Не распространяет поклеп и клевету



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не распространяет поклеп и клевету



 

Истинная мусульманка не только внешне, на людях, но и внутренне испытывает почтительный страх перед Всевышним.

И она, естественно, делает все, чтобы с ее языка не сорвалось какое-либо слово, означающее хулу, сплетню или клевету, и тем самым разгневать своего Господа, оказаться в рядах сплетниц и клеветниц, в адрес которых сделаны строгие предупреждения Всевышнего:

«Не злословьте друг против друга за глаза. Разве кто-ни­будь из вас захочет есть мясо своего умершего брата. Конечно, вы чувствуете отвращение от этого! Бойтесь Аллаха. Поистине, Аллах жалостлив, милосерден». (49; 12)

Приведенный пример очень и очень показателен. Поэтому, если с ее языка сорвалось слово хулы в адрес кого-либо, она спешит просить прощения у Всевышнего.

Она прислушивается к наставлению благородного проро­ка: «Мусульманин - это тот, кто благополучен. Он придерживает свой язык и удерживает свою руку». Она сердцем чувствует, что поклеп - грех, недопустимый для мусульманки.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Я сказала пророку, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, нелестное о низком росте Сафийи. Он ответил: «Ты сказала слово, если его опустить в море, то море помутнеет».

Мусульманская женщина хорошо помнит о семи тяжких, смертельных грехах, к избежанию которых призывает благород­ный посланник: «Избегайте семи тяжких грехов!» Его спроси­ли: «Какие это грехи?» Он ответил: «Многобожие, т.е. придание Аллаху сотоварищей, чародейство, убийство человека (что за­прещено Аллахом, за исключением тех случаев, когда человек заслужил казнь), растрата имущества сироты, ростовщичество, уклонение от участия в боевых действиях, клевета на доброде­тельных мусульманок».

Проницательная мусульманская женщина, усвоившая на­ставление благородного пророка, очень серьезно относится к этому вопросу и ни в какой форме не участвует в распростране­нии хулы. И не позволит кому-либо из участниц посиделок, ор­ганизованных ею, злословить за глаза на кого-нибудь. Тем са­мым, она следует наставлению посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Тот, кто защищал брата по вере, когда чернят его за глаза, поистине заслужил то­го, чтобы Аллах освободил его от адского огня».

Благочестивая мусульманка всегда удерживает свой язык от участия в сплетнях. Она полностью отдает себе отчет в том, что сплетни создают большую угрозу общественному благопо­лучию, ибо способствуют распространению зла и порока в об­ществе, разрыву уз дружбы и взаимной симпатии между его чле­нами, как на это указал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Худшие из рабов Аллаха - те, кто распространяет сплетни, сеет рознь меж­ду любящими друг друга, действует несправедливо по отноше­нию к невинным, попавшим в трудное положение».

К какому же результату придет женщина-сплетница, кото­рая сеет раздор и вражду между любящими друг друга? Если она будет продолжать сплетничать на людей, то это приведет ее к позору, бесчестью в дольней жизни и к неблагоприятному ис­ходу в потусторонней жизни. Об этом четко сказано в хадисе, который отлучает всякого сплетника от рая: «Сплетник не попа­дет в рай».

Душа верующего начинает тревожиться, наполняется страхом и ужасом от сознания того, какие опасные последствия будут у сплетни. С того момента, как сплетника положили в мо­гилу, на него обрушатся муки и страдания от Аллаха. И так бу­дет с каждым сплетником. Об этом говорится в достоверном ха­дисе, который передали Аш-Шайхани и другие со ссылкой на Ибна Аббаса, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха проходил мимо двух могил и сказал: «Оба они подвергаются му­чениям. Один из них распространял сплетни. Что касается дру­гого, то он не подмывался от мочи после справления нужды». Он велел принести зеленую ветку, затем разделил ее на две части, и вставил их в землю по отдельности, после чего ска­зал: «Быть может, это облегчит пока ветки не высохнут»».

