П.И. Чайковский И.Е. Репин. Портрет М.П. Мусоргского



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

П.И. Чайковский И.Е. Репин. Портрет М.П. Мусоргского



События послеоктябрьского периода - Гражданская война, эмиграция представителей казачества способствовали качественным переменам в содержании литературных произведений, написанных казаками и о казаках. По – мнению М.А. Кутузова, с начала двадцатых годов тема казачества в литературе и искусстве разделяется на два взаимно противостоящих направления: советская литература о казачестве и эмигрантская литература на казачью тематику, при этом обоим принадлежат выдающиеся образцы художественных произведений[14]. Центрами казачьей эмиграции стали Варшава, Париж и Прага в Европе, Харбин и Манчжурия в Азии. Множество казаков осело в Болгарии и Югославии, а после второй волны эмиграции
(с начала до середины 30-х годов — период после Второй мировой войны) — в Австралии и Америке. Наиболее известными писателями, оказавшимися в эмиграции, были Ф.Щербина в Праге и П.Краснов в Париже. В Праге
Ф. Щербиной Были написаны поэмы «Петро Кубанец», «Черноморцы», а П.Н.Краснов создал в эмиграции основную часть своих художественных произведений: 21 роман, очерки и рассказы. Среди них «От двуглавого орла к красному знамени» (переведен на 15 языков), «Амазонка пустыни», «За чертополохом», «Все проходит», «Опавшие листья», «Понять-простить», «Единая,Неделимая», «Цесаревна», «Белая свитка»и многие другие. Во французской эмиграции создал многие свои произведения талантливый донской писатель П.М.Аврамов поэт Н.Альникин. Уральский казак писатель С.Гусев-Оренбургский редактирует в США журнал «Жизнь», пишет несколько романов, наиболее известный — «Страна детей».
В эмиграции возникли издательские центры, специализировавшиеся на издании литературы на казачью тематику и группировавшиеся вокруг издательств казачьих газет (в редакции газет «Вольное казачество» и «Казак» в Праге и Париже были изданы несколько книг и брошюр, как научно-популярных, так и художественных: И.Быкадорова«История казачества», сборник «Пять лет Вольного казачества», книга стихов Юрия Гончарова, четыре тома истории казачьей борьбы «Трагедия казачества»,
И.Буданова«Дон и Москва», Г.Губарев«Книга о казаках». Литература, созданная казаками и о казачестве в эмиграции, а также другие виды искусства познакомилизарубежные страныс казачьим фольклором, искусством казачьей джигитовки и эстетикой казачьей одежды — особенно кавказской. Исполнительским искусством Кубанского казачьего хора, о чем уже говорилось, и виртуозными джигитами генералаИ.Павличенковосхищались в Италии, Югославии, Австрии, Франции, США[14]. Что касается Советского Союза, то здесь главным авторитетом по казачьей теме был, конечно, М. А. Шолохов. Его роман «Тихий Дон» стал и в России, и далеко за ее пределами самым знаменитымпроизведением о казачестве[24]. Этот факт примечателен и тем, что в советское время тема казачества не являлось предметом самостоятельного рассмотрения, а слова «казак», «казачество»,как правило, заменялопонятие«народ». Но самобытность, колорит и достоверность в изображении донских казаков в Шолоховасущественно обогащают представления о казачестве. В его описании казаки предстают деятельными и умелыми организаторами, с мужественными, сильными характерами, не лишенными ичеловеческих слабостей, но искренними и самоотверженными борцами за справедливость. Шолоховым раскрыты особенности казачьей семьи в этнокультурном и философско - психологическом контексте исторической судьбы донского казачества; рельефно предстает казачий быт, морально-нравственные и духовныеприоритеты, эстетическая специфика казачьей повседневности и аспектов религиозности.Романы «Тихий Дон», «Поднятая целина» входят в сокровищницу национальной и мировой культуры и репрезентируют казачество как уникальный этнокультурный и социально-психологический феномен.

