Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институт социально-гуманитарных технологий

Поиск

Институт социально-гуманитарных технологий

Кафедра «Педагогика и психология»

 

УЧЕБНО – МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ДИСЦИПЛИНЫ

 

«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ И КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА»


(Для студентов всех специальностей и всех форм обучения)

 

Москва – 2014

 

УДК: 008 (075.4)

Обсуждена и одобрен на заседании кафедры

«Педагогика и психология» ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени К.Г. Разумовского» (протокол № ______ от 2014г.).

 

Утвержден на заседании Совета Института социально-гуманитарных технологий Московского государственного университета технологий и управления имени К.Г. Разумовского (протокол № от____ 2014г.).

 

Автор:

Шафажинская, Наталья Евгеньевна – доктор культурологии, кандидат психологических наук, профессор кафедры «Педагогика и психология».

Рецензенты:


Шишов, Сергей Евгеньевич – доктор педагогических наук, профессор;

Богданов, Евгений Николаевич – доктор психологических наук, профессор;

Сапунов Борис Михайлович – доктор философских наук, профессор

 

Ф.И.О. Шафажинская, Наталья Евгеньевна

Духовно-нравственные основы и культура российского казачества: Учебно – методический комплекс дисциплины (УМКД). – М.: МГУТУ имени К.Г. Разумовского, 2014. – 301 с.

УМКД «Духовные основы и культура казачества» для студентов всех специальностей и форм обучения составлен в соответствии с Федеральными государственными требованиями Минобрнауки РФ.

 

© ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления» имени
К.Г. Разумовского, 2014.

109004, Москва, Земляной вал, 73

 

 

©Ф.И.О. Шафажинская Н.Е.

Содержание

Пояснительная записка …………………………………………………………..4

 

1. Цели и задачи изучения дисциплины.. 5

2. Место дисциплины в структуре ООП подготовки аспирантов…………….6

3. Требования к уровню подготовки аспиранта, завершившего изучение
дисциплины.. 7

4. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества»…………………………………………………. …………………..9

5. Структура и содержание дисциплины "Духовно-нравственные основы и культура российского казачества" …………………………………………….13

6. Образовательные технологии ………………………………………………..19

7. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации освоения дисциплины ……………………………….. 20

8.Самостоятельная работа аспиранта: задания и методические рекомендации к их выполнению 25

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 29

9.1. Основная литература. 29

9.2. Дополнительная литература. 30

9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы.. 36

10. Материально-техническое обеспечение. 39

11. Лист согласования. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ:

1. Лекционный курс по дисциплине…………………………………………... 41

2. Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года……………………………291

3. РЕЗОЛЮЦИЯ круглого стола «Взаимодействие Русской Православной Церкви и казачества в России и за рубежом» ……………………………….299

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебный курс «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества» является специальной учебной дисциплиной, разработанной на основании положений Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 19 декабря 2013 г. N 1367 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры». Целесообразность и обоснованность разработки данного курса обусловлена также и тем, что ФГБОУ ВПО «Московский государственный университет технологий и управления имени
К.Г. Разумовского» является Первым в России казачьим университетом, в котором проходят обучение свыше двух тысяч казаков. Образовательная программа ВУЗа с данной направленностью объективно и логично предполагает включение в образовательную систему Университета специальной учебной дисциплины, отражающей духовно-религиозную, этнокультурную и этнопсихологическую специфику казачества в контексте преемственности традиционных межкультурных отношений в российском обществе.
Предлагаемый научно-учебный материал может способствовать расширению объема знаний студентов МГУ ТУ имени К.Г. Разумовского о духовно-нравственных основах, культуре, истории, традициях, художественно-эстетических особенностях российского казачества как самобытной народной общности и позволит сформировать более объективные представления о значении казачества в судьбе России.
В ходе изучения курса предусмотрены лекционные и практические занятия, проведение методологических семинаров, научно – практических конференций, а также осуществление самостоятельной работы студентов по разделам спецкурса.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель: репрезентация казачества как самобытного духовно-религиозного, исторического, социального, культурно-эстетического и этнопсихологического феномена. Основными концептуальными положениями предлагаемого учебного курса являются:
1. Возрождение многогранной культуры казачества, происходящее в общественно-политической ситуации современной России, позволяет увидеть в казаках традиционно-ориентированную, социально активную, творчески деятельную категорию граждан с высоким потенциалом развития.
2. В качестве важнейшей нравственно-этической составляющей жизнедеятельности российского казачества выступает преимущественно православное вероисповедание, являющееся базовой и консолидирующей духовно-нравственной детерминантой традиционной казачьей культуры.
3. В настоящем учебно-методическом комплексе казачество представлено как высокоорганизованное военно-патриотическое сословие, благодаря которому осуществлялась и возрождается в настоящее время исторически сложившаяся защита веры и государственной власти России.
4. Культура казачества представлена как многогранное, самобытное морально-этическое и художественно-эстетическое явление, соединяющее в себе элементы религиозной духовной традиции, фольклора, народной обрядовости, что нашло свое воплощение в семейном укладе, воспитании, и
различных видах искусства.


