![]() Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Повышение квалификации учителейСодержание книги
Поиск на нашем сайте
39.1. Успешное осуществление обучения учащихся предполагает высокий уровень профессионализма педагога. Заканчивая высшие педагогические учебные заведения, педагоги, как правило, обладают знаниями и умениями, позволяющими им реализовывать возлагаемые на них обязанности по воспитанию и обучению детей. Но со временем эти знания устаревают и перестают отвечать требованиям, предъявляемым обществом и государством к уровню обученности школьников. Кроме того, характерной особенностью современной педагогической науки и практики является интенсивное обновление концептуальных основ деятельности образовательных систем, появляются новые концепции и подходы к организации учебно-воспитательного процесса, что требует организации работы по переподготовке и повышению квалификации учителей. В настоящий момент переподготовка педагогических работников осуществляется один раз в пять лет в Институтах повышения квалификации или на специальных факультетах педагогических учебных заведений. Дополняет и существенно повышает эффективность переподготовки педагогов методическая работа, организуемая непосредственно в школе. 39.2. Методическая работа в школе осуществляется на трех уровнях: коллективном, групповом и индивидуальном. Коллективная методическая работа (в масштабе школы) является предметом руководства заместителя директора по учебной работе. Групповая - осуществляется в ходе деятельности предметных методических объединений (комиссии). Индивидуальная методическая работа предполагает самостоятельную работу педагога по повышению профессионального мастерства. К основным задачам, которые решаются в ходе организации и осуществления методической работы в школе, можно отнести: - повышение уровня теоретической и общепедагогической подготовки педагогов; - обобщение, систематизацию и распространение педагогического опыта, изучение новых образовательных государственных стандартов; - оказание методической помощи педагогам, формирование индивидуального педагогического стиля; - развитие творческого потенциала учителя, повышение общего уровня педагогической культуры и т.д. Содержанием методической работы являются вопросы методики преподавания отдельных предметов (тематическое планирование, изучение отдельных тем и уроков, освоение новых технологий, средств обучения и т.д.), а также вопросы воспитания учащихся.
Традиционными и хорошо зарекомендовавшими себя формами организации методической работы в современной школе считаются: школьный методический совет, предметные методические объединения, проведение открытых уроков и внеклассных мероприятий, педагогические чтения, научные конференции, проблемные семинары и т.д. 39.3. Итогом деятельности учителя по повышению квалификации, показателем качества проведения методической работы в школе можно считать аттестацию учителей. Аттестация проводится один раз в пять лет на основании личного заявления педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует. В ходе аттестации осуществляется комплексная оценка квалификации и уровня профессионализма работников образовательного учреждения. Задачей аттестации является обеспечение роста профессионального мастерства педагогов, повышение интереса учителя к самообразованию, обеспечение социальной зашиты путем дифференциации оплаты труда. Аттестация осуществляется на основе следующих принципов: добровольности, открытости, системности и целостности экспертных оценок, объективности и коллегиальности при вынесении решения. В соответствии с Положением об аттестации педагогических работников, в структуре органов, осуществляющих аттестацию (комиссий), выделяют три уровня: главную (областную) аттестационную комиссию, районную (муниципальную) или городскую комиссию и аттестационную комиссию образовательного учреждения. Оценка квалификации и уровня профессионализма педагогов проводится по двум направлениям: обобщение итогов педагогической деятельности и экспертная оценка практической деятельности. Обобщение итогов деятельности проводится в форме собеседования, творческого отчета, защиты творческой работы. Оценка практической деятельности осуществляется в ходе проведения открытых занятий, изучения результатов профессиональной деятельности аттестуемого. На основании результатов аттестации комиссия принимает решение о присвоении квалификационной категории. В настоящее время существуют три квалификационные категории: «учитель второй категории», «учитель первой категории» и «учитель высшей категории». Решение аттестационной комиссии может быть оспорено аттестуемым в установленном порядке, т.е. в комиссии по трудовым спорам или суде.
