Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Лосев А.Ф. Общая характеристика эпохи ВозрожденияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Ни сам Ренессанс, ни его эстетика не могут излагаться вне того центрального для Ренессанса культурного течения, которое обычно именуется гуманизмом. Если иметь в виду этимологию этого латинского слова (humus – почва, земля), то лучшего обозначения Ренессанса как небывалой в Европе эпохи гуманизма нельзя себе и представить. Весь Ренессанс – это есть и теория и практика гуманизма. Нам представляется, что гуманизм есть, во-первых, типичное для Ренессанса свободомыслящее сознание и вполне светский индивидуализм. Но чтобы подчеркнуть специфику этого термина, будем, во-вторых, считать гуманизм не просто светским свободомыслием, но по преимуществу общественно-политической и гражданской стороной этого последнего, исторически прогрессивной его стороной, включая всякие формы утопизма, педагогической и бытовой и, вконце концов, просто практической и моральной стороной этого свободомыслия. К числу практических проблем гуманизма необходимо отнести также и общеизвестные занятия гуманистов древними языками,но не просто в целях технического овладения ими. Техническое владение древними языками в средние века было не меньшим, чем в эпоху гуманизма. Новостью было то, что латынь теперь уже переставала быть чем-то таким, что разумелось само собою. Латынь стали изучать и научно, и эстетически, и стилистически. Она теперь уже переставала быть чем-то просто традиционным и деловым. Ею стали любоваться и в ней разыскивали наилучший стиль. Итальянские гуманисты так чисто писали на цицероновской латыни, что состязаться с ними было трудно даже крупнейшим знатокам более поздних веков. Не удивительно поэтому, что итальянские гуманисты оказались основателями и целой огромной научной области, именно классической филологии,одной из самых ранних разновидностей филологии вообще, получившей в последующие века общеизвестное грандиозное развитие. Это тоже было результатом педагогически-просвещенческого и уже в практическом смысле естественного характера итальянского гуманизма. Обычно первым гуманистом считают Петрарку. Петрарка много страдал по поводу судеб своей родины, его очень волновали распри, общественная несправедливость и неравенство окружавшей его общественно-политической жизни. Он написал специально даже целую поэму под названием «Африка», в которой воспевал победу Рима над Карфагеном как торжество благородной цивилизации над варварским примитивом. Петрарка и для своего собственного времени тоже ждал какого-то общественно-политического освободителя, который (в самом обыкновенном практическом смысле слова) сделал бы всех граждан счастливыми. Эта общественно-политическая, или гражданская, линия у Петрарки, конечно, есть его гуманизм, но если не отрываться от реальной исторической действительности, то необходимо сказать о том, что эти мечты о красоте справедливого человеческого общежития вполне совмещались у него с его глубочайшей внутренней жизнью, с его взлетами и спадами, с его любовью и ненавистью, с его оптимизмом и разочарованием. Ренессанс был далек от всякой буржуазной ограниченности. Он еще не понимал и не предвидел абстрактной жестокости и беспощадности, которые ожидали его в дальнейшем в связи с быстрым созреванием буржуазно-капиталистической формации. Возрожденческие поклонники человеческой личности и человеческой красоты были пока еще честными людьми. И как они ни увлекались этим эстетическим индивидуализмом, субъективизмом и антропоцентризмом они все-таки видели, что изолированный и чисто индивидуальный человеческий субъект, на котором они базировались, которым они увлекались и который они превозносили, в сущности говоря, вовсе не являлся такой уж полной, такой уж окончательной и абсолютной основой для человеческой ориентации в мире и для всего человеческого прогресса в истории. И это понятно, ибо возрожденческие художники и эстетики в своем индивидуализме были пока еще слишком юными людьми и слишком честными людьми. В дальнейшем, после Ренессанса, этот юный и красивый индивидуализм, прекрасно и честно чувствующий свою ограниченность, будет прогрессировать в своей изолированности, в своей отдаленности от всего внешнего и от всего живого, в своей жесткости и жестокости, в своей бесчеловечности ко всему окружающему. Сам Ренессанс еще не был этапом буржуазно-капиталистической формации. Он только ее подготавливал, и притом бессознательно, независимо от себя. Культура частной собственности и культура производства на основе эксплуатации рабочей силы в эпоху Ренессанса начиналась. Но она здесь была еще слишком юной и наивной, и она все еще ставила выше всего красоту человеческой личности, красоту человеческого тела и возвышенную картину космических просторов. И это было лишь прямым и непосредственным результатом стихийного человеческого самоутверждения и жизнеутверждения. Но совсем другая картина культуры и цивилизации, и прежде всего совсем другая культура производства, создалась в последующие века, уже после Ренессанса. Эстетика Ренессанса базировалась на человеческой личности, она знала и чувствовала всю ограниченность изолированного человеческого субъекта. И это навсегда наложило печать трагизма на всю бесконечно революционную стихию возрожденческого индивидуализма. Стихийно жизненно утверждающий себя возрожденческий субъект отнюдь не был настолько дерзок и беспринципен и отнюдь не являлся таким безудержным, развязным и самообожествленным субъектом, чтобы закрыть глаза на все окружающее и упиваться только своим абсолютизированием и своим анархизмом. Стихийно утверждающий себя человеческий субъект в эпоху Ренессанса еще не потерял разумной ориентировки, еще понимал свою беспомощность перед громадой бесконечной жизни и космоса и еще не потерял чувства меры, т.е. чувства своей фактической ограниченности. И если точная наука Ренессанса в лице Коперника, Кеплера и Галилея отнимет у человека его жизненную почву в виде неподвижной земли, а готика заставит человеческую личность рваться вверх вплоть до потери своей земной тяжести и веса, то все это окажется неизбывным противоречием в самом Ренессансе. Мы теперь прекрасно понимаем эту глубинную противоречивость Ренессанса.