Задачи дисциплины:

1) формирование понятийного аппарата дисциплины;

2) изучение различных концепций генезиса и становления духовной культуры казачества;

3) ознакомление с православными основами культуры российского казачества;

4) освоение теоретических, практических и организационных основ культуры российского казачества в контексте его роли в современном социуме и государственно-политической системе;

5) формирование общих знаний студентов об основных закономерностях культурно-исторического развития военно-патриотической культуры казачества и ее выдающихся представителях;

6) изучение семейных и образовательных традиций в культуре казачества;
7) формирование представлений о потенциале развития, перспективах интеграции духовно-нравственной культуры и принципов патриотического служения современного казачества в современном обществе.

 

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ


Дисциплина (модуль) «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества» по ФГОС ВПО относится к вариативной части ООП подготовки студентов. Данный курс представляет собой отдельное теоретико-практическое направление, ориентированное на анализ философии, методологии, историко-культурных и духовно-религиозных оснований культурно-исторического подхода к исследованию феномена казачества в системе непрерывного образования в контексте межкультурных отношений. Настоящая учебная дисциплина тесно связана с другими дисциплинами гуманитарного цикла. Предлагаемый курс логически и содержательно связан с такими дисциплинами, как «Отечественная история», «Педагогическая психология», «Философия», «Культурология», «Психология развития в культурно-исторической теории», «Этнопсихология», «Религиоведение» и другими. Одним из принципиальных положений курса является мысль о том, что мировоззрение, поведение и деятельность личности в значительной степени определяются содержанием и характером его исторической и культурной идентичности. Содержание модуля имеет и самостоятельную ценность: он устанавливает связи и с дисциплинами внутри психолого-педагогической, культурологической, антропологической проблематикой развивающейся личности в системе общественных отношений. Его взаимосвязь с другими областями гуманитарного знания ведет к укреплению и обогащению общекультурной и религиоведческой эрудиции студента высшей школы.
В связи с тем, что история, философия, культура, религиозные предпочтения, традиционная система семейного воспитания, этническая религиозность определяют поведение людей, их психическое состояние, характер и содержание деятельности, подготовка учащихся МГУ ТУ имени К.Г. Разумовского в области культурно-исторической тематики исследования российского казачества представляется профессионально целесообразной.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ, ЗАВЕРШИВШИХ ИЗУЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Студенты, завершившие изучение курса дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества», должны:

· иметь представление об основных понятиях и культурно-исторических концепциях происхождения и этнокультуре казачества;

· ознакомиться со спецификой традиционного уклада, характеристиками ментальности и этнопсихологии казачества;

· ориентироваться в основах православия как базовой составляющей казачьей культуры;

Студенты должны знать:

Ø историко-культурные этапы становления и развития этнопсихологии и этнокультуры казачества;

Ø теоретико - методологические принципы культурно – исторического подхода к исследованию особенностей этнопсихологического, духовного и культурного развития казачества и его традиций;

Ø содержание понятий «культура», «история», «мировоззрение», «этнокультура», «этнопсихология», «культурно-историческая ментальность», их взаимосвязь в контексте формирования и развития национального самосознания казачьей народности;

Ø культурно - исторические факторы, оказывающие влияние на развитие личности и психики человека в конкретных геополитических, идеологических и духовно-религиозных обстоятельствах развития;

Ø основные культурно-исторические механизмы развития личности и миропонимания казака в онтогенезе, процессах обучения, воспитания, межличностного и межкультурного взаимодействия;

Ø выдающихся представителей духовной, воинской, научной и культурной элиты казачества, видных деятелей искусства, литературы, образования, творческой интеллигенции из казачьих родов.

