Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методы воспитательного процесса
22.1. Метод (М) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. М воспитания - способ упорядоченного воспитательного взаимодействия воспитателя и воспитанника; способ решения воспитательных задач. На основании личностно - деятельностного подхода выделяют следующие группы М воспитания: М формирования сознания личности, М организации деятельности, М мотивации деятельности, М контроля и самоконтроля. 22.2. К методам формирования сознания личности относят рассказ, убеждение, беседу, диспут, пример. Рассказ - монологическое повествование о нормах и правилах взаимоотношений между людьми. Задачей педагога при использовании данного М воспитания является пробуждение положительных или отрицательных чувств, эмоций по отношению к действиям или поступкам героев рассказа и раскрытие (на конкретном примере) содержания нравственных норм. Сущность убеждения как М воспитания заключается в эмоциональном и глубоком разъяснении социальных и духовных отношений, норм и правил поведения, в развитии сознания и чувств формирующейся личности. Убеждение может выступать как доказательство, как внушение или их комбинация. Убеждение предполагает обращение к разуму воспитанника и требует построения логически безупречной цепочки аргументов. Беседа как М воспитания предполагает привлечение учащихся к оценке фактов, событий, поступков, явлений жизни. В качестве таких фактов могут выступать деятельность определенной личности, моральное правило, литературный образ. На этой основе формируется желаемое отношение к окружающей действительности. Беседа начинается с обоснования ее темы. На основном этапе беседы учитель дает материал для обсуждения, затем так ставит вопросы, чтобы учащиеся высказывали свое суждение, приходили к самостоятельным выводам. Беседы бывают индивидуальные, групповые и коллективные. Для диспута характерно столкновение мнений с целью формирования суждений и оценок. Диспут учит умению защищать свои взгляды, убеждать в них других людей. Знания, полученные в ходе диспута, отличаются глубиной, прочностью и осознанностью. Вопросы, выносимые на обсуждение, должны содержать значимую для учащихся проблему. Особенностью беседы и диспута как М воспитания является не приведение мнения всех участников к единому знаменателю, а передача информации, ее осмысление, определение собственной позиции по отношению к излагаемым фактам.
Пример как М воспитания основан на стремлении воспитанников к подражанию. Наблюдая и анализируя образцы поведения, поступки других людей, учащиеся получают наглядное представление о сущности и содержании социально-нравственных отношений. Примером для подражания могут быть близкие люди, товарищи, выдающиеся актеры, спортсмены и т.д. Особое значение имеет пример педагога. 22.3. К методам организации деятельности традиционно относят: приучение, педагогическое требование, упражнение, воспитывающую ситуацию. Приучение - М воспитания, заключающийся в регулярном выполнении детьми действий с целью превращения их в привычку. Педагогическое требование рассматривается в педагогике как способ побуждения учащихся к тем или иным поступкам или действиям. По форме предъявления различают прямые и косвенные требования. Прямые педагогические требования - приказания, указания, предписания. Косвенные педагогические требования - просьба, совет, намек. Педагогические требования должны быть позитивными, доступными, четкими, ясными, конкретными, инструктивными. Упражнение - многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Воспитывающая ситуация это, по существу, ситуация свободного выбора. При использовании данного М ученик ставится перед проблемой выбора решения из нескольких возможных вариантов. В поисках выхода из созданной учителем ситуации школьник пересматривает, переосмысливает и перестраивает свое поведение. 22.4. Методы стимулирования и мотивации деятельности: соревнование, поощрение и наказание. Стимулировать - значит побуждать, давать импульс, толчок мысли, чувству, действию. При использовании этих М на воспитанника оказывается влияние, усиливающее действие других М воспитания. Характеризуя соревнование как М воспитания, следует заметить, что хорошо организованное соревнование стимулирует достижение высоких результатов, развитие инициативы и ответственности у его участников. Задача педагога - следить за тем, чтобы соревнование не выродилось в жесткую конкуренцию и стремление победить любой ценой. Поощрение является способом выражения положительной оценки поведения, деятельности или качеств учащихся. Меры поощрения - похвала, благодарность и т.д. Наказание как М воспитания заключается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности. К наиболее распространенным мерам наказания относят: замечание, выговор (при всех и наедине), лишение удовольствий и т.д. В некоторых случаях, как крайняя мера, возможно и исключение учащегося из школы. Психологической основой поощрения и наказания выступают внутренние переживания, которые возникают у учащегося при их применении. Если его действия и поступки одобряются, то он переживает чувство удовлетворения, радости, что стимулирует воспитанника к улучшению поведения. Если поведение ребенка не одобряется, у него (при правильном использовании М наказания) возникают отрицательные внутренние переживания (стыд, раскаяние и т.д.), приводящие к осознанию необходимости изменить поведение.
