Сущность и логика педагогического исследования (ПИ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и логика педагогического исследования (ПИ).



ПИ - процесс и результат деятельности, направленной на получение новых знаний, решение теоретических и практических проблем. Логика ПИ - выявление проблемы, объекта и предмета исследования, формулировка его цели и задач, разработка гипотезы (системы научных предположений), выделение основных этапов ПИ. Объектом ПИ является сторона педагогического процесса, подлежащая изучению. Предмет – это то, что конкретно будет изучаться в этом процессе (формы, условия, методы и т.п.). Начало ПИ связано с анализом теории и практики (по исследуемой проблеме), уточнение понятийного аппарата. Для решения задач ПИ подбирается система адекватных им исследовательских методов.

11.2. Методы (М) исследования способы решения научно-исследовательских задач) это разнообразные инструменты проникновения ученого в глубину исследуемого объекта. В настоящее время наблюдается тенденция использования учительством в своей практической работе исследовательских М.  Для  этого есть несколько причин. Диагностический аспект деятельности учителя требует использования научных методик изучения объекта (ученика, класса), появление исследовательских методик обучения, побуждает педагога к осуществлению педагогического процесса в режиме научного поиска. Кроме того, инновационная деятельность, в которую включились многие учителя, невозможна без научно-исследовательского инструментария.

Для решения любой научной проблемы обычно используются не один, а несколько взаимодополняющих М, соответствующих сущности изучаемого предмета.

11.3. Все исследовательские М можно разделить на теоретические и эмпирические. К первой группе относятся сравнительно-исторический анализ, моделирование, причинно-следственный анализ. К эмпирическим М относятся, прежде всего, наблюдение - М  познания педагогических явлений на основе их непосредственного, преднамеренного восприятия, опросные М, эксперимент.

Наблюдение является одним из самых универсальных М исследования почти в любой области. Оно позволяет накопить первоначальный эмпирический материал для последующего анализа, обобщения. Наблюдение может быть использовано в качестве самостоятельного М исследования или выступать как составная часть эксперимента. Существенное влияние на результаты наблюдения оказывает позиция исследователя. Исходя из этого, выделяют стороннее наблюдение (свидетель), включенное (участник), создание педагогических ситуаций (организатор). Наблюдение может быть непосредственным, проводимым самим исследователем, и опосредованным, осуществляемым через полномочных лиц. Наблюдение может быть открытым и скрытым, непрерывным и дискретным, монографическим и узкоспециальным.

Условия, обеспечивающие эффективность использования наблюдения, это целенаправленность, объективность, фиксированность наблюдаемого.

 

11.4. В педагогике используют обычно три опросных М. Беседа, диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. Интервьюирование очень близко к беседе и предполагает ответы респондента по заранее заданной теме. Анкетирование — письменный опрос респондентов. Он продуктивен, документален, удобен для обработки результатов. Анкеты бывают трех типов: открытая (свободный текстовой ответ), закрыта я (выбор готовых ответов), смешанная, содержащая элементы первых двух.

М анкетирования дает объективные результаты при соблюдении ряда условий: обеспечении безопасности респондентов (недопущение использования результатов ответов против них); создании обстановки доверительности, откровенности; времени и места проведения, способствующих продуктивной работе; независимости и компетентности проводящего.

11.5. Эксперимент - специально сконструированный учебно-воспитательный процесс, дающий возможность изучения и проверки педагогических воздействий (в контролируемых и поддающихся учету условиях). Эксперимент должен быть ответом на вопрос, поставленный в проблеме исследования.

Педагогический эксперимент может быть констатирующим (определение наличия каких-либо данных); формирующим (вносящим новое), контролирующим, сравнительным. Если эксперимент проводится в рамках педагогического процесса, то его называют естественным; если изучаемые изолируются от основной группы, то эксперимент называется лабораторным.

Этапы эксперимента: диагностический (выявление исходного уровня); прогностический ( гипотеза); организационно-подготовительный; практический  (внесение нового); обобщающий; внедряющий.

