Педагогика как Наука. Связь педагогики с другими науками 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Педагогика как Наука. Связь педагогики с другими науками



4. 1. Педагогика как наука и искусство. Педагогика (П) слово греческое. Оно состоит из двух понятий: дитя и веду. Значит, буквальное значение слова «педагогика» — вести детей.

Любую деятельность, где основу составляет творчество, отнести к искусству или науке однозначно невозможно; даже актеру или художнику, служение которых искусству не вызывает ни у кого сомнений, требуются многие научные знания, чтобы профессионально овладеть своим мастерством. Как искусство, практическая П неповторима и всегда идентифицируется с конкретным человеком - учителем. Неповторимость, индивидуальный стиль каждого педагога - главное условие успешности педагогической деятельности. Следовательно, П - это искусство. В то же время ей присущи все признаки науки - наличие собственного объекта и предмета исследования, категорийного аппарата, своих методов исследования.

4.2. Объект педагогики. Под объектом науки понимается реальность, воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний. Мнение об объекте педагогики в научной и учебной литературе неоднозначно. Несомненно, что педагогика изучает человека. П  имеет свой объект познания и исследования: передача культуры, формирование культурного человека как особая функция общества. При этом, несмотря на аспектное изучение человека различными науками, в том числе и педагогикой, человек должен рассматриваться как целостность, в которой в единстве сочетаются биологическое и социальное.

Изучая человека, П выделяет в  человекознании  свой собственный аспект. Он связан с деятельностью, направленной на образование человека. Педагогическая наука рассматривает человека как объект своего изучения. В то же время это изучение, прежде всего, направлено на изучение педагогических явлений и фактов.

4.3. Предмет педагогики. Предмет есть сторона объекта, отражающая целостные свойства объекта, то есть изменение предмета влечет за собою изменения объекта и наоборот. Из вышесказанного следует, что предмет не тождественен объекту. Объект может иметь несколько предметов.

Рассматривая предмет П, можно определить, что важной его составляющей является управление процессом развития личности (определение воспитания Х.И. Лийметса). Однако педагог создаёт условия для развития не только личности, но и индивидуальности. Создание этих условий также должно найти себе место в педагогической науке. В целом, по мнению многих ученых, этот процесс называют образованием (создание определенного образа человека).

Целесообразно, определяя предмет   П, говорить о целенаправленном воздействии на человека и окружающую его социальную среду для создания условий развития его индивидуальности и формирования личности.

Основными категориями педагогики  являются: образование, воспитание, обучение, педагогический процесс, педагогическая система, педагогическая деятельность.

Развитие человека - процесс становления его личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов. Развитие предполагает количественные и качественные изменения в человеке.

Социализация - процесс, обеспечивающий личностное развитие человека через усвоение и присвоение им социального опыта.

Воспитание - управление процессом социального развития личности  через включение человека в различные виды социальных отношений в учебе, общении, игре, практической деятельности.

Образование - процесс и результат усвоения определенной суммы знаний, овладения системой умений и навыков, развитие творческих сил и способностей личности и обеспечение на этой основе соответствующего уровня развития личности. Образование получают в основном в процессе обучения и воспитания в учебных заведениях под руководством педагога. Однако возможно и самостоятельное приобретение знаний (самообразование).

Обучение   целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование и развитие человека. Деятельность учителя при этом называется «преподавание», деятельность ученика - «учение».

Эти понятия будут раскрыты более подробно  в  соответствующих разделах   брошюры.

4.4. Функции педагогики.  Функции П как науки - это однородные основные задачи, присущие данной науке, которые определяются ее предметом и основными целями педагогической деятельности.

Теоретическая функция П    реализуется на трех уровнях:

-изучения педагогического опыта и диагностики состояния и результатов педагогических процессов;

-выявления устойчивых связей и закономерностей в педагогических явлениях;

-прогностического исследования, педагогической деятельности.

Технологическая функция имеет также три уровня реализации -  разработки методических материалов;

-внедрения достижений  педагогической науки в педагогическую

практику;

-оценки влияния результатов научных исследовании  на практику обучения и воспитания и соответствующую коррекцию взаимодействия теории и практики.

4.5. Связь педагогики с другими науками. Несомненна связь П с медициной, физиологией, биологией, то есть теми науками, которые изучают различные процессы, происходящие в человеке и с участием человека. П, например не может не учитывать данные физиологии о нервной деятельности о развитии и функционировании органов чувств, опорно-двигательного аппарата Связь П с такими науками, как философия, социология, экономика обусловлена социальной адекватностью педагогических воздействии. Так например, взаимодействуя с социологией, П учитывает влияние социальной средь, на человека и отношения между людьми. Взаимосвязь с эстетикой предполагает решение задачи формирования у учащихся эстетического отношения действительности. Как наука об управлении П связана с кибернетикой, наукой, изучающей закономерности оптимального управления сложными динамическими процессами.     

 Выделяются  различные  направления  взаимосвязи   П с другими науками:

-интеграция научного знания о человеке;

-интерпретация научных сведений с целью их изучения школьниками;

-систематизация научных знаний для профессиональной подготовки специалистов различных областей.

4.6. Отрасли и разделы педагогики: общая П изучает, формулирует закономерности, принципы, формы и методы обучения и воспитания, являющиеся общими для всех возрастных групп учебно-воспитательных учреждений.

 Составными частями П являются: теория воспитания, теория обучения «дидактика), теория организации и управления в системе образования а также  история образования. Преддошкольная, дошкольная П, П школы изучают закономерности, содержание, формы и методы воспитания и образования детей преддошкольного, дошкольного и школьного возраста. Специальная П (дефектология) - наука об особенностях развития и закономерных обучения и воспитания аномальных детей, имеющих физические или психические недостатки. В зависимости от их вида выделяют:

Сурдопедагогику (обучение  и воспитание глухих детей), тифлопедагогику (обучение и воспитание слепых и слабовидящих детей), олигофренопедагогику (обучение и воспитание умственно отсталых детей), логопедию  (исправление речи детей и подростков).

П  профессионально-технического, среднего специального образования, военная П   изучают закономерности специальной подготовки людей к профессиональной деятельности. П высшей школы разрабатывает вопросы теории и методики обучения и воспитания молодежи в условиях высшего учебного.заведения. Сравнительная П изучает педагогическую теорию и практику зарубежных стран и возможности использования зарубежного опыта в отечественной педагогике.

Социальная П изучает проблемы педагогической работы в социуме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.197.201 (0.006 с.)