Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Почитание матери больше почитания отцаСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сыновья и дочери должны одинаково почтительно относиться к обоим из родителей, не в ущерб кому-либо из них. В то же время следует отметить, что есть и также тексты, в которых подчеркивается, что почитание матери выше почитания отца. Мы уже приводили пример разговора человека, который пришел дать присягу об участии в джихаде. Мы видели, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, спросил: «Кто-нибудь из твоих родителей жив?» Такая постановка вопроса благородным посланником указывает на то, что к матери и к отцу надо относиться одинаково почтительно. А в хадисе, переданном Асмаа, мы видели, что он повелел ей общаться с матерью, которая исповедовала многобожие. Или другой пример. Пришел один человек и спросил: «О посланник Аллаха! Кто из людей для меня лучший товарищ, лучший для общения?» Он сказал: «Твоя мать?» Тот ответил: «А потом?» Он ответил: «Твоя мать!» Тот снова спросил:«А потом?». Он ответил: «Твоя мать». Тот снова спрашивает: «А потом?» Он говорит: «Твой отец». Из этого хадиса видно, как благородный посланник подчеркивает, что почитание матери выше почитания отца. Благородные сахаба - сподвижники - подчеркивали мусульманам этот момент после посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Например, ученый-богослов и факих, признанный на уровне всей мусульманской общины Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах, считал, что почитание матери - одно из самых близких к Аллаху дел. Однажды к нему пришел человек и сказал: «Я посватался к женщине. Она мне отказала. Другой человек посватался к ней, и она дала согласие. Мной охватило чувство ревности, и я ее убил. Должен ли я раскаяться в этом своем действии?» Ибн Аббас спросил: «Твоя мать жива?» Он ответил: «Нет, не жива». Тогда Ибн Аббас говорит: «Обратись к Аллаху, Всемогущ Он и Всеславен, с раскаянием и приблизься к Нему, как и чем сможешь». Аата бен Йасар, передавший этот хадис со ссылкой на Ибна Аббаса, сказал: «Я отправился к Ибну Аббасу и спросил его: «Почему ты спросил, жива ли его мать?» Он мне ответил: «Я не знаю другого такого дела, которое так приближает к Аллаху, Всемогущ Он и Всеведущ, как почитание матери». Именно поэтому имам аль-Бухари в своей книге «Аль-адаб аль-муфрад», которая начинается главой о почитании родителей, сначала излагает почитание матери, а потом почитание отца. То есть при расположении материала изложения руководствовался подходом благородного пророка к этому вопросу. Коран вызвал в душах сыновей чувства почитания и признательности к родителям. В то же время он подчеркнул огромную заслугу матери, которая носит в себе, а потом кормит грудью. Показал, какие трудности и тяготы переносит она в эти два этапа жизни: «Мы дали человеку заповедь об отношении к своим родителям: мать, нося его в чреве, терпит изнеможение за изнеможением и отнимает его от груди после двух лет. Будь благодарен Мне и своим родителям. Все придет ко Мне». (31; 14) Вот она, высшая методика воспитания! Вот оно милосердное гуманное наставление! «Будь благодарен Мне и своим родителям». Благодарность родителям за оказанное сыну или дочери доброе дело, следует после благодарности Аллаху. Она во главе всех достоинств, хороших поступков и добрых дел, т.е. является их источником. На какое высокое положение возвело родителей это вероучение! Ибн Омар был свидетелем того, как один йеменец совершал обход Священного Дома (т.е. Каабы), неся на руках свою мать и говоря: «Я ее смиренный верблюд. Я носил ее больше, чем она носила меня. Как ты думаешь, Ибн Омар, вернул ли я так должное ей?» Тот сказал: «Нет, ни на один вздох». Омар ибн аль-Хаттаб, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, спрашивал воинов йеменского происхождения, прибывающих для подкрепления армии ислама, каждый раз, когда их видел, есть ли среди них Увайс ибн Амир. Однажды он нашел его: - Ты Увайс ибн Амир? -Да. - Из Мурада, затем Карана? -Да. - У тебя была проказа и избавился от нее всего лишь за один дирхем. - Да. - У тебя мать жива? - Да. - Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорил: «К вам придет Увайс ибн Амир вместе с прибывающими на подкрепление