План семінарського заняття: 1. Соціально-економічні, соціально-політичні і світоглядні передумови становлення європейського Ренесансу. 2. Особливості світогляду і світовідчуття громадянина епохи Від-родження. Їх відмінність від світогляду і світовідчуття середньовічної людини. 3. Суперечливий характер культури Відродження. Зворотна сторона титанізму. 4. Образотворче мистецтво і література епохи Відродження.
Тематика рефератів та доповідей: 1. Характерні риси культури епохи Відродження. 2. Італія - батьківщина Відродження. 3. Книгодрукування, його значення для поширення і розвитку культури. 4. Італійські гуманісти: стиль життя, стиль мислення. 5. Традиції венеціанських карнавалів. 6. Суперечливий характер культури епохи Відродження. 7. Соціально-утопічні ідеї епохи Ренесансу: Т.Мор. 8. Соціально-утопічні ідеї епохи Ренесансу: Т.Кампанелла. 9. Мистецтво італійського Відродження. 10. Мистецтво Північного Відродження. 11. Творчість Рафаеля. 12. Творчість Леонардо да Вінчі. 13. Творчість Мікеланджело. 14. Творчість Вільяма Шекспіра. 15. Архітектура епохи Відродження. 16. Скульптура епохи Відродження.
ІНДИВІДУАЛЬНІ ЗАВДАННЯ ДЛЯ САМОСТІЙНОЇ РОБОТИ: 1. Проаналізувати соціально-культурні передумови становлення особистості епохи Відродження. 2. Розкрийте, в чому полягав гуманізм епохи Відродження. 2. Дати характеристику картини світу і ціннісних орієнтацій людини епохи Відродження, використовуючи роботу Мірандоли „Речь о достоинстве человека”. 3. Обгрунтувати, чому поняття ”гуманізм”, “пантеїзм”, “антропоцентризм” є найсуттєвішими характеристиками епохи Ренесансу. 4. Які якості, на Вашу думку, характеризували титанічні особистості епохи Відродження? 5. Ознайомившись з уривком роботи А.Ф.Лосева “Общая характеристика эпохи Возрождения”, розкрити суперечливий характер ренесансного гуманізму. 6. Проаналізувати зворотну сторону титанізму в ренесансній культурі та обгрунтувати свою позицію. 7. Порівняти ціннісні орієнтації людини епохи Середньовіччя та Відродження. Якими соціокультурними факторами була обумовлена їх відмінність? 8. Як Ви вважаєте, чи можна стверджувати, що в епоху Відродження були закладені базові елементи того типу культури, який ми називаємо фаустівською цивілізацією? Аргументуйте свою позицію. 9. Як Ви вважаєте, чи можна розглядати Ренесанс як “золотий вік” європейської культури? Аргументуйте свою позицію. 10. Показати, як гуманістичні ідеали епохи Відродження знайшли своє відображення в творчості Данте, Сервантеса, Шекспіра (за Вашим вибором). 11. Проаналізувати, як проявились традиції античного мистецтва в ренесансному живописі і архітектурі (за Вашим вибором). Тема 12. Культура Нового часу. Зміст теми: 1. Соціально-економічні та наукові передумови формування культури Нового часу. 2. Ціннісно-світоглядні орієнтири людини Нового часу. 3. Основні мистецькі напрями Нового часу.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 363; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.237.231 (0.009 с.) |