Герой Советского Союза Д.М. Карбышев. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Герой Советского Союза Д.М. Карбышев.




Представитель казачьего рода, выходец из дворян, Д.М. Карбышев, родился в Российской империи, городе Омске. В 1911 году он с отличием окончил Николаевскую военно-инженерную академию и по распределению в чине штабс-капитана был направлен в Брест-Литовск на должность командира минной роты, где принимал участие в строительстве фортов Брестской крепости. Показателем выдающегося воинского таланта и героического характера Дмитрия Михайловича является то, что еще русско-японскую войну совсем еще молодой дивизионный инженер Карбышев закончил с пятью боевыми орденами и тремя медалями. Представитель высокой воинской культуры и образованности, он стал участником Первой мировой войны с самого ее начала. Карбышеву довелось воевать в Карпатах в составе 8-й армии знаменитого генерала А. А. Брусилова (Юго-Западный фронт):
он был дивизионным инженером 78-й и 69-й пехотных дивизий, затем начальником инженерной службы 22-го финляндского стрелкового корпуса. В начале 1915 года он участвовал в штурме крепости
Перемышль. За храбрость и отвагу Д.М. Карбышев был награждён
орденом святой Анны и произведён в подполковники, а в 1916 году
он стал участником знаменитого Брусиловского прорыва.
В начале июня 1941 года Дмитрий Михайлович был командирован в Западный Особый военный округ. Великая Отечественная война застала его в штабе 3-й армии в Гродно. В августе 1941 г. при попытке выйти из окружения генерал Карбышев был тяжело контужен в бою в районе Днепра, в Могилёвской области Белоруссии, и в бессознательном состоянии захвачен в плен [4]. Генерал Карбышев содержался в нескольких немецких концентрационных лагерях: Замосць, Хаммельбург, Флоссенбюрг, Майданек, Аушвиц, Заксенхаузен и Маутхаузен. За весь период плена он стал узником тринадцати концентрационных лагерей! Известно, что неоднократно от администрации он получал предложения сотрудничать, но, как человек высочайшей чести и достоинства, всегда отказывался. Надо сказать, что и, находясь в плену, генерал Карбышев был одним из активных руководителей лагерного движения сопротивления. В ночь на 18 февраля 1945 года в концлагере Маутхаузен (Австрия), в числе других заключённых (около 500 человек) после зверских пыток он был облит водой на морозе и погиб. Тело Д.М. Карбышева сожжено в печах Маутхаузена. Он стал символом несгибаемой воли и стойкости. Знаменитые слова генерала, произнесенные в ответ на неоднократные предложения о сотрудничестве с гитлеровцами, стали хрестоматийными: «Я совестью и Родиной не торгую». Эта фраза вошла в золотой фонд нравственной культуры, которая не имеет временных пределов, хотя в эпоху постмодернизма смысл ее для многих, увы, непонятен. В контексте учебно – воспитательного процесса, включающего материал о видных представителях военно – патриотической и государственно – политической культуры казачества, считаем важным сделать акцент на личностных достижениях героев. Так, Дмитрий Михайлович Карбышев являлся высокообразованным военным специалистом, был, несомненно, образцом интеллектуальной элиты страны; являлся генерал-лейтенантом инженерных войск, профессором
Военной академии Генерального штаба, доктором военных наук, профессором. За подвиг в Великой Отечественной войне Д.М. Карбышев был удостоен звания Героя Советского Союза [10].
В плеяду героев военного и послевоенного периодов по праву входит представитель казачьего рода Арсений Григорьевич Головко (1906-1962) —выдающийся советский флотоводец, адмирал (1944), бессменный командующий Северным морским флотом во время Великой Отечественной войны.

