Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема казачества в литературе, живописи, музыкальных произведениях, кинематографеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Образ казака является одним из наиболее ярких и колоритных среди персонажей в отечественной культуре – литературе, живописи, песенном творчестве и других видах искусства.Материалом для литературных произведений о казачествепослужило богатейшее народное творчество - казачьи песни, сказки, баллады, легенды [4; 5]. Какими предстают казаки в фольклорном эпосе? В думах они выступают, прежде всего, как герои в борьбе с турками и татарами, как свободолюбивые рыцари, сокрушающие путы неволи и освобождающие соотечественников из плена. Их образ бывает отчасти романтизирован, но встречается и другая крайность – описаны их неистовость, бесшабашность, грубость. Такие противоречивые черты присутствуют в описаниях иреальных лиц, и вымышленных персонажей. В.И. Суриков. Степан Разин Число произведений разных жанров о нем огромно. Подстать Разину – такая же неуемная, отважная, свободолюбивая – его сподвижница Алена Арзамасская, бывшая монахиня. В 1669 году, когда началось крестьянское восстание Степана Разина, Алёна покинула монастырь и присоединилась к восставшим. Русской воительнице удалось собрать отряд из 300—400 человек,с которым она направилась к городу Темникову, расположенному на территории современной Мордовии. В 1670 году её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. После этого Алена повела отряды численностью до 700 от Арзамасса к Щацку и затем повернула и захватила Темников. Более двух месяцев ей удавалось управлять городом и войском в котором насчитывалось более 2000 повстанцев. Войско Алёны было атаковано царскими войсками и разгромлено30 ноября 1670 года, а 4 декабря Алёна была захвачена в Темникове воеводой Ю. А. Долгоруковым и после пыток осуждена к сожжению в срубе как разбойница и еретичка, подозреваемая в колдовстве.Есть свидетельства о небывалой силе казачьей «амазонки»: в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук. Её мужество проявилось также во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооружённой по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись и свершив другие обряды, смело прыгнула в неё, захлопнула за собой крышку и, когда всё было охвачено пламенем, не проронила ни звука. Портрет осужденного Пугачева Пугачевприбегает к столь распространенному на Руси приему (и недостаточно еще исследованному социокультурному феномену) – самозванству. Приказывает называть себя царем-батюшкой, понимая, насколько сильна в народе вера в «доброго» и всесильного царя. В его отношениях с подчиненными наблюдается полная демократия, которая (как один из факторов) и приведет его к пленению своими же «соратниками». Василий Перов. «Суд Пугачева» (1879) Говоря об образах казаков в произведениях культуры и искусства, следует затронуть тему старообрядчества, к которому принадлежали многие казаки. Упомянутые Степан Разин, Емельян Пугачев – представители старообрядчества. Атаманы Волжских казаков ЯкушкаФедоров, Мишка Юрьев и другие после казни протопопа Аввакума и его сподвижников были сосланы в начале 1690-х годов в тот же Пустозерск, но бежали на нижнюю Волгу[5]. Отсюда старая вера быстро распространилась на Яик, укрепившись в душах местных казаков. В середине ХIХ века большинство уральских казаков были старообрядцами, и уральский губернатор Аркадий Столыпин, отец будущего премьера Петра Столыпина, отмечал их единство, твердость и упорство в вере, сравнивая за преданность идеалам с современными ему славянофилами [7; 8: 13]. О том же свидетельствует и Леонид Масянов, уральский казак-старовер, в книге «Гибель Уральского Войска»: «…среди Уральцев было много старообрядцев и это они, главным образом, ревнители старины всегда были против каких-либо новшеств. Вопросы религиозные среди них имели большое значение. В 60-х годах прошлого века, после одного из религиозных притеснений со стороны правительства, казаки решают уходить в другую землю, где есть настоящее православие. Для нахождения этой святой страны, называемой «Беловодское Царство», они посылают казака Барышникова» [23].Как видим, автором подчеркивается в казачьем характере глубокая религиозность, верность старой традиции, надежность, твердость в приверженности строгим морально-нравственным установлениям, что вызывает к ним доверие и уважение. Попытку найти «другую землю» предпринимают старообрядцы в 1898 году, послав трех казаков во главе с Хохловым в разные страны. Это событие описано В.Г.Короленко [12].Григорий Хохлов, уже в почтенном возрасте, после революции стал одним из главных руководителей весьма организованного старообрядческого движения, объединявшего как казачье, так и иногороднее население края. В 1918 году он был расстрелян большевиками.
Писатель В.Г. Короленко В книге профессора Пругавина «Старообрядческие архиереи в заточении» упоминается епископ Конон — в миру донской казак Есауловской станицы Козьма Смирнов [23]. За отказ перейти в единоверие власти продержали его в подземной монастырской тюрьме в Суздале 22 года и выпустили уже в 1880 году. Многие староверы еще при жизни почитали его святым. Затронута тема казаков-староверови Л.Н. Толстым — в повестях «Хаджи-Мурат» и «Казаки»[20; 21]. В «Казаках» Толстой говорит о том, как «очень, очень давно предки их староверы бежали из России и поселились за Тереком между чеченцами на Гребне». Происходивший из казачьего рода В. А. Гиляровский свидетельствует: «Пребывание Л.Н. Толстого в дни его юности в Гребенских казачьих станицах, впечатления, рожденные в широкой вольной душе особыми условиями боевой и свободной жизни среди опасностей и патриархальной простоты казачества, ярко отразились на его последующем творчестве. Недаром ведь, когда через 60 лет после того, как он жил в этих местах, Толстой ушел из Ясной поляны, то железнодорожный билет, найденный в его кармане, был до Владикавказа! Он стремился в казачьи станицы! Там, на воле, в жизненной простоте, в тихой пустыне он искал видимого последнего покоя…» [3]. С. Малютин. Портрет В. Гиляровского Владимир Алексеевич Гиляровский (1855-1935) – русский писатель, публицист, журналист, родившийся в Вологодской губернии, чтил свои казацкие корни и обращался к этой теме в творчестве. Им была написана, в частности, поэма «Стенька Разин», отразившая простой, открытый, неуемный казачий дух главного героя, много общих черт у которого было с самим Гиляровским. Писатель прекрасно понимал казачий характер «изнутри», был широк, отзывчив, отличался прямотой, необыкновенным свободолюбием и ярким экспрессивным проявлением своих чувств. Его фактурность, колоритность, определили выбор И.Е. Репина, который писал с Гиляровского образ «хохочущего казака» в белой папахе для своей знаменитой картины «Запорожские казаки пишут письмо турецкому султану».
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 524; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.008 с.) |