йеменцами из Мурада, затем Карана. У него была проказа, от которого он избавился. У него есть мать, к которой он очень почтителен. Если Увайс попросит Аллаха, то Он исполнит. И если ты сможешь сделать так, что бы он просил Аллаха за тебя, то сделай». Омар попросил Увайса: «Помолись за меня». И тот помолился. Затем Омар спросил его: «Куда ты хочешь?» Он сказал: «В Куфу». Омар спросил: «Написать для тебя правителю Куфы?» Он сказал: «Я предпочитаю быть среди простых людей». Вот какого высокого положения достиг почитанием своей родительницы Увайс из Карана. Даже сам посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел своим сподвижникам просить его благословения. Все это показывает, на какую высоту поднял ислам материнство, поставив его выше отцовства. Мир улыбается девушке, она попадает в обстановку благоденствия в доме мужа. Она посвящает себя только мужу детям. Теперь она отвлечена от родителей, ее внимание к ним ослабевает, и она все меньше интересуется их делами. Сознательная мусульманка застрахована от подобного. Она постоянно изучает мудрые советы, содержащиеся в Священном Коране и хадисах, о том, как вести себя по отношению к родителям. Следуя этим советам, она всегда навещает их, интересуется их делами, и по мере возможности, оказывает им всяческое почитание. Мусульманка, всегда почитает своих родителей и всегда старается улучшить формы и методы проявления этого почтительного отношения, например, во время общения с ними или во время выполнения каких-либо дел для них. При общении с ними она вежлива, внимательна, учтива и предупредительна, оказывает им почет и уважение, заботу и внимание, готовность к уходу за ними, глубокое почтение и благоговение, милосердие и сострадание. Она все делает так, как повелел Всемогущий Господь вСвященной Книге. От нее никогда они не услышат слово, выражающее, раздражение или досаду при любых условиях, во всех обстоятельствах. Ибо она всегда руководствуется сказанным Всевышним: «Господь твой повелел вам поклоняться только Ему одному, делать добро родителям, независимо от того, один ли из них при тебе или оба они достигли престарелости. Не говори им «уф», не кричи на них, а говори с ними словами почтительными. Прикрывай их крылом сердечной ласковости, говори: «Господи! Будь милостив к ним, они воспитывали меня, когда я был маленьким». (17;23-24) Может случиться так, что оба родителя (или кто-нибудь один из них) отклонились от правильного пути. Тогда благонравная мусульманка должна найти подход к ним, обходиться с ними мягко, осторожно, осмотрительно, вежливо, стараясь их убедить в том, что они не правы. При этом ни в коем случае нельзя быть суровой, навязчивой, нельзя выходить из рамок обычной учтивости. Она старается убедить их в своей правоте, прибегая к таким способам действий, которые не задевают их достоинство. Конечно же, здесь очень нужны приятное слово, дружеская улыбка, убедительный довод, здравая логика, мудрая и культурная манера изложения своего мнения. Мусульманка призвана к тому, чтобы проявлять по отношению к своим родителям такую добродетельность всегда, даже в том случае, если они придерживаются многобожия. Для нее не секрет, что при общении с ними она должна щадить их чувства. Да, она прекрасно знает, что многобожие - один из самых больших грехов. Но это не мешает ей почитать своих родителей. Ведь это предписано уникальным, великодушным, законоустановлением ислама: «Мы дали человеку заповедь в отношении к своим родителям. Мать, нося его в чреве, терпит изнеможение за изнеможением и отнимает его от груди после двух лет. Будь благодарен Мне и своим родителям. А если они будут настаивать, чтобы ты придавал Мне такое, о чем у тебя нет знания, то не повинуйся им. Но соучаствуй им в продолжении здешней жизни в добром. Иди по пути тех, которые искренне благоговейны ко Мне. Некогда вы возвратитесь ко Мне, и Я ясно покажу вам дела, какие сделаете». (31; 14 - 15) Поистине, почитание родителей - это великое наставление, более того - повеление ислама. Оно проистекает из тех самых тесных уз, которые должны быть между людьми. Это узы, связывающие детей с матерью и отцом. Но по своей значимости, величавости оно следует за узами, связывающими человека с вероучением, со следованием всем основным установкам ислама. Если, например, родители - многобожники и повелевают сыну или дочери исповедовать тоже многобожие, то в этом случае сын или дочь не должны выполнять такое повеление, ибо это приводит к ослушанию по отношению к Творцу, т.