 

Студенты должны уметь:

v выполнять самостоятельные научно-практические задания, предусмотренные программой дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества»;

v свободно и адекватно использовать специальные термины;

v ориентироваться в различных видах и формах проявления казачьей культуры;

v эффективно применять методы работы с научной литературой по культурологической, исторической, культурно – исторической,
философской, психологической и педагогической проблематике;

v применять конструктивные методы и методики, адекватные целям и задачам культурно – исторических и культурно – психологических исследований по проблематике культуры казачества;

v участвовать в культурных мероприятиях, научных форумах и конференциях, требующих компетентного владения информацией о культуре, традициях, воинском служении и актуальных проблемах казачества.

Студенты должны демонстрировать:

ü самостоятельно изучать, понимать, интерпретировать научную и методическую литературу по проблематике истории и культуры казачества;

ü эффективные психотехнические приемы педагогических коммуникаций в ходе дискуссий и презентаций;

ü владение навыками межкультурной коммуникации;

ü конструктивное использование инновационных методов развивающего обучения и воспитания субъектов разных возрастных групп; владение приемами решения возможных конфликтов в ходе образовательного и воспитательного процессов;

ü применение системы этических, художественно-эстетических и общекультурных подходов к выполнению любых психолого-педагогических и культурных мероприятий, посвященных проблеме казачества;

ü реализацию авторского подхода при реализации проектных заданий.

4. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ И КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

Студент должен владеть общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к:

- совершенствованию своего интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического развития личности (ОК-1);
- самостоятельному овладению новыми методами исследования, к изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности, владеть методологией культурно-исторического и деятельностного подходов (ОК-2);

- активному общению в научной, производственной и социально-общественной сферах деятельности (ОК-3);

- свободному применению русского и иностранного языков как средства делового общения; активной социальной мобильности (ОК-4);

- использованию на практике навыков и умений в организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в управлении коллективом (ОК-5);

- адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

- позитивному воздействию личным примером на окружающих на основе соблюдения норм и рекомендаций здорового образа жизни (ОК-8);

- использованию знаний правовых и этических норм при оценке последствий своей профессиональной деятельности (ОК-10);

- оформлению, представлению в устной и письменной форме результатов выполненной работы (ОК-11);

профессиональными компетенциями (ПК):

в научно-исследовательской деятельности:

способностью и готовностью к:

- способностью проводить теоретический анализ психолого-педагогической литературы (ПКНИ-1);
- обоснованию гипотез и постановке задач исследования в определенной области психологии (ПК-1);
- разработке программ исследования (теоретического, эмпирического) и их методического обеспечения с использованием новейших средств (ПК-2); - созданию нового знания на основе исследования в избранной сфере подготовки (ПК-4);

- определению проблемного поля и к компетентному выбору тем научно-исследовательских и проектных работ (ПК-5);

- модификации и адаптации существующих технологий научно-исследовательской и практической деятельности в определенной области психологии (ПК-6);

- планированию и проведению прикладного исследования в определенной области применения психологии (ПК-7);

- профессионально профилированному обращению к антропометрическим, анатомическим и физиологическим параметрам жизнедеятельности человека в фило- и онтогенезе (ПК-9);

- сопоставлению психологических теорий и современной ситуации в психо-логии в контексте исторических предпосылок ее развития (ПК-12);

подготовке, рецензированию и редактированию научных и учебно-методических публикаций (ПК-13);

- подготовке научных отчетов, обзоров, публикаций по результатам выполненных исследований (ПК-14);

- планированию, организации и психологическому сопровождению внедрения результатов научных исследований (ПК-15);

практической деятельности: способностью и готовностью к:


