Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
П.Д. Корин. Реквием. Русь уходящая
Существенной стороной социокультурной миссии Владыки Пимена уже в качестве Патриарха Московского и всея Руси (1971) стало продолжение того направления, которое активно развивал Алексий I, а именно укрепление отношений между Православными Церквями разных стран. Осуществляя столь важную миссию, Патриарх Пимен подчеркивал: «Мы стремились, и, по нашему мнению, небезуспешно, посильно послужить развитию братских отношений Русской Православной Церкви с возлюбленными поместными Церквами. Единство в свидетельстве и служении великой православной вселенской семье — вот та святая задача, которой мы себя посвящаем» [13, с. 73]. В контексте осуществления этой высокой задачи Патриарх предпринял несколько зарубежных поездок, из которых особенно значимой может быть названа поездка на Святую Землю в мае 1972 года; в октябре того же года Святейший Патриарх совершил визиты в Грецию, Румынию и Югославию; впервые в истории Русской Православной Церкви Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен посетил Святую гору Афон. Из важных событий, предпринятых благодаря инициативе Патриарха в отношении развития отечественной церковной культуры, следует назвать официальное открытие Владыкой в сентябре 1980 года в поселке Софрино завода с современным оборудованием и технологиями по производству предметов церковной утвари, необходимых для богослужений и использования мирянами в индивидуальной религиозной практике. Важно отметить, что содействие Патриарха позволило в восьмидесятых годах значительно увеличить объем деятельности Издательского отдела Московской Патриархии; начинался процесс постепенного возврата Церкви монастырей и храмов, первым из которых, благодаря усилиям его Святейшества, в 1983 году был возвращен Свято-Данилов монастырь — «первый монастырь на Москве» (1282). Просветительское, социально-культурное служение Русской Православной Церкви, руководимой Патриархом Пименом накануне и, в особенности после празднования 1000-летия Крещения Руси, расширяло свои границы и усиливало духовно-нравственные позиции многих представителей советского общества. После юбилейных торжеств, всколыхнувших религиозное чувство значительной части народа, Церковь получила большую возможность участия, в лице своих представителей, в жизни социума. Так, в 1989 году Святейший Патриарх Пимен был избран народным депутатом страны. В этом же году состоялось празднование 400-летия установления в России Патриаршества, в честь которого Первоиерарху удалось посетить Успенский собор, где были совершены панихида над гробницей Всероссийских Патриархов и молебен Новопрославленным святым: Патриархам Московским и всея Руси святителям Иову и Тихону. Выделяя индивидуальные черты личностной творческой деятельности Патриарха Пимена, отметим, что Святейший принадлежал более к созерцательному типу Русского монашества: ему близки были уединение, глубокая продолжительная молитва, немногословие, усилившееся в последние годы жизни Патриарха, высокая духовная сосредоточенность, свойственная православным старцам Святой Руси. Являясь преемником церковного и социального служения Святейших Патриархов Московских Тихона, Сергия и Алексия I, Святейший Патриарх Пимен начал путь тех преобразований, которые осуществил и умножил в предстоящую эпоху глубоких историко-культурных перемен Первоиерарх Русской Православной Церкви Алексий II (1990–2008). Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (в миру Алексей Михайлович Ридигер, 1929–2008) родился в Таллине в семье священника и с юности определил свой жизненный путь как служение Русской Православной Церкви. Монашеский постриг (1961) в Троицком соборе Троице-Сергиевой Лавры он принял в честь святителя Алексия, митрополита Московского. Человек глубокой сосредоточенности, сдержанности и цельности, Владыка проявил научно-исследовательский талант ученого-богослова, являясь автором ряда трудов по истории Церкви: за трехтомный труд «Очерки по истории Православия в Эстонии» он был удостоен высшей ученой степени в Русской Церкви — звания доктора богословия (1984). После избрания митрополита Алексия на Московский Патриарший Престол (1990) его главной задачей стало восстановление церковно-государственных отношений в духе позитивного сотрудничества и равноправия; благодаря усилиям Святейшего 30 мая 1991 года Русская Православная Церковь обрела право юридического лица. Патриарх Алексий II четко определил позицию высокого авторитета Церкви в обществе, ее активного участия в жизни народа и независимости по отношению к правительственным структурам В числе социокультурных инициатив Патриарха следует назвать, в частности, открытие им, совместно с ректором МГУ им. М.