Литература. 1. Абчук В.А., А.П. Панфилова. Менеджмент для педагогических специальностей. Москва: Издательский центр «Академия» 2010год. 2. Бордовская Н.В. Современные образовательные технологии. Москва: Издательский центр «Норус» 2010 год. 3. Басова Н.Ф., Басова В.М., Кравченко А.Н. Социальный педагог. Введение в профессию. Москва: Издательский центр «Академия» 2007 год. 4. Борытко Н.М. Диагностическая деятельность педагога. 2-ое изд. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 од. 5. Борытко Н.М., Моложавенко А.В., Соловцова И.А. Методология и методы психолого-педагогического исследования. Москва: Издательский центр «Академия»2009 год. 6. Бухарова Г.Д., Старикова А.Д. Маркетинг в образовании. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год. 7. Бережнова Л.Н.. Набок И.Л., Щеглов В.И. Этнопедагогика. Москва: Издательский центр «Академия»2008 год. 8. Гончаров М.А. Основы менеджмента в образовании. Москва: Издательский центр «Норус» 2008 год. 9. Емельянова И.Н. Теория и методика воспитания. Москва: Издательский центр «Академия» 2-ое изд. 2008 год. 10. Иванов Д.А. Экспертиза в образовании. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год. 11. Краевский В.В., Бережнова Е.В., Методология педагогики. Новый этап. -Москва: Издательский центр «Академия» 2008год. 12. Корзинкова Г.Г. Менеджмент в образовании. Практический курс. Краевский В.В., Бережнова Е.В., Методология педагогики. Новый этап. Москва: Издательский центр «Академия» 2008год.
13. Колесникова И.А. Воспитательная деятельность педагога. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год. 14. Логвинов И.И. Дидактика: история и современные проблемы. Москва: Издательский центр «Академия» 2007 год. 15. Лапина О.А., Пядушкина Н.Н. Введение в педагогическую деятельность. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год.
16. Мухина С.А., Соловьева А.А. Современные инновационные технологии обучения. Москва: Издательство «ГЭОТАР - Медиа» 2008 год. 17. Мижерников В.А. Управление общеобразовательным учреждением. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год. 18. Морева Н.А. Технологии профессионального образования. Москва: Издательский центр «Академия»2008год. 19. Назарова Н.М. Педагогические системы специального образования. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год. 20. Назарова Н.М. Специальная педагогика. Общие основы специальной педагогики. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год. 21. Назарова Н.М. Специальная педагогика. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год. 22. Набок И.Л. Педагогика межнационального общения. Москва: Издательский центр «Академия» 2010 год. 23. Осмоловская И.М. Дидактика. Москва: Издательский центр «Академия» 2008год.
24. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования. Москва: Издательский центр «Академия» 2007год. 25. Панфилова А.П. Тренинг педагогического общения. Москва: Издательский центр «Академия» 2-ое изд. 2008 год. В 2-х экз. 26. Плотникова Е.Б. Воспитывающее обучение. Москва: Издательский центр «Академия» 2010год. 27. Полат Е.С. Педагогические технологии дистанционного обучения. Москва: Издательский центр «Академия» 2008год.
28. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования. Москва: Гуманитарный издательский центр «Владос» 2009 год. 29. Фокин Ю.Г. Теория и технология обучения. Москва: Издательский центр «Академия» 2008 год.
Глоссарий
1. Беседа – диалог исследователя с испытуемым по заранее разработанной программе. 2. Возрастная периодизация – это выделение периодов жизни человека по совокупности анатомо-физиологических и социально-психологических признаков. 3. Воспитание – целенаправленный процесс формирования определенных положительных качеств, свойств и отношений человека. 4. Личность – устойчивая система социально-значимых черт, отношений, установок и мотивов, характеризующая его как члена общества. 5. Метод исследования – способ решения научно-исследовательских задач. 6. Методология – это совокупность методов, применяемых в какой-либо науке; это учение о научном методе познания. 7. Методология педагогики – учение о принципах, методах, формах и процедурах познания и преобразования педагогической действительности. 8. Методологическая культура – умение анализировать собственную научную педагогическую деятельность, научно обосновывать, критически осмысливать и творчески применять определенные концепции, формы и методы познания. 9. Наблюдение – специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях. 10. Наследственность – свойство организма передавать генетический код, определяющий морфологические черты, направление развития задатков и дарований, психофизиологическую организацию; биологическое сходство родителей и потомков. 11. Научная проблема – основное противоречие, которое должно быть разрешено средствами науки. 12. Образование – это целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства. 13. Обучение – специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителя и учащихся, результатом которого является усвоение знаний, формирование умений и навыков, мировоззрения, развития умственных сил и способностей обучаемых. 14. Объект – то, на что направлен процесс познания. 15. Педагогическая задача – конкретная педагогическая ситуация, соотнесенная с целью педагогической деятельности и условиями ее реализации. 16. Педагогическая система – упорядоченная совокупность структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью.
