Сущность и особенности воспитания, его закономерности и принципы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и особенности воспитания, его закономерности и принципы



20.1. Сущность воспитания (В) - это целенаправленное управление Процессом социального развития личности через включение ребенка в различные виды социальных отношений в учебе, игре, практической деятельности (М.И. Рожков) - исторически сложились различные подходы к рассмотрению этой категории. Многие исследователи определяют В в широком социальном смысле, включая в него воздействие на личность общества в целом (социализация) и в узком смысле как целенаправленную деятельность, призванную формировать у детей систему качеств личности, взглядов и убеждений, принятых в данном обществе.

В осуществляется через образование и организацию жизнедеятельности общностей воспитуемых. Образование включает в себя просвещение, т.е. пропаганду и распространение культуры, и обучение. Организация жизнедеятельности происходит в организациях и группах, создающих условия для участия воспитуемых в различных видах деятельности - познавательной, предметно-практической, духовно-практической,- коммуникативной, игровой, спортивной.

Человек овладевает социальным опытом через механизм собственной деятельности и собственных творческих усилий. Таким образом, сущность    В  заключается не только в прямом вербальном воздействии на подрастающее поколение, но и во включении его в разнообразные виды деятельности по овладению различными сторонами социального опыта. Развитие личности зависит не только от факта участия в деятельности, но и от степени ее активности, от отношения к деятельности.

Естественно, что систематичность, интенсивность, характер, содержание, формы и методы   В непосредственно зависят от этнокультурной и социальной принадлежности воспитуемого, от специфики систем воспитания в различных странах.

В зависимости от возраста человека В осуществляется семьёй, общественными и государственными институтами, учебно-воспитательными учреждениями, общественными организациями, учреждениями культуры, средствами массовой коммуникации, религиозными организациями, т.е. оно многофакторно.  Роль различных институтов в   В  неравноценна. Отсутствие

связи между ними делает процесс   В  дискретным (прерывным), что приводит к неоднозначности и относительной противоречивости воспитывающих влияний на человека в каждом конкретном случае. Для того чтобы избежать негативных последствий этого, педагог должен выступать координатором  всех  воспитательных  влияний.

Характерной особенностью   В  является  концентризм  его содержательного аспекта. В своей деятельности по воспитанию детей педагоги многократно возвращаются к одним и тем же позитивным характеристикам, качествам личности, нравственным нормам и правилам. В     представляет собой не прямое воздействие на воспитанника, а социальное взаимодействие различных субъектов. Воспитанник - это не только объект, но и субъект   В, поэтому важно максимально развить его активность и самостоятельность.   В - это деятельность, направленная в настоящее и в будущее. Эффективность    В определяется не только тем, как оно обеспечивает усвоение и воспроизведение человеком культурных ценностей и социального опыта, но и тем, насколько оно способствовало подготовке молодых людей к активной и самостоятельной деятельности, умению ставить и решать различные задачи, не имеющие аналогов в опыте предшествующих поколений. Важнейшим результатом В, его итогом можно считать готовность и способность человека к самовоспитанию.

Движущими силами воспитательного процесса являются противоречия между требованиями педагогов и возможностями воспитанников, их уровнем развития, противоречие между целями и потребностями педагогов, родителей и учащихся, а также между имеющимися у детей потребностями и возможностями их удовлетворения и т.д.

20.2. Закономерности воспитания: гармонизация интересов общества и личности при определении целей и задач В; обусловленность процесса В экономическими, политическими и духовными факторами; зависимость педагогического процесса от возрастных и индивидуальных особенностей воспитуемых; единство действий участников процесса В; взаимосвязь процессов образования, В и развития; единство целей, форм, методов и содержания В; связь В и деятельности, зависимость эффективности В от активности личности.

20.3. Принципы воспитания:  персонификация; природосообразность, культуросообразность, дифференциация, гуманистическая направленность деятельности педагогов и учащихся; адекватность воспитания системе социальных отношений; целенаправленность и комплексность воспитания; преемственность, систематичность, последовательность в организации воспитания; индивидуализация воспитания; мотивации деятельности учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.125.171 (0.004 с.)