Адмирал А.Г. Головко

Адмирал А.Г. Головко родился в станице Прохладная в семье казака – ветфельдшера и крестьянки Терской области, выходец из казаков Терского казачьего войска. С 1922 года он учился на рабфаке в Ростове-на-Дону, а в 1925 году приехал в Москву, чтобы поступать в Тимирязевскую сельскохозяйственную академию, но по комсомольскому набору был призван на флот. Образование Арсений Григорьевич получил в Военно-морском училище имени Фрунзе (1928), на специальных курсах комсостава (1931) и в Военно-морской академии (1938). В 1927 году он был принят в ВКП(б). Будущий адмирал прошел все этапы военно – морской подготовки: с 1928 года он – вахтенный командир эсминца «Фрунзе» Морских Сил Чёрного моря; с 1929 года — штурман группы канонерских лодок Каспийской флотилии; с мая 1931 года — дивизионный минер эскадренных миноносцев на Балтийском флоте; с 1932 года — флагманский минер бригады траления и заграждения; с января 1933 — начальник штаба отряда торпедных катеров особого назначения, затем командир бригады торпедных катеров Тихоокеанского флота. В 1936 году А.Г. Головко поступил в
Военно-морскую академию, учеба в которой была на время прервана его участием в качестве добровольца в Гражданской войне в Испании, где он находился в должности советника командира военно-морской базы в порту Картахены. После возвращения в Советский Союз Арсений Григорьевич продолжил и успешно завершил учебу в академии. В течение 1938 года он командовал дивизионом эсминцев Северного флота и был начальником штаба Северного флота,командующим Каспийской флотилией,
а с июля 1939 года — являлся командующим Краснознамённой Амурской
флотилией. Наиболее сложный период его деятельности – это
командование Северным флотом с июля 1940 по апрель 1946 года.
Следует подчеркнуть, что Арсений Григорьевич Головко бессменно командовал Северным флотом на протяжении всей Великой Отечественной войны. Под его руководством флот участвовал в обороне Мурманска и всего Советского Заполярья, в обеспечении проводки северных морских конвоев союзников и внутренних конвоев, в борьбе на коммуникациях германских войск у Северной Норвегии, в Петсамо-Киркинесской операции.

А.Г. Головко на морских учениях

В морских сражениях с немецким фронтом адмирал А.Г. Головко умело руководил боем своих кораблей, проявляя мужество и твердость. Обеспечение конвоев и борьба с флотом Германии Северный флот вел совместно с флотом наших союзников – США и Великобританией. В период войны Северный флот потопил новейший немецкий военный корабль "Терпиц”, тяжелые крейсеры “Адмирал Шеер”, “Лютцов”, “Хиппер” легкий крейсер “Кельн”, две флотилии эскадронных миноносцев и другие корабли противника. После окончания Великой Отечественной войны адмирал Головко оставался верен своему воинскому и государственному долгу: с апреля 1946 года — он заместитель начальника, с февраля 1947 года — начальник Главного штаба ВМФ, заместитель Главнокомандующего Военно-Морским флотом СССР. С марта 1950 года — начальник Морского Генерального штаба и первый заместитель военно-морского министра.
С июня 1952 года А.Г. Головко назначен командующим Балтийским флотом; в ноябре 1956 года он становится первым заместителем
главкома ВМФ. Депутат Верховных Советов РСФСР и СССР. Адмирал Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецов, высоко оценивая
личностные и профессиональные качестваА.Г. Головко, отмечал, что «он был одним из наиболее образованных военачальников нашего
Военно-Морского Флота и пользовался большим авторитетом. Успешные действия флота на Севере – лучшая аттестация для командующего…» [12].
Всего за время войны силы флота уничтожили 68 и повредили 28 кораблей и транспортов общим тоннажем свыше 1 млн. тонн и 1308 самолетов противника. За умелое руководство силами флота в годы войны и за добросовестную службу адмирал А.Г. Головко был удостоен высших флотоводческих наград: награжден 4 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, двумя орденами Ушакова I степени, орденом Нахимова I степени,
двумя орденами Красной Звезды и многими медалями. Именем выдающегося флотоводца был назван ракетный крейсер – «Адмирал Головко».

Ракетный крейсер «Адмирал Головко»
(создан в 1961г., разоружен в 2002 г.)


