Плавание в  системе физического воспитания, его оздоровительное, прикладное и оборонное значение 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Плавание в  системе физического воспитания, его оздоровительное, прикладное и оборонное значение



Плавание — один из популярных видов физической культуры и спорта. С каждым годом оно получает все более широкое распростра­нение среди людей всех возрастов.

Плавание имеет оздоровительное, прикладное и оборонное при­менение. Оно благотворно влияет на деятельность сердечно-сосуди­стой и дыхательной систем, развивает мускулатуру тела, повышает сопротивляемость организма простудным заболеваниям. Кроме того, в жизни каждого человека могут возникнуть обстоятельства, при которых умение плавать жизненно необходимо. Для не умеющих плавать вода может оказаться причиной несчастья. Умеющий плавать не боится глубины, бесстрашно входит в воду в незнакомом месте. Находясь на водоеме, он не опасается за свою жизнь, зная, что сумеет добраться до берега или продержаться на воде до при­хода помощи. Хороший пловец может сам оказать помощь утопаю­щему, спасти ему жизнь.

Плавание является хорошим средством морально-волевой под­готовки подрастающего поколения. Занятия плаванием воспиты­вают волю, решительность, трудолюбие, способствуют воспитанию физических качеств — силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости. Вот почему плавание широко применяется в допризывной подготовке школьников, учащихся и студентов, будущих воинов Советской Армии и Флота. Для многих людей оно является средст­вом здорового, активного отдыха.

Плавание многообразно. Оно включает в себя спортивное, при­кладное, синхронное, подводное, игровое плавание и прыжки в воду. Спортивное плавание объединяет четыре основных вида: вольный стиль (кроль), плавание на спине, брасс, дельфин (баттерфляй). По этим видам проводятся разнообразные соревнования, в том числе первенства Европы и мира. Плавание широко представлено в про­грамме Олимпийских игр.

Задача настоящей главы — помочь учащимся научиться пла­вать, выполнить контрольные упражнения учебной программы и нормы физкультурного комплекса ГТО по плаванию, совершенство­вать спортивное мастерство в плавании. Материал излагается от­дельно для не умеющих плавать и умеющих, даются рекомендации по проведению самостоятельных занятий. Последовательно выпол­няя указанные упражнения, вы через некоторое время научитесь держаться на воде, овладеете способом спортивного плавания, повы­сите мастерство. Но не торопитесь входить в воду даже в том случае, если вы уже умеете неплохо, держаться на воде. Прежде всего хорошо ознакомьтесь с правилами поведения на воде при обучении пла­ванию.

Обучение плаванию требует регулярных занятий на суше и в роде, добросовестного выполнения домашних заданий, организации. Самостоятельных занятий. Будьте внимательны и настойчивы, старайтесь следовать советам и указаниям, которые здесь изложены.

С каждым годом улучшается в нашей стране материально-спортивная база плавания, увеличивается число людей, занимающихся этим видом спорта, систематически повышаются спортивно-техни­ческие результаты советских пловцов.

Однако темпы строительства плавательных бассейнов, соору­жения бассейнов на открытых водоемах еще недостаточны. Условия для обучения плаванию не созданы во многих техникумах и училищах.Значительная часть населения страны не умеет плавать. Есть не умеющие плавать и среди учащихся средних специальных учебных заведений.

Оздоровительное значение плавания. Плавание — удивительный вид физических упражнений. Оно доставляет людям радость, слу­жит прекрасным средством отдыха и закаливания. Трудно найти другой вид физических упражнений, при занятиях которым так полно использовалось бы оздоровительное воздействие солнца, Воздуха и воды на организм человека. Упражнения вводе улучшают деятельность нервной системы, воспитывают силу, улучшают подвижность суставов. Вода очищает кожу, способствует улучшению кожного дыхания. При плавании значительно увеличивается легоч­ная вентиляция, количество поглощаемого организмом кислорода. Пребывание в воде, а тем более плавание улучшает обмен веществ в организме; давление воды на грудную клетку пловца затрудняет Вдох, что вызывает усиленную работу дыхательных мышц, способ­ствуя их развитию. Пловцы отличаются пропорционально развитой мускулатурой, хорошей осанкой, невосприимчивостью к простуде.

