Методы воспитательного процесса 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методы воспитательного процесса



22.1. Метод (М) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. М воспитания - способ упорядоченного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника; способ решения воспитательных задач.

На основании личностно - деятельностного подхода выделяют следующие группы М воспитания: М формирования сознания личности, М организации деятельности, М  мотивации деятельности, М контроля и самоконтроля.

22.2. К методам формирования сознания личности относят рассказ, убеждение, беседу, диспут, пример. Рассказ - монологическое повествование о нормах и правилах взаимоотношений между людьми. Задачей педагога при использовании данного М воспитания является пробуждение положительных или отрицательных чувств, эмоций по отношению к действиям или поступкам героев рассказа и раскрытие (на конкретном примере) содержания нравственных норм. Сущность убеждения как М воспитания заключается в эмоциональном и глубоком разъяснении социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. Убеждение может выступать как доказательство, как внушение или их комбинация. Убеждение предполагает обращение к разуму воспитанника и требует построения логически безупречной цепочки аргументов.

Беседа как М воспитания предполагает привлечение учащихся к оценке фактов, событий, поступков, явлений жизни. В качестве таких фактов могут выступать деятельность определенной личности, моральное правило, литературный образ. На этой основе формируется желаемое отношение к окружающей действительности. Беседа начинается с обоснования ее темы. На основном этапе беседы учитель дает материал для обсуждения, затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся высказывали свое суждение, приходили к самостоятельным выводам. Беседы бывают индивидуальные, групповые и коллективные.

Для диспута характерно столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Знания, полученные в ходе диспута, отличаются глубиной, прочностью и осознанностью. Вопросы, выносимые на обсуждение, должны содержать значимую для учащихся проблему. Особенностью беседы и диспута как М воспитания является не приведение мнения всех участников к единому знаменателю, а передача информации, ее осмысление, определение собственной позиции по отношению к излагаемым фактам.

Пример как М воспитания основан на стремлении воспитанников к подражанию. Наблюдая и анализируя образцы поведения, поступки других людей, учащиеся получают наглядное представление о сущности и содержании социально-нравственных отношений. Примером для подражания могут быть близкие люди, товарищи, выдающиеся актеры, спортсмены и т.д. Особое значение имеет пример педагога.

22.3. К методам организации деятельности традиционно относят: приучение, педагогическое требование, упражнение, воспитывающую ситуацию. Приучение - М воспитания, заключающийся в регулярном выполнении детьми действий с целью превращения их в привычку. Педагогическое требование рассматривается в педагогике как способ побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям. По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Прямые педагогические требования - приказания, указания, предписания. Косвенные педагогические требования - просьба, совет, намек. Педагогические требования должны быть позитивными, доступными, четкими, ясными, конкретными, инструктивными.

Упражнение - многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Воспитывающая ситуация это, по существу, ситуация свободного выбора. При использовании данного М ученик ставится перед проблемой выбора решения из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение.

22.4. Методы стимулирования и мотивации деятельности: соревнование, поощрение и наказание. Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству, действию. При использовании этих М на воспитанника оказывается влияние, усиливающее действие других М воспитания. Характеризуя соревнование как М воспитания, следует заметить, что хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие инициативы и ответственности у его участников. Задача педагога - следить за тем, чтобы соревнование не выродилось в жесткую конкуренцию и стремление победить любой ценой. Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения, деятельности или качеств учащихся. Меры поощрения - похвала, благодарность и т.д. Наказание  как М воспитания заключается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности. К наиболее распространенным мерам наказания относят: замечание, выговор (при всех и наедине), лишение удовольствий и т.д. В некоторых случаях, как крайняя мера, возможно и исключение учащегося из школы. Психологической основой поощрения и наказания выступают внутренние переживания, которые возникают у учащегося при их применении. Если его действия и поступки одобряются, то он переживает чувство удовлетворения, радости, что стимулирует воспитанника к улучшению поведения. Если поведение ребенка не одобряется, у него (при правильном использовании М наказания) возникают отрицательные внутренние переживания (стыд, раскаяние и т.д.), приводящие к осознанию необходимости изменить поведение.

