Глава VIII . Лёгкая атлетика. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава VIII . Лёгкая атлетика.



§ 32. Легкая атлетика в  системе физического воспитания, ее приклад­ное, оздоровительное и оборонное значении...................................................................181

§ 33. Ходьба и бег. Основы техники движений…………………………………...184  

§ 34. Бег на короткие дистанции. 'Эстафет­ный бег………………………………186     

§ 35. Бег на средние дистанции. Кросс…………………………………………….193  

§ 36. Последовательность изучения и совер­шенствования техники бега 

Тактика бегуна на соревнованиях ………………………………………………….196       

§ 37. Оздоровительный бег. Марш-бросок………………………………… 199     

§ 38. Прыжки. Основы техники легкоатле­тических прыжков……………...203 

§ 39. Прыжки в высоту с разбега………………………………………………… 205  

§ 40. Прыжки в длину с разбега……………………………………………………211

§ 41. Метания. Основы техники метания лег­коатлетических снарядов……… 216

§ 42. Метание гранаты. Толкание ядра.....................................................................217

§ 43. Места занятий легкой атлетикой, обо­рудование и инвентарь, одежда и обувь занимающихся. Легкоатлетам о спор­тивных соревнованиях ………………….223  

§ 44. О самостоятельных занятиях лёгкой атлетикой…………………………….229

Глава IX. Лыжная подготовка.

§ 45. Лыжная подготовка в советской си­стеме физического воспитания….234

§ 46. Основы техники передвижения на лыжах ………………………………… 235

§ 47. Способы лыжных ходов……………………………………………………..238

§ 48. Преодоление подъемов и спусков. По­вороты и торможения на лыжах …244    

§ 49. О самостоятельных занятиях лыжными гонками…………………………..251      

§ 50. Тренировка лыжника-гонщика………………………………………………253     

§ 51. Это надо знать участнику соревнова­ний по лыжным гонкам………257   

§ 52. Инвентарь и снаряжение лыжника-гонщика…………………………..261  

Глава X. Плавание.    

   § 53. Плавание в советской системе физиче­ского воспитания, его оздоровительное, прикладное и оборонное значение……………………………..268     

§ 54. Основы техники плавания…………………………………………………….270

§ 55. Начальная подготовка пловца. Упражнения для неумеющих плавать…….275

§ 56. Техника плавания способом кроль………………………………………279    

§ 57. Техника плавания способом брасс и способом кроль на спине………283

§ 58. Старты и повороты в спортивном плавании……………………………287     

§ 59. Правила поведения учащихся на заня­тиях по плаванию. Меры безопасности и оказание помощи…………………………………………………………………..292    

§ 60. О самостоятельных занятиях учащихся плаванием…………………………299

§ 61. Места для занятий плаванием, гигие­нические требования к занимающимся. Пловцам о соревнованиях по плаванию……………………………………………302

  Глава XI. Баскетбол     

§ 62. «Азбука» баскетбола…………………………………………………………...307

§ 63. Элементы техники баскетбола………………………………………………..311

§ 64. Броски мяча в кольцо……………………………………………………….318

§ 65. Тактика баскетбольной игры……………………………………………….323

§ 66. О правилах соревнований по баскет­болу. Организация самостоятельных занятий баскетболиста…………………………………………329

Глава XII. Волейбол.

§ 67. «Азбука» волейбола»………………………………………………………….333

§ 68. Техника нападения и защиты…………………………………………………338

§ 69. Тактика волейбола……………………………………………………………..344

  § 70. Участнику спортивных соревнований по волейболу. О самостоятельных заня­тиях волейболиста……………………………………………………………..348

 

Глава XIII. Гандбол.

  § 71. «Азбука» гандбола……………………………………………………………..353

§ 72. Тактика игры. Тактика нападения…………………………………………..360

§ 73. Тактика защиты……………………………………………………………….366

§ 74. Организация самостоятельных занятий…………………………………….368

Глава XIV. Футбол.                           

§ 75. «Азбука» футбола……………………………………………………………..371

§ 76. Техника футбола……………………………………………………………..375

§ 77. Тактика футбола………………………………………………………………387

  § 78. Из правил футбольных соревнований. О самостоятельных занятиях футболиста…………………………………………………………………………. 391

  Глава XV. Туризм.