Плавание имеет прикладное значение в трудовой деятельности человека. Умение плавать является жизненно необходимым для людей, трудовая деятельность которых связана с работой у воды, на и в воде или в воде (моряки, водолазы, строители гидротехни­ческих сооружений, рыбаки). Умение плавать, нырять, переправлять­ся через водоемы в одежде и без нее, с помощью подручных средств и без них, умение оказать помощь в воде товарищу, попавшему в беду, являются жизненно важными навыками человека. Эти навыки особенно нужны воинам Российской Армии. Их практическое при­менение в боевой обстановке показывает большое оборонное значение Плавания.

Использование плавания как средства всестороннего физиче­ского развития определило его место в советской системе физиче­ского воспитания как одного из основных видов спорта. За выполнение требований Единой всесоюзной спортивной классификации присваиваются спортивные разряды и почетные спортивные звания. Плавание включено в программы физического воспитания школ, средних специальных и высших учебных заве­дений. Программы физического воспитания предусматривают обя­зательное обучение плаванию всех учащихся и студентов.

ОСНОВЫ ТЕХНИКИ ПЛАВАНИЯ

Плаванием называют умение человека держаться на воде (стати­ческое плавание) и продвигаться по ней в нужном направлении (динамическое плавание).

Статическое (пассивное) плавание — это такое положение тела, при котором пловец без активных гребковых движений удержива­ется на поверхности воды. На пловца в этом случае действуют в ос­новном две силы: сила тяжести (топящая сила, направлен­ная вертикально вниз) и сила давления воды (выталкивающая, подъемная сила, направленная вертикально вверх), которая, в соот­ветствии с законом Архимеда, равна весу вытесненной жидкости и приложена в центре тяжести вытесненного объема жидкости.

Чтобы тело находилось на плаву у поверхности воды, необ­ходимо, чтобы сила давления воды превышала силу тяжести (мас­са тела меньше массы вытесненной воды) и действовали эти силы по одной вертикали (рис. 127).

Удельный вес тела человека примерно равен удельному весу воды. Но он может измениться в зависимости от дыхания пловца. При вдохе, например, удельный вес тела становится меньше и в воде оно всплывает, а при выдохе — наоборот — больше, и тело тонет. В этом нетрудно убедиться, выполнив упражнение «поплавок»

127. Расположение центра масс и центра объема при нахождении чело­века в воде:

а—центры не совпадают, ноги опускаются; б—центры совпадают, человек лежит на воде; г,'д —центры совпадают, человек «стоит» в воде или плавает у ее поверхности -в положении «поплавок»; в —ватерполист за счет активных гребковых движений может выпрыгнуть из воды достаточно высоко (рис. 127, д). Отдельные ткани нашего тела имеют разный удельный вес: кости тяжелее мышц, мышечная ткань тяжелее жировой и т. д. Наибольшую массу имеют наши конечности, состоящие в ос­новном из костей, мышц и связок; меньшую массу имеет туловище, особенно в области грудной клетки, где расположены легкие, напол­ненные воздухом. Пловец, занявший в воде горизонтальное положе­ние без движений, в большинстве случаев будет погружаться но­тами вниз, так как в этом случае о. ц. м. тела не совпадает с центром объема вытесненной жидкости (рис. 127, а). Если же при этом пе­реместить руки за голову, то о. ц. м. тела приблизится к центру объема, наступит некоторое равновесие силы тяжести тела и силы давления воды (топящей и выталкивающей сил), и пловец относи­тельно устойчиво будет находиться в горизонтальном положении без движений (рис. 127,6).

При поднимании над водой отдельных частей тела (головы, рук, плеч) сила тяжести увеличивается, так как масса тела, нахо­дящаяся в воде, уменьшается, а с ней уменьшается и сила давления воды. Незнание этого приводит к тому, что новичок вместо того, чтобы спокойно находиться в воде и поддерживать тело в горизон­тальном положении, поднимает над водой голову, руки, плечи и, как следствие этих неправильных действий, погружается в воду. Это становится иногда причиной несчастных случаев на воде. Вода способна поддерживать тело человека у поверхности, и человек Может расходовать свои силы только на продвижение.

Продвижение пловца (или динамическое плавание) происходит в результате его активного воздействия на воду как на опорную массу, отталкиваясь от которой он продвигается вперед. При этом на пловца влияют различные силы, которые способствуют или затрудняют его продвижение вперед. Кроме силы тяжести и силы давления воды к ним относятся также сила сопротивления воды и сила тяги, которую пловец развивает мышечными усилиями. На скорость продвижения в воде влияют также форма и поверхность тела.

