Основные подходы к организации воспитательной работы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные подходы к организации воспитательной работы.



В современной педагогике под подходом подразумевают основные, исходные методологические позиции, положения. В настоящее время выделяют следующие подходы: системный, личностный, индивидуальный, деятельно-стный, культурологический, антропологический, комплексный, гомоцентрический, социоцентрический и другие.

Сущность системного подхода рассмотрена в 5 - 7 разделах.

Личностный подход (ЛП) — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту воспитательного взаимодействия. Идея ЛП разрабатывалась отечественными учеными с начала 80-х годов в связи с трактовками воспитания как субъект-субъектного процесса. ЛП предполагает помощь воспитаннику в осознании себя личностью, в выявлении, раскрытии его возможностей, становлении самосознания, в осуществлении личностно значимых и общественно приемлемых способов самоопределения, самореализации и самоутверждения. В коллективном воспитании ЛП означает признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических отношений, благодаря которым воспитанники осознают себя как личности и учатся видеть личности в других людях. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого человека, а своеобразие личности обогащает коллектив. В последние годы в рамках личностно ориентированного воспитания как одна из перспективных стратегий разрабатывается ролевой подход. Ролевой подход особенно характерен для концепции Н.М. Таланчука, который развивает системно-ролевую модель формирования личности.

«Личность, по мнению Н.М. Таланчука - это социальная сущность конкретного человека, которая выражается в качестве освоения им системы социальных ролей. От качества такого выполнения зависит синергетизм личности - ее социальная дееспособность».

Индивидуальный подход (ИП) в воспитании означает осуществление педагогического процесса с учетом индивидуальных особенностей учащихся (темперамента и характера, способностей и склонностей, мотивов и интересов и т.д.), в значительной степени влияющих на их поведение в различных жизненных ситуациях. Сущность ИП заключается в использовании педагогом различных форм и методов воспитательного влияния с целью достижения оптимальных результатов учебно-воспитательного процесса по отношению к каждому воспитаннику. Следует иметь в виду, что любое воспитательное воздействие преломляется через индивидуальные особенности конкретной личности. ИП помогает ребенку осознать свою индивидуальность, научиться управлять своим поведением, эмоциями, адекватно оценивать свои сильные и слабые стороны.

В основе деятельностного подхода (ДП) лежит следующая закономерность: человек проявляется и развивается в деятельности. При реализации ДП важно не навязывать ученикам своего мнения, не давить авторитетом, а предложить и вовлечь всех учащихся в интересную, увлекательную, посильную деятельность. При организации деятельности учащихся следует учитывать, что она должна быть ориентирована на развитие всех сфер личности.

Культурологический подход реализуется как принцип культуросообразности воспитания. Эффективность воспитания зависит от того, насколько оно интегрировано в контекст культуры нации, страны, мировой цивилизации. Культурологический подход ориентирует педагога на то, чтобы российская культура, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса. С точки зрения Н.Е. Щурковой, воспитание в аспекте культурологического подхода может рассматриваться как целенаправленное, организованное педагогом восхождение ребенка к культуре современного ему общества, вхождение его с помощью педагога в контекст культуры и развитие способности жить в современном обществе.

Давая краткую характеристику существующих подходов в воспитании, следует отметить антропологический подход, разработанный и обоснованный К. Д. Ушинским. Сущность антропологического подхода заключается в комплексном, целостном использовании данных всех наук о человеке как предмете воспитания.

Сохраняет свое значение сегодня и комплексный подход (КП) в воспитании, охватывающий нравственное, трудовое, эстетическое и физическое развитие личности. КП требует также единства целей, содержания, средств, форм и методов воспитания, установления взаимодействия всех сил, участвующих в процессе воспитания, оптимального соотношения индивидуальных, групповых и массовых форм работы, единства воспитательного воздействия на сознание, чувства и поведение личности, единства воспитания и самовоспитания. КП является непременным условием для формирования целостной личности, обеспечения последовательности, преемственности и непрерывности воспитательного процесса.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 57; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.252.23 (0.006 с.)