- постановке прикладных задач в области культурно-исторической психологии в контексте психологической практики (ПК-16);
- комплексному профессиональному воздействию на уровень развития и функционирования познавательной и мотивационно-волевой сферы, самосознания, психомоторики, способностей, характера, темперамента, функциональных состояний, личностных черт и акцентуации в норме и при психических отклонениях с целью гармонизации и совершенствования психического функционирования человека (ПК-19);
- формулировке обоснованных психологических рекомендаций прикладного профиля на основе теоретических и прикладных исследований (ПК-20);
- разработке новых средств воздействия на межличностные и межгрупповые - отношения и на отношения субъекта с реальным миром (ПК-21);


в проектно-инновационной деятельности: способностью и готовностью к:


- постановке инновационных профессиональных задач в области научно-исследовательской и практической деятельности (ПК-22);
- проведению психологических исследований на основе применения обще-профессиональных знаний и умений с целью выявления возможностей использования инновационных культурно - психологических технологий в различных сферах жизнедеятельности (ПК-23);
- выбору и применению психологических технологий, позволяющих
осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной практики, в частности, в области исторической,
кросс-культурной и культурно – исторической психологии (ПК-24);
- созданию психодиагностических методик, адекватных целям и контингенту респондентов для профессиональной экспертизы эффективности реализации инновационной деятельности (ПК-25);

в педагогической деятельности: способностью и готовностью к:

- участию в разработке программ новых и совершенствованию учебных курсов по психологическим дисциплинам: исторической психологии, культурной,, культурно – исторической психологии (ПК-26);

- проектированию, реализации и оценке учебно-воспитательного процесса и образовательной среды (ПК-27);

- подготовке и проведению различных форм организации учебной деятельности с использованием современных методов активного обучения в системе высшего и дополнительного образования (ПК-28);

обеспечению профессиональной подготовки психологических кадров
(ПК-29);

- участию в проектировании и реализации обучающих программ и инновационных технологий повышения квалификации и переподготовки психологических кадров (ПК-31);

- просветительской деятельности среди населения с целью повышения уровня психологической культуры общества (ПК-32);
способностью выстраивать взаимодействие и образовательный процесс с учетом закономерностей психического развития человека и зоны ближайшего развития учащихся и воспитуемых (ОПК-1);
- использованию научно-обоснованных методов и технологий в психолого-педагогической деятельности, владеть современными технологиями организации сбора, обработки данных и их интерпретации (ОПК-2);

 

5. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
«ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫЕ ОСНОВЫ И КУЛЬТУРА РОССИЙСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

Раздел (модуль) дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу (СР) студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
1. Историко-культурная эволюция казачества.   1-3 Лекции Семинары Ср Консультации Собеседование – 1-3 Эссе – 2 Проектные задания -4
2. Казачество и Церковь: традиции благочестияи потенциал развития     4-6 Лекции 2 Семинары 2 Ср4 Консультации Собеседование – 4-7 Эссе – 5 Проектные задания - 6
3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители, воинская культураи защита Отечества.   4.Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы 5. Российское казачество в системемежкультурных связей. Зарубежное казачество.   6. Перспективы служения казачества в современной России. 7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект. Итого:                         7-10   11-12   13-14     15-17   15-17 Лекции   Лекции 4   Лекции 2   Лекции 2   Лекции 4   18 час. Семинары     Семинары 4     Семинары 2   Семинары 2   Семинары 4   18час.   Ср   Ср     Ср           36час.   Консультации   Консультации   Консультации   Консультации     Консультвции     Собеседование – 8-11 Эссе – 9 Проектные задания – 10   Собеседование – 12-15 Эссе – 13 Проектные задания     Итоговая аттестация:     Зачет

 

Содержание разделов дисциплины:

№ п/п Наименование раздела (модуля) дисциплины Содержание раздела
  1. Раздел 1. Историко-культурная эволюция казачества.   Тема 1. Концепции происхождения. Тема 2. Определение, этнокультура, этнопсихология. Тема 3. Гетман К.Г. Разумовский в истории казачества.
  2. Раздел 2. Казачество и Церковь: традиции благочестия и потенциал развития . Тема 1.Древнехристианский аскетизм как первооснова православной антропологии. Тема 2. Преподобный Сергий Радонежский: Золотой век святости в истории отечественной культуры. Тема 3. Преемственность традиций святости и социокультурного служения в российском казачестве. Тема 4. Эволюция возрождения православной культуры в современной России. Вклад российского казачества. Тема 5. Перспективы взаимодействия казачества и Церкви.
  3. Раздел 3. Патриотическое служение казачества. Духовные покровители. Воинская культура и защита Отечества. Тема 1. Духовно-патриотическая миссиярусского православного воинства: святые Феодор Санаксарский и адмирал Феодор Ушаков. Тема 2. Казачество в войне 1812 года. Тема 3. Воинский, научный и духовный подвиг митрополита Серафима (Чичагова). Тема 4. Военные подвиги донского казачества: именная летопись. Тема 5. Патриотическое служение казачества в годы Великой Отечественной войны и послевоенный период.
  4. Раздел 4. Традиции образования и воспитания казаков: духовная преемственность, актуальные проблемы и перспективы.     Раздел 5. Российское казачество в системе межкультурныз связей. Зарубежное казачество.   Раздел 6. Перспективы служения казачества в современной России.   Раздел 7. Казачество в культуре и искусстве: художественно-эстетический аспект.   Тема 1. Творчество М.В. Ломоносова в ценностях русской образовательной культуры и приоритетах казачества. Тема 2. Наука и просвещение в деятельности ученых-иерархов РусскойПравославной Церкви (ХIХ-ХХI вв.). Тема 3. Политическая культура и гражданственность деятелей Русской Православной Церкви в военный период как предмет патриотического воспитания казачьей молодежи. Тема 4. Детерминанты семейного воспитания качества и образовательной системы кадетских корпусов. Тема 5. Репрезентация непрерывного образования российского казачества в модулях ысшей школы: задачи и решения. Тема 1. Международное участие российского казачества в исторической ретроспективе и современности. Тема 2. Возможности межкультурного взаимодействия. Тема 3. Зарубежное казачество: опыт культурной преемственности.     Тема 1. Практика восстановительного этапа: проблемы и потенциал развития. Тема 2. Образ современного казачества в общественном сознании: поиск позитивных оснований. Тема 3. Духовный вектор консолидации и социокультурной миссии казачества.   Тема 1.Духовные основы музыкального творчества и русской певческой культуры. Тема 2.Кубанский казачий хор как выдающийся феномен музыкального искусства. Тема 3. Тема казачества в литературе, живописи, музыкальных произведениях, кинематографе.  

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Для эффективного освоения дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура российского казачества» применяются такие продуктивные образовательные технологии, как: дискуссии, метод культурно-исторических проектов, проблемные лекции, сакратическая беседа, самостоятельная работа студентов с элементами эмпирического научного исследования. При проведении занятий используются интерактивные форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

 

ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА ДЛЯ ТЕКУЩЕГО КОНТРОЛЯ УСПЕВАЕМОСТИ, ПРОМЕЖУТОЧНОЙ И ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


Оценочные средства составляются преподавателем самостоятельно при ежегодном обновлении банка средств. Количество вариантов зависит от числа обучающихся.

К модулю 1.

Применяются следующие образовательные технологии: метод малых групп, дискуссии, метод проектов, лекции, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий используются интерактивные формы занятий в сочетании с внеаудиторной работой и выездными занятиями.

 

Вопросы для собеседования:

1. Определение казачества. Основные этнопсихологические и этнокультурные характеристики.

2. Современные исследования казачества.

3. Генезис культурно-исторической ментальности казачества.

4. Драматические периоды в эволюции казачества: причины и факторы.

5. Культурно-историческая природа традиционной культуры.

6. Духовные основы казачьей культуры.

7. Значение Русской Православной Церкви в становлении традиционной культуры российского казачества.

Проектные задания к модулю 1:

1. Дать несколько определений казачества и предложить собственную интерпретацию.

2. Сопоставить различные концепции происхождения казачества и обосновать собственный выбор..

3. Создать презентации к теме «Духовные основы культуры казачества. Святые из казачьих родов».

Проектные задания к модулю 2:

1. Духовные покровители казаков: презентация разработанной темы.

