Общая  характеристика  педагогических  профессий. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая  характеристика  педагогических  профессий.



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ   ФЕРЕРАЦИИ

КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМ. У.Д. Алиева.

 

                      ПЕДАГОГИКА В КОНСПЕКТАХ

 

 

                                 

 

 

                 М Е Т О Д И Ч Е С К О Е      П О С О Б И Е

 

 

                                

 

 

                          

 

                                   КАРАЧАЕВСК - 2016

 

 

                                                                   Печатается по решению

                                                                  Учебного управления КЧГУ

                                                                   Им. У.Д.Алиева

 

Педагогика в конспектах:  Методическое  пособие / А. Х - М. Батчаева/.

Карачаевск: Изд-во КЧГУ им.У.Д. Алиева, 2011. 136 с.

 

 

Методическое пособие «Педагогика в конспектах» разработана для студентов-заочников, испытывающих большие затруднения с литературой при подготовке к экзаменам по педагогике. Автором сделана попытка отразить в содержании данного учебного пособия требования государственного стандарта по ведущим разделам педагогики.

 

Рецензент: к.п.н., доцент Батчаев О.М.

Введение

Новый государственный стандарт подготовки профессиональных педагогов  внес существенные изменения в содержание педагогического образования, потребовал несколько иных подходов к устоявшимся понятиям. Солидные учебные пособия, в которых отразятся эти изменения, выйдут в свет еще не скоро, а помочь студентам надо уже сегодня.

В данном методическом пособии сделана попытка представить курс педагогики как логическую систему, изложенную достаточно доступным для человека, имеющего общеобразовательную подготовку, языком.

В основу содержания положен государственный образовательный стандарт по педагогике нового поколения, все положения которого полно и разносторонне раскрыты. Предлагаемый курс построен на концепции целостного педагогического процесса (А.С.Макаренко, Ю.К. Бабанский, А. В. Сластенин   и др.), который рассматривает общие закономерности и тенденции, определяющие его как целостное явление в органическом единстве его составляющих – обучения и воспитания.

На наш взгляд, работа с ним позволит усвоить педагогическую терминологию, выстроит логику ответа. Однако использовать при подготовке к экзамену только данное пособие недостаточно: оно дает лишь «скелет» ответа. Его следует

«нарастить» из других источников, собственного опыта. В брошюре  дан материал  по  большинству педагогических курсов, изучаемых в соответствии с государственным стандартом.

Из-за крайне ограниченного времени изложения педагогической проблемы на занятиях, в пособие  во  всех разделах  используются  сокращения. Как правило, берется ключевое понятие темы, после первого его употребления в тексте в скобках дается сокращение (например, педагогика – П., образовательная система – ОС). Подобные сокращения используются автором для ускорения техники письма и активизации мыслительной деятельности студентов.

Автор старался избежать дубляжа в содержании. Однако при изложении отдельных тем этого сделать не удалось, так как в противном случае могла нарушиться логика.

 

Морфологический анализ позволяет выяснить, из каких элементов состоит С.

Структурный анализ помогает определить внутреннюю организацию С, характер связей элементов. Функциональный анализ раскрывает механизмы внутреннего функционирования С, показывает ее связи с внешней средой. Генетический анализ исследует происхождение   С, процесс ее формирования и развития.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ

6.1. Педагогу и управленцу приходится иметь дело с различного рода педагогическими системами (ПС), которые могут рассматриваться как один из типов социальных систем. ПС являются школа в целом, ее воспитательный коллектив. Мы говорим о системе деятельности класса, клубного объединения, системе работы классного руководителя. Урок тоже может быть рассмотрен как система. Рассмотрение педагогического явления как системы помогает дать ему комплексную оценку, оценить как целостный феномен, что позволяет сделать процесс управления ПС более эффективным.

6.2. ПС являются динамическими системами, отношения между их элементами постоянно меняются. В связи с этим ПС следует рассматривать в развитии как единство трех состояний: прошлого, настоящего и будущего.

Важнейший элемент ПС - цель. Кроме того, ее элементами выступают деятельность педагогов и детей, а также управленческая деятельность. Педагогические средства (в широком смысле - содержание, формы, методы и др.) - тоже элементы системы.