17. Педагогический процесс – специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение задач образования и развития; развивающееся взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитанников. 18. Педагогический эксперимент – опытная проверка гипотезы. 19. Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт педагога и воспитанника, результатом которого являются взаимные изменения в поведении, деятельности и отношениях. 20. Педагогическое исследование – процесс и результат научной деятельности, на получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре, механизмах, содержании, принципах и технологиях. 21. Предмет исследования – часть, сторона объекта, наиболее значимые с теоретической или практической точки зрения свойства, особенности объекта, которые подлежат изучению. 22. Развитие – процесс количественных и качественных изменений в физической и психической сферах человека, происходящий под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов. 23. Самовоспитание – систематическая и сознательная деятельность, направленная на изменение собственной личности в целях устранения тех или иных недостатков и формирования положительных свойств. 24. Самообразование – это процесс, направленный на самостоятельное приобретение знаний, умений, навыков, на саморазвитие и самосовершенствование личности. 25. Социализация – процесс освоения человеком существующих в данной культуре и обществе заданных норм поведения и способов деятельности; процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта. 26. Среда – совокупность социально-экономических, культурных и природных условий, в которых живет человек. 27. Тема исследования – это лаконичная формулировка проблемы исследования. 28. Теоретический анализ – выявление и рассмотрение отдельных сторон, признаков, особенностей, свойств педагогических явлений. 29. Фактор – движущая сила, причина какого-либо процесса, явления. 30. Формирование – процесс становления человека как социального существа под влиянием внешних воздействий. 31. Цель – замысел исследования, научный результат, который должен быть получен в итоге исследования. 32. Автоматизированная обучающая система — комплекс технического, учебно-методического, лингвистического, программного и организационного обеспечения на компьютерной основе, предназначенный для индивидуализации обучения. 33. Автономная учебная группа — сообщество учащихся, функционирующее без каких-либо стимулов, руководства или поддержки со стороны кого бы то ни было, находящегося вне его самого. 34. Активные методы обучения: 35. Методы обучения, при которых деятельность студента носит продуктивный, творческий, поисковый характер; 36. Методы, стимулирующие познавательную деятельность студента и строящиеся на диалогах, предполагающих свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы. К их числу относятся беседы, диспут, тематический семинар, деловая игра, тренинг.
37. Антитетичный — противоположный. 38. Априорный — независимый от опыта, предшествующий опыту, предположительный. 39. Архетип — бессознательная форма восприятия фундаментальных элементов общественной жизни людей — любви, счастья, труда, насилия и др. 40. Беседа — диалогический метод обучения, при котором преподаватель путем постановки тщательно продуманной системы вопросов подводит обучаемых к пониманию нового материала или проверяет усвоение им уже изученного. 41. Вальдорфская педагогика — совокупность методов и приемов обучения и воспитания, основанная на интерпретации развития человека как целостного взаимодействия телесных, душевных и духовных факторов. Основы ее разработал Р. Штайнер. Задача этой педагогики сформулирована им как воспитание духовно свободной личности, способной в индивидуальном творчестве преодолевать тенденцию общества к консервативному воспроизводству существующих социальных структур и стереотипов поведения и таким образом действовать на пользу прогрессу, искусно пробуждая скрытые в человеке природные задатки. Затрагивает всю систему обучения: детский сад, школа, профессиональная система обучения. 