Указывая на высокие заслуги представителя казачества А.Г. Головко перед Отечеством, следует обратить внимание и на иные грани творческого диапазона этого выдающегося деятеля, который обладал незаурядным литературным талантом: адмирал вел в ходе Великой Отечественной войны дневник. Записи этого дневника легли в основу его мемуаров
«Вместе с флотом», выпущенных Воениздатом в 1960 и 1979 годах и затем переизданных. Арсений Григорьевич был, кроме того, авторитетным знатоком и ценителем культуры, театрального искусства и литературы, что отчасти не удивительно: его супругой являлась одна из знаменитых актрис МХАТа имени А.П. Чехова Кира Николаевна Головко, сыгравшая,
в частности, графиню Ростову в экранизации режиссером
С.Ф. Бондарчуком романа Л.Н. Толстого «Война и мир».
Известно, что адмирал Головко в период своей службы на флоте помогал организовывать деятельность театральной труппы, способствовал работе писателей, а когда проявился талант одного из его матросов - Льва Ефимовича Кербеля (1917-2003), он помог раскрытию его дарования, заказав серию скульптурных портретов героев — моряков и летчиков.
В новейшую эпоху Л.Е. Кербель является известнейшим российским скульптором с мировым именем, которому, безусловно, необходимо посвятить отдельный материал, но в рамках данногоповествования коснемся его творческой судьбы лишь кратко.

Скульптор Л.Е. Кербель

Жизнь Кербеля проходила среди моряков-подводников и летчиков Заполярья. Молодой художник постоянно общался с героическими, высоконравственными людьми. Их мужество, смелость, доблесть в самых критических ситуациях, убежденность в грядущей победе вдохновляли деятеля искусства на творческие подвиги. Командующий флотом Головко, узнав, как было уже отмечено, что Лев Кербель - скульптор, поручил ему заниматься увековечиванием героев и, таким образом, развивать свой талант. В походной мастерской, размещавшейся зачастую в полутемных землянках вблизи передовой, Кербель создавал с натуры портреты своих фронтовых товарищей, воинов-североморцев. С поразительной правдивостью, документальной точностью очевидца запечатлел он суровые, со следами пережитых тягот войны, образы таких легендарных героев, как Н. Бокий,
И. Колышкин, Н. Лунин, Б. Сафонов, А. Лебедев, В. Петров, И. Фисанович, П. Климов и многие другие, вписав собственную славную страницу в художественную летопись Великой Отечественной войны. Серия портретов героев-североморцев – один из ранних шедевров монументального искусства в творчестве Л.Е. Кербеля, начало которому было положено благодаря тонкой проницательности и поддержке боевого командира – адмирала
А.Г. Головко.

 


Бюст Дважды Герою Советского Союза Бюст Дважды Герою Советского Союза
Б.Ф. Сафонову (1915-1942) генералу В.Г. Рязанову, 1953.

Символично, что и завершил свой творческий путь Л.Е. Кербель созданием монумента, посвященного подвигу моряков, совершенному уже в ХХI столетии: 12 августа 2002 года в Москве установили памятник погибшему экипажу атомного подводного крейсера «Курск». Это была последняя работа Льва Ефимовича. В этот день отмечалась вторая годовщина гибели атомохода (12 августа 2000 года АПК «Курск» погиб при выполнении боевого задания в Баренцевом море, на его борту находились 118 подводников). Памятник называется «Скорбящий моряк».

Монумент «Скорбящий моряк»
Скульптор - Л.Е. Кербель

Отмечая незаурядные личностные качества Арсения Григорьевича Головко, укажем на то, что в должности первого заместителя Главнокомандующего Арсений Григорьевич сохранил морскую отвагу и высочайшее профессиональное умение; даже в тяжелых условиях военных походов в ходе Великой Отечественной войны флотоводец вел дневник. Как уже было сказано выше, записи этого ценного документа, отмеченного очевидным литературным талантом автора, легли в основу мемуаров Головко
«Вместе с флотом» [5]. Умер А. Г. Головко после тяжелой болезни
сердца 17 мая 1962 года. Он похоронен на Новодевичьем кладбище-мемориале. Знаменательно, что памятник на могиле выдающегося адмирала выполнил его некогда бывший матрос – Л. Кербель, В этом монументе воплотилась благодарность бывшего матроса за ту поддержку, которую
скульптор получил в молодости от своего знаменитого командира.
Образцы военно – патриотической культуры представителей казачества воплотились и в сфере оружейного искусства, ярким деятелем которого стал всемирно известный мастер Федор Васильевич Токарев.

