Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повышение квалификации учителей↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 21 из 21 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
39.1. Успешное осуществление обучения учащихся предполагает высокий уровень профессионализма педагога. Заканчивая высшие педагогические учебные заведения, педагоги, как правило, обладают знаниями и умениями, позволяющими им реализовывать возлагаемые на них обязанности по воспитанию и обучению детей. Но со временем эти знания устаревают и перестают отвечать требованиям, предъявляемым обществом и государством к уровню обученности школьников. Кроме того, характерной особенностью современной педагогической науки и практики является интенсивное обновление концептуальных основ деятельности образовательных систем, появляются новые концепции и подходы к организации учебно-воспитательного процесса, что требует организации работы по переподготовке и повышению квалификации учителей. В настоящий момент переподготовка педагогических работников осуществляется один раз в пять лет в Институтах повышения квалификации или на специальных факультетах педагогических учебных заведений. Дополняет и существенно повышает эффективность переподготовки педагогов методическая работа, организуемая непосредственно в школе. 39.2. Методическая работа в школе осуществляется на трех уровнях: коллективном, групповом и индивидуальном. Коллективная методическая работа (в масштабе школы) является предметом руководства заместителя директора по учебной работе. Групповая - осуществляется в ходе деятельности предметных методических объединений (комиссии). Индивидуальная методическая работа предполагает самостоятельную работу педагога по повышению профессионального мастерства. К основным задачам, которые решаются в ходе организации и осуществления методической работы в школе, можно отнести: - повышение уровня теоретической и общепедагогической подготовки педагогов; - обобщение, систематизацию и распространение педагогического опыта, изучение новых образовательных государственных стандартов; - оказание методической помощи педагогам, формирование индивидуального педагогического стиля; - развитие творческого потенциала учителя, повышение общего уровня педагогической культуры и т.д. Содержанием методической работы являются вопросы методики преподавания отдельных предметов (тематическое планирование, изучение отдельных тем и уроков, освоение новых технологий, средств обучения и т.д.), а также вопросы воспитания учащихся. Традиционными и хорошо зарекомендовавшими себя формами организации методической работы в современной школе считаются: школьный методический совет, предметные методические объединения, проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, педагогические чтения, научные конференции, проблемные семинары и т.д. 39.3. Итогом деятельности учителя по повышению квалификации, показателем качества проведения методической работы в школе можно считать аттестацию учителей. Аттестация проводится один раз в пять лет на основании личного заявления педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. В ходе аттестации осуществляется комплексная оценка квалификации и уровня профессионализма работников образовательного учреждения. Задачей аттестации является обеспечение роста профессионального мастерства педагогов, повышение интереса учителя к самообразованию, обеспечение социальной зашиты путем дифференциации оплаты труда. Аттестация осуществляется на основе следующих принципов: добровольности, открытости, системности и целостности экспертных оценок, объективности и коллегиальности при вынесении решения. В соответствии с Положением об аттестации педагогических работников, в структуре органов, осуществляющих аттестацию (комиссий), выделяют три уровня: главную (областную) аттестационную комиссию, районную (муниципальную) или городскую комиссию и аттестационную комиссию образовательного учреждения. Оценка квалификации и уровня профессионализма педагогов проводится по двум направлениям: обобщение итогов педагогической деятельности и экспертная оценка практической деятельности. Обобщение итогов деятельности проводится в форме собеседования, творческого отчета, защиты творческой работы. Оценка практической деятельности осуществляется в ходе проведения открытых занятий, изучения результатов профессиональной деятельности аттестуемого. На основании результатов аттестации комиссия принимает решение о присвоении квалификационной категории. В настоящее время существуют три квалификационные категории: «учитель второй категории», «учитель первой категории» и «учитель высшей категории». Решение аттестационной комиссии может быть оспорено аттестуемым в установленном порядке, т.е. в комиссии по трудовым спорам или суде. Литература. 1. Абчук В.А., А.П. Панфилова. Менеджмент для педагогических специальностей. Москва: Издательский центр «Академия» 2010год. 2. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. Москва: Издательский центр «Норус» 2010 год. 3. Басова Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог. Введение в профессию. Москва: Издательский центр «Академия» 2007 год. 4. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. 2-ое изд. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 од. 5. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва: Издательский центр «Академия»2009 год. 6. Бухарова Г.Д., Старикова А.Д. Маркетинг в образовании. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год. 7. Бережнова Л.Н.. Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. Москва: Издательский центр «Академия»2008 год. 8. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. Москва: Издательский центр «Норус» 2008 год. 9. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. Москва: Издательский центр «Академия» 2-ое изд. 2008 год. 10. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год. 11. Краевский В.В., Бережнова Е.В., Методология педагогики. Новый этап. -Москва: Издательский центр «Академия» 2008год. 12. Корзинкова Г.Г. Менеджмент в образовании. Практический курс. Краевский В.В., Бережнова Е.В., Методология педагогики. Новый этап. Москва: Издательский центр «Академия» 2008год.
13. Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год. 14. Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. Москва: Издательский центр «Академия» 2007 год. 15. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год.
16. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. Москва: Издательство «ГЭОТАР - Медиа» 2008 год. 17. Мижерников В.А. Управление общеобразовательным учреждением. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год. 18. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. Москва: Издательский центр «Академия»2008год. 19. Назарова Н.М. Педагогические системы специального образования. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год. 20. Назарова Н.М. Специальная педагогика. Общие основы специальной педагогики. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год. 21. Назарова Н.М. Специальная педагогика. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год. 22. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год. 23. Осмоловская И.М. Дидактика. Москва: Издательский центр «Академия» 2008год.
24. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Издательский центр «Академия» 2007год. 25. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. Москва: Издательский центр «Академия» 2-ое изд. 2008 год. В 2-х экз. 26. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение. Москва: Издательский центр «Академия» 2010год. 27. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. Москва: Издательский центр «Академия» 2008год. 28. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2009 год. 29. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год.
Глоссарий
1. Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. 2. Возрастная периодизация – это выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков. 3. Воспитание – целенаправленный процесс формирования определенных положительных качеств, свойств и отношений человека. 4. Личность – устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая его как члена общества. 5. Метод исследования – способ решения научно-исследовательских задач. 6. Методология – это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; это учение о научном методе познания. 7. Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. 8. Методологическая культура – умение анализировать собственную научную педагогическую деятельность, научно обосновывать, критически осмысливать и творчески применять определенные концепции, формы и методы познания. 9. Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. 10. Наследственность – свойство организма передавать генетический код, определяющий морфологические черты, направление развития задатков и дарований, психофизиологическую организацию; биологическое сходство родителей и потомков. 11. Научная проблема – основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. 12. Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. 13. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, результатом которого является усвоение знаний, формирование умений и навыков, мировоззрения, развития умственных сил и способностей обучаемых. 14. Объект – то, на что направлен процесс познания. 15. Педагогическая задача – конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. 16. Педагогическая система – упорядоченная совокупность структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью. 17. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение задач образования и развития; развивающееся взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанников. 18. Педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы. 19. Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. 20. Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях. 21. Предмет исследования – часть, сторона объекта, наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат изучению. 22. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в физической и психической сферах человека, происходящий под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. 23. Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность, направленная на изменение собственной личности в целях устранения тех или иных недостатков и формирования положительных свойств. 24. Самообразование – это процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков, на саморазвитие и самосовершенствование личности. 25. Социализация – процесс освоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности; процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. 26. Среда – совокупность социально-экономических, культурных и природных условий, в которых живет человек. 