2. Роль казачества в процесс возрождения православной культуры в России в конце ХХ-начале ХХI вв.

3. Перспективы развития культуры казачества в современной России: предложить собственный проект.

 

К модулю 3.

Применяются следующие образовательные технологии: Метод малых групп, дискуссии, метод проектов, лекции, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий используются активные и интерактивные формы занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Лекция 1. Патриотическое служение казачества и современность. Подходы и решения.

 

Семинар 1. Представители воинской элиты казачества в истории России.

Семинар 2. Казачество в Отечественной войне 1812 года.
Выдающиеся представители казачества из воинской элиты.
Семинар 3. Качачество в Великой Отечественной войне.

Вопросы для собеседования:

1. Личностный вклад казачества в героические страницы русской славы.

2. Праавославные традиции русского воинства..

3. Донское, Кубанское, Сибирское казачество: историко-культурные особенности.

Проектные задания к модулю 3:

1. Составить презентацию о героических подвигах казачества в военных кампаниях разных эпох.

2. Трагедия и казачества в советский период: причины и обстоятельства исторических событий.

3. Генерад Дмитрий Карбышев: летопись подвига в приоритетах современной эпохи.

 

К модулю 4.

Применяются следующие образовательные технологии: Метод малых групп, дискуссии, метод проектов, самостоятельная работа студентов.

При проведении занятий используются интерактивные форм занятий в сочетании с внеаудиторной работой.

Семинар 1. Ценности и основания образовательной культуры казачества.

Семинар 2. Традиции семейного уклада, взаимоотношения и воспитание детей в казачьей культуре.

Дискуссия: Специфика и перспективы непрерывного образования казаков в системе кадетских корпусов и высшего профессионального образования..

Вопросы для собеседования:

1. Семейный уклад в культуре казачества.

2. Авторитет старших в казачьей семье.
3. Традиции повседневной культуры.

4. Роль Церкви в психологическом и культурном развитии казака.

5. М.В. Ломоносов в ценностях образовательной культуры казачества.

Проектные задания к модулю 4:

1. Предложить собственную модель образовательной системы, основанной на традиционных ценностях казачества.
2. Охарактеризовать миссии миссии отцовства и материнства в семейной культуре казачества. Взгляд современного человека (проблематизация, дискуссия, проект возможных решений).

3. МГУ ТУ имени К.Г. Разумовского – первый казачий университет в России: перспективы развития (предложить свой проект с обоснованием и методами реализации).

Проектные задания к модулю 5:

1. Межкультурные коммуникации российского казачества: зарубежный опыт.
2. Культурная преемственность и сила традиции в зарубежном казачестве.

3. Конный поход Москва-Париж: возрождение культурных связей и сотрудничества.

Проектные задания к модулю 6:

1. Современные проблемы казачества: возможности решения.

2. Казачество и Церковь в современной России: перспективы сотрудничества и духовного окормления.
3. Образ современного казачества в общественном сознании.

Проектные задания к модулю 7.

1. Казачество в художественной культуре и искусстве: иллюстрации разных эпох.

2. Герои казачества в литературных произведениях: «за» и «против».

3. Духовная культура казачества. Музыкальные и художественные феномены.
4. Казачество в живописи: эстетика изобразительного искусства.
5. Казачество в драматургии и кинематографе.
6. Фольклор и народный эпос в казачьей культуре. Обрядовость и ритуалы.
7. Уникальный феномен песенной и хоровой культуры.

Вопросы к зачетным проектам

1. Концепции происхождения казачества.
2. Определение казачества.
3. Основные характеристики историко-культурной ментальности.

4. Специфика этнопсихологии и этнокультуры.
5. Основы православной культуры в эволюции казачества.
6. Святые из казачьих родов.

7. Традиции святости в воинской и патриотической культуре азачества.
8. Казачьи монастыри.
9. Представителт воинской элиты.
10. Детерминанты семейного воспитания.
11. Наука и просвещение в казачьей культуре.
12. Традиционный уклад и обрядовость.

