Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Христианская (православная) педагогика

Поиск

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

 

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена»

 

 

КУРС ЛЕКЦИЙ ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

Христианская (православная) педагогика

 

Основная образовательная программа специализированной подготовки

Магистра педагогики

По направлению 050100.68 - Педагогика,

Магистерская программа Духовно-нравственное воспитание

Составитель: доктор педагогических наук,

Профессор Козлова А.Г.

 

Санкт-Петербург


Лекция 10.

Тема: Пророческая педагогика И.А.Ильина

Трудоемкость: 7 часов

Количество аудиторных часов на лекцию: 3 часа

Самостоятельная работа – 4 часа

Цель – осмысление важности философских и педагогических взглядов И.А.Ильина

Ива́н Алекса́ндрович Ильи́н (28 (16) марта 1883, Москва - 21 декабря 1954, Цолликон) - русский философ националист, писатель и публицист, сторонник Белого движения и противник советской власти в России, идеолог Русского Обще-Воинского Союза (РОВС).

В эмиграции был консервативным монархистом и славянофилом, в 1925-1933 гг. - симпатизирующим фашизму, а также ярым противником коммунизма и большевизма.

Взгляды Ильина сильно повлияли на мировоззрение других русских писателей и националистов XX века, в числе которых, например, Александр Солженицын.

 

План изложения

Введение.

1. Жизненный и творческий путь И.А. Ильина.

2. О принятии сердцем, как форме истинной религиозности (по работе И.А.Ильина “Аксиомы религиозного опыта”).

Заключение.

3. Приложение

Список литературы.

ВВЕДЕНИЕ

Издавна жизнь человека тесно переплеталась с религиозными верованиями, в результате чего накапливался особый религиозный опыт. Этот опыт требует от человека благоговейного внимания и бережного творческого отношения: верующий должен заботиться о своей вере, о своей духовной системе и о богосоответствии своего опыта.

Религиозному человеку необходимо одухотворять, очищать, укреплять, углублять и образовывать свой духовный опыт иначе сила естественных потребностей, давление житейских обстоятельств, расчетов, интересов и компромиссов ослабеет, исказят и выродят этот драгоценный опыт и незаметно, из поколения в поколение, приведут его к немощи и разложению. Именно это и происходит с современным человечеством: у него остались догматы, учения и обряды, но религиозный опыт его утрачивает свою жизнь, подлинность и искренность, силу своего огня и света; а эта немощь лишает его идейной и жизненной силы и делает его растерянным в борьбе с восставшим и воинствующим безбожием. Современное человечество богато “православными“, “католиками” и “протестантами”, им христианство чуждо и непонятно. А те люди, которые называют себя христианами - христиане лишь по имени, они лишены религиозного опыта и даже не осознают его сущности. И эта своеобразная безрелигиозность религиозно-сопричисленных людей все меньше тревожит нас. А это свидетельствует о глубине переживаемого нами духовного религиозного кризиса. И чтобы выйти из этого кризиса, необходимо вернуться сначала умственным взорам, а потом цельной душой к живым пленникам сущей религиозности и пережить, в меру своих сил, вместе с ними их опыты, чтобы затем сравнить его со скудным опытом наших дней и сделать соответствующие выводы. Они веровали иначе потому, что иначе любили, иначе созерцали, иначе видели, по иному молились, иначе вкладывались волей, не так мыслили и не так строили свою жизнь. Их верование прежде всего было цельно: целостно охватывало их существо, и целостно определяло их действия. А целостность веры есть аксиома подлинного религиозного опыта.

Я считаю, что эта проблема на сегодняшний день актуальна, ведь жизнь человека потерявшего веру теряет всякий смысл. И сейчас предпринимаются попытки решения этой проблемы. Такие философы как И. Смирнов, В.Ю.Верещагин, Н.П.Полторацкий в своих работах обращаются к наследию Ивана Александровича Ильина, пытаются воскресить его идеи, взгляды и убеждения.

Но, несмотря на все это, степень разработки данной проблемы крайне низка.

Этот вопрос мало освещен в работах современных философов, а об авторе, т.е. И.Ильине, о человеке, который является, по сути, последним защитником чистоты православия, отстаивавшего право народа на самобытное национальное сознание. На сегодняшний день просто забывают.

