к главным фермам. Конструкция сопряжения конца фасонки с поясом поперечной балки должна отвечать требованиям 10.5.6.6 и 10.5.6.7.

При необходимости устройства обрыва пояса двутавровой балки без образования вышеуказанного выреза в стенке необходимо предусматривать следующее: пояс к месту обрыва должен быть скошен по толщине до 6 мм с уклоном 1:8 и по ширине до 32 мм с уклоном 1:4; прикрепление к стенке балки на протяжении скошенной части пояса должно иметь полное проплавление. Следует предусматривать также механическую обработку конца пояса для получения плавных переходов (радиусом не менее 60 мм) к стенке (в обеих плоскостях).    

10.5.9 Конструкция ортотропной плиты проезжей части

10.5.9.1В автодорожных, городских и пешеходных мостах конструкцию ортотропной плиты следует проектировать одноярусной, состоящей из листа настила, подкрепленного продольными и поперечными ребрами, вертикальные стенки которых приварены к листу настила двусторонними угловыми швами.

Монтажные блоки ортотропной плиты должны быть ориентированы длинной стороной вдоль оси моста.

10.5.9.2 Толщину листа настила в автодорожных и городских мостах tmin следует принимать
не менее 14 мм, а расстояние между продольными ребрами — не менее 300 мм.

10.5.9.3 В автодорожных, городских и пешеходных мостах монтажные стыки листа настила верхней ортотропной плиты следует, как правило, проектировать сварными.

В нижних ортотропных плитах при обосновании расчетом допускается применение монтажных продольных сварных стыков горизонтального листа с неполным заполнением разделки.

Присоединение листов настила ортотропных плит проезжей части к поясам главных балок или ферм сварными швами внахлестку не допускается.

10.5.9.4 В ортотропных плитах следует применять преимущественно продольные ребра открытого сечения из полос, прокатных тавров, неравнобоких уголков и сварных тавров, причем в железнодорожных мостах — как правило, из сварных тавров.

10.5.9.5 Монтажные стыки продольных ребер верхних ортотропных плит следует размещать в 1/3 пролета между поперечными ребрами и предусматривать, как правило, фрикционными, с выполнением отверстий в заводских условиях.

Монтажные стыки продольных ребер нижних ортотропных плит в автодорожных, городских и пешеходных мостах следует предусматривать, как правило, сварными.

Применение монтажных стыков ортотропной плиты с не приваренными к листу настила вставками продольных ребер и обрывом ребер в зоне монтажного стыка блоков пролетного строения
не допускается.

10.5.9.6Монтажные стыки стенки и пояса поперечных ребер таврового сечения следует, как правило, предусматривать фрикционными на высокопрочных болтах, с выполнением отверстий на полный диаметр в заводских условиях.

10.5.9.7 Продольные ребра в местах пересечений со стенками поперечных балок не должны прерываться. В автодорожных, городских и пешеходных мостах продольные ребра следует пропускать сквозь вырезы в стенках поперечных балок и приваривать на заводе угловыми швами к вертикальной грани выреза в стенке или в опорной пластинке. Приварка торцов продольных ребер к стенкам поперечных ребер не допускается.

10.5.9.8 Прикрепление поперечных ребер верхней ортотропной плиты к ребрам жесткости или специальным фасонкам главных балок, как правило, следует осуществлять фрикционным на высокопрочных болтах.

10.5.9.9 В проекте следует указывать вид антикоррозионного покрытия листа настила и тип одежды ездового полотна по стальной ортотропной плите.

10.5.9.10 В железнодорожных пролетных строениях следует применять двухъярусные ортотропные плиты, с прикреплением продольных ребер к верхней полке поперечных балок на фрикционных высокопрочных болтах. В случае если лист настила непосредственно соединяется со стенками
балок, допускается прикрепление продольных ребер к полкам поперечных балок стяжными приспособлениями клеммного типа.    

10.5.10 Конструкция опорных частей

10.5.10.1 Балочные пролетные строения пролетом более 25 м должны иметь подвижные опорные части шарнирно-каткового или секторного типа.

Допускается применение опорных частей с использованием полимерных материалов.

10.5.10.2 При расстоянии между центрами опорных частей, расположенных на одной опоре, более 15 м следует обеспечивать поперечную подвижность одной из опорных частей посредством
устройства двоякоподвижных опорных частей или другим способом.

В железнодорожных мостах нижние балансиры неподвижных опорных частей и плиты подвижных опорных частей должны быть закреплены на опорах анкерными болтами.

В случае невыполнения требований 5.11.9 концы пролетных строений должны быть прикреплены к опорам анкерными болтами по расчету.

10.5.10.3 Конструкция опорных частей должна обеспечивать распределение нагрузки по всей площади опирания узла пролетного строения и опирания на опору.

10.5.10.4 Опорные части шарнирно-каткового или секторного типа следует применять, как правило, литые, с шарнирами свободного касания. Допускается применять подвижные однокатковые опорные части из высокопрочной стали, а также с наплавкой на поверхность катка и плиты из материалов высокой твердости.

В подвижных опорных частях должно быть не более четырех катков.

Катки должны быть соединены между собой боковыми стяжками, гарантирующими совместность перемещения и не препятствующими перекатке и очистке, и оснащены устройствами от боковых сдвигов и продольного угона, а также защищены футлярами. При применении цилиндрических катков, имеющих две плоские грани, должна быть исключена возможность их опрокидывания и заклинивания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2024-06-27; просмотров: 3; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.107.40 (0.02 с.)