Среди разнообразных связей в системе выделяются связи системообразующие. Системообразующим фактором, прежде всего, выступает цель системы, которая определяет ее характер: можно говорить о гуманистических  и негуманистических ПС. Сообразно цели определяются содержание деятельности, порядок ее организации, подбираются соответствующие формы, методы и средства ее осуществления.

ПС открытое явление, на нее оказывает влияние множество факторов внешней среды; в то же время сама система может выступать в качестве фактора, изменяющего эту среду.

Фундаментальной структурой ПС является структура педагогического процесса, в котором  Системообразующим  фактором является взаимодействие педагогов и учащихся. Его специфика, прежде всего, и определяет специфику ПС как феномена.

6.3. Обычно выделяют две группы ПС: системы, направленные на созда1ше необходимых условий для реализации педагогических целей ("системы поддержки"), и системы, в рамках которых непосредственно осуществляется педагогический процесс.

К первой группе относятся государственные и региональные ПС.  Государственная система предполагает оптимальное взаимодействие всех факторов (экономических, политических, психолого-педагогических), направленных на социальное становление каждого человека. В процессе этого взаимодействия участвуют все социальные институты общества.

Система образования в России представляет собой: а) совокупность преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; б) сеть реализующих их образовательных учреждений различных организационно-правовых форм, типов и видов; в) систему органов управления образованием.

Государственная политика в области образования определяется Законом "Об образовании РФ " (1992). Она опирается на следующие принципы:

- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности и любви к Родине;

- единство федерального культурного и образовательного пространства, защита системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства;

- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитывающихся;

- светский характер образования в государственных, муниципальных образовательных учреждениях;

- свобода и плюрализм в образовании;

- демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.

Региональные ПС, создающиеся в отдельных субъектах РФ, своеобразны, на их функционирование оказывают влияние национальные, культурные традиции региона, особенности организации семейного и школьного воспитания. В рамках этих систем легче организовать взаимодействие воспитательных институтов, участвующих в педагогическом процессе.

Ко второй группе ПС относятся те, в которых непосредственно осуществляется воспитание и обучение детей (ПС семьи, школы, микрорайона и др.).

В ПС микрорайона присутствуют такие звенья, как семья, различные образовательные учреждения, общественные организации, средства массовой информации и др. Эффективность ПС напрямую зависит от характера и уровня взаимодействия всех воспитательных институтов.

Школьная  ПС строится на основе государственной системы с учетом специфики региональной. Главная отличительная черта ПС школы (и других образовательных учреждений) - целенаправленное воспитательное воздействие на детей в течение длительного времени. Кроме того, прежде всего именно этой системе принадлежит функция координации воспитательных усилий всех воспитательных институтов.

7.Воспитательная система образовательного учреждения

7.1. Структура воспитательной системы: педагогические цели, деятельность педагогов и учащихся, управленческая деятельность, педагогические средства Понятие «воспитательная система» в педагогических теориях.

Принципы воспитательной системы: оптимальность, структурность, функциональность, интегративность. Разнообразие воспитательных систем: воспитательная система И.П. Иванова («Педагогика общей заботы»), А.С. Макаренко, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского, Ю.П. Сокольникова, Н.Е. Щурковой. Обзор зарубежных воспитательных систем. Особенности воспитательной системы сельской школы В.А. Сухомлинский. Воспитательная система школы.

Любая система есть совокупность элементов, связанных между собой. Понятие «воспитательная система» связано с такими понятиями, как «личность», «развитие», «целостность», «отношения», «структура», «взаимосвязь».