42. Глобальная педагогика — педагогика общечеловеческого нравственного воспитания юношества, формирующая гражданина планеты. 43. Голографический — многомерный. 44. Голографический подход в педагогике — объемное овладение знаниями, обеспечивающее реализацию витагенного образования в процессе сотрудничества. 45. Дидактические игры — игры, предназначенные для реализации целей обучения. Они развивают сенсорные (чувственные) ориентировки обучаемых на форму, величину, цвет, расположение предмета в пространстве, а также наблюдательность, внимание, память, мышление, речь, счетные умения, представления об окружающем. 46. Дискуссия: способ организации совместной деятельности с целью интенсификации процесса принятия решения в группе; 47. Метод обучения, повышающий интенсивность и эффективность учебного процесса за счет активного включения учащихся в коллективный поиск истины. 48. Имплицитный — неявный, подразумеваемый, несформулированный, неясный. 49. Интуиция — способность воспринимать мир и принимать решения на основе «чутья», т.е. без участия сознания, на уровне эмоционального предчувствия. 50. Информатизация образования — комплекс социально-педагогических преобразований, связанных с насыщением образовательных систем информационной продукцией, средствами и технологией; в узком смысле — внедрение в образовательный процесс средств, основанных на микропроцессорной технике, а также информационной продукции и педагогических технологий, базирующихся на этих средствах. 51. Исследовательский метод в обучении — метод привлечения обучаемых к самостоятельным и непосредственным наблюдениям, на основе которых они устанавливают связи предметов и явлений действительности, делают выводы, познают закономерности. 52. Конгломерат — механическое соединение чего-то разнородного; беспорядочная смесь. 53. Контекст — тесная связь, соединение. 54. Концентризм в обучении — принцип расположения учебного материала в программах и учебниках, характеризующийся повторяемостью вопросов и тем курса с более глубоким их освещением на каждой новой ступени обучения. 55. Коэволюция — соразвитие, сосуществование. 56. Креативность — творчество. 57. Куриккулум — программа. 58. Личностный подход — последовательное отношение педагога к воспитаннику как к личности, как к самосознательному ответственному субъекту образовательного процесса. Эта идея разрабатывается отечественными учеными с начала 80-х гг. XX в. в связи с трактовкой образования как субъект-субъектного процесса. 59. Лонгитюдный — длительный. 60. Медиа-образование — направление в педагогике, выступающее за изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. 61. Ментальность — система образов, лежащих в основе человеческих представлений о мире и своем месте в этом мире и определяющих поступки людей; своеобразное миропонимание, присущее этнической общности в ту или иную эпоху. 62. Мнемоника — искусственные приемы (различного рода специальные схемы, условные знаки), используемые как вспомогательные средства для запоминания множества не связанных между собой данных. 63. Онтогенез — физическое и психическое развитие человека от рождения до смерти. 64. Паритетный — равный, равноправный. 65. Проблемное обучения — вид обучения, основанный на использовании эвристических методов. Ставит своей целью развитие эвристических умений в процессе разрешения проблемных ситуаций, которые могут носить как практический, так и теоретико-познавательный характер. В поисковый процесс вовлекаются и тем самым актуализируются знания и аналитические умения учащихся. Одновременно осознается их недостаточность и стимулируется познавательный интерес.
