Профессиональное  становление  и  развитие  педагога 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Профессиональное  становление  и  развитие  педагога



3.1. Допрофессиональная  педагогическая подготовка школьников

образовательная система, содержательная и процессуальная стороны которой направлены на формирование педагогической культуры учащихся, их ориентации на профессии сферы образования и развитие профессионально значимых качеств личности.

Эта подготовка может быть отождествлена с педагогической пропедевтикой. Формы организации педагогической пропедевтики разнообразны: педагогические классы, кружки, факультативы, специализированные смены в лагерях, педагогические олимпиады, очные и заочные школы при педагогических учебных заведениях, педагогические гимназии, лицеи.

3.2. Профессиональная подготовка педагогов осуществляется профессиональными учебными заведениями: педагогическими училищами, колледжами, институтами и университетами. Педагогические факультеты существуют в технических и военных вузах. Некоторые факультеты классических университетов также готовят педагогов.

В высших учебных заведениях профессиональная подготовка осуществляется, как правило, в течение 5 лет (при наличии магистратуры — 6). За этот период проводится более 4000 часов аудиторных занятий, столько же студент должен заниматься самостоятельно. В подготовку учителя входит педагогическая практика, которая проводится на всех курсах от 1-2  недель на первом и до 7-8  на  выпускном. За время обучения сдается около 50 зачетов и примерно 40 экзаменов. Обычно в сессию бывает не более 4 экзаменов.

Все учебные дисциплины, изучаемые в университете, разделены на 4 основных блока: дисциплины общекультурной подготовки, медико-биологический блок, дисциплины психолого-педагогической подготовки, дисциплины предметной подготовки. На старших  курсах существенное место в подготовке студентов принадлежит занятиям по выбору, т.е. с учетом их интересов. За годы обучения студент пишет 3 курсовые работы. Итоговая форма аттестации - зашита дипломной работы.

3.3. Общая и профессиональная культура. Существует вариант понимания культуры как синонима интеллектуального совершенствования человека в ходе его эволюции. Наиболее распространенными являются взгляды на культуру как явление, выраженное понятиями: «сотворенная человеком часть окружающей среды» (М. Хорскович); «комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, обычаи, способности и привычки, обретенные человеком как членом общества» (Э. Тейлор).

Педагогическая культура является одним из инвариантов культуры в широком смысле, под которой понимается исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. Педагогическая культура - это особая подсистема, особый вид общей культуры, проникающий во все сферы общественной жизни, где есть элементы социального наследования.

Педагогическая культура учителя - это сложное социальное и личностное образование, уровень субъекта педагогической деятельности, характеризующийся синтезом ценностных ориентации и способностей к творчеству, который позволяет ему успешно решать разнообразные профессиональные задачи в меняющихся условиях социокультурной действительности.

3.4. Формирование педагогического  мастерства. Мастерство (высший уровень профессионализма) - комплекс качеств личности, обеспечивающих высокий уровень профессиональной педагогической деятельности. Мастерство в такой творческой деятельности глубоко индивидуально. Однако можно найти некоторые общие его компоненты. Прежде всего, это те личностные качества, о которых шла речь в разделе «Требования к личности педагога». Во-вторых, мастером нельзя стать без солидной базы знаний. «Хороший учитель - это... человек, знающий психологию и педагогику, понимающий и чувствующий, что без знания науки о воспитании работать с детьми невозможно», - писал В.А. Сухомлинский.

Третьим компонентом педагогического мастерства является профессиональная педагогическая техника, под которой понимается совокупность умений, навыков, приемов, позволяющих управлять процессом воспитания. В понятие «педагогическая техника» принято включать две группы компонентов.

Первая группа компонентов связана с умением педагога управлять своим поведением:

- владение своим организмом (мимика, пантомимика);

-управление  эмоциями, настроением;

-социально-перцептивные  способности (внимание, наблюдательность, воображение);

-техника речи (дыхание, постановка голоса, дикция, темп речи).

Вторая группа компонентов педагогической техники связана с умением воздействовать на личность и коллектив, раскрывает технологическую сторону процесса воспитания и обучения.

Профессиональной технике можно и должно учиться. Чем раньше студент начнет формировать свое профессиональное мастерство, тем больше у него возможностей стать в будущем мастером.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 36; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.005 с.)