Доброта и почтительность к ним 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Доброта и почтительность к ним



 

Одной из самых замечательных качеств мусульманки, яв­ляется доброе, любовное отношение к своим родителям, посто­янное совершение благодеяния по отношению к ним. Во многих местах Книги Аллаха и сунны Его пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, прямо и со всей убедительностью подчеркивается, что ислам настойчиво прививает именно такое отношение к своим родителям. Каждая мусульманка внимательно изучает эти высокие нравственные нормы, основанные на предписаниях Священного Корана и сун­ны, и делает все от нее зависящее, чтобы выполнять предусмот­ренные ими установления и наставления, спешит проявлять их в деле при любых обстоятельствах и условиях, независимо от то­го, как в данный момент складываются у нее отношения со сво­ими родителями.

Постоянно читая вслух Книгу Аллаха, мусульманка глубо­ко усвоила, что Всевышний высоко поднял и подчеркнул авто­ритет родителей, оказал им такой почет и уважение, которые люди не знали до возникновения ислама. Можно без пре­увеличения сказать, что значение добродетельного отно­шения к родителям следует после значимости веры в Ал­лаха и поклонения Ему.

Во многих айатах Священной Книги соискание благорас­положения, благоволения родителей по своему значению ста­вятся после соискания благорасположения и благоволения Ал­лаха. В них подчеркивается, что ихсан (благодеяние) в отноше­ние родителей является важнейшим достоинством, доброде­тельным качеством после веры в Аллаха:

«Поклоняйтесь Аллаху н не придавайте Ему никого в со­товарищи, а родителям делайте добро». (4;36)

Отсюда мы и видим, что мусульманская девушка, глубоко осознавшая установления своего вероучения о том, как надо ид­ти истинным путем - самая почитающая своих родителей по сравнению с другими девушками, не исповедующими это веро­учение. Такая почтительность нисколько не уменьшается, когда она переходит в супружеское гнездо и начинает, растить и вос­питывать детей, т.е. когда начинает новый этап своей жизни, ибо она переносится в совершенно иную обстановку - в новый для нес мир, независимый от родителей, увлекательный и заполнен­ный новыми заботами и хлопотами. Несмотря на смену обста­новки и возникшие заботы, по-прежнему проявляет почтитель­ность своим родителям, заботится о них, творит для них благо и так на протяжении всей своей жизни. Поступая таким образом, она следует установлениям Благородного Корана о том, как ид­ти всю жизнь по правильному пути, в т.ч. и как почитать роди­телей, особенно, когда у них наступает старость и они на­чинают страдать от немощи. В это время они особенно нуждаются в добром расположении духа, сострадатель­ной улыбке и добром слове:

«Господь твой повелел вам поклоняться только Ему одно­му, делать добро родителям, если один из них при тебе, или оба, достигли престарелости, не говори им «уф», не кричи на них, а говори с ними почтительно. Прикрывай их крылом сердечной ласковости, говори: «Господь! Будь милостив к ним: ведь они воспитывали меня, когда я был маленьким». (17;23-24)

Благочестивая мусульманка с удовольствием воспринимает эти прекрасные божественные установления каждый раз, как читает айаты, в которых говорится об отношении к родителям. И она проявляет еще большую почтительность, доброде­тельность и услужливость к ним, всячески стремясь к то­му, чтобы они были довольны ею. Повторимся и скажем, несмотря на то, что у нее есть заботы и хлопоты, связан­ные с мужем, домом, детьми:

«Поклоняйтесь Аллаху и не придавайте Ему никого в со­товарищи, а родителям делайте добро». (4;36)

«Мы заповедали человеку быть добрым к своим родителям». (29;8)

«Мы дали человеку заповедь в отношении к своим родите­лям. Мать, нося его в чреве терпит изнеможение за изнеможени­ем и отнимает его от груди после двух лет. Будь благодарен Мне и своим родителям». (31; 14)

Вдумчивый читатель найдет в славных хадисах много сле­дующих одно за другим благородных знамений, в которых под­черкивается и подтверждается как высоко достоинство и высока заслуга почтения к родителям. В них также содержится предо­стережение о недопустимости непослушания, непокорности, не­почтительности по отношению к ним или причинения зла при любых обстоятельствах, какие могут быть в жизни.

