Повышение квалификации учителей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Повышение квалификации учителей



39.1. Успешное осуществление обучения учащихся предполагает высокий уровень профессионализма педагога. Заканчивая высшие педагогические учебные заведения, педагоги, как правило, обладают знаниями и умениями, позволяющими им реализовывать возлагаемые на них обязанности по воспитанию и обучению детей. Но со временем эти знания устаревают и перестают отвечать требованиям, предъявляемым обществом и государством к уровню обученности школьников. Кроме того, характерной особенностью современной педагогической науки и практики является интенсивное обновление концептуальных основ деятельности образовательных систем, появляются новые концепции и подходы к организации учебно-воспитательного процесса, что требует организации работы по переподготовке и повышению квалификации учителей.

В настоящий момент переподготовка педагогических работников осуществляется один раз в пять лет в Институтах повышения квалификации или на специальных факультетах педагогических учебных заведений. Дополняет и существенно повышает эффективность переподготовки педагогов методическая работа, организуемая непосредственно в школе.

39.2. Методическая работа в школе осуществляется на трех уровнях: коллективном, групповом и индивидуальном.

Коллективная методическая работа (в масштабе школы) является предметом руководства заместителя директора по учебной работе.

 Групповая - осуществляется в ходе деятельности предметных методических объединений (комиссии). Индивидуальная методическая работа предполагает самостоятельную работу педагога по повышению профессионального мастерства.

К основным задачам, которые решаются в ходе организации и осуществления методической работы в школе, можно отнести:

- повышение уровня теоретической и общепедагогической подготовки педагогов;

- обобщение, систематизацию и распространение педагогического опыта, изучение новых образовательных государственных стандартов;

- оказание методической помощи педагогам, формирование индивидуального педагогического стиля;

- развитие творческого потенциала учителя, повышение общего уровня педагогической культуры и т.д.

Содержанием методической работы являются вопросы методики преподавания отдельных предметов (тематическое планирование, изучение отдельных тем и уроков, освоение новых технологий, средств обучения и т.д.), а также вопросы воспитания учащихся.

Традиционными и хорошо зарекомендовавшими себя формами организации методической работы в современной школе считаются: школьный методический совет, предметные методические объединения, проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, педагогические чтения, научные конференции, проблемные семинары и т.д.

39.3. Итогом деятельности учителя по повышению квалификации, показателем качества проведения методической работы в школе можно считать аттестацию учителей. Аттестация проводится один раз в пять лет на основании личного заявления педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. В ходе аттестации осуществляется комплексная оценка квалификации и уровня профессионализма работников образовательного учреждения. Задачей аттестации является обеспечение

роста профессионального мастерства педагогов, повышение интереса учителя к самообразованию, обеспечение социальной зашиты путем дифференциации оплаты труда. Аттестация осуществляется на основе следующих принципов: добровольности, открытости, системности и целостности экспертных оценок, объективности и коллегиальности при вынесении решения.

В соответствии с Положением об аттестации педагогических работников, в структуре органов, осуществляющих аттестацию (комиссий), выделяют три уровня: главную (областную) аттестационную комиссию, районную (муниципальную) или городскую комиссию и аттестационную комиссию образовательного учреждения.

Оценка квалификации и уровня профессионализма педагогов проводится по двум направлениям: обобщение итогов педагогической деятельности и экспертная оценка практической деятельности. Обобщение итогов деятельности проводится в форме собеседования, творческого отчета, защиты творческой работы. Оценка практической деятельности осуществляется в ходе проведения открытых занятий, изучения результатов профессиональной деятельности аттестуемого. На основании результатов аттестации комиссия принимает решение о присвоении квалификационной категории. В настоящее время существуют три квалификационные категории: «учитель второй категории», «учитель первой категории» и «учитель высшей категории». Решение аттестационной комиссии может быть оспорено аттестуемым в установленном порядке, т.е. в комиссии по трудовым спорам или суде.

Литература.

1. Абчук В.А., А.П. Панфилова. Менеджмент для педагогических специальностей. Москва: Издательский центр «Академия» 2010год.

2. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. Москва: Издательский центр «Норус» 2010 год.

3. Басова Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог. Введение в профессию. Москва: Издательский центр «Академия» 2007 год.

4. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. 2-ое изд. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 од.

5. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва: Издательский центр «Академия»2009 год.

6. Бухарова Г.Д., Старикова А.Д. Маркетинг в образовании. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год.

7. Бережнова Л.Н.. Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. Москва: Издательский центр «Академия»2008 год.

8. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. Москва: Издательский центр «Норус» 2008 год.

9. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. Москва: Издательский центр «Академия» 2-ое изд. 2008 год.

10. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год.

11. Краевский В.В., Бережнова Е.В., Методология педагогики. Новый этап. -Москва: Издательский центр «Академия» 2008год.

12. Корзинкова Г.Г. Менеджмент в образовании. Практический курс. Краевский В.В., Бережнова Е.В., Методология педагогики. Новый этап. Москва: Издательский центр «Академия» 2008год.

 

13. Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год.

14. Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. Москва: Издательский центр «Академия» 2007 год.

15. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год.

 

16. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. Москва: Издательство «ГЭОТАР - Медиа» 2008 год.

17. Мижерников В.А. Управление общеобразовательным учреждением. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год.

18. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. Москва: Издательский центр «Академия»2008год.

19. Назарова Н.М. Педагогические системы специального образования. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год.

20. Назарова Н.М. Специальная педагогика. Общие основы специальной педагогики. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год.

21. Назарова Н.М. Специальная педагогика. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год.

22. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год.

23. Осмоловская И.М. Дидактика. Москва: Издательский центр «Академия» 2008год.

 

24. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Издательский центр «Академия» 2007год.

25. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. Москва: Издательский центр «Академия» 2-ое изд. 2008 год. В 2-х экз.

26. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение. Москва: Издательский центр «Академия» 2010год.

27. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. Москва: Издательский центр «Академия» 2008год.

28. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2009 год.

29. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год.

 

 

       Глоссарий

 

1. Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе.

2. Возрастная периодизация – это выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков.

3. Воспитание – целенаправленный процесс формирования определенных положительных качеств, свойств и отношений человека.

4. Личность – устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая его как члена общества.

5. Метод исследования – способ решения научно-исследовательских задач.

6. Методология – это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; это учение о научном методе познания.

7. Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности.

8. Методологическая культура – умение анализировать собственную научную педагогическую деятельность, научно обосновывать, критически осмысливать и творчески применять определенные концепции, формы и методы познания.

9. Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях.

10. Наследственность – свойство организма передавать генетический код, определяющий морфологические черты, направление развития задатков и дарований, психофизиологическую организацию; биологическое сходство родителей и потомков.

11. Научная проблема – основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки.

12. Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства.

13. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, результатом которого является усвоение знаний, формирование умений и навыков, мировоззрения, развития умственных сил и способностей обучаемых.

14. Объект – то, на что направлен процесс познания.

15. Педагогическая задача – конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации.

16. Педагогическая система – упорядоченная совокупность структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью.

17. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение задач образования и развития; развивающееся взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанников.

18. Педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы.

19. Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях.

20.  Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности,     на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах,  содержании, принципах и технологиях.

21. Предмет исследования – часть, сторона объекта, наиболее значимые с теоретической    или практической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат изучению.

22. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в физической и психической сферах человека, происходящий под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

23. Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность, направленная на изменение собственной личности в целях устранения тех или иных недостатков и формирования положительных свойств.

24. Самообразование – это процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков, на саморазвитие и самосовершенствование личности.

25.  Социализация – процесс освоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности; процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта.

26. Среда – совокупность социально-экономических, культурных и природных условий, в которых живет человек.

27. Тема исследования – это лаконичная формулировка проблемы исследования.

28. Теоретический анализ – выявление и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений.

29. Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления.

30. Формирование – процесс становления человека как социального существа под влиянием внешних воздействий.

31. Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования.

32. Автоматизированная обучающая система — комплекс техничес­кого, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназ­наченный для индивидуализации обучения.

33. Автономная учебная группа — сообщество учащихся, функцио­нирующее без каких-либо стимулов, руководства или поддержки со стороны кого бы то ни было, находящегося вне его самого.