Сила сопротивления воды. Известно, что плотность воды в 770 раз больше плотности воздуха. Отсюда и сопротивление воды продви­жению пловца тоже больше. Минимальное сопротивление тело пловца испытывает в тех случаях, когда направление продвижения совпадает с направлением продольной оси его тела. Если плывущий опустит ноги и будет продвигаться в воде под углом к направлению движения, то сила сопротивления увеличится, так как сопротивле­ние воды прямо пропорционально лобовой поверхности движущегося в ней тела (рис. 128).

128. Зависимость сопротивления воды от положения тела пловца

129. Зависимость сопротивления воды от формы движущегося тела

Сопротивление воды существенно зависит от формы тела при движении тела в воде образуются вихри, которые отрицательно сказываются на скорости Движения. Лучшие условия для продви­жения в воде имеют тела с сигарообразной или рыбообразной фор­мой (рис. 129). Зная это, при обучении плаванию необходимо стре­миться к тому, чтобы тело при продвижении сохраняло возмож­ности горизонтальное и наиболее обтекаемое положение. Сопротивление воды увеличивается при возрастании скорости продвижения пловца. Так, плывущий со скоростью 1,5 м/с затрачивает на преодо­ление сопротивления воды в 9 раз больше сил, чем плывущий со скоростью 0,5 м/с.

Значительные трудности для продвижения пловца создают волны. Пловец должен стремиться к устранению причин, вызываю­щих большое волнообразование, а на соревнованиях не следует попадать «в волну», которая образуется от плывущего впереди спортсмена.

Характер поверхности тела пловца также влияет на скорость его продвижения. "Неровная поверхность увеличивает сопротивле­ние. Это следует учитывать при выборе костюма для плавания. Сила тяги создается при выполнении гребковых движений руками и ногами. Не имея твердой опоры для отталкивания, пловец использует реакцию опоры самой воды. Закономерности сопротив­ления жидкой среды таковы, что, производя определенные движе­ния, пловец может довольно быстро продвигаться в нужном направ­лении. Известно, что сопротивление воды изменяется прямо про­порционально квадрату изменения скорости продвижения тела. Это означает, что при увеличении скорости продвижения в воде в 2 раза сопротивление увеличивается в 4 раза, при увеличении ско­рости в 3 раза сопротивление увеличивается в 9 раз и т. д. Эта особенность изменения силы сопротивления воды при увеличении скорости движения используется в плавании. Площадь кисти мень­ше площади поперечного сечения тела пловца. Но в результате того, что рука во время гребка движется значительно быстрее, чем МЛО, сопротивление, испытываемое рукой, возрастает и масса воды становится опорой, что и позволяет продвигать тело пловца вперед. Тем быстрее движение кисти пловца при гребке, тем «тверже» опора воды.

Сила тяги при плавании создается за счет работы наших мускулов. Многократное выполнение гребковых движений возможно при правильном чередовании напряжения и расслабления рабо­тающих мышц.

Цикл движений руками можно разделить на две части: рабо­тая — гребок и подготовительная часть. Рабочей частью называют те движения, в результате которых пловец продвигается вперед; подготовительной — движения, необходимые для того, чтобы вывести конечность на исходное для рабочих движений положение (вынос руки из воды, пронос ее по воздуху, опускание в воду и т. п.). Рабочие (гребковые) движения выполняются не прямолинейно спереди назад, а дугообразно вокруг плечевого сустава (рис. 130). Если бы были возможны движения строго спереди назад, то, отталкиваясь от воды, пловец продвигался бы только вперед. При гребковых же движениях по дуге часть энергии пловца расходуется на подъем тела из воды (начало гребка), когда кисть движется сверху вниз, или на погружение, потопление его (конец гребка), когда кисть движется снизу вверх. Таким образом, наибольший КПД Гребка будет в его середине, когда кисть движется горизонтально спереди назад. В этот момент и целесообразно прилагать наибольшую мышечную силу.