66. Программированное обучение актуализировалось в 60-е гг. XX в. Оно ставит своей целью оптимизацию учебного процесса, управление деятельностью и поведением учащихся. Различают 2 типа управления: цикличное (возможна обратная связь и корректировка процесса образования) и разомкнутое (обратная связь и коррекция отсутствуют). 67. Рефлексия — размышление, полное сомнений, противоречий; анализ собственного психического состояния. 68. Семантика — учение о соотношении значения и смысла текста, фразы, слова, части слова. 69. Симультанное мышление — способность «схватывать» нечто общее, присущее разнокачественным процессам и явлениям. 70. Синектика — групповая творческая деятельность; вид мозгового штурма, который заранее заказывают специалистам, чтобы потом принять оптимальное решение по какой-то проблеме 71. Синергетика — новое направление в науке, рассматривающее любую проблему разными методами, в том числе и интуитивными и точными. 72. Толерантность — терпимость (различают религиозную, расовую, этническую, культурную, политическую, лингвистическую, бытовую толерантность). 73. Тьютор - преподаватель-консультант в системе дистанционного обучения. 74. Эвритмия - равномерность ритма в музыке, танцах и в речи. 75. Экзистенциализм - философское направление, возникшее в 20-х гг. XX в, в Западной Европе, согласно которому человек знает только одну истину - истину своей смертности. Одно из направлений субъективного идеализма. 76. Педагогика- 1. Наука о воспитании человека. 77. 2.Теория воспитания, обучения и образования. 78. Предмет педагогики - Воспитание, обучение, образование, развитие, формирование личности. 79. Функции педагогики- 1. Познание законов воспитания, образования и обучения. 80. 2.Определение целей и задач, разработка путей достижения поставленных целей воспитания. 81. Задачи педагогики – 1. Накопление и систематизация научных знаний о воспитании. 82. 2.Создание теории воспитания, образования, обучения. 83. Выдающиеся педагогики - Ян Амос Коменский, Джон Локк, Жан Жак Руссо, Иоганн Генрих Песталоцци, Адольф Дистервег, Константин Дмитриевич Ушинский, Джон Дьюи, Эдвард Торндайк, Антон Семенович Макаренко, Василий Александрович Сухомлинский. 84. Воспитание – 1. Передача накопленного опыта от старших поколений младшим. 85. 2.Направленное воздействие на ребенка с целью формирования у него определенных знаний, взглядов и убеждений, нравственных ценностей. 86. 3.Специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие на ученика с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс. 87. 4.Процесс и результат воспитательной работы, направленной на решение конкретных воспитательных задач. 88. Обучение - Специально организованный, целенаправленный и управляемый процесс взаимодействия учителей и учен6иков, в ходе которого происходит усвоение знаний, умений, навыков, формирование мировоззрения, развитие умственных сил, дарований и возможностей учеников. 89. Образование – Система знаний, умений, навыков, способов мышления, которыми овладел ученик в процессе обучения. 90. Процесс обучение – Обучение в развитии, в динамике. 91. Дидактика – Наука об обучении, образовании. 92. Главные вопросы дидактики – Чему, как, когда, где, кого и зачем учить. 93. Основные категории дидактики - Преподавание, учение, обучение, образование, знания, умения, навыки, цель, содержание, организация, виды, формы, методы, средства, результаты обучения. 94. Этапы обучения – Мотивация учения, актуализация опорных знаний, умений и опыта, организация изучения нового материала, совершенствование изученного, определение результативности обучения. 95. Основы формирования содержания – Гуманизация, интеграция, дифференциация, направленность на всестороннее развитие личности и формирование гражданина, научная и практическая значимость, соответствие сложности образования возрастным возможностям, широкое применение новых информационных технологий. 96. Содержание – Система знаний, умений, способов мышления и деятельности, отобранных для изучения в начальной школе. 97. Этапы обучения - Мотивация учения, актуализация опорных знаний, умений и опыта, организация изучения нового материала, совершенствование изученного, определение результативности обучения. 98. Развитие- Процесс и результат количественных и качественных изменений в организме человека. 99. Учебный план – Документ, направляющий учебно-воспитательный процесс в школе. 100. Инвариантная часть (государственный компонент) – обязательные для изучения предметы во всех школах. 101. Вариативная часть (региональный и школьный компоненты) – Предметы, вводимые регионом, школой. 102. Учебная программа – Документ, который регламентирует изучение учебного предмета. 103. Учебник – Книга, составленная в соответствии с программой. 104. Учебное пособие – Учебная книга, отражающая авторский взгляд, может не полностью соответствовать программе. 105. Мотив – Сила, побуждающая ученика учиться. 106. Группа мотивов – Широкие социальные, узкие социальные, мотивы социального сотрудничества, широкие познавательные мотивы, учебно-познавательные мотивы, мотивы самообразования. 