Поэтому основная цель нашей лекции - философски обсудить проблему православия религии, как одной из основных черт русского национального характера, выделенную И.А. Ильиным. Задачи, которые я перед собой ставлю: Представить И.А.Ильина как православного философа и мыслителя на основе историко-биографического анализа его творчества.

Дать характеристику истинной религии по произведению И.А.Ильина “Аксиомы религиозного опыта”.

Биография

Иван Александрович Ильин (28.3.1883-21.12.1954) родился в Москве в дворянской семье присяжного поверенного, крестным отцом которого был Император Александр II (поскольку дед Ильина, инженер-полковник, строил Большой Кремлевский дворец и жил в Кремле). По матери Ильин - немецкой крови; его дед, врач Юлиус Швейкерт фон Штадион, эмигрировал в Россию в 1830-х годах и стал русским подданым. В 1901 г. Ильин окончил с золотой медалью 1-ю Московскую гимназию, а в 1906 г. - с дипломом I степени Юридический факультет Московского Императорского университета, где был оставлен для научной и педагогической деятельности. В мае 1918 г. защитил диссертацию на тему: «Философия Гегеля как учение о конктретности Бога и человека». Ему были присуждены сразу две степени - магистра и доктора государственных наук; вскоре он стал профессором.

Февральскую революцию и Октябрьский переворот Иван Александрович воспринял как катастрофу не только России, но и как міровое крушение, «міровой кризис религиозности». Сразу же включился в борьбу с режимом интернационалистов, за что был трижды арестован ЧеКой в 1918 г., судим революционным трибуналом, но оправдан за недостаточностью улик. С 1919 по 1922 гг. его еще трижды арестовывали, приговорили к высшей мере «за антисоветскую деятельность», но заменили приговор пожизненной высылкой за границу. Он и его жена Наталия Николаевна с большой группой высланных философов и ученых отбыли на пароходе из Петрограда в немецкий город Штеттин.

Следующие 16 лет Ильин прожил в Берлине, работая в Русском Научном институте и выступая с многочисленными лекциями в различных городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии и Латвии.

В 1934 г. за отказ преподавать по указаниям нацистов он был уволен из института и в 1938 г. был вынужден уехать в Швейцарию. Там он с помощью денежного залога в 4.000 швейцарских франков, внесенного С.В. Рахманиновым, обосновался в пригороде Цюриха. Швейцария пошла на это, но Ильин был сильно ограничен в правах: ему было запрещено право на работу и политическую деятельность; он писал философские книги, выступал с лекциями. К счастью, у него нашелся богатый меценат, позволивший ему заниматься этим главным делом его жизни.

Творческое наследие Ильина не было в достаточной мере издано при его жизни. Оно огромно и хорошо сохранилось в архивах разных стран. Сейчас в Москве, в издательстве «Русская книга» заканчивается его собрание сочинений в более чем 20 книгах, в котором по возможности будет помещено все доступное и найденное на сегодняшний день.

В эмиграции И.А.Ильин был не только выдающимся православным философом, но и применял правила Православия на всех уровнях своей жизни и деятельности, и оттого стал прихожанином именно Русской Зарубежной Церкви (а не евлогианской, куда попали многие его коллеги, литераторы и ученые), идеологом Белого движения, тонким литературным критиком, активным публицистом, видным эмигрантским политиком, связанным с Русским Обще-Воинским Союзом.

Все эмигрантское творчество Ильина было посвящено России, ее грядущему духовному возрождению. Ильин не только не сомневался в падении большевицкого режима, но и написал ряд статей с предостережениями, как после самоизживания коммунистической власти защититься от атак міровой закулисы на ослабевшую Россию, подготовил и «Проект Основного закона России». Монархист по убеждению, Ильин считал, что без русской национальной диктатуры как переходного этапа Россия не сможет обрести былое духовное величие. Он слишком хорошо знал Запад и любил Россию, опасаясь за ее дальнейшую судьбу, – почему и неустанно предостерегал от закабаления нашей страны «міровой закулисой». Именно он ввел в оборот это выражение, ставшее в наши дни ключом к пониманию печальной реальности:

Именно исходя из сущности западной системы Ильин уже в 1950-е гг. (в серии статей «Наши задачи») предупреждал об этой опасности и предвидел «внедрение в Россию мировой закулисы», которая будет заниматься «...упорным навязыванием русскому народу непосильных для него западноевропейских форм республики, демократии и федерализма, политической изоляцией ее, неустанным обличением ее мнимого «империализма», ее мнимой «реакционности», ее «некультурности» и «агрессивности»...».