Ф.В. Токарев

Имеются противоречивые сведения о дне и месте рождения Фёдора Васильевича: по одним данным, он родился 2 (14) июня 1871 года в станице Егорлыкская, ныне Ростовской области [1].По другим источникам Фёдор Васильевич Токарев родился в станице Мечетинской, Донской области, 22 июня 1871 года.Он окончил казачье юнкерское училищев 1900 году и с 1891 года работал оружейным мастером в казачьем полку в Радивилове на Волыни, а с 1900-го — заведующим оружием. Затем он поступил на курсы при офицерской стрелковой школе в Ораниенбауме, где и начал свою конструкторскую карьеру в 1908 году. Несколько лет Токарев трудился на Сестрорецком оружейном заводе, где продолжал совершенствовать модель винтовки, работая, кроме того, над новыми образцами автоматической винтовки собственной конструкции [6]. Автоматическая винтовка Токарева была признана и прошла «комиссионные» и полевые испытания, а в 1912 году он представил совершенно новый образец винтовки, значительно улучшенный, над которым работал до 1914 года, когда был мобилизован в действующую армию. В действующей армии Токарев находился около полутора лет, командовал сотней в 29-м Донском казачьем полку и получил 5 боевых наград за отличие в делах против неприятеля. В 1915 году его вновь зачислили в штат Сестрорецкого завода, как «отличного техника и конструктора оружия». Незаурядный талант мастера-оружейника
Ф.В. Токарева расцвёл в начале 1920-х годов. С 1921 он связал свою судьбу с Тульским оружейным заводом, а в 1924 году на вооружение Красной Армии был принят ручной пулемёт Максима, модернизированный по системе Токарева (МТ — Максим — Токарев). В 1926-м году новатор
Ф.В. Токарев представил свой новый вариант пулемёта Максима
для применения в авиации, заменивший пулемёт Виккерс. В 1927 году мастер разработал первый отечественный пистолет-пулемёт под револьверный патрон (Пистолет-пулемет Токарева образца 1927 г.).

Оружейный мастер


Отметим, что Фёдор Васильевич Токарев нередко выходил победителем открытых конкурсов на лучшие образцы оружия. В 1930 году на вооружение армии поступил разработанный Токаревым самозарядный пистолет ТТ, который считается шедевром оружейного мастерства и занимает лидирующие позиции по своим боевым характеристикам в настоящее время. Им были также разработаны самозарядная винтовка образца 1938 года (СВТ-38), самозарядная винтовка СВТ-40, которые применялись в Великой Отечественной войне. Надо сказать, что конструкторский талант Федора Васильевича Токарева проявился и на мирном поприще: 1948 году им был сконструирован оригинальный фотоаппарат для панорамной съемки ФТ-1, выпущенный в небольшом количестве в 1948—1949 годах на Красногорском механическом заводе. После существенной переработки заводскими конструкторами фотоаппарат Токарева под названием ФТ-2 выпускался с 1958 по 1965 годы. За выдающиеся заслуги в конструкторской деятельности Токареву было присвоено звание Героя Социалистического Труда (1940), он стал лауреатом Сталинской премии. Награждён оружейный мастер четырьмя орденами Ленина, орденом Суворова 2-й степени, орденом Отечественной войны 1-й степени, двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом
Красной Звезды и медалями. Четвертый орден Ленина Федор Васильевич
Токарев получил к празднованию своего 95-летнего юбилея.
В заключение краткого обзора темы, лишь в малой степени освещающего роль представителей казачества в развитии государственной, военно – политической и патриотической культуры России, расставим акценты: исконная, традиционная культура воина-защитника нашла свое отражение и воплотилась в личных подвигах представителей казачества в наиболее сложные периоды российской истории, особенно в годы Великой Отечественной войны. Мы считаем, что образцы героического служения казаков-воинов могут и должны быть включены в учебно - воспитательные модули системы непрерывного образования российского казачества, а также гуманитарную, этнокультурную и этнопсихологическую подготовку профессионального образования с интегрированным казачьим компонентом на всех уровнях, включая высшую школу. Осуществление данного проекта, с нашей очки зрения, необходимо в целях достижения объективности в оценке культурно - исторической роли российского казачества, а также для формирования позитивного образа современного казачества, учитывающего его несомненный вклад в служение гражданскому обществу и его защите.

