Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Сущность и особенности воспитания, его закономерности и принципы
20.1. Сущность воспитания (В) - это целенаправленное управление Процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, игре, практической деятельности (М.И. Рожков) - исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Многие исследователи определяют В в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (социализация) и в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, принятых в данном обществе. В осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, и обучение. Организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности - познавательной, предметно-практической, духовно-практической,- коммуникативной, игровой, спортивной. Человек овладевает социальным опытом через механизм собственной деятельности и собственных творческих усилий. Таким образом, сущность В заключается не только в прямом вербальном воздействии на подрастающее поколение, но и во включении его в разнообразные виды деятельности по овладению различными сторонами социального опыта. Развитие личности зависит не только от факта участия в деятельности, но и от степени ее активности, от отношения к деятельности. Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы В непосредственно зависят от этнокультурной и социальной принадлежности воспитуемого, от специфики систем воспитания в различных странах. В зависимости от возраста человека В осуществляется семьёй, общественными и государственными институтами, учебно-воспитательными учреждениями, общественными организациями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации, религиозными организациями, т.е. оно многофакторно. Роль различных институтов в В неравноценна. Отсутствие связи между ними делает процесс В дискретным (прерывным), что приводит к неоднозначности и относительной противоречивости воспитывающих влияний на человека в каждом конкретном случае. Для того чтобы избежать негативных последствий этого, педагог должен выступать координатором всех воспитательных влияний.
Характерной особенностью В является концентризм его содержательного аспекта. В своей деятельности по воспитанию детей педагоги многократно возвращаются к одним и тем же позитивным характеристикам, качествам личности, нравственным нормам и правилам. В представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов. Воспитанник - это не только объект, но и субъект В, поэтому важно максимально развить его активность и самостоятельность. В - это деятельность, направленная в настоящее и в будущее. Эффективность В определяется не только тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизведение человеком культурных ценностей и социального опыта, но и тем, насколько оно способствовало подготовке молодых людей к активной и самостоятельной деятельности, умению ставить и решать различные задачи, не имеющие аналогов в опыте предшествующих поколений. Важнейшим результатом В, его итогом можно считать готовность и способность человека к самовоспитанию. Движущими силами воспитательного процесса являются противоречия между требованиями педагогов и возможностями воспитанников, их уровнем развития, противоречие между целями и потребностями педагогов, родителей и учащихся, а также между имеющимися у детей потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д. 20.2. Закономерности воспитания: гармонизация интересов общества и личности при определении целей и задач В; обусловленность процесса В экономическими, политическими и духовными факторами; зависимость педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; единство действий участников процесса В; взаимосвязь процессов образования, В и развития; единство целей, форм, методов и содержания В; связь В и деятельности, зависимость эффективности В от активности личности. 20.3. Принципы воспитания: персонификация; природосообразность, культуросообразность, дифференциация, гуманистическая направленность деятельности педагогов и учащихся; адекватность воспитания системе социальных отношений; целенаправленность и комплексность воспитания; преемственность, систематичность, последовательность в организации воспитания; индивидуализация воспитания; мотивации деятельности учащихся.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.004 с.) |