Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Политическая культура и гражданственность деятелей Русской Православной Церкви в военный период как предмет патриотического воспитания казачьей молодежиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В контексте обсуждаемой проблематики считаем целесообразнымосвещение одной из важнейших тем церковно-государственных отношений в эпоху советского времени, а именно переломного момента во взаимоотношениях Церкви и советского правительства, наступившего В репрессивный период гонений на Церковь, предшествовавший началу Великой Отечественной войны, государство, наряду с материальными, несло колоссальные морально-нравственные потери: происходила не только физическая расправа и уголовное преследование подвижников благочестия и духовенства, но и уничтожение сокровищницы отечественной культуры – изделий церковного искусства, иконописи, архитектуры, религиозной литературы, что способствовало снижению общего духовно-культурного уровня населения. К 1939 году епископат Русской Православной Церкви составили всего четверо представителей: митрополит Московский Сергий (Страгородский), митрополит В годы Великой Отечественной войны Церковь, как и всегда, в кризисные периоды отечественной истории, находилась в авангарде народно-освободительной борьбы и от лица своих архипастырей взывала к патриотическим чувствам власти и население страны. Знаменателен тот факт, что уже 22 июня 1941 года, в первый же день произошедшей катастрофы, когда Русская Православная Церковь праздновала день Всех святых на земле Российской просиявших, Патриарший Местоблюститель митрополит С самого начала Великой Отечественной войны митрополит Сергий ясно сознавал, что Русская Православная Церковь должна быть вместе с народом, благословляя мужественных, поддерживая растерянных и упавших духом. Именно эта тональность прозвучала в составленном им послании Церкви «К пастырям и пасомым». Владыка проявил самое активное участие в патриотической деятельности Церкви, сумев фактически сохранить церковное единство в Советском Союзе, восстановить Итак, уже первые дни 1943 года были ознаменованы существенными преобразовательными тенденциями в отношении советского правительства Исторические факты свидетельствуют о кардинальных изменениях в политической культуре высшего руководства советского государства по отношению к Церкви: Главнокомандующим незамедлительно было дано поручение Г.Г. Карпову оказать помощь в сборе епископов, для чего следовало привлечь авиацию и другой транспорт. Документально засвидетельствовано, что вся необходимая работа в указанном направлении активно выполнялась, и открытие Собора могло осуществиться уже в кратчайшие сроки. Для восстановления церковной жизни данное событие оказалось судьбоносным и весьма конструктивным: открытие Поместного собора было назначено на 8 сентября. Патриарший местоблюститель Сергий добился положительного решения вопроса о подготовке кадров священнослужителей, поднял вопрос об издании ежемесячного церковного журнала, открытии новых приходов. Позитивный результат принесло обсуждение острой темы освобождения архиереев и духовенства из ссылок, лагерей и тюрем, а также о предоставлении возможности священнослужения и свободного передвижения по стране клирикам, отбывшим наказания в местах лишения свободы [13, с. 188-189]. Собором епископов Русской Православной Церкви Патриарший Местоблюститель митрополит Сергий 8 сентября 1943 года был избран Патриархом Московским и всея Руси. Уже в качестве Первоиерарха Сергий (Страгородский) усилил Характеризуя общую направленность журналов Московской Патриархии военного периода, следует акцентировать внимание на их патриотической тематике как центральной в содержании этих изданий. В них опубликовано много статей, в которых раскрывается именно патриотическая традиция и консолидирующая роль Русской Православной Церкви на протяжении всей отечественной истории. В многочисленных сообщениях военных лет повествуется о том, как церковные приходы осуществляют помощь раненым и инвалидам войны, как прихожане безвозмездно работают санитарами, добровольно проводят дежурство в больницах. Есть информация о том, что осуществлялась и культурная программа для поддержки морального духа пострадавших воинов: посещали больницы даже церковные хоры, которые исполняли произведения не только духовного содержания, но и программы из советских песен [5]. Выдающуюся духовно – патриотическую, нравственно – воспитательную, пастырскую и социально – культурную роль в описываемый период сыграл архиепископ Ленинградский Алексий (Симанский), которому правительством было разрешено остаться в осажденном Ленинграде для поддержания морального духа населения. Еще летом 1941 года в своих проповедях Владыка Алексий призывал православных верующих жертвовать все возможное для спасения Родины.