Современная школа рассматривается как сложная система, в которой воспитание и обучение выступают в качестве важнейших составляющих элементов ее педагогической системы. Педагогическая система школы целенаправленная, самоорганизующаяся система, в которой основной целью выступает включение подрастающих поколений в жизнь общества, их развитие как творческих, активных личностей системах. В этой связи воспитательная подсистема тесно связана с микро- и макросредой. В качестве микросреды выступает среда, освоенная школой (микрорайон, населенный пункт), а в качестве макросреды - общество в целом. Воспитательная система школы способна во многом подчинить своему влиянию окружающую среду. Воспитательная система - это целостный социальный организм, функционирующий при условии взаимодействия основных компонентов воспитания (субъекты, цели, содержание и способы деятельности, отношения) и обладающий такими интегративными характеристиками, как образ жизни коллектива, его психологический климат (Л.И.Новикова). Целесообразность создания  воспитательной системы обусловлена следующими факторами: интеграцией усилий субъектов воспитательной деятельности, укреплением взаимосвязи компонентов педагогического процесса (целевого, содержательного и  т.д.), расширением диапазона возможностей за счет освоения и вовлечения в воспитательную среду окружающей природной и социальной среды, созданием условий для самореализации и  самоутверждения личности учащегося, учителя, родителя, что способствует их творческому самовыражению и росту, Движущие силы развития воспитательной системы школы.

 Воспитательная система школы не задается "сверху", а создается усилиями всех участников педагогического процесса: учителями, детьми, родителями и др. В процессе их взаимодействия формируются ее цели и задачи, определяются пути их реализации, организуется деятельность.

Воспитательная система школы не статичное, а динамичное явление, поэтому для того, чтобы успешно управлять ею, надо знать механизмы и специфику ее развития. Создание системы всегда связано со стремлением ее элементов к упорядоченности, движением к целостности.

Таким образом, становление воспитательной системы всегда есть процесс интеграции. Интеграция, прежде всего, проявляется в сплочении коллектива, в стандартизации ситуаций, установлении устойчивых межличностных отношений, создании и преобразовании материальных элементов системы.

Дезинтеграция проявляется в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, Самым нестабильным элементом системы является ее субъект - человек, всегда стремящийся к свободе и независимости.

Элементом дезинтеграции может быть и материально-пространственная среда воспитательной системы. Ее объекты вступают с нею в противоречие: ветшают здания, портится мебель. Еще один элемент, стимулирующий развитие системы, - социально-политическая ситуация, общественные ценности.

Система школы проходит в своем развитии четыре этапа. 1- становление системы, разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами. Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников 2 - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, 3- окончательное оформление системы - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, 4 - перестройка воспитательной системы, которая может осуществляться либо революционным, либо эволюционным путем

Воспитательная система - сложное социальное психолого-педагогическое образование, неравнозначное, саморегулируемое и управляемое. Воспитательная система реализуется в четырех взаимосвязанных компонентах:

- Управление воспитательной системой – искусство ставить цель и определять стратегию развития; контроль и оценка результативности;

- Содержание воспитательной системы – совокупность научных знаний, ценностных ориентиров, достижений культуры;

- Организация воспитательной системы – реализация теоретической концепции в учебно-воспитательный процесс на основе взаимосвязи цели, содержания, форм, средств, методов;

- Общение – единство трех элементов: информационного, интерактивного (взаимодействие), перцептивного (взаимопонимание и восприятие друг друга).

Воспитательная система не статичное, а динамичное явление. Опыт показывает, что воспитательная система проходит в развитии три основных этапа.

Первый этап – становление системы (прогностическая стадия) Разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы.

Второй этап – отработка системы. На этом этапе происходит развитие коллектива, органов самоуправления, утверждаются системообразующие виды деятельности.

Третий этап – окончательное оформление системы. На данной стадии коллектив – это содружество детей и взрослых, связанных единой целью, общей деятельностью. В центре воспитания здесь – воспитание гуманной, творческой, духовной, практичной личности.

Воспитательная система развивается успешно, если она постоянно совершенствуется на основе принципов демократизации и гуманизации, творчества и инновационных подходов к организации деятельности.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы, отличающиеся временем существования, видом, моделью, путями внедрения.

 К таким воспитательным системам относятся: гуманистическая воспитательная система (школы № 825, система В.А. Караковского), «Педагогика общей заботы» как воспитательная система, «Педагогика успеха», Школа диалога культур, воспитательная система сельской школы, Вальдорфская школа, Воспитательные системы в социуме, Пионерская организация, Скаутизм как воспитательная система. Охарактеризуем некоторые конкретные воспитательные системы.