34. Активные методы обучения:

35.    Методы обучения, при которых деятельность студента носит продуктивный, творческий, поисковый характер;

36.   Методы, стимулирующие познавательную деятельность студента и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К их числу относятся беседы, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг.

37. Антитетичный — противоположный.

38. Априорный — независимый от опыта, предшествующий опыту, предположительный.

39. Архетип — бессознательная форма восприятия фундаменталь­ных элементов общественной жизни людей — любви, счастья, тру­да, насилия и др.

40. Беседа — диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов под­водит обучаемых к пониманию нового материала или проверяет ус­воение им уже изученного.

41. Вальдорфская педагогика — совокупность методов и приемов обу­чения и воспитания, основанная на интерпретации развития чело­века как целостного взаимодействия телесных, душевных и духов­ных факторов. Основы ее разработал Р. Штайнер. Задача этой педагогики сформулирована им как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существу­ющих социальных структур и стереотипов поведения и таким обра­зом действовать на пользу прогрессу, искусно пробуждая скрытые в человеке природные задатки. Затрагивает всю систему обучения: детский сад, школа, профессиональная система обучения.

42. Глобальная педагогика — педагогика общечеловеческого нрав­ственного воспитания юношества, формирующая гражда­нина планеты.

43. Голографический — многомерный.

44. Голографический подход в педагогике — объемное овладение зна­ниями, обеспечивающее реализацию  витагенного  образования в процессе сотрудничества.

45. Дидактические игры — игры, предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориен­тировки обучаемых на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве, а также наблюдательность, внимание, память, мыш­ление, речь, счетные умения, представления об окружающем.

46. Дискуссия: способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе;

47.   Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения учащихся в кол­лективный поиск истины.

48. Имплицитный — неявный, подразумеваемый, несформулиро­ванный, неясный.

49. Интуиция — способность воспринимать мир и принимать реше­ния на основе «чутья», т.е. без участия сознания, на уровне эмо­ционального предчувствия. 

50. Информатизация образования — комплекс социально-педагоги­ческих преобразований, связанных с насыщением образователь­ных систем информационной продукцией, средствами и техноло­гией; в узком смысле — внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике, а также ин­формационной продукции и педагогических технологий, базирую­щихся на этих средствах.

51. Исследовательский метод в обучении — метод привлечения обучаемых к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений дей­ствительности, делают выводы, познают закономерности.

52. Конгломерат — механическое соединение чего-то разнородного; беспорядочная смесь.

53. Контекст — тесная связь, соединение.

54. Концентризм в обучении — принцип расположения учебного ма­териала в программах и учебниках, характеризующийся повторяе­мостью вопросов и тем курса с более глубоким их освещением на каждой новой ступени обучения.

55. Коэволюция — соразвитие, сосуществование.

56. Креативность — творчество.

57. Куриккулум — программа.

58. Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответствен­ному субъекту образовательного процесса. Эта идея разрабатыва­ется отечественными учеными с начала 80-х гг. XX в. в связи с трактовкой образования как субъект-субъектного процесса.

59. Лонгитюдный — длительный.

60. Медиа-образование — направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуника­ции.

61. Ментальность — система образов, лежащих в основе человечес­ких представлений о мире и своем месте в этом мире и определяю­щих поступки людей; своеобразное миропонимание, присущее эт­нической общности в ту или иную эпоху.

62. Мнемоника — искусственные приемы (различного рода специ­альные схемы, условные знаки), используемые как вспомогатель­ные средства для запоминания множества не связанных между со­бой данных.

63. Онтогенез — физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти.

64. Паритетный — равный, равноправный.

65. Проблемное обучения — вид обучения, основанный на исполь­зовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эв­ристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познава­тельный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем са­мым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется по­знавательный интерес.

 

66. Программированное обучение актуализировалось в 60-е гг. XX в. Оно ставит своей целью оптимизацию учебного процесса, управ­ление деятельностью и поведением учащихся. Различают 2 типа управления: цикличное (возможна обратная связь и корректировка процесса образования) и разомкнутое (обратная связь и коррекция отсутствуют).

67. Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния.

68. Семантика — учение о соотношении значения и смысла текста, фразы, слова, части слова.

