Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Технологический подход к анализу эффективности педагогической деятельности
34.1. Анализ (А) - в буквальном смысле слова - расчленение (мнимое или реальное) объекта на элементы. В нашей трактовке - это синоним исследования вообще, связанный не только с расчленением, но и с синтезом, а в педагогическом процессе анализ, прежде всего, позволяет соотнести конечный результат с целью, выявить причинно-следственные связи, найти неиспользованные резервы. А и самоанализ - одно из важнейших условий повышения эффективности педагогического процесса, роста профессионализма учителя. 34.2. Анализ урока (АУ) опирается на следующие принципы: научность (опора на научно обоснованные требования к уроку), единство требований, целесообразность требований, оптимальность количества требований, объективность, гуманистический подход к АУ, концентрация внимания на позитивном. АУ может быть линейным (в хронологическом порядке), поэлементным (выделение и оценка элементов), системным. Он может быть полным (включающим в себя все аспекты урока), кратким, аспектным. Самоанализ может быть предваряющим (возникновение «образа-замысла», «образа-исполнения»), текущим (осуществляющимся в ходе урока), ретроспективным (после окончания урока). Существует много различных подходов к АУ. Так В.В. Симонов предлагает анализировать содержание и способы деятельности учителя и учащихся как субъектов педагогического процесса, дидактическую цель и ее соотношение с конечным результатом. Возможен АУ по реализации в нем основных дидактических принципов. Самоанализ урока может осуществляться после проведения урока или при подготовке к следующему. 34.3. Эффективность воспитательной работы определяется, прежде всего, воспитанностью учеников и выпускников школы, подготовленностью их к сознательному выбору профессии, способностью адаптироваться к современным условиям жизни. Интегральным показателем воспитанности принято считать общественную направленность детей, которая выражается во взглядах, убеждениях, ценностных ориентациях личности и проявляется через ведущие устойчивые мотивы деятельности, интерес к определенным видам социальной активности. Показателем воспитанности школьника может быть наличие социально значимых качеств. По уровню их сформированности дается общая оценка воспитанности школьников. На данный момент нет единой программы, определяющей требования к воспитанности школьников. Каждое учебное заведение вправе само определить образ выпускника. В качестве ориентира может служить отношение к высшим человеческим ценностям: человеку, труду, обществу, школе, самому себе и др.
Наиболее объективными и реально измеряемыми показателями воспитательной работы могут быть ведущие мотивы поведения детей, их нравственные ценности, ориентации и поступки. Изучение организации воспитательного процесса предполагает сбор информации о содержании и формах деятельности педагогов, учащихся, родителей и условиях ее протекания; результатах воспитательного процесса; эффективности использования воспитательных средств. СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ. 35.1. Управление (У) - это процесс целенаправленного воздействия субъекта управления на объект управления для достижения определенных результатов. Внутришколъное У - целенаправленное, сознательное взаимодействие участников целостного педагогического процесса для достижения оптимального результата. Взаимодействие участников педагогического процесса складывается как цепь последовательных, взаимосвязанных действий: педагогический анализ, целеполагание, планирование, организация, контроль, регулирование и корректирование. 35.2. Характеризуя внутришколъное У, необходимо указать на его особенность, отмеченную еще К.Д. Ушинским: «Если в мире финансовом или административном можно действовать предписаниями и распоряжениями, не справляясь о том, нравятся ли идеи их тем, кто будет их исполнять, то в мире общественного воспитания нет другого способа проводить идею, кроме откровенно высказываемого и откровенно принимаемого убеждения». К этому следует добавить, что процесс У любыми социально – экономическими системами, в конечном счете, сводится к У поведением людей, их мотивацией и стимулированием их поступков и деятельности. 35.3. Государственный характер У системой образования закреплен в принципах государственной политики в области образования (гуманистический характер образования; приоритет общечеловеческих ценностей, здоровья человека, свободного развития личности; воспитание гражданственности и любви к Родине; единство федерального культурного и образовательного процесса; общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням подготовки и особенностям развития обучающихся; светский характер образования; демократический, государственный характер управления образованием; автономность образовательных учреждений; свобода и плюрализм в образовании) и проявляется в соблюдении органами управления государственных гарантий граждан РФ, контроле за соблюдением образовательными учреждениями государственных стандартов; в деятельности государственных органов управления.