 

ОБРАЗОВАНИЕ  КАК  ОБЩЕСТВЕННОЕ  ЯВЛЕНИЕ

8.1. Сегодня в качестве наиболее широкой педагогической категории рассматривают образование (О). При этом в понятие «образование» включают весь процесс становления человека как социального существа.

О  предполагает формирование  социальности  человека, которая включает культуру, воспитанность и образованность. Образованный человек — это человек знающий, компетентный в своей деятельности, развитый и воспитанный.

Если проанализировать цели школы в историческом аспекте, то можно сделать вывод о наличии двух тенденций. Деятельность одних школ направлена на удовлетворение потребностей государства, на подготовку молодого поколения к жизни в определенной социальной среде, их деятельность носит социоцентристский характер, т.е. в центре находятся интересы общества и государства (первая тенденция). Деятельность других школ носит гуманистический характер, и целью школы является сам ребенок - развитие его индивидуальности и воспитание личности, с тем, чтобы он в дальнейшем свободно ориентировался не только в мире профессий, но и идей, и идеологий (вторая, гомоцентрическая тенденция).

На деятельность школы, особенно на становление школ нового типа, доминирующее влияние оказывают, помимо социально-экономических условий, мировоззренческие идеи и педагогические концепции, которые начинают составлять определенную философию современного образования и стратегию развития отдельной школы, в частности. К ним относятся идеи гуманистической психологии и педагогики, направленные на развитие индивидуальности каждого человека. Традиционно педагогический процесс, структурировался таким образом, чтобы обеспечить, прежде всего, усвоение

знаний и умений. Становление новых школ происходит на прогрессивных гуманистических концепциях: всеми средствами воспитывать личностные свойства и развивать индивидуальность ребенка, наряду с воспитанием нравственных и других качеств, формировать интеллектуальную, мотивационную, эмоциональную и другие сферы человека.

Как показывает анализ генезиса школы, в различные периоды времени она ориентировалась на потребности государства, общества и очень редко - на интересы самого ребенка. С другой стороны, наилучших результатов достигали именно те школы, в центре внимания которых находился ребенок: развитие его способностей, формирование внутреннего мира, не подготовка к жизни в капиталистическом, социалистическом обществе, а жизнь здесь и теперь. Однако крайний  педоцентристский  подход, при всей своей привлекательности, не может полностью удовлетворить интересы ребенка, так как не учитывает того факта, что человек будет в полной мере счастлив лишь в том случае, если он реализует себя в обществе и будет адекватен ему. Поэтому процесс развития индивидуальности человека должен быть дополнен процессом его социализации.

Из обозначенных выше подходов вытекает еще один, который связан с необходимостью гуманизации  взаимоотношений педагогов и воспитанников, что является одним из главных факторов развития ребенка и интеграции его в общество. Общение, которому присуща субъект - субъектная основа, создает психологически оптимальную базу для позитивных изменений в интеллектуальной, мотивационной, эмоциональной и других сферах каждого из общающихся. Диалогическое общение выдвигается в качестве основы построения системы методов обучения. Таким образом, реализация концепции гуманизации взаимоотношений должна пронизывать весь учебно-воспитательный процесс. Гуманный стиль взаимоотношений создает положительный эмоциональный фон, на котором только и возможно плодотворное обучение и воспитание. Об этом свидетельствуют тенденции в развитии отечественного и мирового образовательного процесса. С этих позиций можно обратить внимание на следующие концепции: концепцию педагогики индивидуальности; концепцию социализации человека; концепцию гуманистического общения; концепцию социальных проб; концепцию целостного педагогического процесса и др.

8.2. Остановимся на основных моментах названных концепций с точки зрения возможности их реализации в школе нового типа. В контексте гуманистической парадигмы образования основная задача учителя состоит в том, чтобы помочь ребенку в развитии его индивидуальности, актуализировать  «самоценность»  каждого отдельного человека.

