Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Функции и основные направления деятельности классного руководителяСодержание книги
Поиск на нашем сайте
28.1. Классный руководитель (КР) выполняет три взаимосвязанные роли: организует разнообразную деятельность в классе, заботится о развитии каждого ребенка, помогает детям в решении возникающих у них проблем. Содержание деятельности КР определяется его функциями как руководителя педагогического процесса в определенной группе учащихся. В соответствии с концепцией Р.Х. Шакурова в управлении целесообразно выделить три уровня функций. К первому уровню относятся педагогические и социально-гуманитарные функции, которые Р.Х. Шакуров относит к группе целевых. Все целевые функции, реализуемые КР, направлены на создание условий для социального развития учащихся. Эти функции ориентированы как на помощь ребенку в решении его актуальных личностных проблем, так и на подготовку к решению проблем его будущего. Среди этих функций необходимо выделить три, которые определяют основное содержание деятельности КР: - функцию воспитания учащихся; - социальной защиты ребенка от неблагоприятных воздействий окружающей социальной среды; - оказания помощи в подготовке к выбору будущей профессии. Перед КР стоит задача - интегрировать усилия всех педагогов, направленные на реализацию этих функций. Для достижения поставленных целей КР должен решать ряд частных задач, связанных с формированием отношений учащихся со своими сверстниками в классе, то есть реализовывать социально-психологические функции. Главное назначение организаторской функции - поддержка положительной инициативы учащихся, связанной с совершенствованием жизни региона, микросреды, школы и самих школьников. Иначе говоря, акцент делается не столько на организацию учащихся КР, сколько на помощь им в самоорганизации. КР организует разнообразную деятельность учащихся: познавательную, трудовую, эстетическую, а также свободное общение учащихся, являющееся частью досуга школьников. В процессе работы с классом существенно сплочение коллектива. При этом задача сплочения коллектива выступает не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед коллективом целей. Одной из задач, стоящих перед КР, является развитие ученического самоуправления. Третья группа функций КР выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления и организации деятельности учащихся вообще. К функциям этой группы относятся: диагностическая, целеполагания. планирования, контроля и коррекции.
Реализация диагностической функции предполагает постоянное выявление КР исходного уровня и изменений в воспитанности учащихся, она направлена на исследование личности и индивидуальности ребенка, их анализ, на поиск причин неэффективности получаемых результатов и оценку целостного педагогического процесса. Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку КР целей воспитательной деятельности. В зависимости от возраста учащихся и уровня сформированности классного коллектива доля участия КР (классного воспитателя) в этом процессе будет изменяться. 28.2. Логика целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя. Планирование воспитательной работы - это помощь КР самому себе и коллективу класса в рациональной организации деятельности. Назначение плана - упорядочить педагогическую деятельность, обеспечить выполнение таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов. В планировании важно тесное сотрудничество КР (классного воспитателя) с коллективом класса. Степень детского участия в процессе планирования зависит от возраста учащихся. Планировать следует то, что ведет к цели. Поскольку цели определяются как стратегические и тактические, то и планы могут быть стратегическими, или перспективными, и тактическими (рабочими). Основная цель функции контроля и коррекции в деятельности КР - это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса. Реализация функции контроля, предполагает, с одной стороны, выявление положительных результатов, а с другой результатов негативных и причин имеющихся недостатков, а также проблем, возникающих в процессе воспитания. На основе анализа результатов контроля осуществляется процесс коррекции деятельности КР с классом как в целом, с группой учащихся, так и с отдельными учениками. 28.3. Критерии эффективности работы классного руководителя. На основе перечисленных выше функций, реализуемых КР, можно выделить две группы критериев эффективности его работы.
Первая группа - результативные критерии. Они отражают, насколько эффективно КР реализует свои целевые и социально-психологические функции. Результативные показатели раскрывают, каких результатов достигает КР, какие изменения в социальном развитии учащихся возникают в ходе его труда, какое их социальное самочувствие в классе. Процессуальные показатели раскрывают то, как педагог осуществляет педагогическую деятельность и общение, как реализует в процессе труда свою личность, каковы его работоспособность и здоровье, а также какие процессы деятельности и общения учащихся он организует. Эффективным является труд КР, в котором высоки и процессуальные, и результативные показатели. При этом приоритетным показателем в работе КР являются позитивные изменения в учащихся и их отношениях друг с другом. От стиля руководства классом, от стиля общения КР с детьми во многом зависит то, какие взаимоотношения складываются у ребят с учителем и между собой. Демократический стиль, при котором ученик рассматривается как равноправный партнер в общении, приводит к тому, что в классе царит непринужденная, дружелюбная, творческая атмосфера сотрудничества и взаимопомощи. Кроме этих основных показателей результативности труда КР, вытекающих из его целевых функций, мы ввели ряд дополнительных понятий, на наш взгляд, немаловажных. Во-первых, это те психологические новообразования, которые возникают у самого педагога в ходе его труда: новые качества, уровни целеполагания, педагогического мышления, педагогической рефлексии и т.д. - все то, что является результатом взаимного обогащения педагога и учащихся. Во-вторых, это удовлетворенность результатом работы КР со стороны учащихся, администрации, других учителей, работающих с классом, а также самого педагога. Наконец, третьим показателем является психологическая цена результата, то есть расход времени, эмоциональных и физических сил учащихся и педагога. 28.4. Воспитательная работа является одной из главных составляющих в деятельности КР. Эта деятельность не ограничивается целенаправленным воздействием на ученика. Она предполагает как учет особенностей окружающей ребенка среды, так и активное воздействие на эту среду. Когда мы говорим о воздействии педагога на ученика в рамках реализации своих профессиональных функций, то эту педагогическую деятельность называем воспитательной работой. Воспитательная работа, проводимая КР, включает в себя реализацию комплекса организационных и педагогических задач, решаемых педагогом с целью обеспечения оптимального развития личности ученика, выбор форм и методов воспитания учащихся в соответствии с поставленными воспитателями задачами и сам процесс их реализации. В воспитательной работе КР следует выделить три главных направления: 1) непосредственное воздействие на ученика (изучение индивидуальных особенностей его развития, его окружения, его интересов; программирование воспитательных воздействий; реализация комплекса методов и форм индивидуальной работы с учеником; анализ эффективности воспитательных воздействий); 2) создание воспитывающей среды (сплочение коллектива; формирование благоприятной эмоциональной атмосферы; включение учащихся в разнообразные виды социальной деятельности; развитие детского самоуправления);
3) коррекцию влияния различных субъектов социальных отношений ребенка (социальная помощь семье; взаимодействие с педагогическим коллективом; коррекция воздействия средств массовой коммуникации; нейтрализация негативных воздействий социума; взаимодействие с другими образовательными учреждениями).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 75; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.154.78 (0.01 с.) |