Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Институт социально-гуманитарных технологий↑ Стр 1 из 34Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Институт социально-гуманитарных технологий Кафедра «Педагогика и психология»
УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ И КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
Москва – 2014
УДК: 008 (075.4) Обсуждена и одобрен на заседании кафедры «Педагогика и психология» ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» (протокол № ______ от 2014г.).
Утвержден на заседании Совета Института социально-гуманитарных технологий Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (протокол № от____ 2014г.).
Автор: Шафажинская, Наталья Евгеньевна – доктор культурологии, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология». Рецензенты:
Богданов, Евгений Николаевич – доктор психологических наук, профессор; Сапунов Борис Михайлович – доктор философских наук, профессор
Ф.И.О. Шафажинская, Наталья Евгеньевна Духовно-нравственные основы и культура российского казачества: Учебно – методический комплекс дисциплины (УМКД). – М.: МГУТУ имени К.Г. Разумовского, 2014. – 301 с. УМКД «Духовные основы и культура казачества» для студентов всех специальностей и форм обучения составлен в соответствии с Федеральными государственными требованиями Минобрнауки РФ.
© ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления» имени 109004, Москва, Земляной вал, 73
©Ф.И.О. Шафажинская Н.Е. Содержание Пояснительная записка …………………………………………………………..4
1. Цели и задачи изучения дисциплины.. 5 2. Место дисциплины в структуре ООП подготовки аспирантов…………….6 3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение 4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества»…………………………………………………. …………………..9 5. Структура и содержание дисциплины "Духовно-нравственные основы и культура российского казачества" …………………………………………….13 6. Образовательные технологии ………………………………………………..19 7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации освоения дисциплины ……………………………….. 20 8.Самостоятельная работа аспиранта: задания и методические рекомендации к их выполнению 25 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 29 9.1. Основная литература. 29 9.2. Дополнительная литература. 30 9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 36 10. Материально-техническое обеспечение. 39 11. Лист согласования. 40 ПРИЛОЖЕНИЕ: 1. Лекционный курс по дисциплине…………………………………………... 41 2. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года……………………………291 3. РЕЗОЛЮЦИЯ круглого стола «Взаимодействие Русской Православной Церкви и казачества в России и за рубежом» ……………………………….299
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Учебный курс «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества» является специальной учебной дисциплиной, разработанной на основании положений Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Целесообразность и обоснованность разработки данного курса обусловлена также и тем, что ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ Цель: репрезентация казачества как самобытного духовно-религиозного, исторического, социального, культурно-эстетического и этнопсихологического феномена. Основными концептуальными положениями предлагаемого учебного курса являются:
1) формирование понятийного аппарата дисциплины; 2) изучение различных концепций генезиса и становления духовной культуры казачества; 3) ознакомление с православными основами культуры российского казачества; 4) освоение теоретических, практических и организационных основ культуры российского казачества в контексте его роли в современном социуме и государственно-политической системе; 5) формирование общих знаний студентов об основных закономерностях культурно-исторического развития военно-патриотической культуры казачества и ее выдающихся представителях; 6) изучение семейных и образовательных традиций в культуре казачества;
МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ЗАВЕРШИВШИХ ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Студенты, завершившие изучение курса дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества», должны: · иметь представление об основных понятиях и культурно-исторических концепциях происхождения и этнокультуре казачества; · ознакомиться со спецификой традиционного уклада, характеристиками ментальности и этнопсихологии казачества; · ориентироваться в основах православия как базовой составляющей казачьей культуры; Студенты должны знать: Ø историко-культурные этапы становления и развития этнопсихологии и этнокультуры казачества; Ø теоретико - методологические принципы культурно – исторического подхода к исследованию особенностей этнопсихологического, духовного и культурного развития казачества и его традиций; Ø содержание понятий «культура», «история», «мировоззрение», «этнокультура», «этнопсихология», «культурно-историческая ментальность», их взаимосвязь в контексте формирования и развития национального самосознания казачьей народности; Ø культурно - исторические факторы, оказывающие влияние на развитие личности и психики человека в конкретных геополитических, идеологических и духовно-религиозных обстоятельствах развития; Ø основные культурно-исторические механизмы развития личности и миропонимания казака в онтогенезе, процессах обучения, воспитания, межличностного и межкультурного взаимодействия; Ø выдающихся представителей духовной, воинской, научной и культурной элиты казачества, видных деятелей искусства, литературы, образования, творческой интеллигенции из казачьих родов.