Соответствующая педагогическая практика должна быть направлена на развитие и совершенствование высших человеческих сил. Реальная цель школы - дать каждому школьнику общее образование и предоставить условия для гармонического развития личности и совершенствования всех сторон индивидуальности.

Следующей концепцией является концепция социализации человека. В контексте данной концепции рассматривается интеграция индивида в общество с позиций реалий современной жизни. Если в тоталитарном обществе действия индивида запрограммированы и в структуре мотивов преобладают коллективистские, то ситуация рыночной экономики порождает разнообразие вариантов отношения социума и индивида. Данная концепция акцентирует внимание на решении двух групп задач: социальной адаптации и социальной автономизации. Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автономизация - реализацию совокупности установок на себя, устойчивость в поведении и отношениях, которые соответствуют представлению личности о себе, ее самооценке. Определяющее влияние на процесс социализации имеет совокупность норм, принятых в обществе и регулирующих требования, которые предъявляются обществом к личности. Социализируясь, человек не только обогащается опытом, но и влияет на жизненные обстоятельства и окружающих людей. Воспитание с позиций данной концепции рассматривается как часть процесса социализации и представляет собой целенаправленное управление процессом социального развития ребенка через включение в различные виды социальных отношений, которые возникают в процессе учения, общения, игры, практической деятельности. Воспитание предстает как педагогический компонент социализации. В концепции разработана проблема социальной активности личности, которая рассматривается как преодоление противоречия в желании «быть со всеми» и в то же время «оставаться самим собой». В качестве ядра социальной направленности конкурентоспособной личности выделяется мотив преодоления, а комплекс мотивов социальной деятельности составляет движущую силу социализации.

Рассмотренные выше концепции позволяют сформулировать педагогические цели, уточнить содержание образования, выделить методы обучения развивающего характера и разработать прогностическую модель выпускника школы.

СУЩНОСТЬ, ДВИЖУЩИЕ СИЛЫ, ПРОТИВОРЕЧИЯ И ЛОГИКА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

12.1. Педагогическим процессом (ПП) называют целостный процесс осуществления воспитания в его широком смысле путем обеспечения единства обучения и воспитания (в его узком специальном смысле)- Синонимом понятия "педагогический процесс" является сегодня широко используемый термин "образовательный процесс".

Как отмечает М.А. Данилов, ПП - это внутренне связанная совокупность процессов, суть которых состоит в том, что Социальный опыт во всей его многогранности и сложности превращается в черты, идеалы и качества формирующегося человека, его образованность и идейность, в его культуру и нравственный облик, в его способности, привычки, характер. В   ПП   объективное социальное переходит в субъективное, индивидуально-психическое состояние человека. В этом определении подчеркивается именно "внутренняя" сторона процесса.

ПП - целостная динамическая система, Системообразующим фактором которой является цель педагогической деятельности - образование человека.                  

ПП - это внутренне связанная совокупность процессов, суть которой состоит в том, что социальный опыт при всей его многогранности и сложности превращается в черты и качества формирующегося человека. В педагогическом  процессе объективное, социальное переходит в субъективное, в индивидуально-психическое достояние человека (М.А. Данилов).   ПП как система функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных, среды школы и ее микрорайона. К внутришкольным условиям относятся учебно-материальные, школьно-гигиенические, морально-психологические и эстетические условия.

12.2. Внутренней движущей силой педагогического процесса является разрешение противоречия между выдвинутыми требованиями и реальными возможностями воспитанников по их выполнению. Это противоречие становится источником развития, если выдвигаемые требования находятся в зоне ближайшего развития возможностей учеников, и, наоборот, подобное противоречие не будет содействовать оптимальному развитию системы, если задачи окажутся чрезмерно трудными или легкими. В связи с этим нужно хорошо изучать учеников, умело проектировать близкие, средние и далекие перспективы развития, превращать их в конкретные учебно-воспитательные задачи. В основе всего лежит мотивация деятельности учащихся.

12.3. Основными компонентами педагогическою процесса являются: целевой, содержательный, Операционно-деятельностный, аналитико-результативный.

Целевой компонент предполагает определение педагогами и учащимися целей своей учебной и внеучебной деятельности.

