Школа как объект управления. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Школа как объект управления.



37.1. Школа является образовательным учреждением, реализующим общеобразовательные программы трех ступеней образования (начального общего образования, основного общего образования и среднего (полного) общего образования).

37.2. В соответствии с Законом «Об образовании РФ» образовательное учреждение (школа) имеет следующие права:

-разрабатывать (с учетом государственных стандартов) и реализовывать образовательные программы;

-разрабатывать и утверждать учебный план, учебный график и расписание занятий;

- выбирать формы, средства и методы обучения, систему оценок, форму и порядок промежуточной аттестации учащихся;

-оказывать дополнительные (в том числе платные) образовательные услуги;

-привлекать дополнительные источники финансирования и др.

На образовательное учреждение возлагается ответственность за реализацию в полном объеме образовательных программ, качество образования выпускников, жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса, недопущение нарушения прав и свобод обучающихся и работников.

Управление школой как образовательным учреждением осуществляется на основе Закона  «Об образовании РФ», Типового положения об общеобразовательном учреждении на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья человека, свободного развития личности, сочетания принципов единоначалия и коллегиальности. Кроме того, деятельность образовательного учреждения регламентируется его Уставом, в котором определяются:

- основные задачи, стоящие перед школой;

- особенности организации образовательного процесса (язык обучения, правила перевода в следующий класс, условия индивидуального обучения, продолжительность учебного года, каникул, наполняемость классов и т.д.);

- организация управления учреждением;

- его финансирование и хозяйственная деятельность;

- реорганизация и ликвидация учреждения.

37.3. Важным компонентом Устава школы является раздел, регламентирующий права и обязанности участников образовательного процесса: педагогических работников, учащихся и родителей. Согласно Примерному Уставу образовательного учреждения, обучающиеся в школе, имеют следующие права: на доступность и адаптивность образования, на бесплатность образования, на выбор формы образования, на участие в управлении образовательным учреждением, на уважение человеческого достоинства, на свободное посещение мероприятий, не предусмотренных учебным планом, и т.д. Среди обязанностей учащихся называются: выполнение Устава школы, добросовестное отношение к учению, бережное отношение к имуществу школы, уважение чести и достоинства обучающихся и работников школы, выполнение требований работников образовательного учреждения                                                                                      

Педагогические работники имеют право на защиту чести и достоинства; выбор методики обучения, учебников, учебных пособий; повышение квалификации и аттестацию; право на участие в управлении образовательным учреждением; сокращенную рабочую неделю, удлиненный оплачиваемый отпуск, получение пенсии по выслуге лет и т.д.

 На педагогов возлагаются следующие обязанности: соответствие требованиям квалификационных педагогических характеристик; выполнение Устава школы и Правил внутреннего трудового распорядка; выполнение условий трудового договора.

Родители учащихся выступают как их законные представители и в соответствии с этим имеют право на защиту их прав и интересов, выбор формы обучения детей, знакомство с ходом и содержанием учебного процесса, участие в управлении учреждением. Родители учащихся (лица, их заменяющие) несут ответственность за воспитание и обучение своих детей, обеспечивают ликвидацию их академической задолженности, выполнение Устава учреждения.

Данный перечень прав и обязанностей может быть расширен в соответствии с особенностями учебного заведения и пожеланиями участников педагогического процесса, с учетом ограничений, налагаемых действующими законодательными актами в области образования.

 

37.4. Непосредственное управление школой осуществляет директор, который может быть избран трудовым коллективом, назначен или нанят Учредителем. Директор действует от имени образовательного учреждения, распоряжается его имуществом, осуществляет найм на работу, утверждает штаты, издает приказы и распоряжения, обязательные для исполнения всеми работающими в школе, и т.д.  Функциональные обязанности директора могут быть дополнены в зависимости от особенностей образовательного учреждения.

Для повышения эффективности управленческой деятельности директор делегирует ряд своих полномочий заместителям. Обычно в школе предусмотрены три заместителя директора: по учебной работе, по воспитательной работе, по хозяйственной части, но в зависимости от типа школы и специфики организации ее деятельности количество заместителей может меняться. Так, например, если в школе проводится научно-исследовательская работа, то руководство этим направлением может осуществлять заместитель директора школы по научно-исследовательской работе.

Коллегиальными органами управления в школе являются: общее собрание (конференция) членов трудового коллектива, совет школы, педагогический совет. На общем собрании или конференции членов трудового коллектива рассматривается и принимается Устав образовательного учреждения, избирается совет школы, его председатель и определяются их полномочия. На общем собрании проводятся также выборы директора школы.