Враги России - «не успокоятся до тех пор, пока им не удастся овладеть русским народом через малозаметную инфильтрацию его души и воли, чтобы привить ему под видом «терпимости» - безбожие, под видом «республики» - покорность закулисным мановениям, и под видом «федерации» - национальное обезличие. Это зложелатели - закулисные... Им нужна Россия с убывающим народонаселением... Им нужна Россия безвольная, погруженная в несущественные и нескончаемые партийные распри... Им нужна Россия расчлененная, по наивному «свободолюбию» согласная на расчленение и воображающая, что ее «благо» - в распадении... Но единая Россия им не нужна».

«Естественно, что религиозные противники национальной России ожидают себе полного успеха от российского расчленения: во множестве маленьких «демократических» республик воцарится, конечно, полная свобода религиозной пропаганды и конфессионального совращения, «первенствующее» исповедание исчезнет, всюду возникнут дисциплинированные клерикальные партии и работа над конфессиональным завоеванием «бывшей России» закипит».

«Понятно, что и закулисные организации ждут себе такого же успеха от всероссийского расчленения: среди обнищавшего, напуганного и беспомощного русского населения инфильтрация разольется неудержимо, все политические и социальные высоты будут захвачены тихой сапой и скоро все республиканские правительства будут служить «одной великой идее»: безыдейной покорности, безнациональной цивилизации и безрелигиозного псевдобратства». Тут, разумеется, намек на закулисные организации масонского типа...

«Если что-нибудь может нанести России, после коммунизма, новые, тягчайшие удары, то это именно упорные попытки водворить в ней после тоталитарной тирании - демократический строй». Это «значит вернуться к пустому фразерству Временного правительства и повторить гибельный эксперимент того времени в новом несравненно худшем виде». Ибо «политическая свобода сама по себе не облагороживает человека, а только развязывает его, выпускает его на волю таким, каков он есть, со всеми его влечениями, интересами, страстями и пороками, которые он и выносит на улицу». «Человек, не созревший для свободы, может злоупотребить ею в разнуздании и продать ее за личный или классовый интерес». «Если в народе нет здравого правосознания, то демократический строй превращается в решето злоупотреблений и преступлений».

К сожалению, развитие в послекоммунистической России пошло именно этим, самым опасным путем - при непосредственном воздействии Запада. Запад сыграл на долголетней коммунистической лжи о нем - после которой маятник настроений в России качнулся в сторону его идеализации. После 75 лет несвободы возникло «демократическое нетерпение», которым и воспользовались иностранные силы. Более всего идейной оккупации нашей страны способствовала западническая «пятая колонна» в среде интеллигенции, которую Запад взрастил через упомянутую Ильиным «инфильтрацию души и воли» и поддерживал всеми способами, выдавая ее за «ум и совесть нации».

Это можно назвать пропагандной, политической, финансовой агрессией США (сыгравшей огромную роль в окраинных «референдумах»). Но главной причиной ее успеха стало то, что партийные политики-реформаторы в России оказались неспособны понять и защитить российские национально-государственные интересы. В борьбе за личную власть против «ретроградов» они сознательно взяли себе в союзники Запад и, опьяненные его похвалами, стали активными проводниками западного влияния. Итак, к сожалению, эти прогнозы Ильина сбылись... Но Россия еще не убита совсем, и государственные идеи Ильина, если найдутся их деятельные носители, могут ее спасти. Если мы, конечно, заслужим для этого Божию помощь как главное условие.

Творческое наследие Ильина огромно и далеко не все было издано вплоть до последнего времени. Лишь сейчас впервые выходит полное собрание его сочинений (ред. Ю.Т. Лисица), включающее интереснейшие письма, доклады, неосуществившиеся планы. Читать Ильина необходимо, «ибо он был носителем не только верных идей, но духовного меча и животворящего креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие, и предметно-компетентные и ответственные учители нужны в наше смутное и трудное время», – так писал исследователь его творчества Н.П. Полторацкий.