е. влечет за собой грех. Таким образом, если нет уз выше тех уз, которые связывают человека с его вероучением - исламом, то это в полной мере относится и к родственным связям. Вместе с тем это не исключает, а предписывает почитание родителей, проявление заботы о них и совершение добрых дел по отношению к ним. Вот почему мусульманская женщина всегда, при всех обстоятельствах почитает своих родителей. Она, не жалея сил, делает все, что в ее возможностях, чтобы порадовать их сердца, сделать их счастливыми, заслуживая тем самым благорасположенность Аллаха. Она регулярно интересуется, как идут у родителей дела, как они себя чувствуют, помогая им, и тем самым вселяя в их души радость. Старается почаще навещать их и общаться с ними с радостной улыбкой на устах, с открытой любящей душой, с приятными ласковыми словами, с красивыми подарками, доставляющими радость. После их ухода из жизни она чтит их память, просит им благословение и прощение грехов. Поистине, почитание родителей и добродетельность к ним - естественное нравственное качество у мусульман. И разумеется, необходимо, чтобы это прекрасное качество сопровождало их всю жизнь, как бы она не была сложна, как бы не возрастали расходы на жизнь, множились заботы и хлопоты. Это высокое нравственное качество - свидетельство того, что в странах, где исповедуют ислам, высокая человечность по-прежнему является важным достоинством, за что мы хвалим Аллаха. Оно же является доказательством верности исполнения обязательства перед многое сделавшим поколением, молодость которого проходит и которое направляется к концу своей жизни. Поколение это очень нуждается в слове, выражающем утешение и сочувствие, в поданной нежной руке, в любящем сердце и во вселяющей надежду улыбке. Это высокое нравственное качество оберегает человека от того, чтобы не затвердело его сердце.Оно откроет перед человеком врата рая.
Отношение к мужу
Брак по-мусульмански Ислам считает, что брак - это благословенный договор между мужчиной и женщиной, в соответствии с которым они, начинают совместное плавание по жизни, проявляя взаимную любовь, понимание, содействие, доверяя друг другу во всем и во всем полагаясь друг на друга. В браке каждая из сторон находит в другой стороне источник благодати, радости, спокойствия, безопасности, доверия и наслаждения жизнью. Священный Коран дал чистую картину этого высокого, законного отношения между мужчиной и женщиной. В этой картине мы видим щедрость и великодушие любви, доверия, взаимопонимания, сострадания и милости. Это является источником, излучающим аромат любви, счастья, радости, ликования, веселья, великолепия и блаженства, наслаждения, сладости счастливой жизни: «Один из айатов Его есть то, что Он сотворил для вас от вас самих супруг, чтобы вам жить с ними. Между вами он установил любовь и сердечную привязанность». (30; 21) Эта связь самых тесных родственных уз - связь, установленная Аллахом. Ее заключает Всемогущий Господь между двумя мусульманскими душами. А это означает, что их объединяет любовь, взаимопонимание и сердечность. Они строят мусульманскую семью, в которой поселяется детство и расцветают души, формируются личности на основе высокой нравственности, которую несет ислам. Поэтому семья - крепкий и надежный кирпичик, на основе которого строится общество. Члены семьи - активные созидатели и строители, соревнуются между собой в совершении добрых дел. Праведная, добродетельная женщина - твердая основа, на которой держится мусульманская семья. Она же - самая главная радость в жизни мужчины. Как сказал благородный посланник: «Жизнь - это радость и наслаждение, а самая большая радость в жизни - праведная жена». Поистине, она - самая крупная милость Аллаха для мужчины. Мужчина всецело полагается на нее в часы бед и несчастий, изнеможения и утомленности. В ее обществе он находит отдых, покой, утешение, благодать и радость. А как женщине стать лучшей радостью и хорошей женой в жизни? Как ей стать любимой, дорогой и уважаемой? Об этом узнаете на последующих страницах.
