Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненный и творческий путь И.А.Ильина

Поиск

Иван Александрович Ильин выдающийся русский философ, правовед, Литературный критик, православный мыслитель родился 28 марта 1883 года в потомственной дворянской семье. Отец Ильина - Александр Иванович, губернский секретарь, присяжный поверенный округа Московской судебной палаты; дед - Иван Иванович полковник, служил начальником кремлевского дворца. Мать Ильина - Екатерина Юльевна, урожденная Швейкерог. Дед по матери - Юлиус Швейкерг был коллежским советником. Таковы русская и немецкая ветви рода Ильина.

С детства на формирование личности исследователя и мыслителя оказывали воздействие нравственная среда и духовная атмосфера, царившие в его семье.

Впоследствии, в тяжелые минуты жизни, Ильин нередко обращался как бы ища совета, к памяти своего глубоко почитаемого деда и всегда получал требуемую духовную поддержку. С детской поры закладывались в сознании ребенка, вызревая с годами в убежденность и жизненную позицию, представления об основах духовности. Росло понимание, что овладение свободой - дело сугубо личное, результат раскрепощения собственной души и движение навстречу любви. Постепенно складывалось и крепкое сознание, что духовность есть ключ к истинному счастью.

Ильин родился в Москве, вырос в этом городе, с юности впитывал его дивные природные, исторические и религиозные ароматы. Глубоко воспринял он неисследуемые и неописанные влияния национальной истории, религиозных сокровищ древней русской столицы. Навсегда он и остался москвичом, русским человеком, чья судьба неотъемлема от Москвы.

Учился Иван Александрович легко и успешно. В 1901 году окончив с золотой медалью знаменитую Первую московскую гимназию, он поступает в университет на юридический факультет. В этот период Ильина интересуют философские и государственные вопросы. Он пытается разобраться в философии Канта, в его взглядах на таинственную, а потому особенно притягательную “вещь в себе”. В 1906 году Иван Александрович оканчивает высшее учебное заведение России с получением кандидатской степени и остается при кафедре энциклопедии права и истории философии права для подготовки к профессорскому званию. За три года он написал 6 работ: “О научении Фихте Старшего” издания 1794 года; “Учение Шеллинга об Абсолютном”; “Идеи конкретного и абстрактного в теории познания Гегеля”; “Идеи общей воли у Жан Жака Руссо”; “Метафизические основы учения Аристотеля о Doulos Fydei”; “Проблема метода в современной юриспруденции”.

В 1909 году И.А. Ильин сдал магистерские экзамены, прочитал две испытательные лекции - и только после этого был утвержден в звании приват-доцента юридического факультета. С этого года начинается его преподавательская деятельность. Затем Ильин проводит два года в научной командировке за границей. В основном она прошла в знаменитых университетах Германии - в Гейдельберге, Фрайбурге, Берлине. Побывал он и в Париже, в цитадели французского просвещения Сорбоне. Вернувшись в 1912 году на родину, Иван Александрович погружается в активную педагогическую деятельность и не оставляет ее вплоть до своего изгнания в 1922 году.

1918 год знаменателен для Ильина публичной защитой магистерской диссертации “Философия Гегеля как учение о конкретности Бога и человека”, по итогам которой соискателю единогласно Ученым советом были присуждены сразу обе степени - магистра и доктора государственных наук. Научный и общественный авторитет Ильина ширился и все увереннее заявлял о себе. Но его научная работа, общение со студентами выходили из общего процесса ломки и переустройства общества в условиях свершившийся революции; власть не нуждалась в таком правоведе. Их не устраивали не только научные воззрения философа и юриста - неприемлемы были его идеологические взгляды и политическая позиция. Иван Александрович Ильин был убежденным и активным противником большевиков, это и послужило основанием для неоднократных репрессивных мер против ученого. За четыре с половиной года его брали под стражу шесть раз. Последний арест - приговор по 58-й статье УК РСФСР к расстрелу, но в последний момент смертная казнь была заменена пожизненным изгнанием из Отечества.

Так, в октябре 1922 года Ильин оказался в Германии. Началась первая половина его эмигрантской жизни. Иван Александрович стал одним из основателей Русского научного института в Берлине (1923 г.), где работал профессором до июня 1934 года, а в 1923-24 г.г. там же исполнял обязанности декана юридического факультета. В 1924 году его избирают членом - корреспондентом Славянского института при Лондонском университете.