Умер Иван Александрович 21 декабря 1954 г., похоронен в Цолликоне (Швейцария). В 2005 г. прах Ильина был перенесен в Москву на кладбище Донского монастыря. Но цель этого перезахоронения, к сожалению, означает не внимание к предупреждениям Ивана Александровича об опасности планов мiровой закулисы, а маскировку антирусской и антихристианской сущности нынешних посткоммунистических властителей - марионеток той самой закулисы.

Отец Александр Иванович Ильин (1851—1921) — губернский секретарь, присяжный поверенный Округа Московской судебной палаты, с 1885 года — владелец имения «Большие Поляны» в Рязанской губернии; гласный Пронского уездного земского собрания.

Мать Ильина — русская немка Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион (1858—1942), лютеранка, дочь коллежского советника Юлиуса Швейкерт фон Штадион (1805—1876), приняла православие (в замужестве Екатерина Юльевна Ильина) после венчания в 1880 году в церкви Рождества села Быково Бронницкого уезда Московской губернии.

Таким образом, изучая биографические данные жизненного пути И.А.Ильина, можно сделать вывод, что:

1. несмотря на все трудности, которые возникали на пути этого выдающегося человека, он не утратил любви к своей Родине, своему народу.

Эта любовь постоянно жила в его душе, и нашла свое выражение в работах великого мыслителя и философа.

2. говоря о творческом пути Ильина можно сказать, что в своем философском творчестве он затронул и раскрыл многие сложнейшие проблемы познания и самосознания, проанализировал пути возникновения и разрешения социальных конфликтов, но одно из важных направлений его исследований является философия религии. В этих исследованиях он говорит о том, что пришло время неробкой веры, духовной и самодеятельной религиозности, исходящей из сердца, строящейся сердечным созерцанием, утверждающем свою удостоверенность и разумность, знающей свой путь, цельно - искренней, ведущей человека через смирение к единению с Богом.

И все это помогает нам представить Ивана Александровича Ильина, как православного мыслителя и философа.

Заключение

Таким образом, познакомившись с творчеством этого поистине выдающегося мыслителя и философа, я пришла к выводу, что он был человеком, для которого будущее России не безразлично, не безразлично духовная жизнь народа и не важно, признан ли он или отвергнут.

Вопрос о сущности и условиях возникновения религиозного опыта и органически связанного с ним чувства нравственной ответственности, занимает центральное место в философском творчестве Ивана Александровича Ильина. И здесь автор говорит о том, что жизнь без веры превращается в существование.

Человек по своей природе должен быть религиозным. И в наше время каждый религиозный человек должен быть готов к тому, что другие люди самых различных религий и исповеданий, и особенно вовсе неверующие, спросят его об источниках и основаниях его веры, ибо мы живём в такую эпоху, когда источники являются, по видимому, ”деструктивными” - и эти основания отвергнуты и поруганы. Основанием всякой религиозной веры является личный религиозный опыт человека, а источником - пережитое в этом опыте Откровение. Перед своим религиозным опытом современный человек не имеет права стоять в беспомощности и недоумении: он должен активно и ответственно строить его и владеть им, как верным путём, ведущим к Богу; он должен знать, куда он идёт, как он ориентируется в тумане разноверия и соблазнов, каков его путь и почему он считает свой путь верным; он должен уметь отзываться на вопросы затруднённых и беспомощных и спешить им на помощь.

Иными словами, он должен владеть своим религиозным актом, чтобы защищать его от соблазнов и покушений, и чтобы помогать другим, ещё не выносившим своего религиозного опыта. И самым драгоценным и могучим религиозным актом является сердечное созерцание, а оно в свою очередь является важнейшим в составе религиозного опыта.

Познакомившись с идеями и взглядами Ивана Александровича Ильина, я пришла к выводу, что его теория истинной религиозности - это как раз то, что на сегоднящий день недостаёт нашему народу.

Я целиком и полностью согласна с его позицией о возвращении к истокам религиозности, ведь для того, чтобы религиозный опыт был целостным, надо проследить этапы его становления не потеряв ни одной составляющей единицы, иначе можно потерять его целостность.

Я считаю, что особенность творчества Ильина заключается в том, что он всегда не навязывал своих точек зрения, и всю свою любовь и преданность Родине он выразил в своих произведениях, которые написал для своего народа, народа живущего на его Родине.

И в заключение своей работы мне ещё раз хочется подчеркнуть, что в плеяде выдающихся русских мыслителей XX столетия видное место принадлежит Ивану Александровичу Ильину - философу, политическому мыслителю и публицисту, - человеку, у которого есть чему поучиться и нынешнему и будущему поколению.