Женщина, воспитанная на ценностях ислама, не допустит, чтобы ее речь была засорена сквернословием и непристойностя­ми, чтобы она обидела кого-либо. Ей хорошо известно, что ис­лам решительно осуждает подобное. Он считает поношение и брань беспутством, которое порочит мусульманина, а грубость и непристойность - предосудительным и недопустимым.

Ибн Масууд, да будет доволен им Аллах, рассказал: «По­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Брань со стороны мусульманина -порок, а постоянство в этом - безверие». Еще два высказывания: «Поистине, Аллах не любит каждого, кто изощряется в проявле­нии грубости», «Всевышний Аллах ненавидит грубого, непри­стойного».

Такие черты характера чужды истинной мусульманке, так же как чужды и склонность к ссоре, сопровождающаяся извер­жением примитивных речевых наборов. Благоразумная мусуль­манка полностью избегает такого морального падения. Для нее всегда есть образец поведения - это высказывания и поступки благородного посланника, да благословит его Аллах и ниспош­лет на него Свою благодать, его славный жизненный путь. Хоро­шо известно, что из его уст никогда не срывалось оскорбитель­ное слово, которое коробило бы чувства человека, наносило ущерб его престижу, задевало его честь и достоинство.

Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллаха, который в течение длительного времени находился при нем, сопровождал его неотлучно, вспоминал: «Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, никогда не прибегал к бра­ни, неприличной речи и проклятиям. Когда ему хотелось упрек­нуть, он говорил: «Что с ним? Его лоб запылился»».

Благородный посланник воздерживался от проклятий да­же в адрес многобожников, которые отворачивались от него, за­пирали свои сердца в ответ на его призыв исповедовать ислам. Несмотря на это, он не причинял им зло, не отзывался о них оскорбительно. Об этом вспоминает славный сподвижник Абу Ху-райра: «К нему обращались: «О посланник Аллаха! Обвини многобожников». Он ответил: «Я побуждаю не проклятием. Ме­ня самого побудили милосердием»».

В искоренении зла, корней ненависти и агрессивности по­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, достиг вершины милосердия и терпимос­ти. Он показал мусульманам, что тот, кто дает волю своему язы­ку, злобствует, сеет сомнения по поводу их имущества, будет не­удачником и банкротом в дольней и потусторонней жизни. Его безрассудная, необдуманная злоба против людей полностью за­черкивает все то хорошее, что он сделал в своей жизни, приво­дит к неудаче во всех его делах. И в день Страшного суда все его грехи будут отчетливо видны, и ничто не защитит его от попада­ния в ад. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, говорит: «Знаете ли вы, кто такой обанкротившийся?» Ему сказали: «Это тот, у которого нет ни одного дирхема и предметов пользования.» На это он отве­тил: «Обанкротившийся в моей общине - это тот, кто предстанет в день воскресения мертвых после того, как совершал молитву, давал очистительную милостыню (закят), соблюдал пост, но вместе с тем ругал и поносил такого-то, клеветал на такого-то, поедал имущество такого-то, проливал кровь такого-то, избил такого-то...».

И конечно же, в жизни праведных мусульманок, которые впитали в себя прекрасные качества из чистого родника ислама, нет места брани и ругани, которые, как правило, приводят к раздорам и вражде.

Истинная мусульманка, воспитанная в духе скромности, осуждения высокомерия, самодовольства и кичливости, не мо­жет себе позволить насмехаться над кем-либо. Высоконравст­венные установки Священного Корана привили ей стремление к скромности и неприязнь к проявлению гордыни и высокомерия. Именно эти освященные исламом нравственные требования ис­ключают какое бы то ни было проявление с ее стороны издевки, высмеивания и презрения по отношению к женщинам:

«О те, которые уверовали! Пусть мужчины не осмеивают других мужчин. Быть может, те лучше этих. И женщины пусть не осмеивают других женщин. Быть может, те лучше этих. Не порочьте друг друга и не давайте друг другу унизительных про­звищ. После уверования в Аллаха неприлично гнусное прозви­ще. Те, которые еще не раскаялись в этом - действующие не­справедливо». (49; 11)

Из чистого источника, каким является наставление благо­родного пророка, она черпает такие качества как скромность, покладистость, отвержение издевки и презрения. Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, рассматривает презрение к мусульманкам как настоящее зло. Муслим приводит такой хадис: «Злой человек - это тот, кто пре­зрительно относится к своему брату».