Правильно выбирает мужа
Ислам оказал женщине большой почет тем, что дал ей право самой выбирать себе мужа. Родители не могут принудить ее выйти замуж за человека, за которого она не хочет. Праведная мусульманка не боится пользоваться этим правом. Однако это не значит, что она обходится без советов родителей, не прислушивается к их разумным, мудрым наставлениям, которые в ее же интересах, когда к ним приходит жених или сват. Ведь у родителей большой жизненный опыт, и они лучше разбираются в людях. В то же время она не хотела бы лишиться своего права ради причуды, которая может овладеть отцом, если он будет заставлять свою дочь вступить в брак с человеком, которого она не хочет. Имеется много хадисов, которые в такую деликатную для женщины ситуацию встают на ее сторону. Среди них - рассказ имама аль-Бухари со ссылкой на Аль-Хаысаа бинт Хидам: «Отец хотел выдать меня замуж за своего племянника, т.е. сына своего брата. Это было против моей воли, и я пожаловалась посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он сказал мне: «Расскажи, что сделал твой отец». Я рассказала. Он ответил: «Иди к себе и не выходи за того человека. Выходи за того, за которого тебе хочется». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, вначале хотел, чтобы она поступила, как хочет того ее отец. В этом суть вопроса, ибо, как известно, отцы всегда хотят, чтобы дочери были счастливы. Но когда он увидел, что отец заставляет дочь вступить в брак с человеком, которого она не любит, он дал ей свободу выбора. Он спас ее от произвола отца, поступающего несправедливо по отношению к своей дочери - выдать ее замуж за человека, к которому у нее душа не лежит. Ислам исходит из того, что нельзя ставить женщину в затруднительное положение. Он не желает, чтобы женщина вышла замуж за человека, которого не любит. Надо, чтобы брак был успешным, строился на прочных основах равенства и гармонии между мужем и женой как внешне, так и внутренне, чтобы они подходили друг другу во всех отношениях - характер, обычаи, привычки, склонности, понимание смысла и цели жизни. Если при сооружении здания брака случится ошибка, то супруги не будут счастливы. Женщина чувствует, что не сможет дать мужу любовь, искренность, верность. Поэтому она опасается за себя, что может попасть в грех непослушания, непокорности, непочтительности, провинности перед мужем, которого не любит. В этом случае она может развестись. К такому решению пришел посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, когда к нему пришла Жамиля, жена Сабита ибн Кайс ибн Шаммас. Она была сестрой Абдаллы ибн Абу. Она сказала: «О посланник Аллаха! Я не сержусь на Сабита ибн Кайса ни в смысле его характера и нрава, ни в выполнении им культовых обрядов. Но я не переношу его». Он ответил: «Хочешь взять у него сад?» Сад был подарком невесте при заключении брака. Она сказала: «Да». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, послал за ним, и, когда тот пришел, сказал: «Оставь ей сад и дай ей развод». Ислам оберегает человеческое достоинство женщины, оказывает ей почет и уважает ее волю при выборе мужа. Он никогда не соглашался с тем, чтобы кто-либо мог принуждать девушку вступить в брак с человеком, которого она не любит. В этом отношении в высшей степени симптоматична история эфиопской невольницы Бариры, принадлежавшей Атабе ибн Абу Ляхаб. Он заставил ее выйти замуж за раба по имени Мугис: Если бы от нее зависело, то она бы не согласилась стать его женой. Духовная мать верующих Аиша проявила сострадание к ней, выкупила ее и затем даровала ей свободу. И теперь бывшая невольница почувствовала, что она сама себе хозяйка и сама будет решать вопрос о своем браке. Она потребовала у мужа развод. Вот муж идет сзади нее и плачет, а она непреклонна в своем решении. Давайте послушаем рассказ аль-Бухари, который ссылается на Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах. Пред нами предстанет образ свободной женщины, которая настаивает на расторжении брака с тем, кого не любит. Мы узнаем также, как рассудил великий посланник, имеющий столь доброе сердце, такую трудную ситуацию и какое оказал заступничество. «От Ибн Аббаса. Муж Бариры был рабом. Его звали Мугис. Вот, словно я вижу его- плетется за ней и плачет. Слезы падают на его бороду. Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, говорит Аббасу: «О Аббас, ты не удивляешься тому, как Мугис любит Бариру и как Барира ненавидит Мугиса?» И продолжая: «Вот если бы ты передумала». А Барира говорит: «О посланник Аллаха! Ты мне повелеваешь это?» Но он сказал: «Я только заступаюсь, ходатайствую». Она ответила: «Он мне не нужен». Благородный посланник был очень взволнован, видя эту грустную сцену, и ему было по-человечески жаль раба. Большая любовь со стороны мужа и упорное чувство неприязни со стороны жены. Благородному пророку оставалось лишь напомнить женщине: «Если бы передумала! Ведь он твой муж, отец твоего ребенка». Поэтому женщина хочет выяснить, уточнить : «Ты мне повелеваешь? Означает ли сказанное тобой повеление, которое я должна выполнить?» И следует ответ посланника - великого учителя и законотворца: «Я только заступаюсь, ходатайствую». Другими словами - прошу за него, но не в порядке приказания. Пусть же вновь и вновь услышат упрямые, допускающие по отношению к своим дочерям несправедливость и жестокость отцы, это великое наставление пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать! У мусульманской женщины, руководствующейся указанием своего вероучения, есть выверенные, мудрые критерии для выбора мужа. Она не ограничивается тем, что у него прекрасный внешний вид, высокий пост, все атрибуты богатства. Для нее важно, как он относится к своим религиозным обязанностям, какой у него характер, нрав. Эти два качества очень важны для построения успешной супружеской жизни. Если можно так выразиться, они являются самым дорогим украшением для брака, сватающийся жених должен обязательно быть носителем этих качеств. Если он обладает ими, то настало время женить его. Если этому не следовать, то общество охватит искушение и заблуждение и в нем воцарятся порок и падение нравов: «Если к вам придет такой, которым вы довольны в смысле выполнения им религиозных обязанностей, и характера, и нрава, то вступайте в брак. Если не поступите так, то на земле будет искушение, заблуждение и очень большой порок, очень глубокое падение нравов». Юношу, который является истинным мусульманином, не сможет увлечь девушка красивая, но носительница зла. Аналогично этому сознательная мусульманская девушка не увлечется легкомысленным и безрассудным юношей, если даже он и обладает блестящими внешними данными. Ей понравится совсем другой тип юноши - верующий, усердный, сознательный, прекрасный нравом и поведением. Приятной, доброй, верующей девушке подходит только верующий, добрый, приятный юноша. И соответственно скверной, зловредной, девушке подходит только скверный, зловредный, юноша. Вот истина, ниспосланная Великим Аллахом: «Скверные женщины для скверных мужчин, скверные мужчины для скверных женщин. Добрые женщины для добрых мужчин, добрые мужчины для добрых женщин». (24;26) Сказанное, разумеется, не означает, что мусульманка вообще не обращает внимания на приятную внешность, высокий рост, осанку и вполне согласна, если будет некрасивая внешность, низкий рост. Как уже отмечалось, она вправе добиваться мужчины, который очаровал ее, овладел ее чувствами как своей внешностью, так и внутренним содержанием. Но она не согласна с тем, чтобы внешность была в ущерб внутреннему содержанию и наоборот. Главное в этом вопросе заключается в том, что мусульманка выбирает такого мужчину, который очаровывает ее всеми своими личностными качествами, вызывает ее восхищение и высокую оценку. Сознательная мусульманка учитывает внешний вид во всей его многогранности с одной стороны, и сущность внутреннего содержания с другой. Мусульманка хочет, чтобы ее рука чувствовала себя спокойно и уверенно в руке мужа, т.е. чтобы она во всем могла положиться на него и они были бы вместе, идя рука об руку, выполняли свою миссию в жизни, в строительстве мусульманской семьи, в воспитании детей, которые бы имели ясный ум, доброе сердце и тонкие чувства. Для нее важно, чтобы они с мужем жили в понимании, любви и согласии. Чтобы ничего не мешало их совместной жизни. Правоверный и правоверная всегда идут рядом, бок о бок по их жизненному пути, в жизни праведной, наполненной усердием. Благодаря этому они смогут выполнить великую миссию, которую поручил Аллах человеку, возложив за это ответственность на мужчин и женщин, как это предначертано Им в Священном Коране: «Поистине, мусульмане и мусульманки - правоверные, благочестивые, поклоняющиеся Аллаху от всего сердца, терпеливые, стойкие, твердые в вере, кроткие, подающие очистительную милостыню, соблюдающие пост, воздержанные, прославляющие Аллаха и совершающие ритуальное упоминание Его имени - получат приготовленную им Аллахом милость