Ильин сегодня

Михаил Нестеров Портрет Ивана Ильина. До 1990-х в России об Ильине почти не говорили. С 1989 г. в России начинается публикация трудов Ильина, в настоящее время выпущено 27 томов (составитель собрания сочинений - Ю.Т.Лисица).

В октябре 2005 года прах И.А. Ильина и его жены были перезахоронены в некрополе Донского монастыря в Москве, рядом с могилой А.И. Деникина и недалеко от могилы И.С. Шмелева. В том же 2005 году в России был снят фильм «Завещание философа Ильина». Определенное влияние на возрождение идей Ильина и памяти о нём оказывает российский актёр и кинорежиссёр Никита Михалков. Популярность идеи Ильина набирают и среди Русской Православной Церкви. Цитаты из трудов Ильина использовали в своих речах генпрокурор В. Устинов и президент В.Путин. Труды И.А. Ильина о праве становятся в настоящее время материалами изучения в некоторых российских вузах по специальности юриспруденция.

В то же время, за пределами России имя Ильина известностью не пользуется, за исключением круга специалистов по Гегелю. В энциклопедии «Британника», например, статья о нём отсутствует.

Неоднозначную оценку он вызывает и в среде монархистов.

Труды Ильина

1. Основная статья: Библиография Ивана Ильина

2. Иван Ильин написал более 50 книг. Наиболее известны:

3. Труды о юриспруденции и праве, в том числе: «О сущности правосознания»(написано в 1919, опубликовано в 1956), «Общее учение о праве и государстве» (опубликовано в 1915).

4. Двухтомник «Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека», 1918 год

5. «О сопротивлении злу силой», 1925 год

6. Двухтомник «Наши задачи», 1956 год, содержит более чем 200 статей, написанных в Швейцарии с 1948 по 1954 год.

7. «Аксиомы религиозного опыта», 1956 год

8. Лекции «Понятия монархии и республики», 1979 год - подготовлены к печати Н. Полторацким.

СНОСКИ И ПРИМЕЧАНИЯ.

1. Ильин И.А. “Аксиомы религиозного опыта” М:1993, гл. 22 “О молитве” с. 345-363.

2. Ильин И.А. “Аксиомы религиозного опыта” М:1993, гл. 13 “Религиозный смысл пошлости” с. 207-223, гл. 14 “О вырождении религиозного опыта” с. 223-239, гл. 15 “О религиозном очищении” с. 241-256.

3. Ильин И.А. “Аксиомы религиозного опыта” М:1993, гл. 18 “О религиозной цельности” с. 289-301.

<…>[1] И.А. Ильин – один из немногих отечественных мыслителей, в чьем творчестве органично переплетаются два начала: русский космизм, соединенный с православием и общечеловеческой культурой, и здравый смысл проникновения в потаённый мир ребенка, отца, матери с их инстинктами, глубинным подсознанием, живой потребностью любить и преобразовывать этот мир.

Его педагогика всечеловечна, народна и государственна в лучшем смысле этих слов. Это даже не педагогика. Это пророчествование того, как выйти из социального кризиса, в котором оказалось Отечество. Здесь мы имеем дело не с частностями педагогических решений, хотя и они не отрицаются, а с глобальными механизмами переустройства и обустройства общества, с преодолением социальных кошмаров, как бы они ни именовались – тоталитаризмом или демократической диктатурой, национал-патриотизмом или коммунизмом.

Мы имеем дело с инструментарием и системой обновления нравственных устоев семьи, культуры, образования. Его ясновидение, лишенное шаманства и кликушества, как луч света, пронизывает детство, материнство, отцовство, освещает путь в будущее, где горит звезда надежды и веры, где упование на истинное возрождение реально и самобытно.

Он предельно ясен, хотя входит в самые дальние пределы сложных психологических образований. Он рационален, несмотря на то, что затрагивает глубинные иррациональные пласты подсознания. Он прост, но его простота таит в себе космические сплетения самых высших человеческих ценностей.