69. Симультанное мышление — способность «схватывать» нечто об­щее, присущее разнокачественным процессам и явлениям.

70. Синектика — групповая творческая деятельность; вид мозгового штурма, который     заранее заказывают специалистам, чтобы потом принять оптимальное решение по какой-то проблеме

71. Синергетика — новое направление в науке, рассматривающее любую проблему разными методами, в том числе и интуитивными и точными.

72. Толерантность — терпимость (различают религиозную, расовую, этническую, культурную, политическую, лингвистическую, бы­товую толерантность).

73. Тьютор - преподаватель-консультант в системе дистанционно­го обучения.

74. Эвритмия - равномерность ритма в музыке, танцах и в речи.

75. Экзистенциализм - философское направление, возникшее в 20-х гг. XX в, в Западной Европе, согласно которому человек зна­ет только одну истину - истину своей смертности. Одно из на­правлений субъективного идеализма.

76. Педагогика- 1. Наука о воспитании человека.

77. 2.Теория воспитания, обучения и образования.

78. Предмет педагогики - Воспитание, обучение, образование, развитие, формирование личности.

79. Функции педагогики- 1. Познание законов воспитания, образования и обучения.

80. 2.Определение целей и задач, разработка путей достижения поставленных целей воспитания.

81. Задачи педагогики – 1. Накопление и систематизация научных знаний о воспитании.

82. 2.Создание теории воспитания, образования, обучения.

83. Выдающиеся педагогики - Ян Амос Коменский, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Константин Дмитриевич Ушинский, Джон Дьюи, Эдвард Торндайк, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский.

84. Воспитание – 1. Передача накопленного опыта от старших поколений младшим.

85. 2.Направленное воздействие на ребенка с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей.

86. 3.Специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

87. 4.Процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач.

88. Обучение - Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учен6иков, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников.

89. Образование – Система знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик в процессе обучения.

90. Процесс обучение – Обучение в развитии, в динамике.

91. Дидактика – Наука об обучении, образовании.

92. Главные вопросы дидактики – Чему, как, когда, где, кого и зачем учить.

93. Основные категории дидактики - Преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения.

94. Этапы  обучения – Мотивация учения, актуализация опорных знаний, умений и опыта, организация изучения нового материала, совершенствование изученного, определение результативности обучения.

95. Основы формирования содержания – Гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий.

96. Содержание – Система знаний, умений, способов мышления и деятельности, отобранных для изучения в начальной школе.

97. Этапы обучения - Мотивация учения, актуализация опорных знаний, умений и опыта, организация изучения нового материала, совершенствование изученного, определение результативности обучения.

98. Развитие- Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека.

99. Учебный план – Документ, направляющий учебно-воспитательный процесс в школе.

100. Инвариантная часть (государственный компонент) – обязательные для изучения предметы во всех школах.

101. Вариативная часть (региональный и школьный компоненты) – Предметы, вводимые регионом, школой.

102. Учебная программа – Документ, который регламентирует изучение учебного предмета.

103. Учебник – Книга, составленная в соответствии с программой.

104. Учебное пособие – Учебная книга, отражающая авторский взгляд, может не полностью соответствовать программе.

105. Мотив – Сила, побуждающая ученика учиться.

106. Группа мотивов – Широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества, широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования.

107. Мотивы учения младшего школьника – Чувство долга, желание получить похвалу учителя, боязнь наказания, привычка выполнять требования взрослых, познавательный интерес, честолюбие, стремление утвердиться в классе, желание порадовать родителей, желание получать «пятерки», желание получить награду.

108. Активизация – Побуждение к энергичному, целенаправленному учению.

109. Интерес – Форма проявления познавательных потребностей, выраженная в стремлении познавать. Интерес зависит от: 1) уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности; 2) отношения школьника к учителю.

110. Стимул – «Подталкивание» ученика с целью достижения необходимого результата.

111. Стимулы учения: желание детей, сравнение достижений, понимание учеников, интерес к их проблемам, признание достоинств, последствия поступков, одобрение успехов, привлекательность работы, справедливые требования, шанс исправиться, детское самолюбие, похвала учителя, сопереживающая критика, хорошая репутация.

