ТОП 10:

Старается делать полезное людям и оградить их от вредного



 

Истинная мусульманка старается быть деятельной, актив­ной и приносить пользу не только для себя, но и всем людям. Она всегда ищет возможность сотворить благо и когда таковое находится, быстро приступает к делу. Она помнит сказанное Всевышним:

«Делайте доброе. Может быть, будете счастливы».(22; 77)

Она знает, что творить добро для людей означает выполне­ние культовых предписаний, поскольку этим она стремится сни­скать благоволение Аллаха. Перед всеми мусульманами широко открыты двери сотворения добра. Они смогут это делать, когда захотят, и в итоге им будет милость и благоволение от Аллаха. Существуют самые разнообразные формы проявления благотво­рительности. Перед каждым, действующим на пути Аллаха, ши­рокие просторы для благодеяния. Каждое доброе дело засчиты­вается у Аллаха в списке хороших поступков: «Каждое доброе Дело есть милостыня. Доброе слово - тоже милостыня».

Широкая милосердность Аллаха коснется любой женщины, которая очистила свою душу, имеет искреннее, четко выра­женное намерение перед Аллахом и делает добро. Но если же не может сделать доброе дело, то важно хотя бы иметь намерение удержаться от зла.

Абу Муса, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Про­рок, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Каждый мусульманин обязан давать милос­тыню.» Его спросили: «О посланник Аллаха! Скажи нам, а если нет средств?» Он сказал: «Пусть работает и приносит пользу и оказывает милость другим». Снова спросили: «А если не может и не сделал (милости)?» Он сказал: «Оказывает помощь скорбя­щему». Те опять спрашивают: «А если не сделал?» Он ответил: «Призывает к одобряемому». Они опять спрашивают: «А если не сделал?» Он ответил: «Удерживает от дурного и порочного. Это тоже милостыня».

Как видим из хадиса, когда мусульманская женщина по ка­кой-либо причине не сможет сотворить доброе дело, то ей сле­дует хотя бы удержать свой язык и свою душу от зла. И это то­же милостыня. И положительные, и отрицательные стороны му­сульман и мусульманок призваны служить праву, справедливос­ти, которые верховенствуют в их обществе. И мусульманин - это тот, от языка и рук которого никто не пострадал.

Поэтому мусульманка всегда устремлена на совершение доброго дела, молит Всевышнего о том, чтобы представилась такая возможность, избегает дурного и порочного. Тем самым она будет в числе лучших верующих исламского общества, как сообщил посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. А передал хадис имам Ахмад: «Благород­ный пророк остановился, увидев группу людей и спросил: «Ска­зать вам, кто лучший, а кто худший?Лучший - тот, от кого исходит только добро и никогда - зло. Худший - от него исходит добро, но никто не застрахован и от его зла».

Истинная мусульманка относится к тем, от кого видят только добро и никогда - зло. Если она решила делать добро в дольней жизни, то она убеждена, что ее усилия в конечном итоге не пропадут даром, не разочаруют, а за благодеяние будет воз­награждение в дольней и потусторонней жизни: «Тому, кто раз­веял печаль верующего в этой жизни, Аллах развеет печаль в день воскресения . Тому, кто облегчает положение живу­щему в нужде, Аллах облегчит положение в дольней и по­тусторонней жизни».

Мусульманская женщина, не жалея сил, совершает благо­деяние по мере своих возможностей. А как же иначе? Она знает из наставления благородного посланника, какую опасность таит в себе отказ от совершения благодеяния, когда есть возможность сделать его: «Аллах излил на раба обильные щедроты, а затем сделал его терпящим нужду, а достаток представил исчезновению».

Мусульманская женщина не пренебрегает благодеянием, даже небольшим по размеру, тем более, что есть искреннее на­мерение и искренность перед Всевышним Аллахом. Таким бла­годеянием может быть избавление мусульман и мусульманок от неудобства. Об этом прекрасно сказано в ряде достоверных ха­дисов. Вот один из них: «Я видел человека, идувшего по саду. Посреди дороги лежало дерево, и он убрал его, т.к. оно достав­ляло людям неудобство».