Со слов Абдаллы ибн Масуда, да будет доволен им Аллах, нам известно, что он спросил пророка, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Какое дело Ал­лаху любо больше всего?» Он ответил: «Совершение молитвы в предписанное время». Абдалла опять спрашивает: «А после мо­литвы?» Он сказал: «Почтительное отношение к родителям». Абдалла еще спросил: «А потом?» Он ответил: «Борьба за веру - джихад».

Посланник, поставил почтительное отношение к родите­лям в один ряд с важнейшими делами мусульманина - соверше­ние молитвы в предписанное время и борьба на пути Аллаха. Причем поставил при перечислении между ними. Вдумайтесь в это! Молитва - один из столпов, основных обязательных поло­жений веры в Аллаха. А джихад - одна из почетнейших обязан­ностей в исламе. Вот какое высокое, почетное место определил посланник почетному отношению к родителям!

Аль-Бухари и Муслим передают: «Пришел один человек и попросил у посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, разрешения участвовать в джихаде». Благородный посланник спрашивает: «Твои родители живы?» Тот отвечает: «Да». Он и говорит: «Забота о них - твое участие в джихаде».

Благородный посланник, будучи и предводителем войска, формировал свою армию. И тем не менее он своим нежным, человеколюбивым сердцем не преминул вспомнить, что роди­тели этого добровольца уже слабы здоровьем и очень нужда­ются в том, чтобы сын был с ними. Поэтому он отклонил его просьбу, обратил его внимание на необходимость заботиться о своих родителях и ухаживать за ними. Конечно же, в то же са­мое время ему была нужна каждая активная рука, действующая саблей. Но он, да будет над ним благословение Аллаха, исхо­дил из важности заботы о родителях и ухода за ними, чтобы у них все было хорошо. Он руководствовался при этом взвешен­ной, учитывающей все аспекты, целостностной уникальной в своем роде методологией ислама, которую предначертал Аллах для счастья человека.

Случай с Джурайджом аль-Аабид в высшей степени по­учительный и назидательный в том, что касается почитания ро­дителей и повиновения им. Как раз когда он совершал молитву, к нему обратилась его мать. Он сказал: «О, Аллах! Как быть, мать обратилась, когда я молюсь!» Он выбрал, что надо продолжать молитву. Она опять обратилась. Джурайдж не отозвался и продолжал молиться. Она третий раз обратилась, но он опять не отозвался. Тогда она прокляла его, чтобы Аллах не поразил его смертью до тех пор, пока не покажет ему лики распутниц. Од­на распутница совершила прелюбодеяние с пастухом и забере­менела от него. Когда она забеспокоилась из боязни, что все это выяснится и она будет опозорена, пастух ей сказал: «Если тебя спросят, кто отец ребенка, то скажи, что Джурайдж аль-Аабид». Она так и сделала. Люди возмутились и стали крушить обитель Джурайджа. Местный правитель повелел ему придти на пло­щадь. По дороге он вспомнил проклятие матери и улыбнулся. Когда ему было определено наказание, он попросил отсрочку и когда время истекло, сделав два раката (коленопреклонения). За­тем попросил, чтобы привели мальчика и шепотом на ушко спросил: «Кто твой отец?» Тот ответил: «Пастух такой-то». Люди приветствовали, возглашали такую новость, прославляли Аллаха и сказали: «Мы реабилитируем тебя и построим тебе обитель из серебра и золота» Он ответил: «Нет. Я хочу восстановить её».

В хадисе, который рассказал аль-Бухари, пророк, да благо­словит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, говорит: «Если бы Джурайдж был сведущим, то он бы знал, что его ответ матери был бы повиновением и поклонением своему Господу». На основе этого высказывания мусульманские законоведы счи­тают, что если человек совершает молитву, но не каноническую, а дополнительную, добровольную, и в это время к нему обращается мать или отец, то он должен прервать молит­ву и отозваться.

Необходимость почтительного отношения к родителям глубоко запал в души мусульман и мусульманок. И они всегда проявляли в этом усердие при жизни родителей, а после их смерти всегда почитали память. В хадисах и других преданиях об этом говорится много. Вот один пример. Одна женщина при­шла из Джухайны к пророку, да благословит его Аллах и ниспо­шлет на него Свою благодать, и говорит: «Моя мать дала обет совершить хадж, но так и не сделала его, умерла. Можно ли мне за не совершить хадж?» Он ответил: «Да. Соверши за нее. Вот смотри, если бы твоя мать задолжала кому-нибудь, ведь ты бы вернула этот долг? Так решено Аллахом. А Аллах - самый вер­ный исполнитель данного обязательства».



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 158; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.61.16 (0.027 с.)