и великую награду». (33; 35) Для того, чтобы честно и праведно идти по жизненному пути, нужно крепкое супружество, постоянное укрепление семейных уз. Для этого нужна та дальновидность, та проницательность в выборе мужа, которые проявила Умм Суляйм бинт Мильхан, та самая, которая одна из первых среди женщин ансаров приняла ислам. Она вышла замуж за Малика ан-Надра, родила ему сына Анаса. Когда она приняла ислам, это вызвало негодование мужа, который бросил ее. Но она твердо стояла на своем. Потом пришло извещение о его смерти, когда она была в расцвете молодости. Она безропотно переносила происшедшее с ней ради Аллаха в надежде награды на небесах. В Мадине перед ней предстал один из самых выгодных женихов - Абу Тальха - молодой, богатый, энергичный, с прекрасной внешностью, но не примкнувший к исламу. Сердца всех девушек Ясриба тянулись к нему. Он рассчитывал, что Умм Суляйм будет вне себя от радости. И каково же было его удивление, когда она сказала ему: «О Абу Тальха! Разве ты не знаешь, что ваше божество, которому поклоняетесь, это дерево, растущее из земли, и остругал его эфиоп?» Он говорит: «Да, совершенно верно». А она продолжает: «И тебе не стыдно поклоняться куску дерева, выросшему из земли?» Но Абу Тальха решил стоять на своем и дал понять, что будет большой махр, т.е. подарок невесте, который как известно, становится личной собственностью жены, и безбедная жизнь. Но она твердо придерживалась своей позиции и откровенно высказалась: «Клянусь Аллахом, Абу Тальха, зря стараешься! Ты - неверующий, а я - мусульманка. Поэтому мне нельзя выходить за тебя замуж. Если примешь ислам, то это и будет подарком мне. Ни о чем другом я тебя не прошу». На другой день Абу Тальха вновь пришел, пытаясь прельстить ее еще большим размером махра и других видов материальных благ. Но Умм Суляйм продолжала твердо стоять на своем. И от этого она казалась еще более красивой и привлекательной. Она же говорила ему: «О Абу Тальха! Разве ты не знаешь,. что божество, которому вы поклоняетесь, вырезано столяром...Если вы его подожжете, то оно сгорит». То, что она говорила, было потрясением для Абу Тальха. Он спрашивал себя: «Разве Господь может воспламениться и сгореть?» А его язык стал повторять: «Свидетельствую, что нет божества кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед - посланник Аллаха». Душа Умм Суляйм была заполнена радостью. Она обратилась к своему сыну: «Вставай, Анас! Выдай меня замуж за Абу Тальха». Анас привел свидетелей и женитьба состоялась. Абу Тальха радовался, что решился предоставить Умм Суляйм все свое богатство. Но Умм Суляйм поступила, как поступают истинные мусульманки - правдивые, сильные волей, мужественные, скромные, целомудренные. Она сказала: «О Абу Тальха! Я вступила с тобой в брак ради Аллаха и другого брачного дара мне не нужно». Она знает, что с принятием Абу Тальхом ислама она не только получила благородного, хорошего во всех отношениях мужа, но и заслужила награду от Аллаха, Всемогущ Он и Всеславен. А это несоизмеримо с тем, что в этой жизни имеешь. Вот таким женщинам подражают мусульманки. Они берут себе в пример чистоту их веры в Аллаха, высокие личностные качества, твердость убеждения.
Покорна мужу и почитает его
Праведная мусульманка всегда покорна мужу, почитает его, никогда не допускает ослушания. Она очень дорожит своим умением ублаготворить его, вселить в его душу радость. Если он беден, то она не будет сетовать и ныть из-за бедности, будет всегда в полной мере выполнять работы по дому. Она помнит, что немало самых лучших в истории ислама женщин показывали пример терпения доброты и кротости в служении своим мужьям». Среди таких идеальных жен одной из первых можно отметить госпожу Фатыму - дочь Мухаммеда, последнего из посланников, да будет над ним благоволение и благодать. Она была женой Али, сына Абу Талиба, да будет доволен им Аллах. Она жаловалась, что рука устала крутить жернова. Муж Али ибн Абу Талиб посоветовал сходить к отцу и попросить, чтобы он направил женщину помочь ей. Она пошла к отцу. Но застенчивость и скромность помешали ей высказать просьбу. Пришлось Али самому идти и просить слугу для его любимой дочери, столь дорогой его сердцу. Однако великий посланник не смог ответить согласием самому дорогому для него существу, отказывая так бедным мусульманам. Он пришел к своей дочери и ее мужу и сказал: «Не научить ли мне вас кое-чему лучшему, чем то, о чем вы меня попросили? Если бы вы вместо того, чтобы лежать