ТОП 10:

Маневрирование и управление судном при плавании на рейде и в стеснённых водах.



Во время плавания в районе со стесненными условиями на мостике находится капитан или по его указанию старший помощник капитана.

Тщательное изучение района и детальная проработка предварительной прокладки при подготовке к плаванию в районе со стесненными условиями и на подходе к порту должны обеспечить быстрый и надежный контроль за перемещением и маневрированием судна во время плавания.

При плавании в районе со стесненными условиями (особенно в шхерах) должны быть обеспечены непрерывное и надежное наблюдение за обстановкой; надежная управляемость судна; тщательное непрерывное счисление пути и точный учет всех факторов, влияющих на движение судна; точное и быстрое определение места судна выбранными способами с необходимой частотой; контроль счисления ограждающими изолиниями; своевременность и точность выполнения всех поворотов и необходимых остановок судна; строгое выполнение установленных правил плавания в районе.

Надежность безопасного плавания в стесненных условиях обеспечивается: правильным опознаванием ориентиров и знаков ограждения (характеристика огня определяется по секундомеру); учетом элементов течения и дрейфа при циркуляции; учетом навигационного запаса глубины под килем (при слабых грунтах—не менее 0,3 м, при плотных—не менее 0,4 м); учетом запаса глубины на ветровое волнение, выбором безопасной скорости хода, при которой сохраняется надежная управляемость судна и одновременно исключается «проседание» судна больше допустимого значения при данной глубине района и образование «спутной» волны.

Плавание на рейде и в гавани вблизи судов и плавдоков, стоящих на якоре и у причалов, должно осуществляться со скоростью, которая установлена Обязательным постановлением по порту или местными правилами и при которой обеспечивается надежная управляемость судна с учетом влияния мелководья и явления присасывания между судами (судном и береговым сооружением).

Встречные суда должны первоначально уклониться таким образом, чтобы их левые борта находились примерно на оси канала. Когда расстояние между ними станет равным примерно трем длинам большего из судов, они должны постепенно уклоняться на необходимое траверзное расстояние, обеспечивающее безопасное расхождение.

Траверзное расстояние между судами при расхождении должно быть равным расстоянию между откосом канала и судном. В этом случае обтекание корпусов обоих судов будет более равномерным, и явление присасывания будет незначительным. Для улучшения управляемости судов в момент расхождения частота вращения движителей на некоторый момент может быть увеличена. Это не вызовет резкого увеличения скорости.

При встречах и обгонах судов в каналах и реках просадка увеличивается более интенсивно, чем в глубокой воде и это необходимо учитывать судоводителю.

Подходя к глубоким выемкам и поворотам канала, где видимость ограничена, необходимо заранее уменьшать скорость, следовать с осторожностью и подавать соответствующий звуковой сигнал предписанный правилом 34 (в) МППСС-72, а также по возможности оповещать другие суда по УКВ-связи о своем подходе к криволинейному участку. Судно необходимо вести ближе к выпуклому берегу.

При сильном ветре безопасность расхождения в некоторых случаях может быть обеспечена только при условии остановки одного из встречающихся судов и смещении его с оси канала.

Проходя мимо стоящих у берега судов, необходимо заблаговременно снижать скорость движения доминимальной.

При плавании по реке большое значение при управлении судном будет иметь течение.

При движении судна на мелководье основное влияние на его инерционно-тормозные характеристики оказывают три фактора: увеличение сопротивления воды, увеличение присоединенных масс и момента инерции, изменение коэффициента влияния корпуса на движитель.

Увеличение сопротивления воды приводит не только к уменьшению инерционности судна, но и к снижению его начальной (установившейся) скорости при одинаковой частоте вращения винта.

Рекомендации сохранять запас глубины под килем при мягких фунтах не менее 0,3 м, а при плотных -не менее 0,4 м могут быть приемлемы только на хорошо обследованных подходных каналах и при условии что скорость будет уменьшена насколько возможно, а маневрирование для расхождения с другими судами сведено к минимуму.

Плавание в узкости и на мелководье

Плавание судна в районе со стесненными условиями должно осуществляться в строгом соответствии с предварительной прокладкой, при этом фактический путь судна должен, как правило, совпадать с линиями рекомендованных курсов и створов, проходить на безопасных расстояниях от всех подводных и надводных опасностей.

При плавании в районе со стесненными условиями (особенно в шхерах) должны быть обеспечены непрерывное и надежное наблюдение за обстановкой; надежная управляемость судна; тщательное непрерывное счисление пути и точный учет всех факторов, влияющих на движение судна; точное и быстрое определение места судна выбранными способами с необходимой частотой; контроль счисления ограждающими изолиниями; своевременность и точность выполнения всех поворотов и необходимых остановок судна; строгое выполнение установленных правил плавания в районе.

Для быстрой ориентировки во время плавания в стесненных условиях рекомендуется иметь непосредственно на ходовом мостике карты с курсами для плавания, ограждающими изолиниями расчетным временем плавания на каждом курсе и другими необходимыми дополнительными сведениями.

Поворот на новый курс в районе со стесненными условиями выполняется особо тщательно с учетом влияния внешних факторов и маневренных элементов судна. Приход судна в начальную точку поворота проверяется обсервациями, продолжительностью плавания на прямолинейном участке пути (по секундомеру), значением секущего пеленга или ограждающей дистанции и плавучими предостерегательными знаками. Новый курс проверяется по показаниям гироскопического и магнитного компасов.

Надежность безопасного плавания в стесненных условиях обеспечивается: правильным опознаванием ориентиров и знаков ограждения (характеристика огня определяется по секундомеру); учетом элементов течения и дрейфа при циркуляции; учетом навигационного запаса глубины под килем (при слабых грунтах—не менее 0,3 м, при плотных—не менее 0,4 м); учетом запаса глубины на ветровое волнение, выбором безопасной скорости хода, при которой сохраняется надежная управляемость судна и одновременно исключается «проседание» судна больше допустимого значения при данной глубине района и образование «спутной» волны.

Практикой установлено, что на мелководье по сравнению с глубокой водой резко ухудшается эксплуатационная устойчивость судна на курсе, повышается рыскливость, заметно ухудшаетсяповоротливость судов.

На мелководье резко уменьшаются углы дрейфа, угловая скорость поворота и соответственно увеличивается радиус установившейся циркуляции при одинаковых углах перекладки руля.

При движении судна на мелководье основное влияние на его инерционно-тормозные характеристики оказывают три фактора: увеличение сопротивления воды, увеличение присоединенных масс и момента инерции, изменение коэффициента влияния корпуса на движитель.

Увеличение сопротивления воды приводит не только к уменьшению инерционности судна, но и к снижению его начальной (установившейся) скорости при одинаковой частоте вращения винта. Рекомендации сохранять запас глубины под килем при мягких грунтах не менее 0,3 м, а при плотных — не менее 0,4 м могут быть приемлемы только на хорошо обследованных подходных каналах и при условии, что скорость будет уменьшена насколько возможно, а маневрирование для расхождения с другими судами сведено к минимуму.







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.30.155 (0.004 с.)