 

ШКОЛЬНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ

38.1. Школьная документация. Успех управления школой в немалой степени зависит от четкой организации в ней делопроизводства, обеспечивающего быструю, бесперебойную и эффективную работу учреждения. Рациональная постановка делопроизводства способствует научной организации труда.

Делопроизводство рассматривают как методы и приемы работы со служебной документацией в учреждении.

Документом называют любой материал, имеющий научное, политическое и практическое значение, независимо от времени его происхождения, содержания, оформления, техники и способа воспроизводства.

В целях установления единых требований к ведению школами документации существует утвержденная Министерством просвещения СССР "Инструкция о ведении школьной документации" (1974). Организация делопроизводства регулируется также издаваемыми высшими управленческими органами нормативами и положениями.

 

38.2. К важнейшим документам учебно-педагогической документации относятся  следующие:

1) Алфавитная книга записи учащихся. В нее заносятся фамилии, имена, отчества всех учащихся в алфавитном порядке независимо от классов, в которых учатся дети. По каждой букве ведется своя нумерация. По выбытии и окончании учащимися школы в алфавитную книгу заносятся дата и номер приказа, указывается причина выбытия. Алфавитная книга является основным документом учета обучающихся в школе детей.

2) Личное дело учащегося. Оно ведется классным руководителем и хранится в школе 3 года после окончания ее учащимся. В личное дело заносятся общие сведения об учащемся, итоговые оценки успеваемости по классам и записи о наградах. В личном деле хранится заявление родителей о приеме их сына или дочери в 1 класс. Во время обучения ученика в 10 и II классах "Аттестат об основном общем образовании" хранится в личном деле. При выбытии ребенка из школы личное дело может быть выдано родителям или лицам, их заменяющим, на основании их заявлений.

3) Классный журнал. Это государственный документ, ведение которого обязательно для каждого учителя и классного руководителя. Классный журнал рассчитан на учебный год и ведется по форме, установленной Министерством образования РФ. В журнале выставляются отметки учащихся, но всем предметам, фиксируется посещаемость школьников. В журнале записываются дата проведения урока, его тема, контрольные и самостоятельные работы, задания на дом.

Классный журнал хранится в школе 5 лет, а затем из него изымаются сводные ведомости успеваемости и перевода учащихся в следующий класс, из них формируются дела за год, которые хранятся в школе 25 лет.

4) Журнал факультативных занятий ведется по каждому факультативу отдельно.

5) Журнал группы продленного дня ведется воспитателем группы продленного дня.

6) Книги учета бланков и выдачи аттестатов об основном и полном общем среднем образовании. В них записываются сведения об окончивших основную и полную среднюю общеобразовательную школу.

7 ) Книга учета выдачи золотых и серебряных медалей.

8) Книга учета выдачи похвальных листов и почетных грамот.

9) Книга протоколов заседаний педагогического совета школы. В ней фиксируются ход обсуждения вопросов, решения основного коллегиального органа управления школой. Книга хранится в школе постоянно, пока существует учебное заведение, а после его закрытия сдается в городской (районный) архив.

 

10 ) Книгу приказов по школе. В школе ведутся две книги приказов: по личному составу и по основной деятельности. В первой фиксируются все распоряжения, касающиеся приема на работу, увольнения, оценки профессиональной деятельности работников школы, во второй - указания по организации учебно-воспитательного процесса, о переводе учащихся в следующий класс, выпуске их из школы и т.д.

К этой же группе документов относится Книга учета личного состава педагогических работников школы.

К важнейшим документам финансово-хозяйственной документации относят: технический паспорт школы, инвентарные книги основных средств, книгу складского учета материалов, инвентарную книгу библиотечного фонда школы.

38.3. Унификации формирования дел, их правильной систематизации способствует номенклатура дел школы, которая составляется в каждом образовательном учреждении на основе Примерной номенклатуры дел, утвержденной Министерством образования РФ. Номенклатура дел школы утверждается ее директором. В Номенклатуру дел включаются все документы, ведение которых нормативно определено документами вышестоящих организаций, а также тех, которые заводятся в школе. Каждому делу присваивается свой номер сообразно номеру раздела в Номенклатуре и порядковому номеру дела в этом разделе (например, 01/01 - Приказы органов образования, присланные для сведения и руководства).

Все входящие в школу и исходящие из школы документы подлежат регистрации. Для этого ведутся Журнал регистрации входящей корреспонденции и Журнал регистрации исходящих документов.

За организацию делопроизводства в школе ответственность несут директор и специальные лица (секретарь, делопроизводитель).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 104; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.024 с.)