Казак Харлампий Ермаков

Как утверждал Михаил Шолохов, его любимым героем в эпическом романе «Тихий Дон» являлся Григорий Мелехов. Образ Григория, его судьба и даже внешность были списаны с реального человека – Харлампия Васильевича Ермакова. С прототипом главного героя своего романа Шолохов был знаком лично, они нередко встречались и беседовали в 1926 году, когда писатель собирал материалы для своего произведения. Автор приезжал в станицу Вешенская, где они с Ермаковым проводили долгие обсуждения и споры.
В одном из архивов хранится письмо, в котором писатель обращается к Ермакову с просьбой встретиться. Шолохова тогда очень интересовали события 1919 года, связанные с судьбой донских казаков во время Вешенского восстания. Автор романа обратился именно к Харлампию Ермакову, поскольку судьба этого легендарного казака была непростой и послужила основой для создания образа Григория в создаваемом
произведении.Надо сказать, что в настоящее время интерес к творчеству писателя – лауреата Нобелевской премии (1965), к его особой, «шолоховской» прозеявляется предметом научного анализа. Так, в частности, в 2005 годупод редакцией Е.И. Дибровой издан «Словарь языка Михаила Шолохова», который рассматривает более 5000 слов и 2000 фразеологизмов. Впервые в Словаре выделены и детально описаны ключевые словообразы, лежащие в основе шолоховской языковой картины мира: Донской край, Дон, Земля, Степь, Курган, Шлях 1, Шлях 2, Казак, Конь, Песня, Месяц, Вышний, Воронёный, Черный, Чернозём.В содержании Словаря раскрываются ведущие факты, явления, события, связанные с наиболее значимыми понятиями художественно-эстетической картины мира в произведениях писателя. В Словаре приводится характеристика казачьего сословия по ряду критериев: историческому, географическому, социальному, общественно-политическому, бытовому. Особенное значение придается воинской службе казака, «с которой связаны важнейшие ценностные категории казачества». Донское казачество рассматривается в Словаре, как «особое сословие русского народа, характеризующееся самобытным военно-земледельческим укладом жизни, своеобразием диалектной речи, обычаями, исторической судьбой»[19]. Нельзя обойти вниманием представленность темы казачества в отечественном кинематографе[26]. Одним из родоначальников российского кино является Александр Ханжонков — потомственный казак, подхорунжий 1-го Донского казачьего полка. Первую российскую кинокомпанию он создал в 1906 году на собственные средства. Первый российский фильм (не считая хроники царской коронации на Ходынском поле) назывался «Джигитовка казаков первого Оренбургского казачьего полка». Эта лента Александра Федорецкого, пионера русского кинематографа, была показана осенью 1896 года, через год после знаменитой парижской премьеры «Прибывающего поезда» братьев Люмьер. Следует указать на то, что лента Федорецкого была еще и первым в мире трюковым фильмом. Первые в России художественные, а именно игровые фильмы были посвящены теме казачества. Это «Понизовая вольница» о волжском казаке Степане Разине и «Донские казаки»Александр Дранкова. Обе премьеры состоялись осенью 1908 года, и этого периода казачество становится популярной темой для кинематографистов России и стран Зарубежья.
Культовым кинематографическим произведением о казачестве Советской эпохи стал знаменитый фильм «Кубанские казаки» (1949). Идея создания картины, в основе сюжета которой лежала бы сельская ярмарка, пришла к режиссеру Ивану Пырьевупосле работы над фильмом «Сказание о земле Сибирской». В феврале 1949 года на киностудии «Мосфильм» был одобрен сценарий Николая Погодина с рабочим названием «Веселая ярмарка». Съемки картины прошли в совхозе-миллионере «Кубань». Декорации ярмарки, которая не проводилась в совхозе, создавались специально. Сталину приписывают фразу, сказанную им после первого просмотра: «А все-таки неплохо у нас обстоит с сельским хозяйством».
Он же и дал фильму название — «Кубанские казаки». Особой известностью пользовались песни из фильма, которые обрели всенародную популярность.
Первая экранизация«Тихого Дона»состоялась в 1931 году (фильм был немым).Режиссеры Ольга Преображенская и Иван Правов сняли кинофильм о любви замужней казачки Аксиньи и лихого Григория Мелехова, и эта тема стала единственной сюжетной линией картины. После выхода фильма в прокат Преображенская и Правов былиисключены из Ассоциации работников революционной кинематографии с формулировкой «за потакание мелкобуржуазным вкусам классово чуждых зрителей». В картине усмотрели лишь «любование бытом казачества», что по политическим мотивам в тот период было неприемлемым. Но именно эти качества ленты критики считают достоинствомпроизведения.Иное концептуальное решение второй экранизации «Тихого Дона» предложеноСергееем Герасимовым(1955-1958). Им была создана эпопея о драматизме переломного времени, причинах революционной смуты. Казаки показаны в сложнейшей социально-исторической ситуации, потребовавшей однозначного выбора между сторонниками и противниками революции.
Герасимов вспоминал о трудностях в разрешении съемок фильма, которого он добивался с 1939 года: «Мне было сказано, что едва ли имеет смысл экранизировать роман, который при всех своих достоинствах выводит на первый план судьбу Григория Мелехова, человека без дороги, по сути, обреченного историей». Впоследствии фильм был одобрен руководством страны и критикой, получил приз «Хрустальный глобус» на Международном кинофестивале в Карловых Варах в 1958 году. В том же году на Международном смотре фестивальных фильмов в Мексике лента получила диплом за эпическую высокохудожественную форму выражения народной трагедии и за прекрасныйартистический ансамбль. При этом самому Михаилу Шолохову, по ряду источников, экранизация романа не понравилась, что и стало основанием для создания иной версии знаменитой саги о казачестве другим великим режиссером Сергеем Бондарчуком.
В ряду художественных кинематографических произведений о казачестве следует назвать трагедиюВиктора Трегубовича«Даурия» (1971), заметно отличающийся от прочих советских пропагандистских картин.Фильм повествует о накале драматизмаГражданской войны и расколе казачества на «красное» и «белое» с последствиями, отраженными на личных судьбах героев. О популярности и востребованности темы казачества в кино говорит тот факт, что эпическая повесть Н.В. Гоголя «Тарас Бульба», была экранизирована семь раз. В России первый (немой) фильм вышел в 1909 году, а последний – сто лет спустя(2009), режиссераВладимир Бортко, вызвавший как значительныйй интерес, так и противоречивые мнения критиков и зрителей