130. 1J0 Разложение сил, возникаю­щих при выполнении гребка рукой:

Г—сила тяги; V — подъемная сила; F —топящая сила

 

После гребков пловец проводит подготовительные движения, которые выполняются в воде (брасс) или над водой (кроль, баттер­фляй). При выполнении подготовительных движений создается встречное сопротивление воды или воздуха, тормозящее продвиже­ние вперед, снижающее скорость движения пловца. Следовательно, чтобы увеличить скорость продвижения в воде, необходимо увеличить скорость гребковых движений, а чтобы уменьшить сопротивле­ние воды, нужно несколько замедлить движение конечностей при подготовительных движениях. Но эти увеличения и замедления движений имеют свои рациональные пределы. Максимальная ско­рость гребковых движений требует больших усилий и энергетиче­ских затрат, а очень медленное выдвижение конечностей вперед на­рушает темп движений пловца. Такое же положение отмечается и при движениях ног при плавании способами кроль и брасс.

НАЧАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ПЛОВЦА. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НЕУМЕЮЩИХ ПЛАВАТЬ

Можно ли самому научиться плавать? Да. Можно. Только лучше это делать под руководством преподавателя или товарища, умею­щего плавать. На занятиях по плаванию необходимо строго соблю­дать меры безопасности. Купаться и плавать, а тем более учиться плаванию нельзя одному: в ряде случаев вы можете оказаться бес­помощными.

Место для занятий выбирается на чистом водоеме с ровным песчаным дном или на реке со спокойным течением. Упражнения выполняются в направлении к берегу или вдоль берега на небольшой глубине (примерно по пояс).

Не умеющий плавать, как правило, чувствует себя в воде неуве­ренно. Он боится сделать какие-либо движения — лечь на воду, окунуться с головой, открыть в воде глаза и т. д. Его действия в воде торопливы, угловаты, несогласованны. Обычно не умеющий плавать выполняет движения скованно, с ненужным напряжением, быстро утомляется. Можно, конечно, начинать учиться плавать сразу, разучивая сложные движения спортивных способов, но лучше вначале освоиться с водой, научиться удерживаться на ее поверх­ности, освоить простейшие способы плавания.

Упражнения для освоения с водой можно выполнять самостоя­тельно, но лучше с партнером. На рис. 131 приведены упраж­нения этой группы в последовательности, в которой их следует осваивать. Сначала упражнения выполняются стоя в воде по пояс, а затем по грудь.

Выполняя упражнения, необходимо обращать внимание на правильное дыхание. Оно отличается от дыхания человека на су­ше тем, что выдох производится в воду, которая во много раз плот­нее воздуха. При погружении под воду, нырянии, скольжении по поверхности воды пловец должен уметь задерживать дыхание после вдоха, а затем быстро выполнять выдох в воду. Именно выдох в воду представляет известную трудность для новичков. Он непри­вычен, его выполнению препятствует давление воды, при непра­вильном выдохе вода может попасть в нос и доставить неприятность занимающемуся.

Во время освоения правильного дыхания особое внимание следу­ет обратить на следующие моменты: выдох при плавании выполняется через рот и нос, он должен быть плавным, сильным, продол­жительным; вдох выполняется только через рот и должен быть бы­стрым, но, так же как и выдох, полноценным. Выполнение дыхатель­ных упражнений на суше облегчает последующее освоение ритмичного дыхания в воде.

Проделайте некоторые упражнения в воде для не умеющего пла­вать.

1. Стоя в воде по пояс. Ходьба и бег вдоль берега с произволь­ными движениями руками, ногами, туловищем.

2. Стоя в воде по пояс. Прыжки с поворотами влево, вправо, кругом, приседания в воде.

3. Стоя в воде по пояс. Упражнение «байдарка»: наклонив ту­ловище вперед, идти или бежать, поочередно помогая себе руками, как веслами.

4. Стоя в воде по грудь, лицом к берегу, ноги шире плеч. Ими­тация полоскания белья. Вдох и выдох в ритме движений: в одну сторону — вдох, в другую — выдох (рис. 131, а).

5. Стоя в воде по грудь. Сделать вдох и погрузиться в воду, задержать дыхание, сосчитать до 10, встать. Затем задержку дыха­ния под водой увеличивать до 15, 20 с и более (рис. 131, б).

6. Стоя в воде, руки на коленях. Вдохнуть, опустить лицо в воду и сделать продолжительный выдох в воду, после чего выпрямиться. Лицо и глаза не вытирать— необходимо привыкнуть к текущей по лицу воде.

7. Стоя в воде по грудь. Вдохнуть, присесть на дно и сделать продолжительный выдох, встать. Каждый раз увеличивать время пребывания под водой. Это упражнение можно выполнять вдвоем по очереди (рис. 131, б).