С первых дней войны он, как и митрополит Сергий, начал осуществлять церковные сборы денежных средств на оборону страны. В своих патриотических воззваниях Владыка не раз прибегал к историческим параллелям, которые оказывали мобилизующее психологическое воздействие на паству. Так, в своей пасхальной проповеди 9 апреля 1942 года он указал на то, что именно в этот день семьсот лет назад благоверный князь Александр Невский одержал победу над тевтонскими рыцарями на льду Чудского озера и спас Новгород, то есть северо-запад России от немецкого нашествия [1]. Символическими фактами биографии Владыки Алексия могут служить военно-патриотические аспекты его пастырского и социокультурного служения еще в ранней молодости: во время учебы на юридическом факультете военной тематике был посвящен его диплом, который он выполнял под руководством известного русского религиозного философа, князя С.Н. Трубецкого, Во время Первой мировой войны он был архиепископом Новгородским; в период Великой Отечественной войны Владыка провел в осажденном Ленинграде все девятьсот дней блокады. Уже 26 июля 1941 года митрополит Алексий обратился к верующим с посланием «Церковь зовет к защите Родины», а 10 августа произнес пламенное патриотическое Слово на эту же тему. «Мы верим, — говорил он, — что и теперь великий предстатель за землю Русскую преподобный Сергий Радонежский простирает свою помощь и благословение русским воинам. И эта вера дает нам неиссякаемые силы для упорной и неустанной борьбы...» [8, с. 345]. Архипастырский подвиг самого митрополита Алексия, разделившего со своей паствой все тяготы блокадного периода, стал образцом высоты христианского духа, самообладания и непоколебимой веры. Весь период блокады Ленинграда Владыка совершал Литургию, поддерживал прихожан, каждый вечер служил молебен святителю Николаю Чудотворцу.
Медаль «За оборону Ленинграда»
При вступлении митрополита Алексия в должность Местоблюстителя Патриаршего престола после кончины Патриарха Сергия, им была послана телеграмма Сталину, в которой выражалась готовность Церкви продолжать служение на благо страны. В своей ответной телеграмме от 24 октября 1944 года Сталин выразил благодарность Алексию Симанскому за его активную патриотическую деятельность и столь необходимые в военные годы пожертвования на сирот войны. Вскоре после избрания Патриархом Московским и всея Руси, 10 апреля 1945 года, Святейший был принят Сталиным. На этой встрече присутствовал министр иностранных дел Молотов, а Патриарха Алексия I сопровождал митрополит Николай Крутицкий, возглавлявший Отдел внешних церковных связей Русской Православной Церкви. Как следует из документов встречи, на ней обсуждались вопросы защиты интересов советского государства в международном церковном движении.Отмечая весомый вклад представителей Русской Православной Церкви в повышение уровня государственно – политической культуры, социально – патриотическое служение, а также в развитие гуманистического направления естественнонаучного знания, необходимо выделить личность выдающегося врача и богослова ХХ столетия, доктора медицинских наук, профессора, архиепископа Луку Крымского (Валентин Феликсович Войно – Ясенецкий, 1877-1961), о котором упоминалось выше. Еще раз напомним, что в послеоктябрьский период, в условиях арестов и ссылок, ученый сохранил верность отечественной духовной традиции. В монашеском звании священник-хирург получил имя апостола-евангелиста, врача и иконописца Луки. Заключенный епископ, профессор медицины, в условиях тюремного заключения написавший выдающийся научный труд «Очерки гнойной хирургии» и книгу «О поздних резекциях при инфицированных ранениях больших суставов», получил за них Сталинскую премию Первой степени (1946). Эти работы были переведены на несколько европейских языков и изданы, в частности, в Лондоне. Работа ссыльного Владыки в госпиталях также была отмечена грамотой Западно – Сибирского военного округа, а по окончании войны он был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.».