27. Тема исследования – это лаконичная формулировка проблемы исследования. 28. Теоретический анализ – выявление и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. 29. Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. 30. Формирование – процесс становления человека как социального существа под влиянием внешних воздействий. 31. Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. 32. Автоматизированная обучающая система — комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначенный для индивидуализации обучения. 33. Автономная учебная группа — сообщество учащихся, функционирующее без каких-либо стимулов, руководства или поддержки со стороны кого бы то ни было, находящегося вне его самого. 34. Активные методы обучения: 35. Методы обучения, при которых деятельность студента носит продуктивный, творческий, поисковый характер; 36. Методы, стимулирующие познавательную деятельность студента и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К их числу относятся беседы, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг. 37. Антитетичный — противоположный. 38. Априорный — независимый от опыта, предшествующий опыту, предположительный. 39. Архетип — бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей — любви, счастья, труда, насилия и др. 40. Беседа — диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучаемых к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного. 41. Вальдорфская педагогика — совокупность методов и приемов обучения и воспитания, основанная на интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы ее разработал Р. Штайнер. Задача этой педагогики сформулирована им как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и таким образом действовать на пользу прогрессу, искусно пробуждая скрытые в человеке природные задатки. Затрагивает всю систему обучения: детский сад, школа, профессиональная система обучения. 42. Глобальная педагогика — педагогика общечеловеческого нравственного воспитания юношества, формирующая гражданина планеты. 43. Голографический — многомерный. 44. Голографический подход в педагогике — объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества. 45. Дидактические игры — игры, предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки обучаемых на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве, а также наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, счетные умения, представления об окружающем. 46. Дискуссия: способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; 47. Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения учащихся в коллективный поиск истины. 48. Имплицитный — неявный, подразумеваемый, несформулированный, неясный. 49. Интуиция — способность воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», т.е. без участия сознания, на уровне эмоционального предчувствия. 50. Информатизация образования — комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком смысле — внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах. 51. Исследовательский метод в обучении — метод привлечения обучаемых к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности. 52. Конгломерат — механическое соединение чего-то разнородного; беспорядочная смесь. 53. Контекст — тесная связь, соединение. 54. Концентризм в обучении — принцип расположения учебного материала в программах и учебниках, характеризующийся повторяемостью вопросов и тем курса с более глубоким их освещением на каждой новой ступени обучения. 55. Коэволюция — соразвитие, сосуществование. 56. Креативность — творчество. 57. Куриккулум — программа. 58. Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту образовательного процесса. Эта идея разрабатывается отечественными учеными с начала 80-х гг. XX в. в связи с трактовкой образования как субъект-субъектного процесса. 59. Лонгитюдный — длительный. 60. Медиа-образование — направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. 61. Ментальность — система образов, лежащих в основе человеческих представлений о мире и своем месте в этом мире и определяющих поступки людей; своеобразное миропонимание, присущее этнической общности в ту или иную эпоху. 62. Мнемоника — искусственные приемы (различного рода специальные схемы, условные знаки), используемые как вспомогательные средства для запоминания множества не связанных между собой данных. 63. Онтогенез — физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти. 64. Паритетный — равный, равноправный. 65. Проблемное обучения — вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес.