Содержательный компонент предполагает определение содержания педагогического процесса на основе поставленных целей.

Операционно-деятельностный компонент предполагает организацию совместной деятельности педагогов и учащихся.

Аналитико-результативный компонент включает в себя анализ результатов и коррекцию педагогических задач.

12.4. В системе ПП происходит взаимодействие  определенных субъектов. С одной стороны, в качестве педагогических субъектов выступает руководство школы, преподаватели, воспитатели, коллектив педагогов, родители, с другой в роли, как субъектов, так и объектов выступают учащиеся, коллектив, определенные группы школьников, занятые тем или иным видом деятельности, а также отдельные школьники.

Взаимную активность педагога и воспитуемого в педагогическом процессе наиболее полно отражает термин «педагогическое взаимодействие». Оно включает в себя в единстве педагогическое влияние, его активное восприятие, усвоение объектом, собственную активность воспитуемого, проявляющуюся в ответных непосредственных или опосредованных влияниях на педагога и на самого себя (самовоспитание). Поэтому понятие «педагогическое взаимодействие» шире, чем «педагогическое воздействие», «педагогическое влияние» и даже «педагогическое отношение», так как оно является уже следствием самого педагогического взаимодействия педагогов и воспитуемых, хотя, конечно, и весьма важным следствием.

В ходе педагогического взаимодействия проявляются разнообразные связи между участниками ПП. Особенно распространены информационные связи в обмене информацией между воспитателями и воспитуемыми, организационно-деятельностные связи, коммуникативные, их еще называют связями общения между воспитателями и школьниками.

Наконец, весьма большое значение имеют связи управления и самоуправления в ПП. От правильного соотношения их зависит во многом успешное протекание всего процесса. В свою очередь, связи управления опираются на информационные, организационно-деятельностные и другие виды связей.

Итак, в состав динамической системы ПП входят субъекты и объекты воспитания в широком смысле, разнообразные связи, проявляющиеся между ними, а также условия, в которых протекает процесс их взаимодействия. Данная система имеет специфические процессуальные компоненты. Наиболее крупными компонентами ПП являются процессы обучения и воспитания, которые ведут к внутренним процессам изменения образованности, воспитанности и развитости личности. Обучение и воспитание состоят из определенных процессов. Например, обучение состоит из взаимосвязанных процессов преподавания и учения, воспитание - из процесса воспитательных воздействий, процесса принятия их личностью и возникающего при этом процесса самовоспитания.

Итак, ПП является органическим единством процессов обучения, воспитания и развития. Сущность его состоит в передаче социального опыта старшими и усвоении его подрастающими поколениями посредством их взаимодействия.

12.5. Обучение (О) - целенаправленное, заранее спроектированное общение, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие, усваиваются школьниками отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. О - процесс двусторонний. Он состоит из преподавания - деятельности тех, кто обучает, и учения - деятельности тех, кто обучается.

Процесс обучения реализует три основные функции: образовательную, воспитательную, развивающую. Образовательная - овладение основами наук, умениями, навыками; воспитательная - воспитание каждого ученика высоконравственной, гуманистической, творчески активной и социально зрелой личностью; развивающая - развитие интеллектуальных и физических способностей учащихся.

Всякое О ведет к развитию, но оно носит развивающий характер, если специально направлено на цели развития личности (содержание образования и дидактическая организация учебного процесса).

12.6. Физиологической и психологической основой учебного процесса является учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности. Возрастная физиология раскрывает механизм сложнейших процессов, порождаемых  О (интеллектуальных, эмоциональных, волевых). Восприятие связано с ощущениями, которые получает ученик при помощи органов чувств. Восприятие- это отражение в сознании человека ощущаемых внешних свойств, качеств, признаков изучаемых предметов, явлений, процессов. Восприятие способствует формированию представлений - запечатленных в сознании учащихся образов воспринятых явлений. Представления не дают возможности проникнуть в сущность изучаемого явления, поэтому важнейшим компонентом учебного процесса является осмысление изучаемого материала, который связан с формированием понятий, правил, закономерностей. Закрепление учебного материала, связанное, прежде всего с различными вариантами его повторения, опирается на теорию И.П. Павлова о формировании динамического стереотипа.