вместе, тридцать три раза прославляли Аллаха достойным образом, тридцать три раза восхваляли Его, произнося «Хвала Аллаху!», тридцать три раза величали Его, произнося молитвенное речение «Аллаху акбар!», то это было бы для вас лучше, чем заполучить слугу». Он попрощался с ними и ушел. Дело было сделано. Ведь он заронил в их душу такую божественную поддержку и помощь, благодаря которым человек забывает трудности и побеждает тяготы. Или другой пример. Асмаа, дочь Абу Бакра Правдивейшего, которая верно служила своему мужу Зубайру и своему дому. У ее мужа была лошадь, за которой она смотрела, для нее косила траву, давала ей корм, чинила кожаное ведро, чтобы поить ее, месила тесто, носила финиковые косточки издалека. Но давайте послушаем, как она сама обо всем этом рассказывает. Ссылаясь на нее, аль-Бухари и Муслим передают: «Она сказала: «Аз-Зубайр женился на мне. Его имущество в земле. И ничего во владении. Была только лошадь. Я смотрела за ней, правила ею и толкла косточки для кушанья. Давала ей корм и воду, чинила ведро. Месила тесто. Но я не умела печь вкусный хлеб. И мне его пекли соседи, женщины ансаров. Это были очень хорошие женщины - правдивые, искренние, честные. Я таскала косточки с участка аз-Зубайр, которым наделил его посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, на голове. До этого участка две трети фарсаха (около двух километров). И вот однажды несу я на голове косточки. По дороге я встретила посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в сопровождении своих сподвижников. Он приказал верблюду опуститься на колени и позвал меня к себе, чтобы усадить сзади - я застеснялась, да и аз-Зубайр был ревнив. Пророк, да благословит его Всевышний, сказал: «Клянусь Аллахом, нести на голове этот: груз гораздо тяжелее для тебя, чем сесть на верблюда». Далее 'А Асмаа продолжила: «После этого случая Абу Бакр прислал мне слугу, так что я больше не смотрела за лошадью. Для меня это было словно приобретение свободы». Мусульманская женщина, служа своему дому и своему мужу, знает право мужа в отношении ее. Его подчеркнул посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он сказал: «Не годится, чтобы человек падал ниц перед другим человеком. Если бы допускалось, что человек поклоняется другому человеку, то я повелел бы женщине поклоняться своему мужу, ибо так велико его право в отношение ее». Госпожа Аиша спросила посланника Аллаха: «Кто из людей имеет самое большое право в отношение женщины?» Он сказал: «Ее муж». Она опять спросила: «А кто из людей имеет самое большое право в отношение мужчины?» Он ответил: «Его мать». Одна женщина пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, с какой-то просьбой. Когда вопрос был завершен, он спросил: «У тебя есть муж?» Та сказала: «Да». Он еще спросил: «И как ты с ним?» Она ответила: «Я ни в чем не отказываю ему, кроме как, когда не в состоянии исполнить его просьбу». Он сказал:«Помни об ответственности. От ваших взаимоотношений зависит будешь ты в раю или в аду». Зная об этих наставлениях благородного пророка о том, как идти по жизни истинным путем, разве сможет мусульманская женщина гнушаться службой дому и мужу? Конечно же. она полностью выполняет все то, что должна делать для своего дома. Она уважает права мужа в отношение ее. Душа ее наполнена чувством глубокого удовлетворения от сознания того, что делает все для своего дома, за что ей будет награда от Аллаха. Сподвижники, да будет им благоволение Аллаха, и те, кто следовал их курсом, понимали эти наставления. Это они восприняли от посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Они торжественно отводили невесту к жениху и повелевали ей служить своему мужу и уважать его права. Поэтому мусульманская женщина знала и осознавала свои обязанности перед мужем. И забота о муже, исполнение того, что требуется, чтобы быть хорошей женой, на протяжении веков стали у нее неотъемлемой чертой характера. В качестве примера можно привести показанное в книге факиха. строго придерживающегося заповедей ислама, последователя имама Ибн Ханбаля - Ибн аль-Джаузи «Ахкям ан-ниса» (Поведение женщины.) Во втором веке хиджры Суайб Ибн Харб, человек благочестивый, добродетельный, усердно соблюдающий пост, проводящий ночи в молитве, хотел жениться на одной женщине и сказал ей, ведя себя очень скромно: «У меня плохой характер». Она ответила ему любезно: «Характер хуже у того, кто довел тебя до такого со стояния». Суайб понял, что перед ним умная, праведная