Общественный характер У проявляется в создании общественных органов представителей учителей, учащихся, родителей, учащихся, родителей (примером подобной деятельности может быть деятельность совета школы), в демократизации управления школой через привлечение субъектов и участников педагогического процесса к реализации управленческих функций, в создании негосударственных учебных заведений
35.4. Принципы управления. К основным принципам У относятся: 1.Демократизация и гуманизация У педагогическими системами. 2. Целостность. 3. Рациональное сочетание централизации и децентрализации. 4.Единство единоначалия и коллегиальности в У. 5. Рациональное сочетание прав и обязанностей. 6.Объективность и полнота информации. 7.Учет особенностей конкретных людей (пол, возраст, бытовые условия, характер, темперамент и т.д.). В качестве критериев оптимальности У могут выступать достижение максимально, возможных результатов с минимальными затратами, а также рациональность расхода времени, ресурсов, четкость распределения прав и обязанностей в администрации школы и т.д.
ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ 36.1. Применительно к управлению образовательными системами (лат, «исполнение») управления может быть рассмотрена как совокупность управленческого действия и объекта, на который это действие направлено. К основным управленческим действиям обычно относят анализ, целеполагание, планирование, организацию и контроль. В совокупности эти действия образуют полный управленческий цикл (от постановки цели до ее реализации). В качестве объектов, на которые направлены управленческие действия, выступают структурные подразделения школы, ее материально-техническое оснащение, педагогические кадры, содержание образования, педагогические технологии, хозяйственная деятельность школы, наконец, само управление. 36.2. Анализ как управленческое действие заключается в сборе, хранении, обработке и использовании информации для обоснования и реализации других функций управления. С этой точки зрения педагогический анализ может быть рассмотрен как деятельность, направленная на изучение состояния, тенденций развития, на объективную оценку результатов педагогического процесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочиванию системы. Ю.А. Конаржевский выделяет три вида анализа: оперативный, тематический, итоговый.
В ходе оперативного анализа рассматриваются основные показатели учебно-воспитательного процесса, выявляются причины отклонения от заданных параметров и определяются пути устранения выявленных недочетов. Тематический анализ предполагает углубленное изучение отдельного направления деятельности школы в целом, группы учителей или отдельного учителя. Основная задача, решаемая во время тематического анализа -выявление закономерностей и тенденций учебно-воспитательного процесса, получение представления о системе работы школы и педагогов. Итоговый анализ проводится по окончании учебной четверти, полугодия, учебного года. Информация для итогового контроля накапливается по мере проведения оперативного и тематического анализа. 36.3. Целеполагание может быть охарактеризовано как деятельность, направленная на постановку и обоснование целей. Общими требованиями к целеполаганию и целям могут быть следующие: конкретность (ощутимость результата), реальность (достижимость результата), контролируемость (возможность оценки уровня достижения результата), преемственность. Эффективность целеполагания определяется осознанием целей как желаемого состояния учебно-воспитательной работы, выявлением реальных условий их осуществления, оценкой возможностей членов коллектива при реализации целей, вычленением способов достижения поставленных целей. экономическими системами, в конечном счете, сводится к У поведением людей, их мотивацией и стимулированием их поступков и деятельности. 36.4. Планирование это, прежде всего, процесс выработки и принятия решений, позволяющих обеспечить эффективное функционирование и развитие системы. Планирование в узком смысле слова сводится к составлению специальных документов - планов, определяющих конкретные шаги по достижению стоящих перед системой целей в рамках предстоящего (планируемого) периода. С помощью планирования достигается эффективная ритмичная работа школы, устраняется отрицательный эффект неопределенности будущего, обеспечивается полное использование имеющегося потенциала. План всегда и всюду предшествует практической деятельности, поскольку в нем заложено как бы предвидение результатов деятельности, способов и средств ее осуществления. В школьной практике существует три вида планов работы: перспективный, годовой и текущий. Перспективный план работы школы разрабатывается, на три-пять лет на основе анализа работы школы за последние годы.