107. Мотивы учения младшего школьника – Чувство долга, желание получить похвалу учителя, боязнь наказания, привычка выполнять требования взрослых, познавательный интерес, честолюбие, стремление утвердиться в классе, желание порадовать родителей, желание получать «пятерки», желание получить награду. 108. Активизация – Побуждение к энергичному, целенаправленному учению. 109. Интерес – Форма проявления познавательных потребностей, выраженная в стремлении познавать. Интерес зависит от: 1) уровня и качества приобретенных знаний, умений, сформированности способов умственной деятельности; 2) отношения школьника к учителю. 110. Стимул – «Подталкивание» ученика с целью достижения необходимого результата. 111. Стимулы учения: желание детей, сравнение достижений, понимание учеников, интерес к их проблемам, признание достоинств, последствия поступков, одобрение успехов, привлекательность работы, справедливые требования, шанс исправиться, детское самолюбие, похвала учителя, сопереживающая критика, хорошая репутация. 112. Условия мотивации (стимулирования) – Обогащение содержания личностно ориентированным интересным материалом; гуманное отношение ко всем ученикам; удовлетворение познавательных запросов; интересное общение; обогащение мышления чувствами; развитие любознательности; активная самооценка; стремление к саморазвитию; поддержка детских инициатив; ответственное отношение к учебному труду. 113. Дидактические принципы – Основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. 114. Система принципов – Сознательность и активность, наглядность, систематичность и последовательность, прочность, научность, доступность, эмоциональность, связь теории с практикой. 115. Биологического развитие – Физическое развитие, морфологические, биохимические, физиологические изменения. 116. Социальное развитие - Психический, духовный, интеллектуальный, социальный рост. 117. Движущая сила развития – Борьба противоречий. 118. Противоречия – Столкнувшиеся в конфликте противоположные потребности: «хочу» - «могу», «знаю» - «не знаю», «можно» - «нельзя», «есть» - «нет» и т.п. 119. Факторы развития – Наследственность, среда, воспитание. 120. Наследственность - Передача от родителей к детям определенных качеств и особенностей, например, внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи. 121. Социальная наследственность - Усвоение социально – психологического опыта родителей (язык, привычка, особенности поведения, нравственные качества и т. д.). 122. -Научная методика определения уровня и качества развития школьников. 123. Тестирование – Метод изучения качеств личности с помощью тестов. 124. Среда – Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека. 125. Активность – Интенсивное, заинтересованное выполнение деятельности. Активность личности не только предпосылка, но и результат развития. 126. Формирование – Процесс становления человека как социального существа под воздействием всех без исключения факторов: экологических, социальных, экономических, идеологических, психологических и т. д. Воспитание – один из важнейших, но не единственный фактор формирования личности. 127. Педагогические течения - Авторитарное, гуманистическое. 128. Методы исследований – Традиционные (эмпирические): наблюдение, изучение опыта, первоисточников, анализ школьной документации, изучение продуктов ученического творчества, беседы. 129. Цель воспитания – То, к чему стремится воспитание, система конкретных задач. 130. Закон цели - Цель воспитание определяется потребностями развития общества и зависит от способа производства, темпов социального и научно-технического прогресса, достигнутого уровня развития педагогической теории и практики, возможностей общества, учебных заведений, учителей и учеников. 131. Педагогический процесс – Процесс, в котором социальный опыт воспитателей переплавляется в качества личности воспитанников. Направлен на достижение заданной цели и приводит к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств учеников. 132. Педагогическая диагностика – Исследовательская процедура, направленная на «прояснение» условий и обстоятельств, в которых будет протекать педагогический процесс. 133. Закономерности педагогического процесса – Его главные, объективные, повторяющиеся связи: что и как связано в педагогическом процессе, что и от чего в нем зависит. 134. Абстракция – мысленное выделение к.-л. Признаки или свойства предмета, выявления, с целью его лучшего изучения. 135. Автоматизированная обучающая система (АОС) – система программного обеспечения ЭВМ, предназначенная для разработки и создания обучающих программ, управления учебным процессом в диалоговом режиме, сбора и обработки результатов обучения. 136. Автономия пространственная – неприкосновенность личного пространства. 137. Автономный – самодостаточный, независимый, самоуправляемый. 