8. Стоя в воде по грудь. Всплывание «поплавком». Глубоко вдохнуть, присесть, обхватить руками колени и прижать к ним подбородок. Не выдыхая, находиться в воде в таком положении б—10 с до всплытия на поверхность. После всплытия, сосчитать до 5, 10, 20 и встать на ноги. Это же упражнение, но в воде открыть глаза (рис. 131, г).

9. То же упражнение, но после всплывания «поплавком» спокойно выпрямить йоги и вытянуть руки, придав телу горизонтальное положение (рис. 131, д). Лежа на воде в горизонтальном поло­жении лицом вниз, выполнить медленный выдох в воду, после чего встать на дно.

10. Всплывание «медузой». Глубоко вдохнуть и опуститься в воду; наклонившись вперед, руками коснуться дна. Расслабить руки и ноги, ждать, пока вода не вытолкнет тело к поверхности, встать. Это же упражнение, но в воде открыть глаза, а после всплытия сде­лать выдох в воду.

11. Стоя в воде по грудь, лицом к берегу (бортику). Не сгибаясь в пояснице, наклониться вперед и лечь на воду лицом вниз, руки прижаты к бедрам. То же, но руки вверху.

12. Лежать на воде лицом вниз, подложив доску из пенопласта или надувной круг под живот. То же на спине. То же, зажав доску или круг между коленями.

13. Стоя в воде по грудь, спиной к берегу (бортику), руки при­жаты к бедрам. Наклониться назад и лечь на спину. То же упраж­нение, но поднять руки вверх и оттолкнуться от дна ногами (рис. 131, е).

14. Скольжение на груди. Войти в воду, повернуться в сторону берега (бортика), глубоко вдохнуть и, оттолкнувшись от дна ногами, лечь на воду, вытянув вверх руки, ладони вниз. То же упражнение с движениями ног (рис. 131, ж). Во время скольжения лицо долж­но находиться в воде, тело — в горизонтальном положении. Это же упражнение, но одну руку вытянуть вперед, а другую прижать к бедру. Менять положение рук.

15.Скольжение на спине. Войти в воду, руки прижаты к туло­вищу, подбородок к груди, сделать вдох и, слегка оттолкнувшись от дна, лечь на спину. При скольжении затылок должен лежать на воде, тело горизонтально (не садиться!). Кистями рук можно вы­полнять легкие движения вверх и вниз.

131. Упражнения для освоения с водой

Освоившись с водой, можно приступать к изучению техники спортивных способов плавания. Однако с этим спешить не следует. Вначале лучше освоить так называемые облегченные способы плава­ ния (один из них), состоящие из элементов движений народных способов плавания («по-собачьи», «по-лягушачьи», «на боку» и др.) и элементов техники современных спортивных способов. К ним мож­но отнести: кроль на груди без выноса рук и выдоха в воду, брасс с укороченными гребковыми движениями и с приподнятой головой, плавание на боку без выноса верхней руки и др.

После того как вы научитесь лежать и скользить по поверхности воды, необходимо научиться таким движениям руками и ногами, выполняя которые вы могли бы продвигаться вперед. Для выбора можно рекомендовать: поочередные гребки руками (как в кроле) без выноса рук из воды; одновременные гребки руками (как в брассе, но укороченные); попеременные гребки, лежа на боку без выноса руки из воды; свободные движения ногами, напоминающие движения в кроле и брассе.

Изучив отдельно движения рук и ног, можно приступить к согла­сованным движениям одного из облегченных способов. Эти способы имеют определенное сходство с современными спортивными способами плавания, некоторые из них (плавание на боку, например) относились ранее к спортивным способам.

Способ плавания на боку имеет большое прикладное значение и очень удобен для начального обучения плаванию. Пловец лежит почти горизонтально на правом или левом боку, совершая поочередные несимметричные движения руками и ногами. Применяя способ на боку, можно плавать в одежде, транспортировать утопаю­щего, нырять.

Овладев одним из облегченных способов плавания, вы можете выполнить контрольные упражнения учебной программы и нормы комплекса ГТО (плавание без учета времени) и приступить к изучению соответствующего спортивного способа. Способы спортивного плавания приведены на рис. 132.

132. Способы спортивного плавания

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 561; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.045 с.)