Строевые упражнения и приемы. Общеразвивающие упражнения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Строевые упражнения и приемы. Общеразвивающие упражнения



Строевые упражнения и приемы на Занятиях по гимнастике приме­няются для организованного и целесообразного размещения уча­щихся в зале и на площадке, для воспитания у них чувства ритма, навыков коллективных действий, формирования правильной осан­ки. Строевые упражнения являются частью допризывной подготовки юношей, готовящихся к службе в Вооруженных Силах Союза ССР.

На рис. 25, 26 показаны два основных вида строя — шеренга и колонна с элементами — фланг, интервал, дистанция, направляю­щий, замыкающий. Различные способы передвижения колонн по залу приведены на рис. 27.

 

Учащиеся должны научиться правильно подавать команды при построении группы (рапорт дежурного), при проведении разминки, части занятия по заданию преподавателя. Команды подаются громко и отчетливо. Они подразделяются на предварительные и испол­нительные. Например, «Напра-ВО!». Есть команды только исполнительные, например «СМИРНО!». Предварительная команда подает­ся несколько протяжно, чтобы занимающиеся могли понять, что предстоит сделать и приготовиться к исполнению. Исполнительная команда подается после небольшой паузы, отрывисто и энергично, требовательно. Вместо предварительной команды иногда добавляют слова: «группа», «колонна», «внимание», например «Группа — СМИРНО!».

Общеразвивающими упражнениями называются движения ру­ками, ногами, туловищем и головой, выполняемые в разных направлениях, с различным мышечным напряжением, с разной скоростью и амплитудой. Их цель — подготовка учащихся к овладению более (сложными двигательными действиями. Выполняются общеразви­вающие упражнения без предметов и с предметами (с гантелями, набивными мячами, гирями и штангой, резиновыми амортизаторами, (палками, скакалками, булавами), на различных гимнастических снарядах, а также с взаимной помощью (вдвоем, втроем).

 

28. Общеразвивающие упражнения преимущественно для рук и плечевого пояса

 

29. Общеразвивающие упражнения преимущественно для мышц ног

 

30. Общеразвивающие упражнения преимущественно для мышц туловища

По воздействию на отдельные группы мышц общеразвивающие упражнения подразделяют на следующие: преимущественно для мышц рук и плечевого пояса (рис. 28); преимущественно для мышц ног (рис. 29); преимущественно для мышц туловища (рис. 30); уп­ражнения комплексного воздействия на мышцы всего тела — рук, йог и туловища (рис. 31, 32).

 

 

31. Общеразвивающие упражнения комплексного воздействия на различные группы мышц с эластичным жгутом, на гимнастической стенке и со штангой

 

 

32. Общеразвивающие упражнения комплексного воздействия на различные группы мышц с эластичным жгутом, на гимнастической стенке и со штангой

С помощью комплекса этих упражнений можно увеличить силу мышц, воспитать гибкость, быстроту и другие физические качества. Общеразвнвающие упражнения как эффективное средство фор­мирования правильной осанки. Стремление учащихся иметь пра­вильную и красивую осанку вполне закономерно. Привычка держаться прямо, с гордо поднятой головой и расправленными плечами, прямой спиной и подтянутым животом не только эстетична, но и гигиенична, так как обеспечивает нормальное функционирование внутренних органов. Но одного желания иметь красивую осанку Недостаточно. Нужны систематические занятия, направленные на гармоничное развитие всех частей тела, выполнение специальных общеразвивающих упражнений для воспитания правильной осанки. Даже если ваша осанка недостаточно хороша, регулярное выполне­ние специальных упражнений (их называют корригирующими) позволит исправить имеющиеся недостатки телосложения.

На рис. 33 показаны правильная осанка и различные ее недостатки, а также способы проверки осанки и некоторые эстетически красивые и правильные движения руками. Приводим упражнения Для проверки осанки.

