Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Горда тем, что она мусульманка

Поиск

 

Нет ничего необычного, удивительного в том, что глубоко осознающая вероучение мусульманская женщина испытывает чувство гордости своей принадлежностью к исламу, тем, что она - мусульманка. Она гордится тем неоспоримым фактом, что именно ислам обеспечил ей, как личности, высокое положение. Причем этого она достигла задолго до того, как добились нечто похожего на это женщины у других народов. Пятнадцать веков тому назад впервые в истории ислам провозгласил в полном объеме права женщины. И мусульманская женщина стала в пол­ной мере пользоваться ими задолго до того, как с течением ве­ков стали появляться всевозможные организации, декларации и хартии по правам человека.

Ислам провозгласил, равноправие мужчины и женщины, об этом говорится в благородном хадисе, который сохранили для нас Абу Дауд, ат-Тирмизи, ад,- Дарами и Ахмад. В то самое время, когда общественные круги в христианском мире сомнева­лись, можно ли считать женщину полноценным человеком и есть ли у нее душа, Священный Коран возвестил:

«И Господь ответил им: «И не допущу Я, чтобы пропало деяние кого-нибудь из вас, как мужчин, так и женщин: вы одни из других». (3;195)

Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на не­го Свою благодать, привел женщин, как и мужчин, к присяге ис­лам. Но присягу эту женщины принимали независимо от их мужчин. Уже во всем этом подчеркивается и подтверждается са­мостоятельность и независимость мусульманской женщины как личности, ее готовность и способность нести ответственность в выполнении клятвы преданности Аллаху и Его посланнику. И заметьте, это произошло за несколько веков до того, как совре­менный мир признал, что женщина имеет право на свободное выражение своего собственного мнения путем участия в рефе­рендумах и выборах. То же самое относится к другим правам, каковых немало. Например, самостоятельность и независимость женщины в вопросах имущества и собственности, ее освобож-денность от расходов, если даже она и богата, равноправное с мужчиной положение в вопросах человеческого достоинства, воспитания, образования, общих юридических обязанностей. Если продолжим рассматривать, какие права предоставил ислам женщине и каким почетом он окружил ее, то нам потребуется очень много времени.

Мусульманская женщина пользуется таким почетом и ува­жением, пользуется такими правами, что женщины Запада не могут не удивляться этому. В связи с этим не могу не привести один пример. Сирийский ученый профессор шейх Бахджа аль-Битар читал в одной аудитории в США лекцию о правах женщи­ны в исламе. Одна из американских слушательниц очень удиви­лась тому, что уже пятнадцать веков тому назад мусульманская женщина имела такие права. Она спросила лектора: «Все ска­занное о мусульманской женщине и правах, которыми она поль­зуется, действительно правда? Или это - пропаганда? Если это действительно правда, то дайте мне возможность пожить у вас некоторое время, а потом убейте меня». Можно привести очень и очень много поучительных примеров, свидетельствующих о том, как женщины Запада удивляются и восхищаются положе­нием мусульманской женщины, тем почетом и уважением, кото­рыми она окружена.

Современная мусульманская женщина, глубоко осознаю­щая свое вероучение, знает обо всем этом, и поэтому ее душа на­полняется гордостью и чувством восхищения своей истинной верой. Она все больше и больше убеждается в величии этой ре­лигии, в ее гармоничности и совершенстве, божественном духе руководства, которым пронизаны все стороны жизни, в том чис­ле счастье человека - и мужчины, и женщины. Такая гордость вполне понятна. Достаточно знать то, что ислам пятнадцать веков тому назад сразу же, без проволочек создал такое положение для женщины, которое другие не могут осуществить в наши дни.

