Отечественные концепции воспитания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Отечественные концепции воспитания.



 Концепция — это система взглядов на явление, процесс, определенный способ трактовки; основная точка зрения, ведущая идея или замысел; конструктивный принцип развития какой-либо системы. Сегодня в педагогической науке существуют различные концепции воспитания, которые созданы группами ученых, творческими коллективами, отдельными авторами. Концепция разрабатывается с учетом целого ряда условий: географических, национальных, социально-политических, экономических и других.

«Концепция воспитания учащейся молодежи» (А. А. Бодалев, ЛИ. Новикова и др.). Основные идеи данной концепции: личностный подход в воспитании; воспитание как целенаправленное управление развитием личности ребенка; учет половозрастных особенностей; единство воспитания, обучения и развития; национальное своеобразие воспитания; организация жизнедеятельности ученика как основа воспитательного процесса; гуманизация межличностных отношений; дифференциация воспитания; средовой подход в воспитании и эстетизации среды. Основные задачи воспитания: развитие умения самостоятельно мыслить и чувствовать; свободолюбие; развитие личной созидательной активности; приобщение к культурным ценностям; выявление и развитие природных задатков; формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброта, милосердие); воспитание уважения к закону, нормам коллективной жизни, положительного отношения к труду.

Концепция И.П. Иванова «Звено в бесконечной цепи». Главная идея, основа всей концепции воспитания - воспитательные отношения общей творческой заботы воспитателей и воспитанников. Чем глубже человек улучшает окружающий мир, тем полнее и глубже развивается он сам. Условиями реализации этой идеи являются: включение каждого воспитанника как своего младшего товарища в совместную деятельность на общую пользу и радость; проявление внутреннего, духовного отношения к воспитаннику как младшему товарищу; развитие в единстве всех сторон личности человека (познавательно-мировоззренческой, эмоционально-волевой и действенной); влиять так, чтобы способы воздействия воспитателей на воспитанников становились бы способами воздействия самих воспитателей на себя, воспитанников друг на друга и каждого воспитанника на себя; использовать в единстве различные виды воспитательного воздействия (открытое и незаметное, прямое и опосредованное).

«Концептуальные основы содержания деятельности классного руководителя (классного воспитателя)» ОС. Газмана.  

Основная цель - дать каждому школьнику базовое образование и базовую культуру. На этой основе предоставить условия для развития тех сторон личности, для которых есть наиболее благоприятные субъективные условия (желание индивида) и объективные возможности семьи, школы, общественности. Центральное звено базовой культуры — культура жизненного самоопределения. Базовая культура включает в себя также следующие компоненты: культуру семейных отношений, экономическую, политическую, правовую, интеллектуальную, нравственную, экологическую, художественную, физическую культуру, культуру общения.

Жизненное самоопределение — это выработка у школьников позиции творца, преобразователя самого себя. Цель педагогической работы - формирование способности у ребенка к культурной самореализации, самоорганизации  и  самореабилитации.

Системно-ролевая теория формирования личности Н.М. Таланчука. Цель воспитания — формирование гармоничной личности, готовой и способной выполнять систему социальных ролей: семейных, профессиональных, организаторских, коммуникативных, гражданских и др. Воспитанность понимается автором как мера овладения ребенком различными социальными ролями. В основе концепции Н.М. Таланчука лежат следующие идеи: гомоцентрический подход, сотрудничество педагогов и учащихся, системность воспитательной деятельности педагога, соответствие воспитательного мастерства воспитательным функциям. «Программа воспитания школьников» Е.В. Щурковой.   Цель — воспитать личность, способную строить жизнь, достойную человека. Необходимо обеспечить формирование отношения к природе как к общему миру, формирование ценностных отношений к нормам культурной жизни, формирование представлений о, человеке как субъекте жизни и высшей ценности на земле, формирование ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни, формирование образа жизни, достойного человека, формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути. Подходы к воспитанию: максимальное расширение поля воспитательного процесса для всей сферы жизнедеятельности ребенка; считать ребенка субъектом собственной жизни; приучить к самостоятельному выбору жизненного пути и ответственности за выбор; вместо борьбы с недостатками формировать достоинства, которые вытеснят недостатки.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.45.162 (0.006 с.)