женщина, и тут же сказал: «Итак, ты - моя жена». Эта жена уяснила себе глубоко благоразумный взгляд на хорошее супружество. И она подчеркнула человеку, которым пришел свататься к ней, что если женщина разобралась в душенном складе своего мужа, узнала его привычки, выяснила, что ему нравится и что вызывает его недовольство, то она способна завоевать его сердце, вызвать его восхищение, закрыть все бреши, через которые может подуть ветер и вызвать конфликт, омрачить супружескую жизнь. Женщина, которая не понимает эти моменты, не станет хорошей женой, она может, из-за нерадивости и невежественности ухудшить черты его характера. Сама же будет более злонравной, чем он. Праведная, мусульманская женщина не будет так поступать. Наоборот, она будет способствовать тому, чтобы муж был благонравным. Ведь она будет показывать образец благоразумия и проницательности во всем, что касается взаимоотношений с другими людьми. Благодаря этому перед ней будут открываться сердца и души. Благоразумная женщина понимает счастливый брак есть не только социальный феномен. Его надо рассматривать и в религиозной ипостаси, как явление, за которое потребуется держать отчет перед Аллахом. Он вознаградит женщину, если преуспела в браке, но Он же накажет, за небрежное отношение к супружеству. Покорность мусульманской женщины своему мужу и почитание его, наиболее рельефно проявляется в том, что она максимально полно внимает законным личным желаниям мужа, связанным с наслаждением супружеской жизнью. Это относится ко всему - общение, в том числе и интимные отношения, визиты, пища, одежда, и другие моменты повседневной жизни. Чем внимательнее она будет в этом плане, тем больше их жизнь будет наполнена благополучием, спокойствием и счастьем, тем ближе эта жизнь будет соответствовать духу ислама и его законоустановлсниям. Сознательная мусульманка не упускает из виду и тот факт, что ее покорность мужу является одним из предпосылок, способствующих ее переселению в рай, как сообщил об этом благородный посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Если женщина совершает предписанные пять молитв, соблюдает пост в течение месяца, проявляет повиновение своему мужу, сдерживает свои страсти, то ей скажут: «Заходи в рай через любые ворота, какие хочешь». Умм Саляма, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Когда женщина, которой муж был доволен, умирает, то она попадает в рай». Благородный посланник показывает нам светлый, желанный образ жены, которая должна быть благочестивой и любящей. Такая жена будет счастлива и в этой жизни, и в будущей. Он говорит, какая женщина попадет в рай: «Часто рожающая, любящая. Когда она разгневалась, или се обидели, или муж гневается, она говорит: «Моя рука в твоей руке. Я не могу уснуть, пока ты не будешь довольным». Поистине, идущая правильным путем мусульманская женщина хорошо знает, что ислам щедро вознаградил ее за послушание мужу тем, что она попадает в рай. Вместе с тем она знает и то, что ислам строго предостерегает каждую женщину, которая уклоняется от повиновения мужу, избегает его и не заботится о нем, о том, что такое отношение к супругу - большой грех, справедливо вызывающее у ангелов возмущение и проклятие. В Сборнике Абу Хурайра говорится об этом: «Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Если муж зовет свою жену в постель, а она отказывает, и он проводит ночь один, гневаясь на нее, то такую жену проклинают ангелы до тех пор, пока муж не проснется». Этика взаимоотношений мужа и жены предусматривает, что она не может без особых причин отказывать мужу в близости. Об этом говорится во многих хадисах. Приведем такой пример: «Аллах проклял тех женщин, которые откладывают на потом. Муж зовет её в постель, а она говорит «Потом», т.е. когда его глаза одержат над ним верх» (т.е. когда он заснет). Ислам с самого начала рассматривал брак как средство, защищающее, оберегающее как мужчину, так и женщину. Поэтому женщина должна удовлетворить желание мужа, не отказывать в близости, не прибегать к несущественным доводам и отговоркам. Исключение может быть лишь при наличии какой-то особой помехи, непреодолимой причины. Вопрос о незапятнанности мужчины, об отдалении его от искушения и соблазна - самое важное дело, которое делает женщина. Ислам хочет, чтобы мужчина и женщина в равной степени жили в атмосфере п
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 268; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.79 (0.012 с.) |