Годовой план работы школы предусматривает планирование деятельности педагогического коллектива в течение всего учебного года, включая каникулы. Составление годового плана работы начинается еще в текущем году (осуществляются сбор и анализ информации о работе школы, подготавливается проект плана) и завершается в новом учебном году обсуждением и утверждением плана работы на первых заседаниях совета школы или педагогического совета. Текущий план работы школы составляется на учебную четверть и является конкретизацией общешкольного годового плана. 36.5. Под организацией как управленческим действием подразумевается деятельность субъектов педагогического процесса, направленная на реализацию плана работы, достижение поставленных целей и задач. Организаторская деятельность занимает значительное место в деятельности руководителя и считается наиболее трудоемкой. Организуя деятельность, директор должен решить большое количество проблем, связанных с подбором и расстановкой кадров, созданием условий для оптимальной деятельности исполнителей, их мотивированием и инструктажем. Важнейшей задачей руководителя является формирование целостного сплоченного коллектива единомышленников, создание благоприятного психологического климата в школе. К организационным формам управленческой деятельности относят, прежде всего, совет школы и педагогический совет. Совет школы осуществляет общее руководство общеобразовательным учреждением. В состав совета школы входят учителя, родители, представители общественности, учащиеся. Создание совета учреждения позволяет реализовать декларированное в законодательных актах право участников педагогического процесса на участие в управлении школой. В структуре совета школы могут действовать временные или постоянные комиссии, советы по различным направлениям деятельности школы. Совет школы может заслушивать отчеты и сообщения директора, других работников школы, его решения обязательны для исполнения администрацией, членами трудового коллектива и учащихся. Педагогический совет - высший орган самоуправления педагогического коллектива. Состав и содержание деятельности педагогического совета определены в Уставе школы. На педагогическом совете решаются различные вопросы школьной жизни: -утверждение учебных планов, программ; - рассмотрение вопросов о внедрении инноваций в учебно-воспитательный процесс; - утверждение плана работы школы; -обсуждение эффективности деятельности учебного заведения, качества знаний учащихся; - вопросы повышения квалификации и аттестации педагогических работников; -организации научно-исследовательской и опытно-экспериментальной работы. Решения педагогического совета обязательны для исполнения всеми работниками образовательного учреждения. Кроме названных форм, в практике образовательных учреждений используются такие формы, как совещание при директоре школы, совещание при заместителях директора, оперативные информационные совещания.
36.6. Контроль - выявление степени соответствия текущих показателей плановым (установленным). В социальном управлении контроль является средством, позволяющим не только выявлять, но и предупреждать ошибки. Контроль является заключительным этапом процесса управления. В ходе контроля собирается информация о работе школы в целом, ее структурных подразделений, отдельных учителей, которая становится предметом аналитической деятельности. В результате контроля определяются конкретные шаги по устранению выявленных недостатков. Характерной особенностью внутришкольного контроля является не только обнаружение ошибок, допускаемых в ходе педагогической деятельности, но и оказание методической помощи, выявление и распространение передового опыта. Т.Н. Шамова выделяет два вида контроля: тематический и фронтальный. Предметом тематического контроля выступают различные актуальные направления деятельности педагогов, например, активизация познавательной деятельности учащихся, индивидуализация и дифференциация обучения и др. При фронтальном контроле осуществляется изучение всех аспектов работы школы или отдельного учителя. К основным формам внутришкольного контроля обычно относят персональный контроль и различные варианты обобщающего контроля (классно-обобшающий, предметный, тематический, комплексный). Наиболее распространенными методами контроля являются: наблюдение, изучение школьной документации, беседа, анкетирование, хронометрирование.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.017 с.) |