И спользованныематериалы:

1. Болотин Д. Выдающийся советский оружейник. – М.: «Военный вестник», 1971.
2. Великая Отечественная: Комкоры. Военный биографический словарь / Под общей редакцией М. Г. Вожакина. — М.; Жуковский: Кучково поле, 2006. — Т. 1. — 672 с. — ISBN 5-901679-08-3.
3. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь. — М.: Кучково поле, 2011. — Т. 1. — 736 с. — 200 экз. — ISBN 978-5-9950-0189-8.
4. Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь. − М.: Воениздат, 1987. т.1.
5. Головко А.Г. Вместе с Флотом. – М., 1984.
6. Гусаров А.Ю. Ораниенбаум. Три века истории. — СПб, 2011. ISBN 978-5-93437-329-1.
7. Задорожный П.Ф. «О положении дел в казачестве России и ближнего Зарубежья». Доклад Совету Атаманов Союза казаков России Воронежская область. – Россошь 19.08. 2011 г.
8. Концепция непрерывного образования российского казачества. – М.: МГУТУ
им. К.Г. Разумовского, 2012.
9. Путин В.В. Быть сильными: гарантии национальной безопасности для России. – Российская газета от 20 февраля 2012 года.
10. Решин Е.Г. Генерал Карбышев. 4-е изд., испр. − М., 1987.
11.Стратегия развития государственной политики Российской Федерации в отношении российского казачества до 2020 года. – М., от 15.09.2012.
12. http://flot.com/history/personalities/golovko.htm

Глава 4. ТРАДИЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ И ВОСПИТАНИЯ КАЗАКОВ: ДУХОВНАЯ ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ, АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

4.1. Творчество М.В. Ломоносова в ценностях русской образовательной культурыи приоритетах казачества

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1865) – самый почитаемый в среде казачества русский ученый и просветитель. Великое достояние русской национальной культуры, науки и образования, великий «муж, вышедший из среды народной», как сказал о нем А. Н. Радищев.