138. Авторитарное воспитание – воспитательная концепция, предусматривающая подчинение воспитанника воле воспитателя. Подавляя инициативу и самостоятельность, а воспитание препятствует развитию активности детей, их индивидуальности, ведет к возникновению конфронтации между воспитателем и воспитанниками. Авторитарный стиль педагогического руководства представляет собой стрессовую воспитательную систему, основанную на властных отношениях, игнорировании индивидуальных особенностей обучаемых, пренебрежении к гуманистическим способам взаимодействия с воспитанниками. Принцип авторитарной педагогики – учитель – субъект, а ученик - объект воспитания и обучения. Тщательно разработаны средства управления ребенком. Тщательно разработаны средства управления ребенком: угроза, надзор, приказание, запрещение, наказание. Урок жестко регламентирован, акцент – на воспитывающем обучении. 139. Адаптивная модель школы – новая модель разноуровневой и многопрофильной общеобразовательной массовой школы с набором всевозможных классов и образовательных услуг, открытой для детей самых разных возможностей и способностей вне зависимости от их индивидуальных психологических особенностей, здоровья, способностей, склонностей, материальной обеспеченности семьи. 140. Адаптивность образовательной среды – способность образовательной среды устанавливать соответствие между предлагаемыми образовательными услугами и образовательными запросами семьи, общественности и отдельных граждан; создавать и поддерживать условия для продуктивной работы педагогических кадров, управленческого и обслуживающего персонала. А.о.с. для каждого ребенка и взрослого проявляется в открытом и дружественном характере информационной и социальной среды во всех образовательных учреждениях; в разнообразии образовательных программ и согласованных с ними пед. технологий с учетом индивидуальных особенностей и интересов обучающегося; полноценности духовно – нравственного, интеллектуального, физического развития, гражданского и профессионального становления. 141. Функции адаптивной образовательной среды: мотивационно - стимулирующая, свободного самоопределения, пропедевтико – реабилитационная, коррекционно-компенсаторная. 142. Адаптированность – уровень фактического приспособления человека к жизни, взаимосоответствия его социального статуса и удовлетворенности или неудовлетворенности собой. 143. Адепт (от лат. Adeptus – достигший) – посвященный в тайны к. – л. Учения, секты и т.п.; ревностный приверженец к. – л. Учения, направления, идеи. 144. Адекватный – равный, вполне соответствующий чему- либо, совпадающий. 145. Аккомодация – (в теории Ж.Пиаже) – изменение уже сложившихся знаний, умений и навыков в соответствии с возникшими новыми условиями. 146. Аккредитация – право образовательного учреждения на выдачу своим выпускникам документа государственного образца об образовании, на включение в систему централизованного государственного финансирования и на пользование гербовой печатью; определение типа, вида, категории образовательного учреждения. 147. Аккультурация – частичное присвоение личностью составляющих иной культуры, при этом осознание принадлежности к первоначально приобретенной культуре сочетается с принятием др. культурных ценностей. 148. Акмеология – (от греч. Axme – пик, вершина, высшая степень чего – л.) – междисциплинарная наука о наиболее полном индивидуальном развитии взрослого человека, достижении им наиболее высокого уровня соц. Зрелости как гражданина, специалиста, профессионала, возникшая на стыке естественных, общественных и гуманитарных дисциплин. Изучает закономерности и механизмы развития человека на ступени его зрелости (примерно период от30 до 50 лет) и при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии – акме. Важной задачей А. является выяснение того, что должно быть сформировано у человека на каждом возрастном этапе в детстве и юности, чтобы он смог успешно реализовать свой потенциал на ступени зрелости.
149. Аксиология – философское учение о материальных, культурных, духовных, нравственных и психологических ценностях личности, коллектива, общества, их соотношения с миром реальности, изменении ценностно-нормативной системы в процессе исторического развития. 150. В современной педагогике выступает как ее методологическая основа, определяющая систему педагогических взглядов, в основе которых лежит понимание и утверждение ценности человеческой жизни, воспитания и обучения, пед. деятельности и образования. 151. Аксиосфера личности – система ее ценностей. 152. Амбидекстрия – способность одинаково успешно пользоваться как правой, так и левой рукой. 153. Амнезия – нарушение памяти. 154. Андрогогика – теория обучения и воспитания, раскрывающая и развивающая принципы обучения взрослых. Термин введен нем. историком просвещения К.Каппом. 155. Антропология педагогическая – философская база воспитания, которая позволяет понять структуру воспитания, лишь соотнеся ее со структурой целостной природы человека; педа
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2022-01-22; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.75.217 (0.02 с.) |