У благодеяния, как и у медали, «две стороны». Верующие должны знать их и соревноваться друг с другом в претворении их в жизнь и тем самым - в снискании благоволения Аллаха, Всемогущ Он и Всеславен. Речь идет об оказании добра и при­несении пользы людям, с одной стороны, и удаление мешающего им - с другой. Надо подчеркнуть, что вторая сторо­на не менее важна, чем первая. Оба вида действия квалифициру­ются как доброе дело, за которое будет вознаграждение. Все об­щества нуждались всегда в этих двух видах в равной степени. Они оба распространяют в общество добро и благодеяние, спо­собствуют укреплению взаимной привязанности между члена­ми общества. Благодаря этому люди чувствуют, что жизнь пре­красна, ибо приносит радость и счастье. Именно это стремится осуществить ислам, постоянно побуждая к оказанию добра и принесению пользы людям и защите их от неприятности и вре­да.

 

Щедрая, великодушная

 

По натуре своей настоящая мусульманка отличается от других женщин в психологическом и нравственном отношении, Ей, как личности, присущи терпимость и снисходительность. Если сестра по вере должна ей и наступил срок возврата, а та отягощена бедностью, то она продлит срок и дождется, пока по­ложение той не улучшится. Как сказано Всевышним:

«Если он - человек, отягощенный бедностью, то надо подождать, когда его состояние улучшится». (2;280)

Переждать нужду сестры - благородная черта характера. Ислам всегда побуждал к этому, ибо видит в этом проявление гу­манности во взаимодействии с братом по роду человеческому.

Отсрочивая возвращение долга мусульманка олицетворяет собой эти высокие гуманистические качества. Тем самым она выполняет повеление Аллаха, совершает доброе дело, избавля­ет себя от проблем в день воскресения.

Ибн Кутада, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорил: «Кто хочет, что­бы Аллах развеял его печаль в день воскресения, пусть пожале­ет попавшего в трудное положение или спишет с него долг».

Праведная мусульманка может возвыситься духовно. Она может полностью или частично простить долг сестре по вере, освободить се от уплаты. Тем самым она заслужит награду ве­ликую, ибо Аллах возместит ей с лихвой, простит оплошность, спасет от возможного ужаса в день воскресения.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, рассказал: «По­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Один человек давал людям взай­мы и всегда говорил: «Когда придет отягощенный нуждой, ему надо простить. Быть может, и Аллах простит нам». Когда он предстал перед Аллахом, ему было прощено».

Абу Масууд аль-Бадри, да будет доволен им Аллах, расска­зал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, сказал: «Один человек предстал пред Аллахом. Но у него не было особых добрых дел, кроме как занимался торговлей и давал взаймы. Всегда входил в положе­ние. Своим слугам говорил: «Если придет отягощенный нуждой , то подайте ему». И Аллах сказал: «Этим он приблизился к Нам. Прощается ему»».

Хазифа, да будет доволен им Аллах, рассказал: «Перед Ал­лахом предстал один из Его рабов, которому Он дал в свое вре­мя имущество. Его спросили: «Что ты сделал в дольней жизни?» Он ответил: «О Господь! Ты дал мне из Своего имущества. Я за­нимался куплей-продажей. Я прощал попавшим в нужду, давал отсрочку бедному должнику». Всевышний Аллах сказал: «Этим он приблизился и стал достойныйм. Простите Моему рабу». Укба ибн Амер и Абу Масууд аль-Ансари, да будет доволен ими Аллах, сказали: «Это мы слышали из уст посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать»».