Михаил Васильевич Ломоносов

Наследие выдающегося ученого и мыслителя не утратило своей актуальности и для современного российского общества. Прежде всего, следует отметить, что направление естественно-научных работ Ломоносова было непосредственно связано с его патриотизмом, с прогрессивностью его общественно - политических взглядов. Это, в свою очередь, нашло выражение и в сфере гуманитарных трудов М. В. Ломоносова, его литературном творчестве, основанном на любви к родной речи. На данном аспекте наследия ученого следует акцентировать внимание особенно в наши дни, когда русский язык в России - смыслообразующий стержень ее культуры и государственности - претерпевает заметные негативные трансформации. Работы Ломоносова в области исследования русского языка, художественной литературы, истории составляют органическую часть его многогранной и столь же целостной деятельности. Эта многогранность была отмечена А. С. Пушкиным, который писал: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенной силой понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшейстрастью всей его души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минеролог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник» [18].
Необходимо учесть важное историко – культурное обстоятельство: деятельность Ломоносова развивалась в период становления русского народа как нации, в значимую эпоху формирования новых черт отечественной культуры, науки, общественных отношений. Это обусловило необходимость решения одной из центральных проблем того времени – проблему создания и совершенствования общенародного русскоголитературного языка и художественной литературы. Как подлинный патриот, М. В. Ломоносов глубоко проник в сущность и понял неотложность осуществления данного проекта, резко оппонируя тем представителям высших социальных кругов, кто считал русский язык неполноценным и даже непригодным для применения в научных исследованиях. Михаил Васильевич писал о «природном изобилии, красоте, силе, великолепии и богатстве русского языка», о его глубокой древности и стойкости, при этом ученый указывал на его универсальность, аргументируя свою убежденность тем, что весь русский народ в городах и селах «говорит повсюду вразумительным друг другуязыком» [5], несмотря на огромные территориальные масштабы России. Приведем еще одно красноречивое утверждение Ломоносова: «Тончайшиефилософские воображения и рассуждения, многоразличные естественные свойства и перемены, бывающие в сем видимом строении мира и вчеловеческих обращениях, имеют у нас пристойные и вещь выражающие речи. И ежели его точно изобразить не можем, не языку нашему, но недовольному своему в нем искусству приписывать долженствуем» [6].
Актуальность столь психологически точного высказывания не вызывает сомнений. К сожалению, в современном российском обществе, особенно в сфере массовых коммуникаций, наблюдается обеднение лексики, снижение уровня риторики, очевидной становится нецелесообразность некоторых замен и подмен родной речи иностранными словами и выражениями, а вследствие этого происходит оскудение и вульгаризация вербальной и коммуникативной культуры. Адресуя правомерный упрек «иностранным и некоторымприродным россиянам, которые больше к чужим языкам, нежели к своему, трудов прилагали» [7], Ломоносов неуклонно провозглашал приоритет русской речи. Для своих теоретических работ и литературных произведений он избрал единственно верный путь так называемого «царского прохода», «золотой меры», добиваясь сближения разговорного живого русского народного языка с классической национальной книжной речью. Верный своим патриотическим принципам, Ломоносов первым начал читать научные лекции на русском языке, обогащая его научной и технической терминологией и показывая убедительный пример того, как ясно и выразительно можно излагать научно-теоретические положения на родном русском языке. Бесспорно, этот шаг в социокультурном, психолого-мировоззренческом и государственно-политическом отношениях был своего рода личностным подвигом и еще одним вкладом ученого в отечественную национальную культуру.
Прилагая немало трудов к исследованию лексики, работая над очищением и обогащением русского языка, М. В. Ломоносов создал, как известно, первую русскую грамматику, называя ее «философским понятием всего человеческого слова». Уважение к грамотной, правильной, но одновременно и колоритной родной речи, что, на наш взгляд, должно быть нормой и в современном российском обществе, выразилось в еще одном весьма точном высказывании Ломоносова: «Тупа оратория, косноязычна поэзия, несостоятельна философия, неприятна история, сомнительна юриспруденция без грамматики» [8]. Эталоном системы законов русского национального языка и стиля стала «Риторика» М. В. Ломоносова, в которой, помимо идеи гармонизации разговорной и книжной речи, обсуждался вопрос о соответствии формы и содержания.
Таким образом, гуманитарное творчество Ломоносова, включающее и его собственные литературные произведения, и научно-теоретические концепции, стало воплощением новых черт национального характера формирующейся русской культуры и литературы в частности. Иллюстрацией данного вывода могут служить строки в одной из ранних работ мыслителя: «Первое и главнейшее, мне кажется, быть сие: российские стихи надлежит сочинять по природному нашего языка свойству, а того, чтоему весьма несвойственно, из других языков не вносить» [9]. Полагаем, в силу своего универсализма, это замечание применимо к современности, причем не только в отношении поэтического творчества, но и коммуникативной практики в широком смысле. Значение Ломоносова в развитии отечественной художественной литературы однозначно определил
В.Г. Белинский, указав на то, что «именнос Ломоносова начинается
наша литература; он был ее отцом и пестуном…»
[1].
Отражая некоторые грани наследия Михаила Васильевича Ломоносова в контексте современной социокультурной ситуации в России, затронем еще одну особенность, а именно подчеркнуто пиитическое, верноподданническое отношение к власти, что весьма характерно для нашего общества. В эпоху великого ученого такое отношение было естественным и объяснялось причинами историко - культурного, политического и религиозного характера. Как известно, большинство произведений Ломоносова представляют собой оды, похвальные слова и посвящения царственным особам, доходящие, порой, до их обожествления. Это касалось и Петра Великого, и императрицы Елизаветы Петровны, и Екатерины Второй, а также иных сиятельных лиц. В этой связи необходимо помнить о том, что центральной идеей всех научных и литературных произведений Ломоносова было его насущное желание победить экономическую и культурную отсталость России, вера в то, что великая страна, ее народ и великая русская культура имеют все возможности для полноценного развития и благоденствия. Сравнивая положение России с передовыми западноевропейскими странами, М. В. Ломоносов с нескрываемой горечью констатирует: «Не можем отрещись, что мы весьма… от них остались», хотя Россия имеет все основания быть в числе передовых, так как она «внутренним изобильным состоянием и громкими победами с лучшими Европейскими Статами равняется, многие превосходит» [10]. Эти слова в условиях проводимой в нашей стране модернизации имеют значение и в осмыслении того, каким должен быть правитель Российского государства. Обращаясь к наследию великого ученого, подчеркнем, что настоящим царем, «истинным героем» Ломоносов признавал только того, кто употребляет свою власть на благо народа:


Царя, что правдой и покоем,
Себя, народ содержит свой...
Едину радость несказанну

Имеет в щастии людей… [11].

Правомерно предположить, что восторженные похвалы и оды в адрес царствующих особ, были своего рода некой программой, обоснованным ожиданием того, что высоте социального статуса должна соответствовать высота нравственности, деятельности и ответственности. Широко распространенная в 18 веке теория «просвещенного абсолютизма», безусловно, во многом определила мировоззрение Ломоносова, поэтому неудивительно, что великий ученый-реформатор связывал позитивные преобразования в России с деятельностью мудрого и просвещенного царя.
Можно сослаться в этой связи на мнение профессора Д. Д. Благого о том, что в социально-политических взглядах Ломоносова нашла определенное отражение исконная вера русского народа в «доброго царя, свойственнаяшироким массам крестьянства» [2], усиливающая пафосность и вычурность хвалебной риторики поэта. Однако следует заметить, что, как личность не только просвещенная, но и глубоко духовная, Ломоносов понимал ненадежность и зыбкость земной власти, о чем недвусмысленно предостерегал в одном из своих ранних поэтических произведений:


Никто не уповай вовеки
На тщетну власть князей земных
[12].


И еще один важный аспект творческого наследия ученого считаем необходимым обозначить в контексте заявленной темы. Речь идет о синтезе в деятельности Михаила Васильевича Ломоносова духовно- нравственной, христианской направленности с его новаторством и устремленностью практически применить научные достижения на благо России.
По авторитетному суждению С. П. Шевырева, Ломоносов выразил
в своей жизни три основных национальных чувства: «святую веру, преданность престолу и чувство русского могущества». [19].
Выдающийся ученый, признававший феномен Божественного творения мира, призывал деятелей науки не смешивать, а точнее – не подменять духовные понятия упрощенными и неправомерными материалистическими интерпретациями. Одновременно с этим Ломоносов считал так же недопустимым и вмешательство некоторых церковных представителей в сферу научных исследований, обоснованно выступая за принципиальное разграничение подходов к анализу естественнонаучных фактов и теологических концепций. Он одинаково критично относился и к тем религиозным учителям, кто «думает, что по псалтире научиться можно астрономии или химии», и к тем ученым, кто с помощью высшей математики пытается «определять год, день и его самые мелкие части для мгновения первого творения». [13]. Ломоносову претило всякое невежество, суеверие и восхищало стремление к научному познанию выдающихся европейских ученых - Николая Коперника, Кеплера, Ньютона, Декарта и других «великих мужей науки», которые, как известно, были и видными христианскими богословами своей эпохи, о чем умалчивалось в советское время. Красноречивой иллюстрацией отражения синергии духовного и материального миров в поэтическом произведении М. В. Ломоносова «Размышление о Божьем величии» могут служить строки:

Открылась бездна, звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна…
Там разных множество светов,
Несчетны солнца там горят…
[14].