Природа женщины такова, что она деликатна, любезна, до­бра и кротка. Это во многом связано с ее организмом и консти­туцией. Поэтому женщин и называют «прекрасный пол».

Мусульманская женщина, органически впитавшая в себя наставления ее вероучения - самая добрая и мягкая по характе­ру среди всех других женщин, окружающих ее, кроткая и любез­ная в общении и дружбе. Ведь мягкость, кротость, доброта, тер­пеливость, выдержка - качества, которые милы Аллаху в Его ра­бах. Тот, кто имеет такие качества, быстрее находит путь к ду­шам и сердцам других:

«Добро и зло не равно одно другому. Старайся делать са­мое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с тобой, станет тебе близким, искренним другом. Но этого достигают только те, ко­торые терпеливы. Этого достигают только великие счастлив­цы». (41; 34-35)

У мусульман есть взаимосвязанные между собой, следую­щие друг за другом нормы, основанные на предписаниях Кора­на и сунны. Они прививают любовь и приверженность к снис­хождению, мягкости и доброжелательству, побуждают право­верных к проявлению этих качеств. В предписаниях подчерки­вается, что в обществе должно быть верховенство высоких нравственных качеств, которые должны быть присущими каж­дому мусульманину, живущему в этом обществе, глубоко усво­ившему положения его вероучения об оценочной классифика­ции действий людей с точки зрения как религиозной, так и граж­данской. Добавим к этому, что мусульманин имеет освещающее его путь вероучение. И в этом плане для мусульманской женщи­ны достаточно знать, что мягкость и доброта относятся к тем высоким качествам, которые Всевышний Аллах хочет видеть у Своих рабов во всех их делах: «Поистине, Аллах доброжелате­лен и хочет видеть доброжелательность во всем».

Поистине, это великое качество. И Аллах вознаграждает за него значительно более щедро, чем за какое-либо другое качест­во: «Аллах доброжелателен и любит доброжелательность. Он вознаграждает за нее так, как не вознаграждает за другие каче­ства».

В наставлениях благородного пророка всегда придавалось большое значение доброжелательности и мягкости. Он подчер­кивал мусульманам важность этого качества во взаимоотноше­ниях с людьми, нацеливал на любезное и тактичное обращение, достойное мусульманина - приверженца вероучения Аллаха, Милосердного и Доброго к Своим рабам, если даже сама ситуа­ция не простая, а вызывает гнев и отвращение.

Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Один кочующий араб-бедуин встал и тут же, прямо в мечети помочился. Присутствовавшие возмутились, но пророк, да бла­гословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал им: «Принесите и пролейте на это место ведро воды. Ведь вы присоединились к призыву в результате мягкого, а не сурового обращения к вам»».

Мягкость, доброжелательность, легкость, терпимость и великодушие заставляют души открыться. Этого не добиться при помощи резкости, суровости, упреков и окриков. Поэтому благородный посланник так наставлял: «Сообщайте радостную весть, а не отпугивайте. Облегчайте, а не затрудняйте».

Ведь люди по своей природе не любят невежливость, гру­бость и суровость. Они предпочитают этому при обращении с ними мягкость, тонкость, доброжелательность. Вот почему Все­вышний Аллах, да прославится Он, сказал Своему благородно­му пророку:

«А если бы ты был суров и жесток сердцем, то они, верно, удалились бы от тебя». (3; 159)

Поистине, сказано навечно, ибо это - постоянно действую­щая норма для каждой женщины, призывающей женщин к ис­тинному пути. Ведь она должна искать и найти, как лучше все­го войти в их души, подобрать ключи к их сердцам. И она знает, что это - мягкость, доброта и любезность. Но если со стороны тех, к кому она обратится с призывом, встретит отказ и суро­вость, избегание, то приятное и приветливое слово обязательно найдут дорогу в сердца, оставят большой след в душах собесед­ниц. Именно это советовал Аллах Своему пророку Мусе и его брату Харуну, когда направил их к жестокому и высокомерному тирану - фараону:

«Идите оба к фараону, потому что он крайне буйствует. Го­ворите с ним словом мягким. Быть может, он образумится и убо­ится».(20; 43-44)

Такие качества как мягкость, доброжелательность, кро­тость рассматриваются этим вероучением как воплощение доб­ра в целом. Поэтому это и подчеркнуто в хадисе, который пере­дал Джурайр ибн Абдалла: «Я слышал, как сказал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Кто лишен мягкости, тот лишен и добра»».