В. Ломоносова В.А. Садовничим, первого учредительного съезда Союза православной молодежи. Акцентируя внимание общественности и правительства на необходимости религиозного просвещения в контексте достижений мировой и отечественной культуры, Святейший Патриарх Алесий II выразил убеждение, что воспитание юношества на христианских ценностях, усвоение молодыми людьми христианской нравственности позволит им «понимать великих поэтов и писателей, музыкантов и художников прошлого, таких, как Гете, Шекспир, Пушкин, Гоголь, Достоевский, Бах, Моцарт, Мусоргский, Римский-Корсаков, Чайковский, Рахманинов, Рафаэль, Микеланджело, Андрей Рублев, Суриков, Васнецов, Нестеров и многие другие деятели литературы и искусства, сформировавшиеся в христианской традиции, взрастившей их таланты»[2, с. 227]. По благословению Его Святейшества открылись духовные семинарии, духовные училища, церковно-приходские школы и традиционные православные гимназии. Не осталось без попечения Святейшего Патриарха высшее богословское образование: в 1992 – начале 1993 года были открыты Свято-Тихоновский богословский институт (ныне — Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет) и Российский Православный университет — учебные заведения нового для современной России типа, целью которых является подготовка не столько священнослужителей, сколько высококвалифицированных специалистов гуманитарного профиля с глубоким профессиональным знанием богословских дисциплин. После многолетних гонений в эпоху тоталитаризма Церкви фактически была возвращена возможность миссионерской деятельности, благотворительного служения (запрещенного в прежние советские годы); последнее десятилетие ХХ века и первое десятилетие XXI столетия – период возрождения и расцвета — ознаменовались открытием тысячи храмов, сотни монастырей, Церковь получила возможность общественной проповеди; миллионы людей могут приобщаться ко многим возвращенным святыням, иконам и церковным ценностям. При Патриархе Алексии II произошло важнейшее событие в судьбе Русской Православной Церкви новейшего времени — восстановление единства Русской Церкви.
Патриарх Алексий II
В праздник Вознесения Господня 17 мая 2007 года был подписан Акт о каноническом общении между Русской Православной Церковью Московского Патриархата и Русской Православной Церковью Заграницей. Восстановление церковной целостности является одним из важнейших условий единства и взаимодействия христиан России и Европы в деле сохранения и распространения принципов христианской этики. За свою плодотворную и многогранную духовную и социально-культурную деятельность Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II был награжден правительством орденами Трудового Красного Знамени, Почета, двумя орденами Дружбы народов, орденами «За заслуги перед Отечеством» I и II степеней, орденом Святого апостола Андрея Первозванного, орденом «Слава России», орденом Петра Первого Великого, золотым крестом «За служение обществу»; отмечен многими церковными, в том числе международными наградами. Обобщая вышесказанное, можно заключить, что из среды русского духовенства ХIХ-начала ХХ столетия выдвигались авторитетные духовные лидеры, которые становились в авангарде научно-просветительской деятельности, церковного строительства, социально-культурного служения, направленного на нравственное оздоровление общества, что, по словам Патриарх Алексия II, способствовало «возрождению и укреплению России», ибо «Церковь всегда помогала государству, и благодаря её духовной поддержке возвышалась Русская земля»[2, с. 5].. Показательно, что духовная высота христианского подвига и патриотизм русских иерархов органически соединяется с многогранностью их творческой одаренности, личностной харизматичностью и высокой созидательной социальной инициативностью, определяющей их благодатное культурно-нравственное и интеллектуальное влияние на социальное развитие российского общества[18].
|