  § 79. Туризм в  системе физического воспитания, его оздоровительное, при­кладное и оборонное значение……………………………………………………..396

§ 80. Подготовка к походу………………………………………………………….397

§ 81. Организация передвижения туристской группы. Меры безопасности в походе………………………………………………………………………………..400

§ 82. Элементы топографии и ориентирование

на местности…………………………………………………………………………401

  § 83. Обязанности участников похода. Со­веты начинающим туристам…………404

§ 84. Оказание первой помощи в походе…………………………………………..407

Заключение…………………………………………………………………………..410

 

Материал взят из учебника физическое воспитание

Рецензенты: Я. П. Жиманский (руководитель физического вос­питания Московского педагогического училища № 1 имени К. Д. Ушинского); С. С. Чубаров (методист по начальной военной и физической подготовке отдела кадров и учебных заведений Министерства цветной металлургии)

Под редакцией канд. пед. наук А. А. Михеева

Коробейников Н. К., Михеев А. А.,- Николенко И. Г.      Физическое воспитание: Учеб. пособие для средн. спец. учеб. заведений.— 2-е изд., перераб. и доп.—М.; Высш. шк., 1989.—384 с; ил.

 

Учащимся об учебном пособии

Впервые вы берете в руки учебную книгу по физическому воспита­нию. Что такое физическое воспитание? Как оно осуществляется в условиях средних специальных учебных заведений? Какое значе­ние имеют физическая культура и спорт в жизни молодого чело­века? Как можно ускорить и улучшить свое физическое развитие? Какими средствами и методами следует готовить себя к професси­ональному труду и защите рубежей своей Родины? Ответ на эти и другие вопросы вам предстоит узнать из настоящего учебного посо­бия.

Учебное пособие «Физическое воспитание» для средних специаль­ных учебных заведений предназначено для организации учебной и самостоятельной работы учащихся.

Объем теоретических сведений, практических умений и навыков определен действующей программой физического воспитания для средних специальных учебных заведений..

Материал учебного пособия представлен двумя разделами. Пер­вый раздел содержит развернутый ответ на вопрос: что должен знать учащийся? Изучение второго раздела поможет вам овладеть учеб­ным материалом, необходимыми практическими умениями и навы­ками.

Прослушав сообщение преподавателя физического воспитания (лекцию, беседу) по той или иной теоретической теме, вы должны в домашних условиях закрепить полученные знания по учебному по­собию, подготовиться к зачету по теоретическим и практическим требованиям.

Изучение глав второго раздела — об упражнениях и видах спор­та — поможет вам лучше освоить основы техники изучаемых дви­жений, понять внутренние процессы, происходящие в организме при выполнении физических упражнений. Полученные знания об основных средствах физического воспитания, о формах их исполь­зования в учебных, тренировочных и самостоятельных занятиях помогут правильно применять эти средства для укрепления своего здоровья, развития физических способностей, достижения высоких спортивных результатов. Книга поможет вам получить начальное физкультурное образование, необходимое каждому современному человеку. Не торопитесь перелистать ее: читайте не спеша, осмыс­ленно; проделывайте указанные упражнения, добросовестно вы­полняйте домашние задания, приучайте себя к самостоятельности. Не отказывайтесь от советов и помощи преподавателя физического воспитания, тренера, друзей-спортсменов. И тогда вы уверенно вста­нете на путь к здоровью, силе и долгой жизни, на путь к физкуль­турным знаниям и спортивному мастерству.


ВВЕДЕНИЕ

Около 4500 средних специальных учебных заведений (техникумов и училищ) насчитывается в нашей стране. В них  готовят специалистов самых разных профессий. И какую бы из них вы ни избрали, в каждой потребуется крепкое здоровье и хорошее физическое развитие.

Занятия физической культурой и спортом готовят человека к жизни, закаляют тело и укрепляют здоровье, содействуют его гар­моничному физическому развитию, способствуют воспитанию необ­ходимых черт личности, моральных и физических качеств, необхо­димых будущим специалистам народного хозяйства в их професси­ональной трудовой и оборонной деятельности. Социалистическое общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло фи­зически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к труду и защите Родины. «Необходимо воспитывать у молодежи... потреб­ность в физическом совершенствовании и здоровья»

Физическое воспитание (ФВ) в средних специальных учебных заведениях — обязательный предмет. На занятиях по ФВ учащиеся получают разнообразные теоретические сведения, овладе­вают новыми практическими умениями, совершенствуют ранее при­обретенные двигательные навыки. Как учебный предмет физическое воспитание отличается от ряда других спецификой задач, средства­ми и формами организации учебных занятий. Учащемуся в процессе ФВ недостаточно услышать — увидеть — понять — запомнить. Здесь необходимо активно действовать физически, многократно и настойчиво выполнять специальные двигательные задания. И очень важно понимать при этом, что овладение новыми умениями и двигательными навыками, их совершенствование будут проходить ус­пешнее тогда, когда будут базироваться на хорошо усвоенных тео­ретических знаниях об основах техники движений, о физиологи­ческих закономерностях развития и деятельности человеческого ор­ганизма, о содержании и методах обучения, о правилах спортивных соревнований и др.