Использованные материалы:
1. Абрамов, К. За волю. – М., 1989.
2. Герои 1812 года. Серия ЖЗЛ. – Москва, 1987.
3. Гиляровский, В.А. Собрание сочинений в 4-х томах. – М., 1989.
4. Древняя русская литература. – М.1980.
5. Житие Аввакума в сборнике «Житие Аввакума и другие его сочинения», Москва: Издательство «Советская Россия», 1991.
6. Замыслов, В. Алена Арзамасская. – М.: ЛИЯ, 2002 – 400 с.
7. Зеньковский, С. Русское старообрядчество. Москва: Церковь, 1995.
8. История казачества Урала. – Оренбург — Челябинск, 1992.
9. Карпенко, В.Ф. Алена Арзамасская. – М., 1993
10. Кедрин Д.Б. Песня про Алену – Старицу. – М,1938.
11. Кончаловская Н.П. Наша древняя столица. – М., 1972.
12. Короленко, В.Г. Избранное. – Москва, 1955.
13. Костомаров, Н. Казаки. Исторические монографии и исследования – М.: Издательство «Чарли» 1995.
14.Кутузов, М.А. Образ казачества в литературе и искусстве.
http://www.archipelag.ru/authors/kutuzov/?library=1138
15. Матвеев, В. Слово о кубанском казачестве. – Краснодар 1995.
16. Пушкин, А.С. Избранное – М. «Просвещение» 1983.
17. Седых, К. Даурия. – Москва, Художественная литература, 1958.
18. Сироткин В. Отечественная война 1812 года – М.: Просвещение 1988
19. Словарь языка Михаила Шолохова / Под ред. Е.И. Дибровой. М.: ООО «ИЦ» Азбуковник», 2005.
20. Толстой, Л.Н. Казаки – М.: Издательство «Художественная литература», 1983.
21. Толстой, Л.Н. Повести и рассказы. – Москва, 1985.
22. Хомяков, А.С. Стихотворения и драмы. Серия «Библиотека поэта». Советский писатель, Ленинградское отделение 1969.
23. Хохлов И., Власов Д. Казаки-староверы в произведениях русской художественной и исторической литературы http://www.predistoria.org/index.php?name=News&file=article&sid=508
24. Шолохов, М.А. Собрание сочинений, тома 1, 2, 3 Художественная литература 1966 г;
25. Энциклопедический словарь Брокгауз и Эфрон. Биография. Россия. Мультимедиа энциклопедия, статья «Котляревский».
26.http://www.kazakirossii.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=355%3Akazaki-v-kino&catid=25%3Afilmy&Itemid=34&lang=ru
27. http://topwar.ru/12619-legenda-donskogo-kazachestva-harlampiy-ermakov-i-tihiy-don-sholohova.html

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Краткий обзор историко-культурного развития казачества и его основных характеристик, проявленных в разных сферах социального служения, убеждает в том, что духовно-нравственный, творческий потенциал этого активного, жизнедеятельного организма может и должен быть реализован максимально полно в позитивных преобразовательных целях гражданского общества.Это касается защиты и укрепления рубежей государственной границы России;патриотического воспитаниямолодого поколения;непрерывного образования казачества дляучастия вкомпетентном решении возникающих проблем межэтнического, межрелигиозного, социально-культурного и общественно-государственного характера.В области внешней политики казачество также способно оказать действенную поддержку позиций России на международном уровне в качестве одного из стабилизирующих факторов. Чрезвычайно перспективным и востребованным обществом является участие казачества в охране и поддержании общественного порядка, а также охране природы,объектовисторико-культурного наследия, монастырей и храмовкак национального достояния.Главной консолидирующей нравственной основой перспективного развития современного российского казачества должна стать православная вера и воцерковление казаков как «православного рыцарства». Сохранив лучшие качества традиционной этнокультуры, казачество может, вопреки сложившемуся стереотипу, предстать на социальном форуме не только «служивым войском», но высокообразованным, культурным, нравственно здоровым и авторитетным субъектом государственного строительства.

 

 

Приложение 2.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.108.188 (0.009 с.)