66. Программированное обучение актуализировалось в 60-е гг. XX в. Оно ставит своей целью оптимизацию учебного процесса, управление деятельностью и поведением учащихся. Различают 2 типа управления: цикличное (возможна обратная связь и корректировка процесса образования) и разомкнутое (обратная связь и коррекция отсутствуют). 67. Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. 68. Семантика — учение о соотношении значения и смысла текста, фразы, слова, части слова. 69. Симультанное мышление — способность «схватывать» нечто общее, присущее разнокачественным процессам и явлениям. 70. Синектика — групповая творческая деятельность; вид мозгового штурма, который заранее заказывают специалистам, чтобы потом принять оптимальное решение по какой-то проблеме 71. Синергетика — новое направление в науке, рассматривающее любую проблему разными методами, в том числе и интуитивными и точными. 72. Толерантность — терпимость (различают религиозную, расовую, этническую, культурную, политическую, лингвистическую, бытовую толерантность). 73. Тьютор - преподаватель-консультант в системе дистанционного обучения. 74. Эвритмия - равномерность ритма в музыке, танцах и в речи. 75. Экзистенциализм - философское направление, возникшее в 20-х гг. XX в, в Западной Европе, согласно которому человек знает только одну истину - истину своей смертности. Одно из направлений субъективного идеализма. 76. Педагогика- 1. Наука о воспитании человека. 77. 2.Теория воспитания, обучения и образования. 78. Предмет педагогики - Воспитание, обучение, образование, развитие, формирование личности. 79. Функции педагогики- 1. Познание законов воспитания, образования и обучения. 80. 2.Определение целей и задач, разработка путей достижения поставленных целей воспитания. 81. Задачи педагогики – 1. Накопление и систематизация научных знаний о воспитании. 82. 2.Создание теории воспитания, образования, обучения. 83. Выдающиеся педагогики - Ян Амос Коменский, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Константин Дмитриевич Ушинский, Джон Дьюи, Эдвард Торндайк, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский. 84. Воспитание – 1. Передача накопленного опыта от старших поколений младшим. 85. 2.Направленное воздействие на ребенка с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей. 86. 3.Специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. 87. 4.Процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. 88. Обучение - Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учен6иков, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников. 89. Образование – Система знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик в процессе обучения. 90. Процесс обучение – Обучение в развитии, в динамике. 91. Дидактика – Наука об обучении, образовании. 92. Главные вопросы дидактики – Чему, как, когда, где, кого и зачем учить. 93. Основные категории дидактики - Преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения. 94. Этапы обучения – Мотивация учения, актуализация опорных знаний, умений и опыта, организация изучения нового материала, совершенствование изученного, определение результативности обучения. 95. Основы формирования содержания – Гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий. 96. Содержание – Система знаний, умений, способов мышления и деятельности, отобранных для изучения в начальной школе. 97. Этапы обучения - Мотивация учения, актуализация опорных знаний, умений и опыта, организация изучения нового материала, совершенствование изученного, определение результативности обучения. 98. Развитие- Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. 99. Учебный план – Документ, направляющий учебно-воспитательный процесс в школе. 100. Инвариантная часть (государственный компонент) – обязательные для изучения предметы во всех школах. 101. Вариативная часть (региональный и школьный компоненты) – Предметы, вводимые регионом, школой. 102. Учебная программа – Документ, который регламентирует изучение учебного предмета. 103. Учебник – Книга, составленная в соответствии с программой. 104. Учебное пособие – Учебная книга, отражающая авторский взгляд, может не полностью соответствовать программе. 105. Мотив – Сила, побуждающая ученика учиться. 106. Группа мотивов – Широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества, широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования. 107. Мотивы учения младшего школьника – Чувство долга, желание получить похвалу учителя, боязнь наказания, привычка выполнять требования взрослых, познавательный интерес, честолюбие, стремление утвердиться в классе, желание порадовать родителей, желание получать «пятерки», желание получить награду. 108. Активизация – Побуждение к энергичному, целенаправленному учению. 109. Интерес – Форма проявления познавательных потребностей, выраженная в стремлении познавать. Интерес зависит от: 1) уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности; 2) отношения школьника к учителю. 110. Стимул – «Подталкивание» ученика с целью достижения необходимого результата. 111. Стимулы учения: желание детей, сравнение достижений, понимание учеников, интерес к их проблемам, признание достоинств, последствия поступков, одобрение успехов, привлекательность работы, справедливые требования, шанс исправиться, детское самолюбие, похвала учителя, сопереживающая критика, хорошая репутация. 112. Условия мотивации (стимулирования) – Обогащение содержания личностно ориентированным интересным материалом; гуманное отношение ко всем ученикам; удовлетворение познавательных запросов; интересное общение; обогащение мышления чувствами; развитие любознательности; активная самооценка; стремление к саморазвитию; поддержка детских инициатив; ответственное отношение к учебному труду. 