Студенты должны уметь: v выполнять самостоятельные научно-практические задания, предусмотренные программой дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества»; v свободно и адекватно использовать специальные термины; v ориентироваться в различных видах и формах проявления казачьей культуры; v эффективно применять методы работы с научной литературой по культурологической, исторической, культурно – исторической, v применять конструктивные методы и методики, адекватные целям и задачам культурно – исторических и культурно – психологических исследований по проблематике культуры казачества; v участвовать в культурных мероприятиях, научных форумах и конференциях, требующих компетентного владения информацией о культуре, традициях, воинском служении и актуальных проблемах казачества. Студенты должны демонстрировать: ü самостоятельно изучать, понимать, интерпретировать научную и методическую литературу по проблематике истории и культуры казачества; ü эффективные психотехнические приемы педагогических коммуникаций в ходе дискуссий и презентаций; ü владение навыками межкультурной коммуникации; ü конструктивное использование инновационных методов развивающего обучения и воспитания субъектов разных возрастных групп; владение приемами решения возможных конфликтов в ходе образовательного и воспитательного процессов; ü применение системы этических, художественно-эстетических и общекультурных подходов к выполнению любых психолого-педагогических и культурных мероприятий, посвященных проблеме казачества; ü реализацию авторского подхода при реализации проектных заданий. 4. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ Студент должен владеть общекультурными компетенциями (ОК): способностью и готовностью к: - совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1); - активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3); - свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4); - использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-5); - адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7); - позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8); - использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10); - оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11); профессиональными компетенциями (ПК): в научно-исследовательской деятельности: способностью и готовностью к: - способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1); - определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5); - модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6); - планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7); - профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9); - сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психо-логии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12); подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13); - подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14); - планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований (ПК-15); практической деятельности: способностью и готовностью к:
в педагогической деятельности: способностью и готовностью к: - участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам: исторической психологии, культурной,, культурно – исторической психологии (ПК-26); - проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27); - подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28); обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров - участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31); - просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32);
5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание разделов дисциплины:
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Для эффективного освоения дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества» применяются такие продуктивные образовательные технологии, как: дискуссии, метод культурно-исторических проектов, проблемные лекции, сакратическая беседа, самостоятельная работа студентов с элементами эмпирического научного исследования. При проведении занятий используются интерактивные форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
К модулю 1. Применяются следующие образовательные технологии: метод малых групп, дискуссии, метод проектов, лекции, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий используются интерактивные формы занятий в сочетании с внеаудиторной работой и выездными занятиями.
Вопросы для собеседования: 1. Определение казачества. Основные этнопсихологические и этнокультурные характеристики. 2. Современные исследования казачества. 3. Генезис культурно-исторической ментальности казачества. 4. Драматические периоды в эволюции казачества: причины и факторы. 5. Культурно-историческая природа традиционной культуры. 6. Духовные основы казачьей культуры. 7. Значение Русской Православной Церкви в становлении традиционной культуры российского казачества. Проектные задания к модулю 1: 1. Дать несколько определений казачества и предложить собственную интерпретацию. 2. Сопоставить различные концепции происхождения казачества и обосновать собственный выбор.. 3. Создать презентации к теме «Духовные основы культуры казачества. Святые из казачьих родов». Проектные задания к модулю 2: 1. Духовные покровители казаков: презентация разработанной темы. 2. Роль казачества в процесс возрождения православной культуры в России в конце ХХ-начале ХХI вв. 3. Перспективы развития культуры казачества в современной России: предложить собственный проект.
К модулю 3. Применяются следующие образовательные технологии: Метод малых групп, дискуссии, метод проектов, лекции, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий используются активные и интерактивные формы занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Лекция 1. Патриотическое служение казачества и современность. Подходы и решения.