Одновременно И.А.Ильин выступал с многочисленными публичными лекциями по всей Европе - Франция, Бельгия, Чехословакия, Австрия, Югославия, Латвия, Эстония и другие страны.

Ширился круг научно - познавательных интересов. Стараясь осмыслить происходящее с родной Россией, Ильин ищет истину не только в изучении реальных исторических процессов, подвергая скурпелезному анализу экономические, государственные системы прошлого, но не менее настойчиво стремится проникнуть в природу философии, экономику, истоки и механизмы морали. Ученый исходил из того, “что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству к вымиранию”, был в основе своей не просто “политический и не только хозяйственный, а духовный”.

В эти годы И.А.Ильин пишет свои лучшие произведения, посвященные широчайшему кругу вопросов из области философии, права, истории, литературы. Однако и в Германии история брала свое. К власти пришли нацисты. Ильина изгоняют из Русского института, запрещают ему всякие публичные выступления, не допускают издания его статей и книг, конфисковывают печатные работы. Помимо духовного насилия нацисты прибегли и к другим инквизиторским средствам: семью ученого фактически обрекают на голодную смерть. Усиливаются преследования, доносы нагнетают атмосферу злобности и подозрительности. Вновь замаячила вероятность арестов, реальной угрозой стала тюрьма или концлагерь.

Летом 1938 года с помощью друзей И.А.Ильин покидает Германию и направляется в Швейцарию, где он и проводит последние шестнадцать лет, читая публичные лекции и работая над реализацией своих научных замыслов.

Умер И.А.Ильин в пригороде Цюриха - Цоликоне 21 декабря 1954 года в возрасте 71 года.

Таковы скучные строчки биографии великого философа, патриота, всю свою жизнь посвятившего одной единственной любви - России, её возрождению.

“Теперь мне 65 лет, - писал И.А.Ильин, - я подвожу итоги и пишу книгу за книгой. Часть их я напечатал по-немецки., но с тем, чтобы претворить написанное по-русски. Ныне пишу только по-русски. Пишу и откладываю - одну книгу за другой и даю их читать моим друзьям и единомышленникам.

Эмиграция этими исканиями не интересуется, а русских издателей у меня нет.

И мое единственное утешение вот в чем: если мои книги нужны России, то Господь убережет их от гибели; а если они не нужны ни Богу, ни России, то они не нужны и мне самому. Ибо я живу только для России”.

Философский взгляд на мир, глубокое понимание диалектики особенного и всеобщего составляют определенную черту личности И.А.Ильина.

Исповедуемый им философский подход оказывал существенное воздействие на все стороны его творчества. Доскональное знание истории философии, осознание ее роли в становлении общества, воспитании человека придавали исключительное своеобразие раскрытию им фундаментальных проблем общественного устройства, духовной жизни людей, неуходящего влияния истории на современность.

Для уяснения философских позиций Ильина важно отметить основополагающее обстоятельство, без которого образ философа будет неверен.

И.А.Ильин последовательный проводник и проповедник идей русского православия. Его философия религии обращена на познание путей духовной свободы, укрепления личности посредством сердечного созерцания и созерцающей любви. Основные его труды: “Религиозный смысл философии. Три речи” (1924), “О сопротивлению злу силою” (1925), “Путь духовного обновления” (1935), “Основы христианской культуры” (1937), “Аксиомы религиозного опыта”(1953), “Путь к очевидности” (1957).

Всем своим творчеством философ подтвердил верность традициям русской культуры, подняв собственное религиозно - философское постижение жизни на высочайший уровень духовности. Требование конкретности, поиск очевидности Ильин воплотил в каждой своей работе. Все они способствуют углубленному пониманию тех или иных периодов творческой истории, намечают перспективы выхода из трагических тупиков социального процесса.

Одно из важных и первоочередных направлений исследований Ильина является философия религии. Эта область постижения основ бытия и человеческой истории на долгие годы была исключена из духовной жизни советских людей. И на этом удручающем фоне беспамятства и забвения истоков народной жизни религиозно - философские труды И.А. Ильина призваны восполнить серьезнейший пробел в отечественной культуре. Его религиозные исследования привлекают внимание своей неординарностью и самобытностью, имеют национальный характер и последовательную линию на осмысление и развитие идеи православия.

И.А.Ильин был убежден, что отечественная религиозная философия должна пересмотреть свое призвание, уточнить свой предмет и метод в свете “всех пережитых блужданий и крушений”, добиваясь “ясности, честности и жизненности”.

