Системный подход в педагогике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный подход в педагогике



5.1. Системный подход - это методологическая ориентация в познании объективной действительности и практики управления сложными системами. Он пришел в педагогику в 60-70 гг. XX в. У истоков этого стояли А.Т. Куракин и Л.И. Новикова. Впервые системный подход в педагогике был применен к рассмотрению такого феномена, как воспитательный коллектив.

5.2. Основное понятие методологии системного  подхода - система (С). По Ю.А. Конаржевскому, "Система - это некоторая совокупность взаимодействующих друг с другом элементов, спроектированная для достижения определенной цели, представляющая собой целостное образование взаимодействующая со средой". "С - это упорядоченное множество взаимодействующих элементов" (Ф.Ф.Королев).

5.3. Систему характеризуют следующие признаки:

Элементарность строения. Всякая С состоит из определенного множества элементов. Верхний предел количества элементов - бесконечное множество, нижний -2. От количества элементов зависит эффективность управления   С. Оптимальное количество элементов для управления ею одним человеком - от 5 до 9. Структурность С представляет собой совокупность взаимосвязанных, взаимодействующих друг с другом элементов. Способ связи элементов есть структура С. Определенный закономерный строй элементов называется упорядоченностью. В структуре С  всегда есть системообразующие связи (целевые, деятельностные,  отношенческие).

Иерархичность связей элементов в С.

 Иерархичность С означает, что каждый ее компонент сам может рассматриваться как   С, но более низкого уровня.

 

Субординационностъ связей в   С означает наличие в ней связей, с одной стороны, администрирования и распорядительности, а с другой - подчиненности и исполнительности.

С связана с внешней средой. Среда - совокупность всех условий, которые окружают С и непосредственно или косвенно воздействуют на нее. Обычно говорят о широкой и узкой среде С.  К условиям широкой среды   С вынуждена приспосабливаться, узкую  среду  она  приспосабливает  под себя.

Целостность  С. В результате взаимодействия элементов  в С  образуется новое интегративное качество, которое отсутствует у отдельных элементов. Целостность С обеспечивается наличием у нее обшей фундаментальной структуры, полнотой набора элементов, наличием нагрузочных связей между ними.

Целенаправленность С. Цель - желаемый и заранее запрограммированный результат, достижимый в будущем. Отсутствие цели - самый большой дефект С. Бесцельная деятельность неэффективна. Цель определяет средства ее достижения. Цель любой деятельности должна быть четко сформулированной, однозначно понятой всеми субъектами, стать для них личностно значимой, сориентированной между ними, измеримой. Цель формулируется исходя из начального состояния объекта. Под цель подбираются ресурсы: кадры, финансы, материально-техническая база. Цель, в конечном счете, определяет выбор соответствующей технологии деятельности.  В крупных   С  цели декомпозируются до задач.

5.4. Инструментом системного подхода является системный анализ. Это совокупность взаимосвязанных методов, процедур и методик, используемых для изучения сложных объектов и процессов (Ю.А. Конаржевский). Системный анализ складывается из четырех составляющих.

Морфологический анализ позволяет выяснить, из каких элементов состоит С.

Структурный анализ помогает определить внутреннюю организацию С, характер связей элементов. Функциональный анализ раскрывает механизмы внутреннего функционирования С, показывает ее связи с внешней средой. Генетический анализ исследует происхождение   С, процесс ее формирования и развития.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

6.1. Педагогу и управленцу приходится иметь дело с различного рода педагогическими системами (ПС), которые могут рассматриваться как один из типов социальных систем. ПС являются школа в целом, ее воспитательный коллектив. Мы говорим о системе деятельности класса, клубного объединения, системе работы классного руководителя. Урок тоже может быть рассмотрен как система. Рассмотрение педагогического явления как системы помогает дать ему комплексную оценку, оценить как целостный феномен, что позволяет сделать процесс управления ПС более эффективным.

6.2. ПС являются динамическими системами, отношения между их элементами постоянно меняются. В связи с этим ПС следует рассматривать в развитии как единство трех состояний: прошлого, настоящего и будущего.