Из этого высокого наставления благородного пророка яв­ствует, что добро и благо будут уделом тех людей, у которых мягкость и доброжелательность являются определяющим нача­лом в их жизни, органически присущими им прекрасными чер­тами характера. Вот что вспоминает Аиша, да будет доволен ею Аллах. Посланник, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал ей: «О Аиша, будь кроткой. Ес­ли Аллах пожелает той или иной семье благо, то Он наставит их на кротость».

Среди черт характера, которыми наделен человек, эта чер­та несет в себе высшее благо, предохраняющее его от падения в адский огонь, как сообщил об этом благородный посланник в ха­дисе: «Разве я не сообщал вам о том, кому не достанется участь попасть в адский огонь? От этой участи защищен всякий, кто мягок, кроток и добр».

Наставление благородного пророка возвышает человека и прививает ему эти важные качества - доброжелательность, мяг­кость, кротость. Таковое предусматривается и в отношении жертвенного животного. Все это считается проявлением добро­детели, высшей степенью, достигаемой праведными, благочес­тивыми: «Поистине, Аллах предписал проявление благодетели во всем. При заклании жертвенного животного делайте это наи­лучшим образом - хорошо заточите лезвие, чтобы приносимое в жертву не мучалось».

Такое отношение к приносимому в жертву животному, свидетельствует о мягкости и тонкости души человека, совершающего заклание, о сострадании и жалости ко всему одушевленному.

Благочестивая мусульманская женщина может себе отчет­ливо представить, какие емкие и глубокие наставления дает ис­лам по этому вопросу.

 

Милосердна

 

Истинная мусульманка всегда добра, великодушна или, иначе говоря, милосердна. В ее добром сердце и доброй душе бьют ключом источники сострадания, сочувствия и жалости. Ей хорошо известно, что за милосердие к окружающим ее людям, ей будет вознаграждение - милосердие с небес. Тому, кто не проявляет жалость к людям, не будет жалости от Аллаха. Мило­сти Аллаха лишаются только те, кто находится в рядах злодеев, не имеющих стыда, злобных. Как сказал благородный послан­ник: «Кто не был милосердным к людям, к тому не будет мило­сердным Аллах». «Милости лишается лишь осужденный на му­чение». «Умилосердствуй над тем, кто на земле, и умилосердствует над тобой Тот, кто на небесах».

Милосердие благочестивой мусульманки проявляется не только по отношению к домочадцам и родственникам. Сфера его действия значительно шире. Оно распространяется на всех лю­дей. Ей хорошо известно наставление благородного пророка, ко­торое гласит о том, что умилосердствовать надо над всеми людь­ми и это является одним из условий, требований веры в Аллаха: «Вы не станете уверовавшими, пока не будете милосердными друг к другу». Присутствовавшие сказали ему: «О посланник Аллаха, мы милосердные». Он ответил: «Недостаточно быть милосердным к своему товарищу. Надо быть милосердным ко всем людям вообще».

Ислам щедро открыл все источники всеобщей милосердности, относящейся ко всем, и направил их струи в сердца мусульман и мусульманок, сделал сострадание их отличитель­ной чертой, ставя перед собой цель - создать гармоничное ис­ламское общество взаимной милосердности, присущей всем - мужчинам и женщинам, богатым и бедным, общество, в котором вес стороны жизни обволакивает милосердие, которое от края до края охвачено братством, воздух которого целиком наполнен духом сочувствия и симпатии друг к другу.