Он считал, что русская религиозная философия должна отойти от подражания западным образцам. Ей более пристало - не выдумывать и копировать, а обратиться к глубинам национального духовного опыта, стать “убедительным и драгоценным исследованием духа и духовности”. Обновление и рассвет русской религиозной философии И.А.Ильин связывал с отказом от праздного умозрительного и соблазнительного абстрактного, а фактически умозрительного конструирования. Только на этом пути философская мысль сможет дать русскому народу, человечеству в целом “что–нибудь значительное, верное и глубокое”. В ином случае она “окажется мертвым и ненужным грузом в истории русской культуры”.

Интерес к философии религии у А. И. Ильина сформировался рано и сохранялся на протяжении всей его жизни. В его произведениях обсуждаются вечные вопросы веры, ее истоков, путей формирования. Можно сказать, что ни одно сочинение философа не обошлось без обращения к проблемам религии, духовности. Он пользовался каждой возможностью выявить и указать их место в человеческой жизни.

Работа Ильина “Аксиомы религиозного опыта” посвящена описанию природы духовной религиозности как внутренней направленности человеческой души и человеческой культуры, приобретающей высшее измерение, значение и ценность. Этот труд по особому дорог автору. Он посвятил его своей жене - Наталии Николаевне Ильиной, верному и преданному сотруднику по бесприютной жизни, помощнице, любимой. Двухтомное сочинение было опубликовано незадолго до конца автора.

Работа над ним продолжалась более 30 лет. А началась она в 1919 году, когда философ поставил перед собой задачу, исходя из того, что “целостность веры есть аксиома подлинного религиозного опыта”, попытался обнаружить наличие других подобных аксиом и выявить, в чем они состоят.

И.А.Ильин отказывается от анализа нескончаемого по сути, ряда человеческих предрассудков, страхов и суеверий, блужданий и заблуждений.

Он обращается к духовно - здравому, сущему и подлинному религиозному опыту.

На передний план в его работе выступает понятие духовности. Рассуждая о “духе”, “одухотворенности”, “духовной религиозности”, Иван Александрович имеет в виду не какие - либо метафизические теории, не Дух Божий, а именно человеческую духовность - ту внутреннюю направленность и соответствующую ей жизнь, которая придает человеческой душе и всей человеческой культуре высшее измерение, высшее значение и ценность.

В этом произведении Ильин пытался вскрыть и показать природу религиозной духовности. “Поэтому, - замечает он, - я искал эти аксиомы именно в духовной религиозности и должен был признать, что чем духовнее человеческая вера, тем полнее соблюдаются в ней находимые мною аксиомы; и далее, что во всех явлениях слепо - инстинктивной, больной или извращенной религиозности можно с ясностью проследить и установить, как недуховность или даже противодуховность угашала аксиоматические основы религиозного опыта и как от этого искажалась самая человеческая религия в ее молитвах, учениях и обрядах: заблудший личный опыт создавал химеру вместо догмата, механически - мертвенную или прямо кощунственную молитву, уродливые или даже чудовищные обряды и безнравственную “церковную практику”

 

Биография

Иван Александрович Ильин (28.3.1883-21.12.1954) родился в Москве в дворянской семье присяжного поверенного, крестным отцом которого был Император Александр II (поскольку дед Ильина, инженер-полковник, строил Большой Кремлевский дворец и жил в Кремле). По матери Ильин - немецкой крови; его дед, врач Юлиус Швейкерт фон Штадион, эмигрировал в Россию в 1830-х годах и стал русским подданым. В 1901 г. Ильин окончил с золотой медалью 1-ю Московскую гимназию, а в 1906 г. - с дипломом I степени Юридический факультет Московского Императорского университета, где был оставлен для научной и педагогической деятельности. В мае 1918 г. защитил диссертацию на тему: «Философия Гегеля как учение о конктретности Бога и человека». Ему были присуждены сразу две степени - магистра и доктора государственных наук; вскоре он стал профессором.

Февральскую революцию и Октябрьский переворот Иван Александрович воспринял как катастрофу не только России, но и как міровое крушение, «міровой кризис религиозности». Сразу же включился в борьбу с режимом интернационалистов, за что был трижды арестован ЧеКой в 1918 г., судим революционным трибуналом, но оправдан за недостаточностью улик. С 1919 по 1922 гг. его еще трижды арестовывали, приговорили к высшей мере «за антисоветскую деятельность», но заменили приговор пожизненной высылкой за границу. Он и его жена Наталия Николаевна с большой группой высланных философов и ученых отбыли на пароходе из Петрограда в немецкий город Штеттин.