Истинной мусульманке, всецело воспринявшей нравст­венные нормы, освященные исламом, присуще много замеча­тельных качеств: щедрость, великодушие, благородство, готов­ность к пожертвованию. Она благородна. Ее руки щедро протя­нуты нуждающимся. Эти руки щедры на дарение, на передачу добра всякий раз, когда молящийся призовет к жертвованию и будет тот случай, когда будет возможность проявить себя, когда похвально великодушие. Она глубоко убеждена в том, что благо­деяние, исходящее от нее будет храниться у Мудрого, Всеведу­щего:

«Что вы жертвуете из своего добра, про то Аллах знает». (2; 273)

Она полностью уверовала в то, что за все израсходованное ею на пути Аллаха, Всевышний даст ей взамен больше, ибо она заслужит великую честь в дольней жизни и полную награду в жизни потусторонней:

«Те, которые жертвуют своим имуществом на пути Алла­ха, подобны зерну, произрастающему в семи колосьях, в каждом колосе по сто зерен. Аллах воздаст вдвое тому, кому хочет. Ал­лах всеобъемлющий, знающий». (2; 261)

«Что пожертвуете, то Он восполнит». (34; 39)

«Что ни жертвуете из своего добра, жертвуете вы для са­мих себя, ибо жертвуете лишь потому, что усиленно домогаетесь снискать благоволение Аллаха. Что ни пожертвуете из своего добра, вам за то будет заплачено сполна и вы не будете обиже­ны». (2; 272)

Она постигла также ту истину, что если не убережет себя от скряжничества и всецело посвятит себя накопительству и на­ращиванию богатства, то это будет губительно для ее имущест­ва: оно будет убывать и рассеиваться. Это было подчеркнуто по­сланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Для рабов Аллаха настанет день, ког­да спустятся два ангела. Один скажет: «О Аллах, дай жертвую­щему», которому будет восполнено. А другой скажет: «О Аллах, не дай скупому», у которого все пропадет».

Всевышний Аллах сказал: «Человек, жертвуй из своего имущества, и на тебя будет пожертвовано».

Для праведной мусульманки является истиной, что, жертвуя из своего имущества на пути Аллаха, она нисколько не уменьшает это имущество. Напротив, она его умножает, нара­щивает и заслуживает Его благословения, ибо именно так под­черкивал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Милостыня не уменьшает имущества».

Она убеждена, что пожертвованное ею из своего имущест­ва на пути Аллаха в действительности остается. Такое расходо­вание записывается в Книгу ее добрых дел. А все остальное пре­ходяще. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, обращал внимание мусуль­ман и мусульманок на высокий смысл и огромное значение ще­дрости, жертвования, великодушия. Так, например, он спросил госпожу Аишу, да будет доволен ею Аллах, о том, что осталось от барана, принесенного в жертву. Она ответила: «Ничего не ос­талось, кроме плечной лопатки». Он поправил ее: «Все оста­лось, кроме плечной лопатки».

Вот почему мусульманская женщина, хорошо знающая предписания своего вероучения, спешит, услышав соответству­ющий призыв проявить щедрость, сделать дар из того, что име­ется у нее.

В истории ислама золотыми буквами записаны прекрас­ные примеры щедрости и великодушия духовных матерей мусульман и других женщин рассвета ислама. Так, например, духовная мать мусульман госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, пожертвовала сумму, предназначенную для починки её одежды.

Ибн аз-Зубайр послал ей деньги в двух мешочках из пар­чи. В них было сто тысяч. Она тут же стала раздавать бедным людям. Когда наступил вечер, велела служанке принести еду. А перед этим по привычке постилась. Служанка обратилась к ней: «О Духовная мать мусульман! Разве ты не могла купить мяса на один дирхем?» Она ответила: «Не сердитесь на меня. Если бы вы раньше сказали мне об этом, то я сделала бы».

Ее сестра Асмаа была не менее щедрой и великодушной. Абдалла ибн аз-Зубайр, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я не видел двух таких щедрых и великодушных женщин, как Аиша и Асмаа. Причем это проявлялось у них по-разному. Аи­ша сначала собирала, накапливала, а потом сразу все раздавала. Асмаа же ничего не собирала, не откладывала «на потом».

