Троицкий и Преображенский соборы. Дивеево



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Троицкий и Преображенский соборы. Дивеево



Собор сего­дня поражает своим величием и великолепием. Автором проекта собора был архитектор А.И. Резанов (1817–1887), ученик академика К.А. Тона (1794–1881), завершавший строительство храма Христа Спасителя в Москве после кончины учителя. Вероятно, поэтому так заметно сходство Троицкого собора с московским храмом. В Троицком соборе, стены которого были украшены замечательными живописными полотнами на темы Ветхого и Нового Заветов работы дивеев­ских сестер, находилась чудотворная икона Божией Матери «Умиление», перед которой всегда молился и коленопреклоненно скончался преподобный Се­рафим.
В октябре 1989 года Троицкий собор был передан церковной общине, а весной 1990 года на купол собора был водружен крест. Богослужения в соборе возобновились в Субботу Похвалы Пресвятой Богородицы в апреле 1990 года, когда был освящен главный придел. С 1 января 1991 года
службы в главном Дивеевском соборе совершаются ежедневно.
Отметим, что после разгрома Саровского монастыря в 1927 году вновь святые мощи прп. Серафима были обретены в музее атеизма и религии в Санкт-Петербурге в начале ноября 1990 года. Торжество передачи святых мощей Православной Церкви состоялось 11 января 1991 года; 30 июля 1991 года святые мощи ба­тюшки Серафима прибыли в Дивеево. Специальная процессия двигалась крестным ходом из Москвы в сопровождении архиереев и духовенства во гла­ве со Святейшим Патриархом Алексием II. Над ракой с мощами преподобно­го старца воздвигнута сень, подобная той, которая была в Сарове. Изумительным по своей красоте является восстановленный Преображенский собор, построенный в неорусском стиле по проекту архитектора А.Е. Антонова; техником-строителем был А.А. Румянцев (впоследствии по­гибший в сталинских лагерях в годы репрессий).
Изнутри стены собора были расписаны от пола до потолка сестрами из иконописной мастерской под руководством палехского художника
ПЛ. Парилова (1880–1956). Долгие годы советского времени в соборе царила мерзость запустения: здесь был гараж, потом тир. В 1991 году собор был передан возрожденному монастырю, и несколько лет продолжалось его восстановление. Освящение главного престола состоялось 3 сентября 1998 года в честь Преображения Господня. За Преображенским собором находится начало святой Канавки — особой дивеевской святыни, созданной по повелению Царицы Небесной трудами сестер Мельничной общины. Первый аршин (71,5 см), выкопанный пре­подобным Серафимом Саровским, стал началом Канавки. Разрешение на восстановление этой святыни было полу­чено лишь через шесть лет после начала возрождения монастыря. В настоящее время Канавка полностью восстановлена. Ежедневно крестный ход, возглавляемый игу­менией или кем-либо из монахинь, обходит с иконой вокруг территории мо­настыря и по святой Канавке. Сестры и паломники идут парами, читая 150 раз молитву «Богородице Дево, радуйся...».
Помимо духовной деятельности, монастырь в Дивеево силами сестер обители проводит огромную благотворительную, просветительскую, хозяй­ственную работу. Тысячи и тысячи паломников со всех уголков России и дру­гих стран приезжают сюда на поклонение великим святыням, за духовной по­мощью в поисках истинного смысла жизни. Продолжается восстановление и второй «женской лавры» — Шаморди­но — Казанской Амвросиевской женской обители, созданной преподобным Амвросием Оптинским. В июле 1996 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II освятил храм во имя преподобного Амвро­сия Оптинского, воздвигнутый на месте его праведной кончины. Поток паломников, желающих посетить монастырь великого старца Амвросия, постоянно возрастает.

Преподобный Амвросий Оптинский


Особая судьба в ХХ веке постигла Леушинский Иоанно-Предтеченский женский монастырь, располагавшийся на берегу реки Илоса, в 29 верстах от Череповца, настоятельницей которого была игуме­ния Таисия (Мария Васильевна Солопова, 1840-1915), духовная дочь святого праведного Иоанна Кронштадтского.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский

Монастырь оставался действующим до 1931 года, а в 1941-1946 годах был затоплен водами Рыбинского водохранилища. Как древний город Китеж, он пребывает сокрытым от поругания и продолжает сиять благодатным све­том всем, прикасающимся к Великой Леушинской Тайне. После долгих лет, прошедших с момента этого трагического события, в 1999 году возникла новая духовная традиция «Леушинского молитвенного стояния»: на берега водохранилища прибыли четверо прихожан храма св. Иоанна Богослова, являющегося подворьем Леушинского монастыря в Санкт-Петербурге, во главе со священником Геннадием Беловоловым, которые мо­лились на месте затопления святыни. Вскоре совершилось чудесное явление: из воды всплыло одно дерево из затопленных некогда Леушинских лесов. Из этого дерева был сделан Леушинский Крест и установлен на берегу неподале­ку от селения Мякса, в 30 километрах от Череповца. У Леушинского Креста, по благословению владыки Максимилиана, архиепископа Вологодского и Великоустюжского, ежегодно, 6 июля, накануне праздника Рождества Иоанна Предтечи, совершаются молебны с акафистом Святому Крестителю Госпо­дню. На Леушинском Кресте закреплена икона Божией Матери «Аз есмь съ вами, и никтоже на вы». Этот чудный образ был написан в иконописной ма­стерской Леушинского монастыря. Создание образа совершилось по благословению св. праведного Иоанна Кронштадтского, который сам и освятил икону. Этим образом он благословил на иноческий по­двиг святого Серафима Вырицкого.

Преподобный Серафим Вырицкий

Смысл Леушинских стояний, как считают церковные деятели, заключа­ется в том, чтобы почтить память всех храмов и монастырей, сокрытых вода­ми рукотворного потока. Это — свидетельство памяти о всех поруганных святынях и знак верности православным ценностям Святой Руси.
Центром возрождения церковной жизни в Москве еще в 1940-х годах стал Новодевичий монастырь, наиболее известный и самый красивый среди женских столичных православных обителей. Послеоктябрьская история Московского Новодевичьего монастыря содержит немало парадоксальных фак­тов. Так, после закрытия обители в 1922 году и изгнания из нее монахинь представителями новой власти здесь был создан «Музей раскрепощения жен­щины», преобразованный позже в историко-бытовой и художественный музей «Новодевичий монастырь». В 1943 году здесь открыли богословские курсы, а через год — Бого­словский институт, затем преобразованные в Духовные семинарию и Акаде­мию и переведенные в Троице-Сергиеву Лавру. Настоятельницей Московского Новодевичьего монастыря до конца ХХ столетия была игумения Серафима (Черная-Чичагова, 1914–1999), внучка выдающегося деятеля Русской Православной Церкви, ученого, писателя, священномученика митрополита Серафима (Чичагова), расстрелян­ного в 1937 году на полигоне в Бутове. Матушка Серафима, бывшая в миру профессором МГУ имени М.В. Ломоносова, много потрудилась для того, чтобы собрать и издать медицинское наследие
своего славного деда, а, как настоятельница обители, приложила значительные усилия для возобнов­ления монастырской жизни[63].
В конце ХХ столетия произошло восстановление и основанной великой княгиней Елизаветой Федоровной РомановойМарфо-Мариинской обители сестер милосердия (1908): 17 августа 1990 года на территории обители был открыт памятник преподобномученице Елисавете, выполненный замечательным скульптором В. Клыковым.



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.211.61 (0.015 с.)