Он многомерен в слове, полифоничен в культуре, избегает парадоксальности или афористической завершенности, к чему так стремился Бердяев; ему чужда академическая ограниченность Мережковского или бунтарская тоска Льва Толстого. Он противник тайновидческих ходов а-ля Блаватская, Рудольф Штейнер или Кришнамурти. Он вселенский и вместе с тем национальный. По матери немец, по отцу русский – он против шовинизма, против бездумного перенесения на русскую почву чужеродных систем, в том числе германизма или американизма. Он художествен, его учение не взять силами логики. Он схож с Достоевским, с Владимиром Соловьевым. Его учение сродни искусству, которое познается силами души, вчувствования, катарсиса. Читая Ильина, вспоминаешь «Подростка» Достоевского: «Воспитание определяет и характер государства, и характер преступлений в нем, и характер добродетелей» <…>.

Мир управляется из детской...

Ильин настаивает на несколько иной формуле, более всеобъемлющей: «Мир не только строится в детской, но и разрушается из нее; здесь прокладываются не только пути спасения, но и пути погибели».

Философ называет семью лабораторией человеческих судеб. И снова поражает неординарным подходом: эта семейная лаборатория возникает «от природы, на иррациональных путях инстинкта, традиции и нужды».

Люди живут, ходят друг к другу в гости, лгут, изворачиваются, радуются чужим потерям, удовлетворяют свои потребности, «изживают свои склонности и страсти» – и всё это воспитывает, творит новое поколение. Он подчёркивает, что благороднейшее из искусств – искусство воспитания детей – почти всегда «недооценивается и продешевляется». Вместо того чтобы открывать им путь к любви и внутренней свободе, мы наносим им неизлечимые раны, уродуем их души – создаём мир по своему подобию, лукавый и коварный, жадный и мстительный.

Предсказания...

Он предсказывал: придет час, и дети будут свидетелями того, как рухнет казарменный социализм, как на его обломках будут состязаться анархия и деспотия, как «демократическая» клановая диктатура будет создавать свою демократическую инквизицию, ибо демократия в России хочет строить всё на сговоре, эта демократия соберёт вокруг себя жаждущих власти, господства, командования. Это будут люди инстинктивно разнузданные, душевно ожесточившиеся и духовно омертвевшие, ибо они все из прошлого, из эпохи коммунизма, где все были рабами, и дети будут всматриваться в отцов и матерей и долго ещё будут осваивать в своих головах, душах и в своих деяниях то худшее, что приняли в себя от родителей, постигая инстинктом души саму сущность предшествующего поколения.

У новых «бесов» нет времени на воспитание детей. Им некогда остановиться, прорефлексировать, сосредоточиться на своих вчувствованиях: они в вечном стремлении удовлетворить жажду власти, крови, насилия. Они становятся беспомощными перед детской чистотой, перед детскими глазами, в которых застыли щемящие вопросы: «Чему вы хотите меня научить? Посмотрите, насколько вы отвратительны, – неужто и я должен стать таким?». И отмахнётся от своего дитяти взрослый усталый человек: «Не до тебя, сыночек, иди-ка погуляй лучше», – это в лучшем случае, а в худшем, но, может быть, и не в худшем, а в правдивом, замечательном, – скажет горячо или с обидой: «Нет правды на земле, но правды нет и выше!». Блеснут бесы страшным оком, обдадут жаром детскую душу – и уйдёт ребенок к своим сверстникам, таким же необласканным и бесприютным! Когда начинает черстветь сердце ребенка? Когда из красивой девочки вырастает жадная торговка, злая, мстительная мегера? Когда из наших прекрасных юношей вылезает какое-нибудь кувшинное рыло карьериста или подхалима?

Сегодня говорят о мировоззренческом вакууме, о том, что поколение растёт вялым и беспринципным, бесчестным и циничным. И Ильин по этому поводу предостерегал: станут создаваться эпохи, где безответственность родителей будет расти из поколения в поколение. «Это как раз в те эпохи, – настаивает философ, – когда духовное начало начинает колебаться в душах, слабеть и как бы исчезать; это эпохи крепнущего безбожия и приверженности к материальному, эпохи бессовестности, бесчестия, карьеризма и цинизма. В такие эпохи священное естество семьи не находит себе больше признания и почета в человеческих сердцах; им не дорожат, его не берегут...». Тогда между родителями и детьми разверзнется пропасть, отец и мать перестанут понимать своих детей, а дети начнут жаловаться на абсолютную отчуждённость, и уже много лет спустя, дети воспроизведут в своих семьях эту отчуждённость: новая эпоха, как бы её ни обновляли и ни подкрашивали, оборачивается новым оскудением, новым заболеванием. Этот кризис подрывает семью, общество, государство.