22.5. Методы контроля и самоконтроля — наблюдение, опросы, анализ результатов деятельности, беседы, направленные на выявление воспитанности школьников, и т.д.

Выбор системы М воспитания обусловлен закономерными факторами, среди которых можно выделить: цель воспитания, уровень зрелости (развития) коллектива, возрастные и индивидуальные особенности детей, степень их духовно-нравственного развития и уровень воспитанности. Выбор конкретного М зависит от многих факторов, в том числе физического и психического состояния ребенка, психологического климата в коллективе, особенностей творческого стиля педагога, внешних обстоятельств и т.д.

ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

23.1. Сущность понятия «форма воспитательной работы» (ФВ).

Следует заметить, что в педагогике нет единого подхода к определению ФВ и их классификации.

ФВ - порядок организации конкретных актов, ситуаций, взаимодействия участников воспитательного процесса; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы.

23.2. Все многообразие ФВ можно подразделить на три типа: мероприятия, дела и игры. Они различаются по целевой направленности, по позиции участников, по объективным воспитательным возможностям.

Мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо иным для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Для мероприятий характерны: созерцательно-исполнительская позиция детей (слушают, участвуют, исполняют и т.п.) и организаторская роль взрослых. Как правило, мероприятия применяются при обобщении новой, сложной информации, знакомстве с новой системой знаний, если необходима высокая компетентность, а организаторские функции сложны для детей, когда стоит задача непосредственного обучения детей с целью формирования у них организаторских умений и навыков. Мероприятия целесообразны, если у детей нет опыта решения данной задачи. Дети не всегда самостоятельно могут организовать обмен информацией и ее освоение.

Дело - общая работа, важное событие, которое организуется членами коллектива на пользу себе и другим людям, например, самодеятельные концерты, фестивали, вечера, КТД.  Для дела характерны: деятельностно-созидательная  позиция детей; их участие в организаторской деятельности; самодеятельный характер; опосредованное педагогическое руководство. Можно выделить дела, не требующие особых усилий со стороны участников, например, поход в кино, уборка класса, территории. В творческих делах, Особенность коллективного творческого дела требующих не просто повторения уже известного решения, а составления новой комбинации, в качестве организатора выступает инициативная группа детей, в результате совместных действий рождается новый вариант. (КТД) заключается в том, что в его планировании, организации, проведении и обсуждении участвует весь коллектив.

Игры - занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Игра воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения. Классифицировать детские игры можно по разным основаниям: по возрасту (игры дошкольников, младших школьников и т.д.), по числу участников (массовые, групповые, индивидуальные), по направленности (на умственное, нравственное, физическое развитие), по происхождению (придуманные взрослыми или детьми), стихийные и организованные. Различают два типа игр: игры со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые) и с фиксированными правилами (подвижные, дидактические, интеллектуальные).

23.3. В практике воспитательной работы существует такое явление, как перерождение форм из одного типа в другой в связи с возрастанием их воспитательных возможностей: мероприятие => игра => дело.

Во всех типах форм можно выделить две группы: имеющие относительно постоянный набор конструктивных элементов (конкурс, турнир, путешествие) и не имеющие постоянного набора элементов: 1 ) формы свободного творчества; 2 ) формы, имеющие организационно-содержательную идею (праздник, вечер, субботник и др.).

Существуют два подхода к конструированию, разработке форм:

1 )  конструирование идет от формы (выбирается известная форма и наполняется необходимым содержанием и способами организации деятельности);

2 ) конструирование от содержания (за основу берется содержательная идея и облачается в соответствующую форму).

Вариации форм возможны: по времени подготовки - экспромтные (подготовка и проведение не разделены во времени) и с предварительной подготовкой сильным  воспитывающим  потенциалом  обладает  не столько переживания (стыд, раскаяние и т.д.), приводящие к осознанию необходимости изменить поведение.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.011 с.)