Обучение движениям. Формирование двигательных умений. Совершенствование двигательных навыков 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Обучение движениям. Формирование двигательных умений. Совершенствование двигательных навыков



Трудовая и спортивная деятельность может быть успешной, если человек обладает необходимыми двигательными умениями и навы­ками. Способность человека выполнять движения и управлять ими называется двигательными умениями. Двигательные умения при­обретаются человеком на основе знаний о движении, предваритель­ного двигательного опыта, его общей физической подготовленности. Обучение новому движению требует на начальном этапе повы­шенной концентрации внимания, сознательного управления дви­жениями отдельных частей тела. Вспомните велосипедиста-нович­ка, все внимание которого сосредоточено на правильном держании руля.

В процессе повторений двигательные действия становятся привычными, координированными, выполняются легко и непринужденно. Умения переходят в двигательные навыки. Движения выпол­няются как бы автоматически, без направленной концентрации внимания на их деталях. Велосипедист, например, освоив навык езды, во время движения может разговаривать, осматривать окружающую местность.

На учебно-тренировочных занятиях вы изучаете технику выполнения отдельных движений, комплексов и комбинаций физиче­ских упражнений. Знание основных закономерностей формирова­ния двигательных умений, совершенствование двигательных дей­ствий существенно ускоряет овладение новыми движениями, делает приобретенные навыки более прочными.

Процесс овладения новым движением проходит три этапа: 1) оз­накомление с новым движением; 2) формирование двигательного умения; 3) совершенствование двигательного навыка.

На этапе ознакомления создается общее представление о новом движений, которое предстоит освоить. Занимающиеся слушают объяснение преподавателя (тренера), просматривают показ упражнения, кинограмму, учебный фильм, изучают плакаты, после чего делают первую попытку выполнить новое упражнение в общих чертах. При этом используют различные способы опробования упражнений: целостный, по частям или выполняя подводящие упражнения, т. е. осваивая основы техники движений.

На этапе формирования двигательного умения путем многократных повторений и исправления возникающих ошибок движение доводят до относительно совершенной формы, необходимой детализации. Широко применяют на этом этапе целостный способ выполнения упражнения с избирательной отработкой отдельных де­талей.

На этапе совершенствования- двигательного навыка движение от­рабатывается в реальных и даже усложненных условиях. Этап отличается длительностью: пока спортсмен тренируется и высту­пает в соревнованиях, он должен совершенствовать освоенные дви­гательные навыки своего вида спорта.

В процессе обучения движениям, совершенствования двигатель­ных навыков следует руководствоваться общепедагогическими, ди­дактическими принципами: сознательности, активности, наглядно­сти, доступности, систематичности и прочности.

Применительно к физическому воспитанию принципы сознатель­ ности и активности выражаются в том, насколько осознанно отно­сится спортсмен к тренировочному процессу. Понимание задач тре­нировки, активное выполнение заданий и упражнений ускоряют обучение, повышают эффективность тренировочных занятий, позво­ляют творчески использовать приобретенные теоретические знания, умения и двигательные навыки в последующей спортивной деятельности. Личная заинтересованность, осмысленное отношение к за­нятиям, сознательный анализ выполненных упражнений особенно необходимы при самостоятельных занятиях.

Принцип наглядности. Через наглядность учащиеся восприни­мают изучаемое движение, как бы программируют его в своем со­знании. Наблюдать можно за движением, показанным тренером, другим спортсменом. Это непосредственная наглядность. При опосредованной наглядности изучаются кинограммы, рисунки, схемы и т. п. Например, с помощью видеомагнитофона можно записать, а потом просмотреть на экране только что выполненное упражнение, выявить и проанализировать свои ошибки. Современные техниче­ские средства позволяют увидеть выполненное упражнение в за­медленном темпе. Наглядное восприятие большей частью является начальным звеном познания и изучения движения.

Принцип доступности обучения означает, что физические уп­ражнения должны быть доступными для выполнения, объем и ин­тенсивность применяемых нагрузок должны соответствовать силам и возможностям занимающихся. Физические упражнения изуча­ются и закрепляются с соблюдением правил «от простого к сложно­му», «от легкого к трудному», «от известного к неизвестному».

Принцип систематичности заключается в регулярности за­нятий, в рациональном, системном чередовании нагрузок и отдыха. Регулярные и оптимально продолжительные занятия дают больший эффект, чем эпизодические. Перерывы в занятиях, особенно неоп­равданно большие, вызывают угасание некоторых навыков, сни­жают уровень физических качеств.

Принцип прочности предполагает, что знания, умения и навыки, освоенные на учебных и тренировочных занятиях, необходимо до­водить до устойчивого, прочно закрепленного состояния. Это тре­бование имеет тесную связь с принципом систематичности: для того, чтобы усвоить прочно, надо повторять упражнения систематически. Плохо закрепленные навыки легко разрушаются.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-09-25; просмотров: 60; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.29.145 (0.004 с.)