Небезынтересно напомнить, что французская революция в конце XVIII века провозгласила Хартию прав человека под заго­ловком «Права мужчин». В первом пункте этого документа ска­зано: «Мужчина рождается свободным, и его нельзя порабо­щать». Правда, были попытки добавить союз «и» и существи­тельное «женщина», но такие попытки были отвергнуты. Пункт первый об объявлении революцией свободы так и остался с та­кой ограничительной формулировкой - «Мужчина рождается свободным и его нельзя порабощать». Через столетие, т.е. в кон­це Х1Х-начале XX веков, крупный французский ученый Густав Леон заявил в своей книге «Дух общества»: «Женщина не была равноправной с мужчиной, кроме как в эпоху упадка». Это было сказано в ответ тем, кто требовал предоставления женщинам такого же права участия в выборах, каким пользовались мужчи­ны. И так было до создания Лиги Наций после первой мировой войны, а затем и до учреждения Организации Объединенных Наций после второй мировой войны. И лишь потом, после пре­одоления огромных трудностей и препятствий, сторонникам прав женщин удалось закрепить их равноправие с мужчинами. Они постоянно сталкивались с понятиями, обычаями и традици­ями религиозного характера, которые становились препятстви­ем. И не было местных или международных юридических ак­тов, которые обеспечивали бы беспристрастное и справедливое отношение к женщине и могли бы быть использованы как закон-нос средство для преодоления возникшего препятствия и тем са­мым - для освобождения женщины от пережитков тяжелого на­следия прошлого. Отметим, что соответствующие тексты были представлены пятнадцать веков тому назад в Книге Аллаха и су­нне Его посланника, да благословит его Всевышний и ниспош­лет на него Свою благодать. В них предусмотрено равноправие между мужчиной и женщиной в воздаянии и наказании; ответ­ственности и вознаграждении, отправлении культа и уважении к человеческому достоинству, во всех правах, которыми пользует­ся человек. Ислам установил равенство между мужчиной и жен­щиной в правах и такое же равенство в обязанностях. Он пору­чил им совместно быть преемником в собственности на землю и имеющееся на ней строение, поклонение Аллаху, присвоил каж­дому из них свою специфическую роль в создании человеческо­го общества - достойного и справедливого. Их роли не отчужда­ют, а дополняют друг друга. Мужчина и женщина делают то, в чем проявляют большую способность в формировании и воспи­тании нового человека, организации семьи и строительстве об­щества. При этом они действуют сообща, тесно взаимодействуя между собой, помогая друг другу и в то же время не подменяя друг друга и не мешая друг другу в выполнении того, для чего сотворены. Мужчина и женщина в одинаковой степени руковод­ствуются потребностями общего блага. В этой жизни им будет в точном соответствии со сделанным вознаграждение, как сказано Всевышним:

«Тому, кто будет делать добрые дела - как верующему мужчине, так и верующей женщине - Мы устроим блаженную жизнь: дадим им награды их, такие, которые будут выше того, что они сделали». (16; 97)

 

И каждый из них - и мужчина, и жен­щина - отвечает за то, что поручено.

Мусульманка, понимая какое высокое положение обеспе­чил ей ислам еще пятнадцать веков назад, прекрасно знает, что положение женщины в доисламский период у всех народов ми­ра, в частности в Индии и Древнем Риме, в христианском мире в средние века, в стране арабов до появления ислама было в выс­шей степени скверным. И поэтому она чувствует еще большую гордость от принадлежности к исламу и своего высокого поло­жения как личности.

Что касается древних законоположений, то их в сжатом виде охарактеризовал индийский лидер Джавахарлал Неру в своей книге «Открытие Индии». Он писал: «Что касается юри­дического статуса женщины, как об этом говорит Many, то он был, несомненно, ужасным. Женщины всегда зависели от отца или мужа или сына, ибо известно, что наследство после смерти мужчин полностью переходило здравствующим мужчинам. Женщинам ничего не переходило». Комментируя это, Неру да­лее пишет: «В любом случае положение женщины в Древней Индии было лучше, чем в Древней Греции или Древнем Риме или в эпоху раннего христианства».

По законоположению в Древнем Риме для статуса женщи­ны было характерно полное отсутствие ее правоспособности. Она всегда была под опекой - будь то маленькая или совершен­нолетняя. У ней всегда был опекун - отец или муж. Не имела ни­какой свободы действий. Ей ничего не переходило по наследству.

В соответствии с этим законоположением женщина была подобно вещи, принадлежащей мужчине. Поэтому она была лишена свободы действий. И сегодня, в XX веке, мы видим остаточные явления этого в большинстве совре­менных государств, в законодательстве которых все еще чувствуется влияние римского права.

Из-за влияния римского права положение женщины в эпо­ху раннего христианства было скверным, как на это указал ин­дийский лидер Неру. Дело доходило до того, что в религиозных кругах сомневались, является ли женщина человеком и есть ли у нее душа. В Риме созывались соответствующие соборы для обсуждения этого вопроса. И еще возникал вопрос: «Если у нее есть душа, то похожа ли она на душу мужчины или она как ду­ша у животных, например, как у змей или у собак?» Один из та­ких соборов в Риме постановил: «У женщины нет никакой ду­ши, и она не воскрешает для другой жизни».

Что касается положения женщины на Аравийском полуос­трове до возникновения ислама, то во многих племенах к ней от­носились с презрением и обращались с ней, выказывая презре­ние. Рождение девочки считалось позором, и многие родствен­ники стремились к тому, чтобы такой позор не запятнал их, и по­этому новорожденных девочек тут же закапывали живыми в землю.