Процесс физического воспитания немыслим без сознательной и активной учебной деятельности самих учащихся. Он проходит ре­зультативно только в том случае, когда налицо обоюдная заинтере­сованность: преподаватель прилагает усилия, чтобы научить, а учащиеся стремятся научиться, овладеть новыми теоретическими знаниями, практическими умениями и навыками, новыми физичес­кими упражнениями.

Как и в любом другом учебном предмете, важное значение имеет знание специфического языка физического воспитания, терминоло­гии основных понятий, прежде всего таких, как «физическая куль­тура», «спорт», «физическое воспитание», «физическое совершенство» и др. Понимание их смысла не только позволит глубоко усвоить со­держание данного учебного пособия, но даст вам возможность чи­тать и понимать другую спортивную и популярную медицинскую литературу, расширит ваши знания о безграничных физических возможностях человеческого организма.

Итак, основные понятия физического воспитания. В обиходе и практике мы часто пользуемся словосочетанием «физкультура и спорт», ставя эти два слова рядом. Однако надо знать, что их смысл не идентичен.

Физическая культура — органическая составная часть общей культуры общества и личности, вид социальной деятельности людей, направленный на укрепление здоровья и развитие их физических способностей, на подготовку к жизненной практике. Общество приз­нает такую деятельность полезной и необходимой для всех, создает условия для ее развития. Показателями состояния физической куль­туры в обществе и государстве являются: совокупность материаль­ных и духовных ценностей, созданных для физического совершенст­вования членов общества; уровень здоровья и физического развития людей; степень использования физических упражнений в сфере вос­питания, образования, в производстве и быту, для других целей об­щественной практики.

Понятие «физическая культура» наиболее общее и наиболее ши­рокое. Оно вбирает в себя и такое частное, более узкое понятие, как «спорт».

Спорт (англ. sport — игра, развлечение) — составная часть физической культуры, вид социальной деятельности людей, заклю­чающийся в организованном сопоставлении их сил и физических способностей в борьбе за первенство или высокий спортивный ре­зультат.

Распространенными производными от этих двух основных по­нятий являются: физкультурник — человек, систематически зани­мающийся доступными физическими упражнениями для укрепления своего здоровья, гармоничного физического развития и совер­шенствования; спортсмен — человек, систематически занимающий­ся специальными физическими упражнениями, соревновательной деятельностью и подготовкой к ней с целью достижения максималь­ных для себя или команды спортивных результатов.

Наш учебный предмет называется «Физическое воспитание». Что же вкладывается в смысл этого понятия? Физическое воспита­ ние — это педагогический процесс обучения человека движениям и совершенствования его физических качеств, направленный на морфологическое и функциональное совершенствование организма человека, его основных жизненно важных двигательных навыков, умений и связанных с ними знаний. Этот педагогический процесс предполагает осознанную деятельность людей — учителя и учени­ка: первый, используя педагогические методы, передает второму знания, умения и навыки; второй — воспринимает, усваивает и применяет их.

Главная цель советской системы физического воспитания — достижение каждым советским человеком физического совершенст­ва. Под физическим совершенством понимается исторически обуслов­ленный идеал физического развития и двигательной подготовленнос­ти человека, обеспечивающий ему наилучшую приспособляемость к жизни, труду и защите Родины. В этом понятии сочетаются как тре­бования общества к людям (производство, военное дело и др.), так и личные потребности человека (здоровье, долголетие, физическая привлекательность и др.).

К числу основных относится также понятие физическое развитие. Оно употребляется в двух значениях. Первое: физическое разви­тие — это физическое состояние человека в данный момент. В этом значении говорят, например, «физическое развитие гимнаста хоро­шее», «физическое развитие школьника слабое». Второе: физическое развитие — это биологический процесс становления и изменения форм и функций человеческого организма, совершающийся под влиянием наследственности, условий жизни и воспитания. Из этого определения следует, что физическое развитие есть процесс, т. е. динамическая совокупность физических состояний человеческого организма в их взаимопереходах. С одной стороны, физическое раз­витие человека происходит за счет жизненных сил и строения орга­низма, передаваемых по наследству, а с другой — раскрытие и проявление этих наследственных признаков, свойств и качеств (в том числе и физических) в значительной мере зависит от условий жизни (питание, труд, отдых, гигиенические условия и др.), от вос­питания, прежде всего от специально организованного физического воспитания. Эти два значения понятия «физическое развитие» надо различать.

Все общие (основные) и частные понятия физического воспитания в совокупности образуют специальную научно-практическую тер­минологию. Мы познакомили вас с некоторыми основными понятия­ми этой терминологии. С другими, более частными определениями вы познакомитесь при изучении соответствующих глав.

РАЗДЕЛ ПЕРВЫЙ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 46; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.181.52 (0.017 с.)