Духовная мать мусульман Зайнаб бинт Дахш обладала са­мой щедрой рукой. Об этом говорила Аиша, да будет доволен ею Аллах. Омар ибн аль-Хаттаб, да будет над ним благоволение Ал­лаха, послал Зайнаб дар. Когда это было внесено к ней, она ска­зала: «Да простит Аллах Омара. Мои сестры более достойны этого чем я». Ей сказали: «Это все тебе». Она ответила: «Хвала Аллаху! Высыпьте и накройте плащем». Затем сказала Бирзе бинт Рафии, которая, кстати, рассказала об этой истории: «Сунь под плащ руку, возьми содержимое в кулак и иди к таким-то и таким-то (из числа ее родственников и сирот)». Бирза сказала: «Да простит тебя Аллах, о Духовная мать мусульман! Но ведь и нам из этого положено». Она ответила: «А вам - все, остальное». А осталось там всего 85 дирхемов.

Ибн Саад вспоминает, что Зайнаб принесли деньги, но она раздала их среди родственников и нуждающихся полностью. Об этом стало известно Омару, да будет над ним благоволение Ал­лаха. Он сказал: «Я хотел оказать ей добро». Он остановился у двери ее дома, приветствовал ее и сказал: «Мне стало известно, что ты все раздала». Он послал ей еще тысячу дирхемов, чтобы она сберегла их себе. Но она поступила с ними так же, как и раньше - не оставила себе ни дирхема, ни динара.

История сохранила также память еще об одной женщине из числа щедрых и великодушных. Это Скинна бинт аль-Хусайн. То, что было у нес - она даровала. Когда не было денег, она снимала со своего запястья украшение и отдавала ищущим про­питания и неимущим.

Другой пример - Аатикя бинт Йазид ибн Муавия. Она пожертвовала свое имущество в пользу нуждающимся из семей­ства Абу Суфйана.

Еще один пример - Умм аль-Банин, сестра Омара ибн Абдаль-Азиза. Она была само олицетворение благородства и вели­кодушия. Она говорила: «У каждого человека есть сильное же­лание, страсть. У меня это проявляется в дарении». Каждую не­делю даровала свободу одному невольнику и давала ему ло­шадь. Она говорила: «Тьфу скряжничеству! Если бы оно было рубашкой, я не одела бы его. Если бы оно было дорогой, я не по­шла бы по такой дороге».

Еще пример - Зубайда, жена халифа Харуна ар-Рашида. Она организовала рытье канала для воды для жителей Мекки и паломников. Канал этот связал источники воды и места, где со­бирается дождевая вода. Он был назван «источник Зубайды» и по праву в то время считался чудом света. Когда ее казначей ска­зал, что расходы на это великое сооружение слишком велики, последовала ее крылатая фраза: «Делай, если даже удар топора будет стоить динар».

Если приводить все примеры великодушия и щедрости, которые проявили женщины в нашей истории, то нам потребу­ется очень много страниц. Достаточно отметить, что такие об­разцы щедрости мусульманки показывали и показывают всегда - от начала исламского призыва и вплоть до наших дней. На всем протяжении истории, во всех частях исламского мира му­сульманка ясно и заметно являла свое присутствие, в том числе благодеянием и щедростью. Это находило свое выражение в имуществах, завещанных на благотворительные цели, в вели­колепных благодеяниях, например, строительстве школ, мече­тей, больниц и в других делах благочестия, благотворительнос­ти и совершенствования искренности веры. Благодеянию ислам­ских женщин обязаны своим появлением очень нужные для многих общественные сооружения. Они щедро снабжали строи­тельство благотворительных объектов, столь полезных для му­сульман и мусульманок. Выявляли места распространения нужды, лишений, несчастья, страданий, утешали сирот, смягчали муки несчастного, развевали печаль огорченных, восстанавли­вали разрушенное.

Истинная мусульманка не относится пренебрежительно к садаке, если она даже и небольшая по размеру. Доброхотное да­яние делается в соответствии с возможностями. Она уверена, что ей будет вознаграждение Аллаха, Всемогущ Он и Всеславен, как бы даяние не было малым по размеру, ибо знает о ска­занном Всевышним: «Аллах возлагает на душу только посиль­ное»,

и сказанное Его посланником: «Уберегайся от адского ог­ня, хотя бы и половиной финика».