Говоря о подвиге и самоотверженности святителя-хирурга в годы войны, следует подчеркнуть, что епископ Лука – и как врач, и как христианин – всегда шел наиболее трудным путем: он отбирал для лечения больных и раненых с самыми тяжелыми поражениями. По воспоминаниям красноярского врача-рентгенолога В.А. Клюге, хирург Войно – Ясенецкий специально посылал его и других молодых врачей госпиталя 15 – 15 на железнодорожный дебаркадер, где разгружали санитарные поезда, с указанием разыскивать раненых с гнойными, осложненными поражениями тазобедренных суставов - именно тех, кого большинство хирургов считало обреченными. В отчетах госпиталя 15 – 15 имеются свидетельства об излечении таких «безнадежных» раненых. Также напомним о важнейшем подходе хирурга Войно-Ясенецкого –его принципе «человеческой хирургии»: «С каждым раненым он как бы вступал в личные отношения, помнил каждого в лицо, знал фамилию, держал в памяти все подробности операции и послеоперационного периода. Ныне стали широко известны слова Владыки Луки: «Для хирурга не должно быть «случая», а только живой страдающий человек» [6, с. 151]. Такая позиция, с нашей точки зрения, должна служить в качестве эталона врачебной и психологической этики для современных специалистов. Духовно – нравственный и гражданский подвиг святителя Луки Войно-Ясенецкого в годы Великой Отечественной войны был достойно оценен Священным Синодом при Местоблюстителе Патриаршего престола митрополите Сергии (Страгородском), который приравнял лечение раненых к доблестному архиерейскому служению и возвел владыку в сан архиепископа. В заключение краткого обзора темы, посвященной политической культуре и патриотической деятельности иерархов Русской Православной Церкви в период Великой Отечественной войны, подчеркнем личностный вклад духовных лидеров, выступивших в качестве патриотической и моральной мобилизующей силы в деле консолидации общества, укрепления национальных религиозных традиций и сохранения государственной целостности. Считаем правомерным называть 70-летнийюбилей позитивного перелома в отношениях Церкви и советского государства значимым индикатором конструктивного взаимодействия духовно – патриотических, политических и гражданских сил современной России. Обращение к данным фактам может придать дополнительный импульс патриотическому воспитанию детей и юношества и российского общества в целом.
Использованные материалы: 1. Алексий I, Патриарх Московский и всея Руси. Слова, речи, послания, обращения, доклады, статьи. М., 1948, 1954, 1958. Т. 1-3. 2. Документы Русской Православной Церкви периода Великой Отечественной войны. http://www.sedmitza.ru/text/439888.html 3. Журнал Московской Патриархии. 1943. Сентябрь. №1. 4. Журнал Московской Патриархии. 1943. Декабрь. №4. 5. Журнал Московской Патриархии. 1944 год. №1. 6. Лука Крымский (Войно – Ясенецкий), святитель. «Я полюбил страдание…». Автобиография. – М., 2003. 7. Мысли русских Патриархов от начала до наших дней. М.: Издательство «Ковчег», 2007. 8. Там же. 9. Там же. 10. Письмо митрополита Алексия И.В. Сталину // Журнал Московской Патриархии. 1944. Октябрь. №10. 11. Поповский М. Жизнь и житие Войно-Ясенецкого, архиепископа и хирурга. – Париж, 1979. 12. Поспеловский Д.В. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М.: Изд-во «Республика», 1995. 13. Там же.