112. Условия мотивации (стимулирования) – Обогащение содержания личностно ориентированным интересным материалом; гуманное отношение ко всем ученикам; удовлетворение познавательных запросов; интересное общение; обогащение мышления чувствами; развитие любознательности; активная самооценка; стремление к саморазвитию; поддержка детских инициатив; ответственное отношение к учебному труду.

113. Дидактические принципы – Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями.

114. Система принципов – Сознательность и активность, наглядность,              систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, эмоциональность, связь теории с практикой.

115. Биологического развитие  – Физическое развитие, морфологические, биохимические, физиологические изменения.

116. Социальное развитие - Психический, духовный, интеллектуальный, социальный рост.

117. Движущая сила развития – Борьба противоречий.

118. Противоречия – Столкнувшиеся в конфликте противоположные потребности: «хочу» - «могу», «знаю» - «не знаю», «можно» - «нельзя», «есть» - «нет» и т.п.

119. Факторы развития – Наследственность, среда, воспитание.

120. Наследственность - Передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, например, внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

121. Социальная наследственность - Усвоение социально – психологического опыта родителей (язык, привычка, особенности поведения, нравственные качества и т. д.).

122. -Научная методика определения уровня и качества развития школьников.

123. Тестирование – Метод изучения качеств личности с помощью тестов.

124. Среда – Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

125. Активность – Интенсивное, заинтересованное выполнение деятельности. Активность личности не только предпосылка, но и результат развития.

126. Формирование – Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности.

127. Педагогические течения - Авторитарное, гуманистическое.

128. Методы исследований  – Традиционные (эмпирические): наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы.

129. Цель воспитания – То, к чему стремится воспитание, система конкретных задач.

130. Закон цели - Цель воспитание определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников.

131. Педагогический процесс – Процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качества личности воспитанников. Направлен на достижение заданной цели и приводит к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств учеников.

132. Педагогическая диагностика – Исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс.

133. Закономерности педагогического процесса – Его главные, объективные, повторяющиеся связи: что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит.

134. Абстракция – мысленное выделение к.-л. Признаки или свойства предмета, выявления, с целью его лучшего изучения.

135. Автоматизированная обучающая система (АОС) – система программного обеспечения ЭВМ, предназначенная для разработки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результатов обучения.

136. Автономия пространственная – неприкосновенность личного пространства.

137. Автономный – самодостаточный, независимый, самоуправляемый.

138. Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, а воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики – учитель – субъект, а ученик - объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован, акцент – на воспитывающем обучении.

139. Адаптивная модель школы – новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей, склонностей, материальной обеспеченности семьи.

140. Адаптивность образовательной среды – способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан; создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А.о.с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними пед. технологий с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающегося; полноценности духовно – нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления.

141. Функции адаптивной образовательной среды: мотивационно - стимулирующая, свободного самоопределения, пропедевтико – реабилитационная, коррекционно-компенсаторная.

142. Адаптированность – уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой.

143. Адепт  (от лат. Adeptus – достигший) – посвященный в тайны к. – л. Учения, секты и т.п.; ревностный приверженец к. – л. Учения, направления, идеи.

144. Адекватный – равный, вполне соответствующий чему- либо, совпадающий.

145. Аккомодация – (в теории Ж.Пиаже) – изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями.

146. Аккредитация – право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью; определение типа, вида, категории образовательного учреждения.

147. Аккультурация – частичное присвоение личностью составляющих иной культуры, при этом осознание принадлежности к первоначально приобретенной культуре сочетается с принятием др. культурных ценностей.

148. Акмеология – (от греч. Axme – пик, вершина, высшая степень чего – л.) – междисциплинарная наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им наиболее высокого уровня соц. Зрелости как гражданина, специалиста, профессионала, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (примерно период от30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии – акме. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.

 

149. Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития.

150. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и образования.

151. Аксиосфера личности – система ее ценностей.

152. Амбидекстрия – способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой.

153. Амнезия – нарушение памяти.

154. Андрогогика – теория обучения и воспитания, раскрывающая и развивающая принципы обучения взрослых. Термин введен нем. историком просвещения К.Каппом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.119.148 (0.116 с.)