Семинар 1. Представители воинской элиты казачества в истории России. Семинар 2. Казачество в Отечественной войне 1812 года. Вопросы для собеседования: 1. Личностный вклад казачества в героические страницы русской славы. 2. Праавославные традиции русского воинства.. 3. Донское, Кубанское, Сибирское казачество: историко-культурные особенности. Проектные задания к модулю 3: 1. Составить презентацию о героических подвигах казачества в военных кампаниях разных эпох. 2. Трагедия и казачества в советский период: причины и обстоятельства исторических событий. 3. Генерад Дмитрий Карбышев: летопись подвига в приоритетах современной эпохи.
К модулю 4. Применяются следующие образовательные технологии: Метод малых групп, дискуссии, метод проектов, самостоятельная работа студентов. При проведении занятий используются интерактивные форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой. Семинар 1. Ценности и основания образовательной культуры казачества. Семинар 2. Традиции семейного уклада, взаимоотношения и воспитание детей в казачьей культуре. Дискуссия: Специфика и перспективы непрерывного образования казаков в системе кадетских корпусов и высшего профессионального образования.. Вопросы для собеседования: 1. Семейный уклад в культуре казачества. 2. Авторитет старших в казачьей семье. 4. Роль Церкви в психологическом и культурном развитии казака. 5. М.В. Ломоносов в ценностях образовательной культуры казачества. Проектные задания к модулю 4: 1. Предложить собственную модель образовательной системы, основанной на традиционных ценностях казачества. 3. МГУ ТУ имени К.Г. Разумовского – первый казачий университет в России: перспективы развития (предложить свой проект с обоснованием и методами реализации). Проектные задания к модулю 5: 1. Межкультурные коммуникации российского казачества: зарубежный опыт. 3. Конный поход Москва-Париж: возрождение культурных связей и сотрудничества. Проектные задания к модулю 6: 1. Современные проблемы казачества: возможности решения. 2. Казачество и Церковь в современной России: перспективы сотрудничества и духовного окормления. Проектные задания к модулю 7. 1. Казачество в художественной культуре и искусстве: иллюстрации разных эпох. 2. Герои казачества в литературных произведениях: «за» и «против». 3. Духовная культура казачества. Музыкальные и художественные феномены. Вопросы к зачетным проектам 1. Концепции происхождения казачества. 4. Специфика этнопсихологии и этнокультуры. 7. Традиции святости в воинской и патриотической культуре азачества. 13. Православная вера в жизни казака. 23. Художественная литература о казачестве. 25. Наука и просвещение в традициях казачества. 27. Возможности межкультурного взаимодействия и защиты общественного порядка. Оценка работы студентов в течение семестра 1. Подготовка к семинарским занятиям и результаты собеседования (20 баллов max). 2. Выполнение проектного задания: 2*15 баллов (max) = 30 баллов (max). 3. Тест рубежного контроля: 2 теста *15 баллов (max)=30 баллов (max). 4. Эссе: 2 *10 баллов (max) = 20 баллов (max).
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА: ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ Темы рефератов или эссе 1. Концепции происхождения казачества. 4. Специфика этнопсихологии и этнокультуры. 7. Традиции святости в воинской и патриотической культуре азачества. 13. Православная вера в жизни казака. 23. Художественная литература о казачестве. 25. Наука и просвещение в традициях казачества. 27. Возможности межкультурного взаимодействия и защиты общественного порядка. Методические рекомендации по выполнению проектных заданий Изучение курса дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура россий1ского казачества» в соответствии с учебным планом предполагает выполнение студентами проектного задания (контрольной работы), а также подготовку докладов к семинарским занятиям. Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию диссертационного исследования. Цель ее написания – углубленное, самостоятельное изучение учащимися проблем теории и практики конкретного предмета при осуществлении контроля результатов этой работы со стороны преподавателя. Контрольная работа должна иметь объем 20–25 страниц печатного текста, 14 кегль, интервал 1,5. Текст располагается на одной стороне листа с полями, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются сведения об авторе, специальности (19.00.07 – Педагогическая психология) и группе, а также ученая степень, звание, инициалы и фамилия преподавателя. Тему контрольной работы аспирант выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем в соответствии с собственными профессиональными и научными интересами, а также возможностями глубокого ее изучения при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли научного руководителя выполняемой студентом контрольной работы. В отдельных случаях учащемуся предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем. После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. Содержание ко
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.019 с.) |