История показывает, что все великие крушения и даже исчезновения народов «возникают из духовно-религиозных кризисов, которые выражаются прежде всего в разложении семьи, в разрушении родственности.

Что значит жить предметно?

Жить предметно, по ИЛЬИНУ, – значит связать себя, свою волю, разум, воображение, творчество с высшими, божественными ценностями на этой земле. Предметность есть служение, но не партии, не карьере, не работодателю, но великому делу Божьему, без которого нет ни России, ни личного счастья, ни подлинной демократии, ни любви, ни свободы.

Жить предметно – значит преодолеть самый тяжкий человеческий порок – лень.

Жить предметно – значит вызвать в себе острое чувство совести, правды, красоты, собственного достоинства. Человеческая предметность должна быть ясной и высокой. Предметность есть способность включить себя в дело Божье.

Всё то, что мы отвергали якобы из-за непрактичности, субъективности, абстрактности, ненаучности, иррациональности, становится главным условием практического воспитания, ибо высший смысл воспитания как раз и состоит в обнаружении и развитии вкуса к совершенству. Итак, Ильин по-новому вводит в ткань своей педагогической философии понятие «предмет». Этот термин в русском языке употребляется в двух значениях: вещественность, обозначающая объ-ектность, материю, данную нам в ощущениях, и смысл чеголибо: предмет спора, сочинения, конфликта. Понятие «предмет» тяготело в русском языке к характеристике материального мира. Ильин вводит как бы новый аспект этой категории, идеальный, духовно-творческий. Вот основные характеристики:

• не самомнение, не честолюбие, не тщеславие;

• предметность не есть повышенная самооценка (хотя и её не отрицает Ильин), но это есть способность утвердить, установить в себе алтарь Божий. Это значит уметь поддерживать в этом алтаре постоянный огонь;

• что останется от меня, если угаснет этот огонь? – вот главный вопрос, который должен волновать человека.

Невольно вспоминается то, как в день похорон отца Ильин размышлял о жизни и смерти: «Я никогда не думаю о самоубийстве и считаю его постыдным бегством», – и затем вдруг наткнулся на стихотворение Хомякова «Труженик». Оно потрясло его. Предметный смысл стихов состоял в пафосе созидания, в пафосе труда пахаря:

Сгибайся, пахарь, над браздою:

Борись, борец, до поздней тьмы!

Любовь и свобода рождаются тогда, когда есть в душе каждого алтарь, когда таинственное единение человека с Богом свершается в беззаветном труде, когда человек стремится и любит то совершенство, которое любит Бог.

Лояльный гражданин как педагогическая цель

Лояльный гражданин – это человек с развитым самосознанием, человек, противостоящий смуте. Лояльность не есть механическая покорность, но добровольно принятые на себя обязательства защищать все то предметно-честное, что есть в государстве, обществе. Лояльность противостоит произволу, вседозволенности, ибо она законопослушна, или, как теперь часто говорят, легитимна. Только лояльность создает мир в душах людских, в обществе, государстве. Лояльности противостоит смута, ибо последняя есть «война всех против всех», есть «борьба личных своекорыстий». «Так бывало и в истории России: люди кривили душой (в старину это называлось «воровал») и, по словам летописи, «несли Русь ровно». Так было в смутное время (1605–1613 годы). Именно так возникла большевистская революция (1917 год). При таком настроении в народе государство существовать не может; центробежные силы одерживают верх над центростремительными; личный интерес становится выше общего; все рассыпается в прах, в песок – и буря событий несет этот песок в пропасть» (Ильин И.А. Наши задачи. – М., 1954, т 1, с. 190). Надо ли говорить о том, насколько точно приведенные слова характеризуют наше смутное время?

Преодолеть смуту – значит поставить на первое место социальной жизни воспитание правосознания у молодых людей, у народа, воспитание правозащитного гражданина, лояльного, дружественного, любящего свою семью, свою родину, свою профессию, свою духовную свободу

Возрождать Россию – значит воспитывать народ в духе воли к справедливости

Такова формула Ильина, прозвучавшая в годы величайшей несправедливости. Он мечтал о том времени, когда будут залечены раны революций и войн, когда «необманно» удастся «уверить народ в том, что есть дух высшей справедливости». Поэтому надо:

• воспитывать волю к справедливости;

• отыскивать справедливость для всех, осуществив конец уравниловки, обезличивания;

• пробуждать совестное братство и даже художественное вчувствование в живого человека желанием верно видеть его;

• развивать в каждом живое и чуткое правосознание, которое готово поступиться своим и отстаивать чужое.