13. Православная вера в жизни казака.
14. Образ казачества в современности.
15. Подвиги казачества в военных кампаниях.
16. Воины-герои их казачьих родов.
17. Церковь и казачество: пути консодидации.
18. Художественная культура казачества: образцы и иллюстрации.
19. Идеология и политика в судьбе казачества.
20. Стратегия развития государственной политики РФ в отношении казачества.
21. Патриотическая миссия казачества.
22. Зарубежное казачечтво.

23. Художественная литература о казачестве.
24. Перспективы образовательной культуры.

25. Наука и просвещение в традициях казачества.
26. Воинская культура казачества как «православного рыцарства».

27. Возможности межкультурного взаимодействия и защиты общественного порядка.
28. Музыкальная культура казачества.
29. Кинематограф и драматургия о казачестве.
30. Гетман К.Г. Разумовский в судьбе казачества.

Оценка работы студентов в течение семестра

1. Подготовка к семинарским занятиям и результаты собеседования (20 баллов max).

2. Выполнение проектного задания: 2*15 баллов (max) = 30 баллов (max).

3. Тест рубежного контроля: 2 теста *15 баллов (max)=30 баллов (max).

4. Эссе: 2 *10 баллов (max) = 20 баллов (max).

 

 

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА: ЗАДАНИЯ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ К ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ

Темы рефератов или эссе
(возможность использования вопросов к зачетным проектам)

1. Концепции происхождения казачества.
2. Определение казачества.
3. Основные характеристики историко-культурной ментальности.

4. Специфика этнопсихологии и этнокультуры.
5. Основы православной культуры в эволюции казачества.
6. Святые из казачьих родов.

7. Традиции святости в воинской и патриотической культуре азачества.
8. Казачьи монастыри.
9. Представителт воинской элиты.
10. Детерминанты семейного воспитания.
11. Наука и просвещение в казачьей культуре.
12. Традиционный уклад и обрядовость.

13. Православная вера в жизни казака.
14. Образ казачества в современности.
15. Подвиги казачества в военных кампаниях.
16. Воины-герои их казачьих родов.
17. Церковь и казачество: пути консодидации.
18. Художественная культура казачества: образцы и иллюстрации.
19. Идеология и политика в судьбе казачества.
20. Стратегия развития государственной политики РФ в отношении казачества.
21. Патриотическая миссия казачества.
22. Зарубежное казачечтво.

23. Художественная литература о казачестве.
24. Перспективы образовательной культуры.

25. Наука и просвещение в традициях казачества.
26. Воинская культура казачества как «православного рыцарства».

27. Возможности межкультурного взаимодействия и защиты общественного порядка.
28. Музыкальная культура казачества.
29. Кинематограф и драматургия о казачестве.
30. Гетман К.Г. Разумовский в судьбе казачества.

Методические рекомендации по выполнению проектных заданий
(или контрольных работ)

Изучение курса дисциплины «Духовно-нравственные основы и культура россий1ского казачества» в соответствии с учебным планом предполагает выполнение студентами проектного задания (контрольной работы), а также подготовку докладов к семинарским занятиям. Контрольная работа представляет собой небольшое самостоятельное научное исследование и может стать одним из важных этапов в процессе подготовки к написанию диссертационного исследования. Цель ее написания – углубленное, самостоятельное изучение учащимися проблем теории и практики конкретного предмета при осуществлении контроля результатов этой работы со стороны преподавателя.

Контрольная работа должна иметь объем 20–25 страниц печатного текста, 14 кегль, интервал 1,5. Текст располагается на одной стороне листа с полями, страницы нумеруются и брошюруются. На титульном листе помещаются сведения об авторе, специальности (19.00.07 – Педагогическая психология) и группе, а также ученая степень, звание, инициалы и фамилия преподавателя.

Тему контрольной работы аспирант выбирает самостоятельно из предлагаемого перечня тем в соответствии с собственными профессиональными и научными интересами, а также возможностями глубокого ее изучения при консультативной помощи преподавателя, выступающего в роли научного руководителя выполняемой студентом контрольной работы. В отдельных случаях учащемуся предоставляется право выбрать тему вне предлагаемого списка, согласовав ее с преподавателем.

После утверждения темы работы студент приступает к подбору и изучению литературы и практических материалов. Содержание ко



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 320; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.122.69 (0.019 с.)