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, всегда показывал яркий пример искреннего, глубокого милосердия. Ссылаясь на Анаса, да будет доволен им Аллах, имам Муслим рассказал: «Пророк, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Когда я начинаю молитву, хочу сделать ее долгой по времени. Но вот слышу плач ребенка и сокращаю время молит­вы, ибо знаю, как сильно волнуется его мать из-за того, что ее ребенок плачет».

Благородный посланник поцеловал Хасана, сына Али, да будет доволен им Аллах, когда у него находился Аль-Акрау ибн Хабис ат-Тамими. Аль-Акрау и говорит: «У меня десять детей. И я никого из них никогда не целовал». Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, посмотрел на него и сказал: «Кто не милосерден, к тому то­же не будут милосердны».

Омар, да будет ему благоволение Аллаха, хотел назначить одного человека главой мусульман. Но вдруг он услышал, как этот человек говорит подобно аль-Акрау ибн Хабис, т.е. что он не имеет обыкновения целовать своих детей. И Омар изменил свое решение - не стал его назначать, рассуждая так: «Если ты немилостив к своим детям, то как будешь милостив к чужим лю­дям? Клянусь Аллахом, не буду тебя назначать, ни в коем слу­чае». Затем порвал соответствующую бумагу о назначении, ко­торую приготовил заранее.

Благородный посланник значительно расширил сферу проявления сострадания, милостивости мусульманами и му­сульманками. Он не ограничивался только людьми, а считал, что надо испытывать сострадание и по отношению к животным. Это видно из многих достоверных хадисов. Один из них рассказал ащ-Шайхани, ссылаясь на Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, сказал: «Шел человек по доро­ге и изнывал от жажды. Вскоре он увидел колодец, остановился, набрал воды и напился. Тут же оказалась собака, которая ела ко­мья сырой земли потому, что испытывала сильную жажду. Чело­век подумал: «Эта собака в таком же состоянии жажды, в каком был и я». Он снова спустился в колодец, наполнил водой свой ботинок, держа его ртом, поднялся и напоил собаку. Аллах воз­дал ему за это, простил ему за прегрешения. Люди спросили благородного посланника: «Что за такое отношение ко всякому четвероногому животному тоже бывает награда?» Он ответил: «За всякое проявление милосердия - награда».

В проявлении сострадания и милосердия благородный по­сланник достиг, поистине, очень высокого уровня. Однажды он вошел в дом, к нему подлетела птица и замахала крыльями, словно хотела спастись от человека, который взял у нее яйцо, и словно жаловалась на него за такую несправедливость. Он спро­сил: «Кто из вас заставил ее так скорбеть?» Хозяин сознался. Тогда пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Прояви к ней сострадание».

Подобным наставлением благородный посланник хотел заложить в души мусульман и мусульманок чувство глубокой и всеохватывающей милосердности. Он хотел добиться такого по­ложения, когда у каждого, кто произнес две шахады (свидетельствования), сострадание, милосердие органически стали посто­янной чертой характера, второй натурой, чтобы это проявлялось и в отношении к животным. Если сердце человека чувствует жа­лость даже к животному, то он не сможет быть жестоким к чело­веку.

Благородный посланник, да будет над ним благословение, во многих своих наставлениях побуждал к милосердию и сост­раданию, все время разъяснял их большое значение в жизни че­ловека, подчеркивая, что они являются ключом к получению ра­бами Аллаха Его милости и благоволения. Милостивые получа­ют от Него прощение, отпущение грехов, вознаграждение, если даже за ними водились грехи и случаи ослушания.

В сборнике Муслима «Достоверный», со ссылкой на Абу Хурайра, приводится такой хадис: «Посланник Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Пока собака кружила вокруг колодца, жажда замучила ее до такой степени, что она была близка к смерти. Одна распут­ница из племени Бану Исраиль увидела собаку, сняла с ноги сандалию, заполнила ее водой и дала собаке напиться. За это она была прощена»».

Как же велико значение милосердия! Как прекрасен чело­век, когда ему присуще это высокое качество! Вдумайтесь в это! Ведь Господь, Всемогущ Он и Вссславсн, взял Себе эти качест­ва Своим эпитетом - Милостивый и Милосердный.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.192.66.171 (0.01 с.)