Движущей силой процесса   О  являются противоречия между возникающими у обучающихся потребностями в усвоении необходимых знаний, опыта познавательной деятельности для решения новых учебных задач и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей. На основе разрешения этих противоречий осуществляется развитие учащихся.

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФУНДАМЕНТ БАЗОВОЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ

15.1. Содержание образования (СО) - круг систематических знаний, умений и навыков, которыми учащиеся овладевают в процессе обучения. СО можно рассматривать как педагогически адаптированный социальный опыт, который включает в себя кроме знаний опыт творческой деятельности и социальных отношении. СО  носит исторический характер, оно изменяется вместе с развитием общества.

В XVIII XIX веках существовали различные подходы к определению содержания образования. Под формальным образованием (Кант, Песталоцци, Гербарт) подразумевалось, прежде всего, развитие способностей к размышлению. Содержание материала должно развивать интеллект; учение - это гимнастика ума. В центре образования должно стоять изучение древних языков, математики, грамматики. Практическая значимость  изучаемого  не существенна.

Сторонники материального образования (Спенсер, Дьюи) считали, что главным критерием отбора материала для обучения является его полезность. Основы наук должны носить прикладной характер.

Факторы, определяющие СО: объективные потребности общественного производства; уровень развития культуры, науки; просветительная политика государства; цели, которые общество ставит перед школой; возможности учащихся; потребности личности в образовании.

Требования к содержанию современного школьного образования: соответствие уровню современной науки, производства и основным требованиям демократического общества; сложности учебного материала; реальным возможностям школьников; СО  имеющемуся времени на изучение данного предмета; СО учебно-методической и материальной базе школы.

15.2. Учебные планы - это нормативные документы, содержащие перечень изучаемых предметов, их распределение по годам обучения с указанием количества часов на каждый предмет. В 1993 г. введен базисный учебный план средней общеобразовательной школы России. На его основе могут создаваться региональные и школьные учебные планы. Базисный учебный план состоит из инвариантной (неизменяемой, обязательной) и вариативной частей. Инвариантная часть позволяет создать единое образовательное пространство на территории страны, вариативная - учитывает местные социокультурные особенности и обеспечивает индивидуальный характер развития школьников.

В инвариантной части представлены не предметы, а образовательные области: языки и литература, искусство, общественные дисциплины, естественные дисциплины, математика, физкультура, технологии. Наполнение образовательной области конкретными учебными предметами осуществляется регионами и школами. Вариативная часть состоит из часов, отводимых на «обязательные занятия по выбору», и факультативных занятий, которые могут быть индивидуальными и групповыми. Обязательная нагрузка учащихся составляет 24 часа в начальных классах и 32-33 часа - в старших.

15.3. Учебная программа - нормативный документ, в котором определяется СО  по отдельно взятому учебному предмету, последовательность изучения тем по классам. Это основной руководящий документ для учителя.

Программа обычно состоит из трех частей: введения, где формулируются целевые установки: собственно СО, включающего в себя перечень тем, краткое их раскрытие, понятия, закономерности, основные умения и навыки; методических указаний.

По способу построения программы могут быть линейными и концентрическими. Линейные программы предполагают последовательное, неповторяющееся, непрерывное изучение тем. Новое изучается на основе уже известного, в тесной связи с ним. Концентрические программы допускают изучение одною и того же материала несколько раз, но с усложнением, расширением, обогащением новыми компонентами.

15.4.  Учебники и учебные пособия конкретизируют содержание учебных программ. Они являются одним из основных средств обучения. Это книги, в которых в систематизированном виде излагается содержание предмета. Учебник должен быть кратким, доступным, рационально оформленным, интересным.

15.5. Образовательный стандарт - это обязательный уровень подготовки выпускников. Стандарт предусматривает: владение базовыми понятиями, знание теорий, концепций, закономерностей, основ наук; умение применять научные знания на практике; наличие собственных суждений в области теории и практики данной образовательной области; владение технологией непрерывного самообразования.

МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.9.164 (0.092 с.)