11.6. Кроме описанных выше М педагогического исследования, пользуются математическими М (упорядочение и ранжирование, соотнесение величины исследуемого признака с возможным его значением и т.п.), а также изучением педагогического опыта, документов и предметов деятельности школьников. В последние годы широкое распространение получили социометрические М, позволяющие выявить скрытые межличностные отношения в группе людей. Становится популярным, особенно в психологии, М тестирования.

Тест - задание стандартной формы, выполнение которого позволяет выявить наличие определенных умений, знаний, способностей, внимания и других психолого-педагогических характеристик. Используются тесты достижений, интеллекта,  креативности.

СУЩНОСТЬ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ЛОГИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

12.1. Педагогическим процессом (ПП) называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле)- Синонимом понятия "педагогический процесс" является сегодня широко используемый термин "образовательный процесс".

Как отмечает М.А. Данилов, ПП - это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что Социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность и идейность, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер. В   ПП   объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое состояние человека. В этом определении подчеркивается именно "внутренняя" сторона процесса.

ПП - целостная динамическая система, Системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности - образование человека.                  

ПП - это внутренне связанная совокупность процессов, суть которой состоит в том, что социальный опыт при всей его многогранности и сложности превращается в черты и качества формирующегося человека. В педагогическом  процессе объективное, социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека (М.А. Данилов).   ПП как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические условия.

12.2. Внутренней движущей силой педагогического процесса является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их выполнению. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные учебно-воспитательные задачи. В основе всего лежит мотивация деятельности учащихся.

12.3. Основными компонентами педагогическою процесса являются: целевой, содержательный, Операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности.

Содержательный компонент предполагает определение содержания педагогического процесса на основе поставленных целей.

Операционно-деятельностный компонент предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся.

Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

12.4. В системе ПП происходит взаимодействие  определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступает руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой в роли, как субъектов, так и объектов выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.

Взаимную активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражает термин «педагогическое взаимодействие». Оно включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», так как оно является уже следствием самого педагогического взаимодействия педагогов и воспитуемых, хотя, конечно, и весьма важным следствием.

В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между участниками ПП. Особенно распространены информационные связи в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи, коммуникативные, их еще называют связями общения между воспитателями и школьниками.

Наконец, весьма большое значение имеют связи управления и самоуправления в ПП. От правильного соотношения их зависит во многом успешное протекание всего процесса. В свою очередь, связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей.

Итак, в состав динамической системы ПП входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее крупными компонентами ПП являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Обучение и воспитание состоят из определенных процессов. Например, обучение состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитание - из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Итак, ПП является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

12.5. Обучение (О) - целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие, усваиваются школьниками отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. О - процесс двусторонний. Он состоит из преподавания - деятельности тех, кто обучает, и учения - деятельности тех, кто обучается.

Процесс обучения реализует три основные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Образовательная - овладение основами наук, умениями, навыками; воспитательная - воспитание каждого ученика высоконравственной, гуманистической, творчески активной и социально зрелой личностью; развивающая - развитие интеллектуальных и физических способностей учащихся.

Всякое О ведет к развитию, но оно носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности (содержание образования и дидактическая организация учебного процесса).

12.6. Физиологической и психологической основой учебного процесса является учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Возрастная физиология раскрывает механизм сложнейших процессов, порождаемых  О (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Восприятие связано с ощущениями, которые получает ученик при помощи органов чувств. Восприятие- это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств, признаков изучаемых предметов, явлений, процессов. Восприятие способствует формированию представлений - запечатленных в сознании учащихся образов воспринятых явлений. Представления не дают возможности проникнуть в сущность изучаемого явления, поэтому важнейшим компонентом учебного процесса является осмысление изучаемого материала, который связан с формированием понятий, правил, закономерностей. Закрепление учебного материала, связанное, прежде всего с различными вариантами его повторения, опирается на теорию И.П. Павлова о формировании динамического стереотипа.

Движущей силой процесса   О  являются противоречия между возникающими у обучающихся потребностями в усвоении необходимых знаний, опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. На основе разрешения этих противоречий осуществляется развитие учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.016 с.)