Следующие 16 лет Ильин прожил в Берлине, работая в Русском Научном институте и выступая с многочисленными лекциями в различных городах Германии, Франции, Швейцарии, Чехословакии, Югославии и Латвии.

В 1934 г. за отказ преподавать по указаниям нацистов он был уволен из института и в 1938 г. был вынужден уехать в Швейцарию. Там он с помощью денежного залога в 4.000 швейцарских франков, внесенного С.В. Рахманиновым, обосновался в пригороде Цюриха. Швейцария пошла на это, но Ильин был сильно ограничен в правах: ему было запрещено право на работу и политическую деятельность; он писал философские книги, выступал с лекциями. К счастью, у него нашелся богатый меценат, позволивший ему заниматься этим главным делом его жизни.

Творческое наследие Ильина не было в достаточной мере издано при его жизни. Оно огромно и хорошо сохранилось в архивах разных стран. Сейчас в Москве, в издательстве «Русская книга» заканчивается его собрание сочинений в более чем 20 книгах, в котором по возможности будет помещено все доступное и найденное на сегодняшний день.

В эмиграции И.А.Ильин был не только выдающимся православным философом, но и применял правила Православия на всех уровнях своей жизни и деятельности, и оттого стал прихожанином именно Русской Зарубежной Церкви (а не евлогианской, куда попали многие его коллеги, литераторы и ученые), идеологом Белого движения, тонким литературным критиком, активным публицистом, видным эмигрантским политиком, связанным с Русским Обще-Воинским Союзом.

Все эмигрантское творчество Ильина было посвящено России, ее грядущему духовному возрождению. Ильин не только не сомневался в падении большевицкого режима, но и написал ряд статей с предостережениями, как после самоизживания коммунистической власти защититься от атак міровой закулисы на ослабевшую Россию, подготовил и «Проект Основного закона России». Монархист по убеждению, Ильин считал, что без русской национальной диктатуры как переходного этапа Россия не сможет обрести былое духовное величие. Он слишком хорошо знал Запад и любил Россию, опасаясь за ее дальнейшую судьбу, – почему и неустанно предостерегал от закабаления нашей страны «міровой закулисой». Именно он ввел в оборот это выражение, ставшее в наши дни ключом к пониманию печальной реальности:

Именно исходя из сущности западной системы Ильин уже в 1950-е гг. (в серии статей «Наши задачи») предупреждал об этой опасности и предвидел «внедрение в Россию мировой закулисы», которая будет заниматься «...упорным навязыванием русскому народу непосильных для него западноевропейских форм республики, демократии и федерализма, политической изоляцией ее, неустанным обличением ее мнимого «империализма», ее мнимой «реакционности», ее «некультурности» и «агрессивности»...».

Враги России - «не успокоятся до тех пор, пока им не удастся овладеть русским народом через малозаметную инфильтрацию его души и воли, чтобы привить ему под видом «терпимости» - безбожие, под видом «республики» - покорность закулисным мановениям, и под видом «федерации» - национальное обезличие. Это зложелатели - закулисные... Им нужна Россия с убывающим народонаселением... Им нужна Россия безвольная, погруженная в несущественные и нескончаемые партийные распри... Им нужна Россия расчлененная, по наивному «свободолюбию» согласная на расчленение и воображающая, что ее «благо» - в распадении... Но единая Россия им не нужна».

«Естественно, что религиозные противники национальной России ожидают себе полного успеха от российского расчленения: во множестве маленьких «демократических» республик воцарится, конечно, полная свобода религиозной пропаганды и конфессионального совращения, «первенствующее» исповедание исчезнет, всюду возникнут дисциплинированные клерикальные партии и работа над конфессиональным завоеванием «бывшей России» закипит».

«Понятно, что и закулисные организации ждут себе такого же успеха от всероссийского расчленения: среди обнищавшего, напуганного и беспомощного русского населения инфильтрация разольется неудержимо, все политические и социальные высоты будут захвачены тихой сапой и скоро все республиканские правительства будут служить «одной великой идее»: безыдейной покорности, безнациональной цивилизации и безрелигиозного псевдобратства». Тут, разумеется, намек на закулисные организации масонского типа...