Мусульманская женщина делает подаяние из еды, имею­щейся в ее доме, из денег своего мужа, когда видит его одобре­ние на садаку и дарение. За пожертвование ей будет награда. На­града будет и ее мужу за то, что он заработал и приобрел, и то­му казначею, о котором говорилось выше. Об этом говорилось во многих хадисах, переданных аль-Бухари, Муслимом и други­ми. Вот один из них: «Когда женщина жертвует из еды, имею­щейся в ее доме. За это ей будет вознаграждение. Награда будет и ее мужу, за то, что заработал и приобрел и такая же казначею. И награда кому-либо из них не уменьшит награду другому».

Ислам призывает, чтобы мусульмане и мусульманки были созидающими личностями, делали добро, оказывали помощь в соответствии со своими возможностями другим членам общест­ва, чтобы их добро всегда щедро сыпалось на ищущих пропита­ние, бедных и несчастных. Ислам убедил их в том, что жертвование - доброе дело, как подчеркивал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою бла­годать, в хадисе, который мы приводили выше.

Ислам открыл перед мужчинами и женщинами, богатыми и бедными настежь двери для благодеяния и вменил в обязан­ность всем, кто произнес два свидетельства, делать добро, что было названо садакой (доброхотным даянием). Благодаря этому бедный не будет чувствовать себя отстраненным от участия в добродеяниях общества из-за отсутствия у него достатка. Садака, как специфичная форма благодеяния, предоставляет ему возможность такого участия. Ведь каждое доброе дело и всякое благодеяние и есть садака. За которое бедному будет вознаграж­дение так же, как богатому будет награда за пожертвование из

своего имущества.

Ислам реально обеспечил участие всех членов общества в сотворении добра, в постоянном строительстве общества, в ко­тором он живет, в его развитии и совершенствовании. Тем са­мым он вселил в сердца всех граждан спокойствие, доверие, уверенность, радость. Такое участие дает человеку почувство­вать и осознать свою человечность, сохранять свое достоинство, постоянно ощущать свою ответственность в этой жизни и обес­печить себе вознаграждение в будущей.

Великодушная, благородная мусульманка делает жертво­вания для тех слоев бедных и неимущих, которые скромны и не пристают с просьбами. Из-за их скромности люди даже могут считать их вполне обеспеченными. Это именно таким надо де­лать жертвования, оказывать помощь, окружать их заботой и

вниманием.

Истинная мусульманка заботится о сиротах и по мере сво­их возможностей жертвует на них. Если она обладает большим достатком, то тратится на них, интересуется их делами, занима­ется их воспитанием. Она поступает так, ибо знает, что ее по­жертвования высоко ценятся Аллахом и что Он приготовил для заботящегося о сироте почетное место. Предоставил ему место в раю по соседству с посланником, да благословит его Всевыш­ний и ниспошлет на него Свою благодать, как об этом сообщил сам благородный посланник: «Я и заботящийся о сироте - будем в раю». И показал указательным и средним пальцем с неболь­шим промежутком между ними.

Истинная мусульманка делает пожертвование вдовам и не­счастным. Ислам всегда побуждал оказывать благодеяние таким людям, подчеркивая, что в таком случае будет щедрая награда, подобная той, которая дается за соблюдение поста или за постоянство благодеяний: «Заботящийся о вдове и заботящийся о несчастном приравнивается проводящему ночь в молитве и не остывающему в своем рвении, соблюдающему пост».

Благодеяние по отношению к вдове и жалкому, несчастно­му человеку, а также забота о сироте считается достойнейшими делами, наиболее благородными, гуманными поступками, которые характерны для личности мусульманской женщины, прида­ют ей еще больше мягкости, человечности, воспитанности и благородства.

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.209.10.183 (0.011 с.)