4.4. Детерминанты семейного воспитания казачества и образовательной системы кадетских корпусов. Семья в казачьей культуре воспитания всегда играла основную роль в жизни человека, предопределяла становление и формирование его субъектности, являлась транслятором основополагающих духовно-нравственных ценностей.Именно благодаря гармоничному семейному воспитанию осуществлялась связь и взаимодействие индивида, общества и государства. Казачка Это неустанная труженица, смело и энергично принимающая на себя все труды мужчины, когда он находится на военной службе. Казачки могли пахать, сеять, косить, молотить. Иногда казак от длительной военной службы мог деморализоваться, отойти на время от выполнения своих прямых функций, но казачка в земледельческой семье всегда оставалась деятельной героиней. Казачок Трехлетние казачата уже сами ездили верхом по двору, а в 5 лет уже скакали, отводя лошадь в табун. Еще с детства, слушая рассказы дедов о войне, казачок готовится к службе - и морально, и физически. До 17 воспитание казака велось в военном духе. Успех в казачьих победах заключался в том, что и отец, и мать, и дед любовно снаряжали сына на военную службу. Они говорили ему о чести быть воином, внушали быть храбрым. Сложена прекрасная песня о проводах казака на службу: «…Мы послужили Государю, Теперь тебе черед служить, Ну, поцелуй же женку Варю, И Бог тебя благословит! И да пошлет тебе он силы, Долг службы свято соблюдать, Служить, как мы Царю служили, И славу рода поддержать. Иди туда, куда укажут, Господь, начальство и черед, Когда же в бой лететь прикажут, Благословясь ступай вперед! Но не в бою, ни перед боем Ты не бранися, не ругай, Будь христианин и перед боем Крестом себя ты осеняй… …Исправен будь! И старших слушай, Найди товарища себе. Живите с ним душа вы в душу, Клянитесь выручить в беде». Смелость, находчивость, выносливость, стойкость, и строгое соблюдение дисциплины - качества присущие казакам. Будущий атаман
Казачья свадьба Свадьбы сопровождались не только всеобщим весельем, но и серьезными испытаниями сноровки и трудолюбия молодых. При этом свадебные действа имели четкий сценарный характер, согласно которому каждому участнику отводилась определенная роль. Именно это объясняет тот факт, что свадьбы в казачьей среде практически всегда обходились без эксцессов, конфликтов.Специфика жизнедеятельности кубанского казачества предопределяла дальнейшее социальное назначение мальчиков и девочек казачьего социума. С одной стороны, это ограничивало так называемый социальный выбор ребенка, с другой – делало систему воспитания целенаправленной, конкретной по форме и содержанию. Кроме того, патриархальный стиль жизниопределял внутрисемейную иерархию, что обусловливало главенство мужчины-казака и безусловный авторитет старших, о чем было упомянуто выше. Воспитательное воздействие в семьях четко соотносилось с возрастными особенностями детей.Неотъемлемой частью воспитания в семье, наряду с физическим совершенствованием, было формирование патриотических чувств и гражданской ответственности. Любовь к Родине пронизывала все бытование казачества, отражалась в устном народном творчестве, заповедях, кодексе чести, военной присяге и воинской обрядности, типичными формами которой являлись проводы и встреча казаков со службы.Таким образом, кубанская казачья семья прививала молодому поколению необходимый поведенческий кодекс, формируя определенный тип воина, физически и социально адаптированный к военно-пограничным условиям жизни многонационального региона Северного Кавказа. Выступление донских казаков
Проводы казака на службу В хуторе Каныгин Усть-Донецкого района был записан такой текст: «Раньшы ленты привязывали. Кагда в армию праважали, знамя брали, цвитами украшали [новобранца]. Я кагда первава внука праважала, гаварю: «Давай, мы тибе лентами пиривяжем». А он: «Баба, да ты что!» Были ленты краснаи, да так красивей жы и хватаграхвировали все» [6]. Лента – широко используемый в восточнославянской традиции предмет, «элемент украшения, выделяющий лиц по их половозрастному статусу и обрядовой роли и маркирующий ритуальные предметы-символы» [8, т. 3]. Традиционные кулачные бои казаков В ст. Раздорской «сражались баски с гарадком, а затем баски сражались с балкай. Правил обычна не была, но знаю, был закон: «Лижачива ни бить» [5]. Участвовали в «кулáчках» люди разного возраста. Очевидно, были приняты какие-то возрастные ограничения: «В основном уже мужчины. Малалетак ни брали. Малолетки — где-та 14-15, эта до 16 лет. И болия старшые пакаление, стариков нет, ну а астальныи ризвились» [6]. Однако ритуальное начало боя показывает, что это действие, в которое вовлекалось все мужское население, в том числе и мальчики: «Ну вот, выходять, стаять радители и дитей затрагивають: «Пойди-ка, дай иму», а тот уже больна сделал, начинають заступаться, пабольших падсылають. А патом ужо и до старых доходить» [6].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 675; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.12.0 (0.023 с.) |