«Если что-нибудь может нанести России, после коммунизма, новые, тягчайшие удары, то это именно упорные попытки водворить в ней после тоталитарной тирании - демократический строй». Это «значит вернуться к пустому фразерству Временного правительства и повторить гибельный эксперимент того времени в новом несравненно худшем виде». Ибо «политическая свобода сама по себе не облагороживает человека, а только развязывает его, выпускает его на волю таким, каков он есть, со всеми его влечениями, интересами, страстями и пороками, которые он и выносит на улицу». «Человек, не созревший для свободы, может злоупотребить ею в разнуздании и продать ее за личный или классовый интерес». «Если в народе нет здравого правосознания, то демократический строй превращается в решето злоупотреблений и преступлений».

К сожалению, развитие в послекоммунистической России пошло именно этим, самым опасным путем - при непосредственном воздействии Запада. Запад сыграл на долголетней коммунистической лжи о нем - после которой маятник настроений в России качнулся в сторону его идеализации. После 75 лет несвободы возникло «демократическое нетерпение», которым и воспользовались иностранные силы. Более всего идейной оккупации нашей страны способствовала западническая «пятая колонна» в среде интеллигенции, которую Запад взрастил через упомянутую Ильиным «инфильтрацию души и воли» и поддерживал всеми способами, выдавая ее за «ум и совесть нации».

Это можно назвать пропагандной, политической, финансовой агрессией США (сыгравшей огромную роль в окраинных «референдумах»). Но главной причиной ее успеха стало то, что партийные политики-реформаторы в России оказались неспособны понять и защитить российские национально-государственные интересы. В борьбе за личную власть против «ретроградов» они сознательно взяли себе в союзники Запад и, опьяненные его похвалами, стали активными проводниками западного влияния. Итак, к сожалению, эти прогнозы Ильина сбылись... Но Россия еще не убита совсем, и государственные идеи Ильина, если найдутся их деятельные носители, могут ее спасти. Если мы, конечно, заслужим для этого Божию помощь как главное условие.

Творческое наследие Ильина огромно и далеко не все было издано вплоть до последнего времени. Лишь сейчас впервые выходит полное собрание его сочинений (ред. Ю.Т. Лисица), включающее интереснейшие письма, доклады, неосуществившиеся планы. Читать Ильина необходимо, «ибо он был носителем не только верных идей, но духовного меча и животворящего креста. Именно такие вдохновенные и вдохновляющие, и предметно-компетентные и ответственные учители нужны в наше смутное и трудное время», – так писал исследователь его творчества Н.П. Полторацкий.

Умер Иван Александрович 21 декабря 1954 г., похоронен в Цолликоне (Швейцария). В 2005 г. прах Ильина был перенесен в Москву на кладбище Донского монастыря. Но цель этого перезахоронения, к сожалению, означает не внимание к предупреждениям Ивана Александровича об опасности планов мiровой закулисы, а маскировку антирусской и антихристианской сущности нынешних посткоммунистических властителей - марионеток той самой закулисы.

Отец Александр Иванович Ильин (1851—1921) — губернский секретарь, присяжный поверенный Округа Московской судебной палаты, с 1885 года — владелец имения «Большие Поляны» в Рязанской губернии; гласный Пронского уездного земского собрания.

Мать Ильина — русская немка Каролина Луиза Швейкерт фон Штадион (1858—1942), лютеранка, дочь коллежского советника Юлиуса Швейкерт фон Штадион (1805—1876), приняла православие (в замужестве Екатерина Юльевна Ильина) после венчания в 1880 году в церкви Рождества села Быково Бронницкого уезда Московской губернии.

Таким образом, изучая биографические данные жизненного пути И.А.Ильина, можно сделать вывод, что:

1. несмотря на все трудности, которые возникали на пути этого выдающегося человека, он не утратил любви к своей Родине, своему народу.

Эта любовь постоянно жила в его душе, и нашла свое выражение в работах великого мыслителя и философа.

2. говоря о творческом пути Ильина можно сказать, что в своем философском творчестве он затронул и раскрыл многие сложнейшие проблемы познания и самосознания, проанализировал пути возникновения и разрешения социальных конфликтов, но одно из важных направлений его исследований является философия религии. В этих исследованиях он говорит о том, что пришло время неробкой веры, духовной и самодеятельной религиозности, исходящей из сердца, строящейся сердечным созерцанием, утверждающем свою удостоверенность и разумность, знающей свой путь, цельно - искренней, ведущей человека через смирение к единению с Богом.

И все это помогает нам представить Ивана Александровича Ильина, как православного мыслителя и философа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 1622; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.241.191 (0.01 с.)