1. Встаньте спиной к стене без плинтуса, чтобы затылок, лопатки, Ягодицы и пятки касались стены. Такое положение тела соответст­вует правильной осанке. Отойдите от стены, выполните несколько движений руками, ногами, туловищем, после чего вновь вернитесь к стене и проверьте положение тела. Пытайтесь, как можно дольше сохранять правильную осанку.

2.Возьмите гимнастическую палку, приложите ее вертикально к спине, так чтобы крестец, грудная часть позвоночника и затылок касались палки. Прочувствуйте и запомните положение тела, ста­райтесь сохранять его по возможности долго.


 

33. Осанка правильная и неправильная (а); способы ее проверки (б); правильное (в, г) и неправильное (д) поднимание рук

 

34. Гимнастические упражнения для формирования осанки и коррекции ее недостатков

3. Встаньте спиной друг к другу (партнер должен быть примерно одинаковой с вами высоты), прочувствуйте свою позу. Отойдя, про­верьте осанку друг друга. Дайте совет партнеру, послушайте его Пожелания по исправлению вашей осанки.

Некоторые упражнения для формирования правильной осанки и красивых движений представлены на рис. 34. Включайте эти уп­ражнения в комплекс ежедневной УГГ.

ВИДЫ ГИМНАСТИКИ

Человек способен выполнить бесчисленное множество различных движений. Потому так многообразны гимнастические упражнения. Однако для решения отдельных педагогических задач в каждом кон­кретном случае применяется ограниченное количество упражнений, пригодных и достаточных для решения задачи. Поэтому в практике возникла необходимость подразделять все многообразие упражне­ний на виды. В табл. 13 представлена классификация видов гимна­стики.

Кратко охарактеризуем виды гимнастики, которые наиболее ши­роко используются в физическом воспитании учащихся средних специальных учебных заведений, в жизненной практике.


 

Направленность Группа Виды
Образовательно-развивающая   Оздоровительная     Спортивная   Базовая гимнастика     Прикладная гимнастика   Гигиеническая гимнастика   Лечебная гимнастика   Массовая гимнастика     Специализированная гимнастика Основная Женская Атлетическая Профессионально-прикладная Военно-прикладная Спортивно-прикладная Утренняя гигиеническая Производственная Ритмическая Корригирующая Реабилитационно-восстановительная Функциональная Спортивная Художественная Спортивная акробатика Спортивная Художественная Спортивная акробатика  

 

Базовая гимнастика

Основная гимнастика — относительно самостоятельный вид гимнас­тики, применяемый в физическом воспитании людей разных возрас­тов для общего физического развития и укрепления их здоровья. Она получила широкое распространение в работе с детьми дошкольного и школьного возраста, с учащимися различных учебных заведений и студентами вузов.

Как средство физического воспитания основная гимнастика дос­тупна всем. На занятиях применяются строевые, общеразвивающие и прикладные упражнения, разнообразные прыжки, упражнения на гимнастических снарядах, простейшие элементы художественной гимнастики и акробатики. Образовательно-развивающее влияние основной гимнастики объясняется воздействием упражнений на все функции человеческого организма, что выражается в повышении работоспособности органов и систем, формировании правильной осанки. Основная гимнастика имеет большое воспитательное и об­разовательное значение, чему способствует четкий порядок и строгая дисциплина на занятиях, хорошее музыкальное сопровожде­ние выполняемых упражнений.

Женская гимнастика — разновидность основной гимнастики, в содержании которой учитываются особенности женского организма, прежде всего функции материнства. В связи с этим многие упраж­нения направлены на укрепление мышц таза, особенно малого таза и тазового дна, брюшного пресса.

В задачи женской гимнастики входит развитие пластики, эсте­тической выразительности движений, чувства ритма и темпа, воспи­тание таких двигательных качеств, как ловкость, гибкость, вынос­ливость, приобретение прикладных навыков. Благодаря занятиям Женской гимнастикой совершенствуется осанка, фигура становится более стройной, улучшается походка. Занятия проводятся, как пра­вило, с музыкальным сопровождением. Целесообразно проводить ИХ 2—3 раза в неделю.

В учебных заведениях, где преобладает женский контингент, учебные занятия женской гимнастикой приобретают важное зна­чение.