Исламский призыв подверг резкой критике такое унизи­тельное положение женщины. Такую критику мы встречаем в нескольких местах в Священном Коране. Говоря о пренебреже­нии к женщине, о презрительном отношении к ней во времена язычества, Всевышний сказал:

«А когда кого-нибудь из них порадуют вестью о девочке, лицо у него делается мрачным. Он становится унылым, прячет­ся от людей, огорчаясь тем, чем хотели его обрадовать: удержать ли ее при себе к своему посрамлению или скрыть ее в землю? Не безрассудно ли их такое суждение?» (16; 58 - 59)

Всевышний показал, отвратительность и омерзительность преступления, когда закапывали живьем новорожденную, кото­рая не совершила никакого преступления:

«...когда похороненная заживо будет спрошена, за какой грех она убита». (81; 8-9)

Таким унизительным было положение женщины среди арабов до ислама. Такое же отношение наблюдалось и в боль­шинстве цивилизованных в тогдашнем понимании стран, осо­бенно в Древнем Риме в эпоху раннего христианства. А затем и в большинстве современных государств, на законодательстве ко­торых, как считают ученые-юристы, все еще сказывается влия­ние римского права.

Мусульманка, глубоко осознающая свое вероучение, пре­красно понимает, какое огромное благодеяние щедро оказал ей Аллах в тот день, когда взошло Его солнце и осветило своим яр­ким, всепроницающим светом арабский мир:

«Сегодня Я завершил для вас ваше вероучение, во всей полноте проявил Свое благодеяние вам: Я благоизволил поста­вить вероучением для вас ислам». (5; 3)

Душа и сердце мусуль­манки наполняются счастьем, удовлетворением, спокойствием и гордостью, а ее значимость, достоинство и положение в общест­ве возрастают еще потому, что материнство ставится выше от­цовства. Однажды к пророку, да благословит его Аллах и ниспо­шлет на него Свою благодать, пришел человек и обратился к не­му: «О посланник Аллаха! Кто среди людей для меня самый лучший товарищ?» Благородный посланник ответил ему: «Твоя матушка». Тот еще спросил: «А после нее?» Ответ был: «Твоя матушка». Снова спросил: «А после нее?» Он ответил: «Твоя матушка». Человек снова спрашивает: «А после нее?» Он ответил: «Твой отец».

По своей природе женщина призвана носить в утробе за­родыш младенца, затем кормить его грудью и растить. Поисти­не, все это - очень многотрудное, великое дело. Поэтому оно подчеркивается в Священном Коране:

«Мы дали человеку заповедь относительно его родителей: мать, неся его в утробе, слабела все больше и больше, и отнима­ет его от груди лишь через два года. Будь благодарен Мне и ро­дителям своим. Все возвращаются ко Мне». (31; 14)

Конечно же, на плечи женщины легла нелегкая ноша. На мужчину возлагается опекунство над семьей, т.е. содержание ее, покрытие всех ее расходов. В то же время мужчина не осо­знавал, как высоко ислам ставит материнство. Мы видели, как пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, подчеркнул это.

Наряду с тем, что ислам поднял материнство выше отцов­ства, он подчеркнул ее положение и при вступлении в брак, со­храняя ее девичью фамилию. Да, действительно, после замуже­ства она не ассимилируется бесследно в составе семьи мужа в том смысле, что теряет всякое указание на фамилию родителей, в отличие от того, что имеет место в западных обществах, где после замужества женщина становится «мадам такая-то». Ее де­вичья фамилия изымается из документа, удостоверяющего лич­ность. В исламе же после вступления в брак женщина сохраня­ет эти атрибуты своей личности. Ислам предписывает ей мно­гое, что касается ее отношения к мужу - любовь, доброта, ува­жение, высокая оценка мужа и стремление всячески крепить су­пружеские узы. И в то же время ислам не допускает того, чтобы женщина как личность растворилась в личности мужа.

К этому следует также добавить еще один немаловажный факт. Ислам обеспечил женщине полную самостоятельность в том, как ей распоряжаться своим имуществом, и не вменил ей в обязанность тратиться на что-либо, т.е. другими словами, расхо­ды по содержанию семьи полностью несет муж. О многих дру­гих правах женщины в других сферах мы уже говорили выше. Из всего сказанного становится совершенно ясно, на какую большую высоту поднял женщину ислам. Для нас очевидно и его стремление к тому, чтобы женщина как личность была сво­бодной, уважаемой, развивающейся интеллектуально, активно действующей.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 195; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.103.33 (0.008 с.)