Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование культуры межнационального общения.

Поиск

Межнациональные отношения - одна из сложнейших проблем общественной жизни современной России, которая ощущается каждый день в различных регионах страны. Следует заметить, что ни в одной другой сфере не отражаются так остро конкретные, порой непредсказуемые, противоречивые действия людей.

Понятие «культура межнационального общения» входит в более широкое понятие «мировоззренческая культура».

Культура межнационального общения может быть рассмотрена как составляющая трех компонентов: познавательного (обогащение учащихся знаниями по проблемам теории и практики межнациональных отношений); эмоционального (развитие эмоционально-психологических характеристик); поведенческого (сознательная, активная деятельность в сфере межнационального общения).

Важнейшими задачами, реализуемыми педагогами в сфере межнационального общения, являются: воспитание детей в духе нетерпимости к национальной и расовой неприязни, доброжелательности ко всем странам и народам, а также формирование межнациональной толерантности как свойства личности, заключающегося в терпимости к представителям других национальных (этнических) групп с учетом их менталитета и своеобразия самовыражения.

Неотъемлемым компонентом работы по формированию культуры межнациональных отношений является воспитание патриотизма. Известно, что чем лучше народ знает свой язык, свою культуру, тем уважительнее он относится к другим народам. Чем выше уровень национальной культуры, тем выше духовная культура каждого отдельного человека, тем он самокритичнее в своем поведении, тем бережнее относится к людям другой национальности. Формирование культуры это формирование личности человека. Жизненность, активность нации в значительной мере определяются характером и уровнем именно национальной культуры. Воспитывая любовь к «малой» Родине, педагоги в конечном итоге приобщают молодежь, независимо от национальной принадлежности, к высшим человеческим ценностям - сохранению мира, среды обитания людей и человеческой культуры вообще.

Содержание межнационального общения включает в себя воспитание чувства уважения к людям различных национальностей, воспитание толерантности и такта в отношении к языку, национальным особенностям, обычаям и традициям других народов; проявление интереса к достижениям культуры других государств и народов, стремление к диалогу.

Воспитанию культуры межнационального общения способствуют все средства массового воздействия, все наше окружение и, конечно, школа. Именно в школе дети усваивают содержание и сущность таких категорий, как национальное и интернациональное, взаимодействие культур, языков и т. д. Преимущество учебных заведений в том, что они по своему составу обычно многонациональны, что позволяет последовательно и органично формировать уважение к национальной культуре, языку и в целом - к человеку иной культуры.

Огромные возможности школы для воспитания культуры межнационального общения заложены и в самом содержании образования. Так, педагогам следует только обратить внимание на тот факт, что практически все науки, изучаемые в школе, создавались гениями и корифеями разных народов.

Большими возможностями для формирования культуры межнационального общения народов нашей страны обладают предметы гуманитарного цикла, и особенно русский язык, литература, история и география.

Кроме того, в учебные планы школ введено изучение культуры, литературы, истории родного края. При этом, естественно, учитываются избирательность интересов школьников, специфика региона.

Первым шагом в решении проблем межнационального общения является познание исторических традиций, особенностей культуры разных народов, особенно соседних. В результате учащиеся получают этнографические знания о происхождении народов, с представителями которых они вместе учатся, о своеобразии национального этикета, обрядов, быта, одежды, самобытности искусства, художественных промыслов, праздников.

Наиболее распространенными формами работы в сфере воспитания культуры межнационального общения являются: посещения учащимися краеведческих и литературных музеев, различных национальных культурных центров, театров, выставок, фольклорных концертов, тематических экскурсий, создание школьных краеведческих и этнографических музеев, изготовление предметов быта, моделей национальной одежды, организация народных гуляний и праздников, проведение бесед по отдельным содержательным элементам национальной культуры, лекций, встреч с историками, этнографами и т.д.

Огромное значение в воспитании культуры межнационального общения имеет личный пример взрослых, дающий конкретный образец для подражания и воспитывающий у школьников чувство уважения к другим нациям и культурам.

Результатом патриотического воспитания и формирования культуры межнациональных отношений является развитие у детей таких нравственных качеств: преданность родине, гордость за ее социальные и культурные достижения, духовное единство со своим народом, соблюдение нравственного такта и взаимного уважения по отношению к людям других национальностей, недопущение пренебрежения к их языку, национальным обычаям и традициям.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 66; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.153.110 (0.011 с.)