Атлетическая гимнастика — это система физических упражне­ний, направленная на воспитание силы, формирование внешних форм мужского тела и всестороннюю физическую подготовленность подробнее об атлетической гимнастике.

Прикладная гимнастика

Профессионально-прикладная гимнастика — составная часть ШПФП, направленная на общее физическое развитие занимающих­ся, совершенствование их двигательных способностей, от которых и значительной степени зависит успех в овладении избранной про­фессией, а в последующем — и высокопроизводительный труд (см.гл. VI).

Военно-прикладная гимнастика применяется при боевой подго­товке военнослужащих всех родов войск, так как с помощью ее уп­ражнений воспитываются физические и моральные качества защит­ников Родины. Упражнения военно-прикладной гимнастики вхо­дит в содержание военно-спортивного комплекса.

В средних специальных учебных заведениях в процессе учебной [работы по физическому воспитанию военно-прикладная гимнастика используется для всесторонней физической подготовки юношей — допризывников и призывников — к предстоящей службе в Воору­женных Силах.

Спортивно-прикладная гимнастика является частью общей и специальной физической подготовки в различных видах спорта. Из­бирательно воздействуя на функции различных органов и систем, гимнастические упражнения позволяют ускорить рост спортивных результатов. Так, в видах спорта, где движения связаны с вра­щениями тела (фигурное катание, прыжки в воду, борьба и др.), широко применяются акробатические упражнения. В видах спорта, где повышенные нагрузки предъявляются к органам дыхания и кровообращения (например, легкая атлетика, лыжные гонки, плава­ние), большое место занимают общеразвивающие гимнастические упражнения, различные прыжки со скакалкой.

Разнообразные гимнастические упражнения применяются спорт­сменами ряда видов спорта для воспитания необходимых физиче­ских качеств—силы, ловкости, гибкости и др. Учитываются особен­ности вида. Например, фигуристы и прыгуны в воду отдают пред­почтение гимнастическим упражнениям четкого стиля, а пловцы, легкоатлеты — свободным маховым движениям.

Упражнения спортивно-прикладной гимнастики включаются в комплексы УГГ, УСГ и в разминку на учебно-тренировочных за­нятиях.

Гигиеническая гимнастика

Гигиеническая гимнастика является доступным средством оздоров­ления и физического воспитания людей, источником силы, бодрости и жизнерадостности. Ею можно заниматься в группах, как это де­лается в общежитиях большинства средних специальных учебных заведений, и индивидуально. Занятия можно проводить не только утром, но и днем (через 1,5—2 ч после приема пищи) или вечером (за 1—2 ч перед сном). Можно рекомендовать для этого комплексы общеразвивающих упражнений, передаваемые по радио или телевиде­нию. Однако этих упражнений недостаточно для молодых людей, систематически занимающихся спортом. Утренняя гигиеническая гимнастика — важнейший вид гигиенической гимнастики.

Производственная гимнастика — использование физических уп­ражнений в режиме рабочего дня с целью повышения профессио­нальной работоспособности, снятия утомления, профилактики про­фессиональных заболеваний. Основные формы занятий производ­ственной гимнастикой: вводная гимнастика, физкультурная пауза, физкультминутка, микропауза. В средних специальных учебных заведениях наиболее широко применяются физкультурные паузы, о которых мы расскажем ниже.

Ритмическая гимнастика — это разновидность гимнастики оздо­ровительной направленности, основным содержанием которой яв­ляются общеразвивающие упражнения, бег, прыжки и танцеваль­ные элементы, исполняемые под эмоционально-ритмичную музыку преимущественно поточным методом. В учебных заведениях, осо­бенно там, где преобладает женский контингент, ритмическая гим­настика получила широкое развитие, поэтому мы более подробно остановимся на ее содержании и средствах, приведем примерный комплекс упражнений ритмической гимнастики.

Лечебная гимнастика

В эту группу входят корригирующая гимнастика, реабилитационно-восстановительная и функциональная.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 107; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.109.30 (0.013 с.)