Важнейший элемент ПС - цель. Кроме того, ее элементами выступают деятельность педагогов и детей, а также управленческая деятельность. Педагогические средства (в широком смысле - содержание, формы, методы и др.) - тоже элементы системы.

Среди разнообразных связей в системе выделяются связи системообразующие. Системообразующим фактором, прежде всего, выступает цель системы, которая определяет ее характер: можно говорить о гуманистических  и негуманистических ПС. Сообразно цели определяются содержание деятельности, порядок ее организации, подбираются соответствующие формы, методы и средства ее осуществления.

ПС открытое явление, на нее оказывает влияние множество факторов внешней среды; в то же время сама система может выступать в качестве фактора, изменяющего эту среду.

Фундаментальной структурой ПС является структура педагогического процесса, в котором  Системообразующим  фактором является взаимодействие педагогов и учащихся. Его специфика, прежде всего, и определяет специфику ПС как феномена.

6.3. Обычно выделяют две группы ПС: системы, направленные на созда1ше необходимых условий для реализации педагогических целей ("системы поддержки"), и системы, в рамках которых непосредственно осуществляется педагогический процесс.

К первой группе относятся государственные и региональные ПС.  Государственная система предполагает оптимальное взаимодействие всех факторов (экономических, политических, психолого-педагогических), направленных на социальное становление каждого человека. В процессе этого взаимодействия участвуют все социальные институты общества.

Система образования в России представляет собой: а) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; б) сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; в) систему органов управления образованием.

Государственная политика в области образования определяется Законом "Об образовании РФ " (1992). Она опирается на следующие принципы:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине;

- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитывающихся;

- светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Региональные ПС, создающиеся в отдельных субъектах РФ, своеобразны, на их функционирование оказывают влияние национальные, культурные традиции региона, особенности организации семейного и школьного воспитания. В рамках этих систем легче организовать взаимодействие воспитательных институтов, участвующих в педагогическом процессе.

Ко второй группе ПС относятся те, в которых непосредственно осуществляется воспитание и обучение детей (ПС семьи, школы, микрорайона и др.).

В ПС микрорайона присутствуют такие звенья, как семья, различные образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации и др. Эффективность ПС напрямую зависит от характера и уровня взаимодействия всех воспитательных институтов.

Школьная  ПС строится на основе государственной системы с учетом специфики региональной. Главная отличительная черта ПС школы (и других образовательных учреждений) - целенаправленное воспитательное воздействие на детей в течение длительного времени. Кроме того, прежде всего именно этой системе принадлежит функция координации воспитательных усилий всех воспитательных институтов.

7.Воспитательная система образовательного учреждения

7.1. Структура воспитательной системы: педагогические цели, деятельность педагогов и учащихся, управленческая деятельность, педагогические средства Понятие «воспитательная система» в педагогических теориях.

Принципы воспитательной системы: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность. Разнообразие воспитательных систем: воспитательная система И.П. Иванова («Педагогика общей заботы»), А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Ю.П. Сокольникова, Н.Е. Щурковой. Обзор зарубежных воспитательных систем. Особенности воспитательной системы сельской школы В.А. Сухомлинский. Воспитательная система школы.

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие «воспитательная система» связано с такими понятиями, как «личность», «развитие», «целостность», «отношения», «структура», «взаимосвязь».

Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей системах. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова). Целесообразность создания  воспитательной системы обусловлена следующими факторами: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и  т.д.), расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, созданием условий для самореализации и  самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, Движущие силы развития воспитательной системы школы.

 Воспитательная система школы не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности.

Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция, прежде всего, проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы.

Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости.

Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, - социально-политическая ситуация, общественные ценности.

Система школы проходит в своем развитии четыре этапа. 1- становление системы, разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников 2 - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, 3- окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, 4 - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем

Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:

- Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;

- Содержание воспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры;

- Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов;

- Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Воспитательная система не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три основных этапа.

Первый этап – становление системы (прогностическая стадия) Разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы.

Второй этап – отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности.

Третий этап – окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив – это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью. В центре воспитания здесь – воспитание гуманной, творческой, духовной, практичной личности.

Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения.

 К таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.22.136 (0.03 с.)