Новое воспитание должно укреплять дух жертвенности, и чем сильнее этот дух, тем сильнее государство.

Справедливость требует предметного неравенства. Ильин подчеркивает: уравнивать всех и во всем несправедливо, глупо и вредно.

Ильин проанализировал то, что нам предстоит еще сделать, а именно, рассмотрел во всех отношениях сложнейшую из социальных систем «справедливость – равенство – несправедливость». Всякое преднамеренное, ускоренное, оптимизированное развитие (сколько же пустых слов было порождено большевизмом!), равенство может двигаться только «вниз», делая всех одинаково необразованными, больными, бедными, плохо одетыми. Бедность возводилась в ранг социального идеала. С какой же гордостью говорилось: «А мой отец, дед, прадед был очень бедным, с голоду помирал...».

Справедливость требует воздавать каждому по действительным заслугам, по труду. Справедливость утверждает высшие ценности, добрые отношения между людьми, любовь.

«Любовь есть доброта»

И.А. Ильин так считал, потому что любовь вызывает потребность сделать счастливыми всех вокруг себя (иначе это не любовь!) и «наслаждаться этим чужим счастьем как излучением своего собственного».

Духовная любовь, отмечает постоянно Ильин, есть некоторый голод души по божественному. Еще Платон говорил, что истинная любовь делает человека одновременно богатым и бедным. Богатство в том, что человек нашел сокровище, а бедность оттого, что в душе непременно рождается страх потерять богатство, и от чувства, что он не до конца владеет этим сокровищем: отсюда печаль и душевные муки, ропот на свою «лишённость и нищету». Но эта бедность особенная, духовная, она обостряет воображение, радость, стремление к высшему, к недосягаемому, к идеальному.

Любовь есть вкус к совершенству, есть некоторый духовный орган для восприятия божественного совершенства. Собственно, и люди делятся на тех, кто стремится обрести этот ВКУС, кто пребывает в ПОИСКЕ ДУХОВНОЙ ЛЮБВИ во всём: в труде, в общении с близкими и дальними, – на тех, кому чужды этот поиск, эта направленность своей души.

Как видим, у Ильина иной, нам неведомый или забытый ключ к постижению и самих себя, и высшего добра, высшей красоты и истины.<….>

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.fio.ru/

Приложение

Хрестоматия

Приложение 1

Рождественские чтения 2002 года

Ильюнина Людмила Александровна

главный редактор журнала "Православный летописец Санкт-Петербурга"

ИВАН ИЛЬИН О ВОСПИТАНИИ И ОБРАЗОВАНИИ

Иван Ильин, большую часть своей жизни проведший вдали от России - в эмиграции, все свои мысли и чаяния посвятил будущему своей родины. В его проектах устройства жизни в России после падения большевистского режима большое место занимают размышления о новой русской школе и о воспитании детей в целом. И вот сейчас пришло время обратиться к советам И.А. Ильина. Нередко наши педагоги начинают приобщаться к православной педагогике вне контекста времени, - то есть пытаются в нынешние обстоятельства опыт дореволюционной России, забывая о том, что мы живем совершенно в иных условиях.

А тот опыт, который нам предлагает Иван Ильин гораздо ближе нам.

Ильин исходит из страшного опыта свободы, который получили люди в ХХ столетии. В наше время, в нравственном отношении еще более свободное, чем то, которое мы переживали в недалеком прошлом, этого опыта нельзя не учитывать. Современные дети не могут подчиняться беспрекословно тому или иному указанию, им не достаточно объяснения, что они "обязаны поступать так, а не иначе, потому что их долг - святое послушание, и в этом - суть Православия". Ребенок в лучшем случае внешне согласится с этим утверждением, даже научится "делать как приятно взрослым", но внутренне будет бунтовать, пока в подростковом возрасте этот бунт из внутреннего не превратится во внешний.

А в худшем случае, особенно у детей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 552; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.193.141 (0.014 с.)