Коллектив как объект и субъект воспитания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллектив как объект и субъект воспитания



26.1. Проблема воспитания личности в коллективе (К) одна из самых сложных в педагогике. С одной стороны, создание К обусловлено объективными причинами - наличием коллективных связей людей; их возникновение - естественный, объективный процесс. В связи с этим при педагогически целесообразно организованной его деятельности, эффективном управлении им   К может стать действенным фактором развития личности. С другой стороны, ошибки в работе с ним могут привести к серьезным последствиям, когда   К становится не средством развития, а средством подавления личности.

Целостная концепция воспитательного   К была  разработана  отечественными  педагогами в 20-30 гг. XX в. (П.П. Блонский, Н.К. Крупская, А.С. Макаренко, СТ. Шацкий и др.). Система воспитания личности в К обоснована, прежде всего, А.С. Макаренко; именно его теория лежит в основе современных представлений о детском К (А.Т. Куракин, А.В. Мудрик, Л.И. Новикова и др.).

26.2. Коллектив - это группа людей, объединенных общественно значимой целью и совместной деятельностью по ее реализации. Как педагогическое явление К характеризуют следующие признаки: наличие общественно значимой пели, совместная деятельность по ее реализации, отношения взаимной зависимости и ответственности при равенстве членов в правах и обязанностях, наличие органов самоуправления, связи со средой, другими К

(А.С. Макаренко).

Важнейшая функция К -- воспитательная. Кроме того, в К ребенок знакомится с системой социальных отношений, накапливает опыт этих отношений.   К  является  основной формой организации деятельности детей..

Таким образом, детский К можно характеризовать как субъект воспитания (средство воспитания), объект работы педагога, цель его деятельности.

26.3. Школьный коллектив сегодня рассматривается как система, состоящая из двух подсистем: педагогического и ученического К, тесно связанных между собой. Их целостности способствует реализация единой воспитательной функции.

Формальная структура детского К, задаваемая извне, представляет собой совокупность первичных К: классных, клубных (объединений по интересам), трудовых (производственных бригад, лагерей труда и отдыха), общественных организаций. Кроме постоянных, в школе могут создаваться временные К для организации каких-то дел. Нахождение ребенка в различных типах К создает ему более благоприятные возможности для развития (при условии педагогически целесообразно организованной деятельности в этих К).

Неформальную структуру К образуют связи и отношения эмоционально-психологического характера. По признакам симпатии, привязанности создаются малые контактные группы. Каждый ребенок может входить в одну, в несколько контактных групп или не входить ни в одну. Таким образом, каждый школьник находится под влиянием К и малых контактных групп, членами которых он является. Важный показатель зрелости К ориентированность его формальной и неформальной структур, что достигается в результате совершенствования организационной структуры К (Л.И. Новикова).

26.4. Ученический коллектив - явление динамическое; возникнув в рамках определенной структуры, он все время меняется. Именно в процессе развития К реализует свои воспитательные функции. В своем развитии   К проходит несколько стадий (этапов). К их выделению существует несколько подходов. А.С. Макаренко критерием для выделения этапов развития К определял отношение учащихся к педагогическим требованиям и установленным в школе порядкам. На первом этапе сплачивающим средством выступают требования педагога, на втором - требования педагога и актива детей, на третьем этапе требования к себе предъявляет сам К. Л.И. Новикова в качестве критерия выделения этапов, рассматривает степень реализации им воспитательной функции. Первый этап - становление (первоначальное сплочение) К. На втором он выступает как инструмент массового воспитания, на третьем - как инструмент индивидуального развития каждого члена. А.Н. Лутошкин развитие К рассматривает как восхождение к вершине. Одному туда не добраться, можно лишь сообща штурмовать ник под названием К. Автор выделяет пять стадий при "подъеме": "песчаная россыпь", "мягкая глина", "мерцающий маяк", "алый парус", "горящий факел" (см.: Лутошкин А.Н. Как вести за собой. М.,1986).

26.5. Методы создания коллектива. Создание   К начинается с предъявления требований. В организационный период требования предъявляет педагог. Они должны быть осознаны детьми, посильными для учащихся, нельзя предъявлять сразу много требований, надо предоставлять детям поле деятельности для выполнения требований, при их предъявлении надо учитывать индивидуальность каждого члена К.

Организация перспективных устремлений учащихся. В развитии К большое значение имеет постановка перед ним усложняющихся целей и увлекательных перспектив. По А.С. Макаренко, перспективы - "завтрашняя радость" К. Обычно одновременно выдвигается несколько перспектив: ближние, средние и дальние. По мере выполнения одних выдвигаются новые. Перспективы должны быть ясными, осознанными детьми, привлекательными для них, посильными для выполнения. Организация перспективных устремлений - закон движения К. Остановка в развитии К ведет к его ослаблению и распаду.

Воспитание ученического актива. Актив - организующий центр К. Он начинает формироваться уже на первом этапе из числа тех детей, которые острее воспринимают интересы К, проявляют интерес к улучшению его жизни. Чтобы актив успешно работал, надо четко определить его функции, поддерживать его авторитет, способствовать развитию его самостоятельности, регулярно переизбирать, соблюдать преемственность в работе, учить его работать.

Формирование в К здорового общественного мнения. Общественное мнение - та преобладающая оценка, которая дается в среде учащихся различным явлениям и фактам коллективной жизни. Общественное мнение формируется в педагогически целесообразно организованной коллективной деятельности. Очень  важна общественная  оценка деятельности К.  Если  в   К здоровое общественное мнение, то начинает срабатывать методика "параллельного  действия" А.С. Макаренко. Суть ее в том, что при здоровом общественном мнении и здоровых отношениях между учащимися всякое воздействие К влияет на отдельных его членов, и, наоборот, воздействие на ответственных членов оказывает влияние на К.

 Накопление и развитие традиций коллективной жизни. Традиция -устойчивая форма коллективной жизни, при которой в обычаях, определенном порядке выражаются вкус и общественное мнение К. Надо формировать потребности к традициям, которые должны быть яркими, запоминающимися. Традиции не должны быть неизменными; их надо развивать, совершенствовать.

 Важнейшим критерием сплоченности   К  является самочувствие в каждого из его членов, наличие у них чувства защищенности. В этом проявляется гуманность К. Среди других критериев отметим: наличие в К перспектив, участие его членов в их выдвижении; наличие здорового общественного мнения, срабатывание методики "параллельного действия"; наличие выработанных К правил, законов совместной жизни; развитость самоуправления, умение членов К организовывать свою жизнь, активное участие каждого в ее организации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 28; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.251.22 (0.007 с.)