113. Дидактические принципы – Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. 114. Система принципов – Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, эмоциональность, связь теории с практикой. 115. Биологического развитие – Физическое развитие, морфологические, биохимические, физиологические изменения. 116. Социальное развитие - Психический, духовный, интеллектуальный, социальный рост. 117. Движущая сила развития – Борьба противоречий. 118. Противоречия – Столкнувшиеся в конфликте противоположные потребности: «хочу» - «могу», «знаю» - «не знаю», «можно» - «нельзя», «есть» - «нет» и т.п. 119. Факторы развития – Наследственность, среда, воспитание. 120. Наследственность - Передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, например, внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. 121. Социальная наследственность - Усвоение социально – психологического опыта родителей (язык, привычка, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). 122. -Научная методика определения уровня и качества развития школьников. 123. Тестирование – Метод изучения качеств личности с помощью тестов. 124. Среда – Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. 125. Активность – Интенсивное, заинтересованное выполнение деятельности. Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. 126. Формирование – Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. 127. Педагогические течения - Авторитарное, гуманистическое. 128. Методы исследований – Традиционные (эмпирические): наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы. 129. Цель воспитания – То, к чему стремится воспитание, система конкретных задач. 130. Закон цели - Цель воспитание определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. 131. Педагогический процесс – Процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качества личности воспитанников. Направлен на достижение заданной цели и приводит к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств учеников. 132. Педагогическая диагностика – Исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. 133. Закономерности педагогического процесса – Его главные, объективные, повторяющиеся связи: что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит. 134. Абстракция – мысленное выделение к.-л. Признаки или свойства предмета, выявления, с целью его лучшего изучения. 135. Автоматизированная обучающая система (АОС) – система программного обеспечения ЭВМ, предназначенная для разработки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результатов обучения. 136. Автономия пространственная – неприкосновенность личного пространства. 137. Автономный – самодостаточный, независимый, самоуправляемый. 138. Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, а воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики – учитель – субъект, а ученик - объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован, акцент – на воспитывающем обучении. 139. Адаптивная модель школы – новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей, склонностей, материальной обеспеченности семьи. 140. Адаптивность образовательной среды – способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан; создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А.о.с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними пед. технологий с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающегося; полноценности духовно – нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. 141. Функции адаптивной образовательной среды: мотивационно - стимулирующая, свободного самоопределения, пропедевтико – реабилитационная, коррекционно-компенсаторная. 142. Адаптированность – уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. 143. Адепт (от лат. Adeptus – достигший) – посвященный в тайны к. – л. Учения, секты и т.п.; ревностный приверженец к. – л. Учения, направления, идеи. 144. Адекватный – равный, вполне соответствующий чему- либо, совпадающий. 145. Аккомодация – (в теории Ж.Пиаже) – изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями. 146. Аккредитация – право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью; определение типа, вида, категории образовательного учреждения. 147. Аккультурация – частичное присвоение личностью составляющих иной культуры, при этом осознание принадлежности к первоначально приобретенной культуре сочетается с принятием др. культурных ценностей. 148. Акмеология – (от греч. Axme – пик, вершина, высшая степень чего – л.) – междисциплинарная наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им наиболее высокого уровня соц. Зрелости как гражданина, специалиста, профессионала, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (примерно период от30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии – акме. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.
149. Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. 150. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и образования. 151. Аксиосфера личности – система ее ценностей. 152. Амбидекстрия – способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой. 153. Амнезия – нарушение памяти. 154. Андрогогика – теория обучения и воспитания, раскрывающая и развивающая принципы обучения взрослых. Термин введен нем. историком просвещения К.Каппом. 155. Антропология педагогическая – философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; педа
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.21.237 (0.02 с.) |