Гражданская позиция Ломоносова - ученого, патриота и христианина, воспринявшего лучшие качества русской духовной традиции наряду европейской культурой и интеллектуальностью, была максимально сосредоточена на служении своему народу во всех сферах науки и производства. Так, осуществляя свои разработки по метеорологии, он стремился сделать более безопасным труд мореплавателей, помочь крестьянам получить более высокие урожаи и сохранить их; исследуя атмосферное электричество, Ломоносов пытался спасти «здравие человеческое от оных смертоносных ударов», города и села России от пожаров. В электрической искре он видел «великую надежду к благополучию человеческому» и мечтал об использовании электричества в земледелии и медицине. Ученый как будто предвидел очередную актуальнейшую проблему сегодняшнего дня: исследуя вопрос о движении воздуха в шахтах, он заботился об удалении из них газов, «человеческомуздравию вредительных», и «облегчении труда работников» [15]. Ломоносов постоянно обращал внимание на необходимость соответствия одежды и обуви рабочих тем условиям, в которых они работают, и требовал от их хозяев соблюдения того, что в настоящее время получило название «техники безопасности» [4]. Комплексную систему мер, направленных на повышение продуктивности сельского хозяйства, выдвигал Ломоносов в проекте учреждения специальной коллегии, занимающейся вопросами сельского хозяйства. Несомненной заслугой Михаила Васильевича Ломоносова как гражданина и патриота является то, что он всегда выступал горячим защитником русского народа. Указывая на, порой, невыносимые условия его жизни, и в первую очередь крестьянства как основной составляющей российского народонаселения, Ломоносов требовал от правительства принятия действенных мер, которые бы обеспечили «размножение и сохранение Российского народа» [17]. Комментировать актуальность и злободневность данной проблемы в современной России представляется излишним. Забота о людях, простых тружениках, сочувствие и сострадание к их тяжелой жизни приобретали в деятельности Михаила Васильевича Ломоносова созидательный, конструктивный характер, чему следует поучиться многим из современных деятелей, облеченных властью и
несущих ответственность за жизнеобеспечение своих сограждан.
До конца своей трудной, но славной жизни Михаил Васильевич Ломоносов был верен тому кредо, которое он сформулировал еще на заре своей творческой деятельности: «Я положил твердое и непоколебимое намерение, чтобы за благополучие наук в России, ежели обстоятельства потребуют, не пожалеть всего моего временного благополучия» [16]. И, по словам С. И. Вавилова, «Родина наша вправе гордиться тем, что история ееновой науки началась именно Ломоносовым» [3].

Использованные материалы:

1. Белинский В.Г. Избранные философские сочинения. Т. 1. – М.: Госполитиздат, 1948. – С. 82.
2. Благой Д. Д. История русской литературы 18 века. – М.: Учпедгиз, 1951. –
С.209.
3. Вавилов С. И. // Вопросы истории отечественной науки. – М.: Издательство АН СССР, 1949. – С. 890.
4. Данилевский В. В. Русская техника. – Л., 1948. – С. 57- 58.
5. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 7. – М.: Изд. АН СССР, 1950. – С. 92, 582, 590.
6. Там же. – С. 391-392.
7. Там же.
8. Там же. Т. 4. – С. 41.
9. Там же. Т. 7. – С. 9-10.
10. Там же. Т.7. – С. 287-288.
11. Там же. Т.2. – С.171.
12. Там же. – С. 251.
13. Ломоносов М. В. Избранные философские произведения. – Госполитиздат, 1950. – С. 357, 431.
14. Там же. – С. 447.
15. Ломоносов М. В. Полное собрание сочинений. Т. 3. – С. 439.
16. Там же. Т. 8. – С. 267-268.
17. Птух М. В. // «Ломоносовский сборник». Т. 2.: М. – Л., 1946. – С. 209-214.
18. Пушкин А. С. Сочинения в одном томе. – М.: Госполитиздат, 1949. – С. 713.
19. Шевырев С. П. История Московского Университета. Т.1-2. – М., 1855.- С. 7-8.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.22.181.209 (0.139 с.)