22.5. Методы контроля и самоконтроля — наблюдение, опросы, анализ результатов деятельности, беседы, направленные на выявление воспитанности школьников, и т.д. Выбор системы М воспитания обусловлен закономерными факторами, среди которых можно выделить: цель воспитания, уровень зрелости (развития) коллектива, возрастные и индивидуальные особенности детей, степень их духовно-нравственного развития и уровень воспитанности. Выбор конкретного М зависит от многих факторов, в том числе физического и психического состояния ребенка, психологического климата в коллективе, особенностей творческого стиля педагога, внешних обстоятельств и т.д. ФОРМЫ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ 23.1. Сущность понятия «форма воспитательной работы» (ФВ). Следует заметить, что в педагогике нет единого подхода к определению ФВ и их классификации. ФВ - порядок организации конкретных актов, ситуаций, взаимодействия участников воспитательного процесса; совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы. 23.2. Все многообразие ФВ можно подразделить на три типа: мероприятия, дела и игры. Они различаются по целевой направленности, по позиции участников, по объективным воспитательным возможностям. Мероприятия - события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо иным для детей с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Для мероприятий характерны: созерцательно-исполнительская позиция детей (слушают, участвуют, исполняют и т.п.) и организаторская роль взрослых. Как правило, мероприятия применяются при обобщении новой, сложной информации, знакомстве с новой системой знаний, если необходима высокая компетентность, а организаторские функции сложны для детей, когда стоит задача непосредственного обучения детей с целью формирования у них организаторских умений и навыков. Мероприятия целесообразны, если у детей нет опыта решения данной задачи. Дети не всегда самостоятельно могут организовать обмен информацией и ее освоение.
Дело - общая работа, важное событие, которое организуется членами коллектива на пользу себе и другим людям, например, самодеятельные концерты, фестивали, вечера, КТД. Для дела характерны: деятельностно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; самодеятельный характер; опосредованное педагогическое руководство. Можно выделить дела, не требующие особых усилий со стороны участников, например, поход в кино, уборка класса, территории. В творческих делах, Особенность коллективного творческого дела требующих не просто повторения уже известного решения, а составления новой комбинации, в качестве организатора выступает инициативная группа детей, в результате совместных действий рождается новый вариант. (КТД) заключается в том, что в его планировании, организации, проведении и обсуждении участвует весь коллектив. Игры - занятия, действия, формы общения детей, не носящие обязательного характера, приносящие чувство радости, удовольствия от достижения игрового результата. Игра воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая с целью отдыха, развлечения и обучения. Классифицировать детские игры можно по разным основаниям: по возрасту (игры дошкольников, младших школьников и т.д.), по числу участников (массовые, групповые, индивидуальные), по направленности (на умственное, нравственное, физическое развитие), по происхождению (придуманные взрослыми или детьми), стихийные и организованные. Различают два типа игр: игры со скрытыми правилами (сюжетно-ролевые) и с фиксированными правилами (подвижные, дидактические, интеллектуальные). 23.3. В практике воспитательной работы существует такое явление, как перерождение форм из одного типа в другой в связи с возрастанием их воспитательных возможностей: мероприятие => игра => дело. Во всех типах форм можно выделить две группы: имеющие относительно постоянный набор конструктивных элементов (конкурс, турнир, путешествие) и не имеющие постоянного набора элементов: 1 ) формы свободного творчества; 2 ) формы, имеющие организационно-содержательную идею (праздник, вечер, субботник и др.). Существуют два подхода к конструированию, разработке форм: 1 ) конструирование идет от формы (выбирается известная форма и наполняется необходимым содержанием и способами организации деятельности); 2 ) конструирование от содержания (за основу берется содержательная идея и облачается в соответствующую форму). Вариации форм возможны: по времени подготовки - экспромтные (подготовка и проведение не разделены во времени) и с предварительной подготовкой сильным воспитывающим потенциалом обладает не столько переживания (стыд, раскаяние и т.д.), приводящие к осознанию необходимости изменить поведение.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 31; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.209.8 (0.011 с.) |