ТОП 10:

Хранит преданность Аллаху Единому



 

Среди характерных черт личности мусульманки, которой она по праву гордится, является такая черта как преданность Аллаху, только Ему, и никому в такой степени, даже своему му­жу или своему отцу, т.е. самым близким для нее. Высшее прояв­ление этого мы видим в поступке духовной матери мусульман Умм Хабиба, да ниспошлет Аллах ей Свое благоволение. Речь идет о Рамле дочери Абу Суфйана, лидера мекканской верхуш­ки, предводителя многобожников в боевых действиях. Она была женой двоюродного брата (по отцовской линии) посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, ко­торого звали Убейдулла ибн Джахш аль-Асади. Он был братом госпожи Зайнаб, духовной матери прароверных. Ее муж Убайдулла принял ислам, и Рамля вместе с ним сделала то же самое. А отец ее Абу Суфйан по-прежнему оставался неверую­щим. Она вместе с мужем переселилась в Эфиопию, когда было принято такое решение из-за гонений, которым подвергались мусульмане со стороны курайшитов. Ибо попавших в беду му­сульман нужно было во что бы то ни стало спасти. Рамля с му­жем была в числе первых групп мусульман, сделавших переселение. В Мекке остался ее отец. Конечно же, он был раз­гневан тем, что дочь приняла ислам и он ничего не смог с ней сделать.

Однако жизнь этой мусульманской женщины, участницы хиджры, терпеливой и стойкой в вере, оказалось не безоблач­ной. Она перенесла тяжкий удар. Муж Убайдулла отступил от ислама, принял христианство, которое исповедываш эфиопы. Более того, он пытался и ее склонить к вероотступничеству. Но Рамля решительно отвергла это, твердо следовала своей рели­гии, терпеливо переносила выпавшее на ее долю бсмьшое горе. У нее родилась дочь, которую назвала Хабибой, а сана стала на­зываться Умм Хабиба. Она стала сторониться людей Ее чуть не погубили скорбь и тоска, вызванные превратносши судьбы. Она вместе с маленькой дочерью находилась вдали от родины, из которой переселилась по религиозным соображениям. Она одна - без мужа, без отца. Отец ее маленькой дочери - христиа­нин. А дед - многобожник, враг ислама, объявивший жестокую войну против пророка, которого она считает правдивым, истин­ным и искренним, и против религии, в которую онауверовала. От этих трудностей, горестей и печалей - ее спас не кто-нибудь, а сам благородный посланник, который всегда внима­тельно следил за переселившимися из Мекки верующими, забо­тился о них, интересовался их делами и условиями жизни. Он сообщил негусу (правителю Эфиопии), что хочет жениться на Умм Хабибе, дочери Абу Суфйана, одной из женщин, вселив­шихся в его страну. И стала Умм Хабиба бинт Абу Суфйан духовной матерью мусульман!

 

Следует одобряемому и избегает осуждаемого

 

Истинная мусульманка строго соблюдает обязанность пра­воверной - следовать добру и избегать зла. Этот принцип гласит: «Повеление одобряемого и запрещение осуждаемого». Следуя ему, мусульманка должна побуждать к одобряемому и удержать от порицаемого. Она осознает истинность и правильность пути, указываемого ее вероучением, и всегда произносит сказанное Всевышним:

«Верующие мужчины и женщины - друзья друг другу. Они внушают друг другу одобряемое и удерживают друг друга от по­рицаемого, совершают молитву, дают очистительную милосты­ню, повинуются Аллаху и Его посланнику. К ним Аллах будет милостив. Поистине, Аллах силен». (9; 71)

Это было ниспосла­но пятнадцать веков тому назад! И сегодня мусульманская жен­щина является носительницей общественной мысли самого вы­сокого уровня, живет в условиях общественного обустройства самого высокого образца, которое знала женщина на протяже­нии истории.

Ислам установил и закрепил в полной мере статус и досто­инство женщины как личности, ее правоспособность и самосто­ятельность, уровняв ее с мужчиной в правах во всем, что каса­ется владения собственностью, продажи и купли, вступления в брак. Этого не было ни у какой другой общины. Там женщина принадлежала, как вещь, мужчине, находилась под его опекой и под его началом.

Сказанное Всевышним «Верующие мужчины и женщины - друзья друг другу...» означает, что женщина поднята до уров­ня взаимной дружбы, взаимного покровительства и взаимного доверия с мужчиной, совместного равноправного участия в по­буждении сделать одобряемое и удерживании от порицаемого, одинаковой ответственности, в порученном им обоим обустрой­стве земли и в поклонении на ней Всевышнему.

Таким образом, ислам спас женщину от абсолютной зави­симости от мужчин. Поднял женщину до нормального уровня человеческого достоинства, до того уровня, который был типич­ным для мужчины.

Обязав женщину действовать так, чтобы она побуждала к одобряемому и удерживала от порицаемого, ислам возвел ее на пьедестал высокого общественного положения: впервые в исто­рии женщина стала распорядительницей и повелительницей, что было неведомо в немусульманских странах.

Ислам объявил, что мужчина и женщина в одинаковой сте­пени достойны проявлять поклонение перед Аллахом и заслу­живать Его милость и благоволение. Об этом говорится много раз в Книге Аллаха и сунне Его посланника, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.

Благодаря многогранности личности мусульманки наша история богата примерами женщин, поистине возвышенных в своих высказываниях, делах, занимаемых ими позициях, сме­лых, открыто говорящих правду. Они осознают свою ответст­венность перед Аллахом, за то, чтобы говорить о правде громко, во всеуслышание, чтобы Аллах ни в чем их не упрекнул.

Можно привести еще один пример, показывающий силь­ные черты личности мусульманской женщины, ее зрелость, сво­боду в высказывании критики, выражении своего мнения. Жен­щина слушала повелителя верующих Омара ибн аль-Хаттаба, да ниспошлет Аллах на него Свое благоволение. Он говорил о не­допущении чрезмерности махра (подарок невесте) и призывал ограничить определенной суммой. Эта женщина громко возра­зила: «Это не твое дело, о Омар!» Халиф спросил: «Почему?» Она ответила: «А потому, что Всевышний сказал:

«Если вы захотите заменить одну супругу другой и первой из них дали несметное имущество, то не берите его обратно. Не­ужели возьмете его к своему посрамлению, делая очевидное беззаконие?» (4; 20).

И Омар, да ниспошлет Аллах на него Свое благоволение, сказал: «Она права».

Повелитель мусульман Омар ибн аль-Хаттаб выслушал эту женщину? Он признал, что она права, а он не прав. Можем смело сказать, она зафиксировала первый прецедент в истории -критику главы государства. Заметьте при том, какого главу и ка­кого государства! Ведь речь идет о праведном халифе правовер­ных. Это был один из самых крупных правителей своего времени, человек сильный, весьма важный и почитаемый, сокрушив­ший персов и византийцев. Эта женщина не осмелилась бы воз­ражать и критиковать, если бы не имела такой уровень сознания и познаний в вопросах вероучения, которое гарантировало ей право на высказывание своего мнения, на побуждение к одобря­емому и удержание от порицаемого.

 

Постоянно читает Коран

 

Для того, чтобы достичь такого высокого уровня правед­ности и зрелости, необходимо постоянно впитывать в себя муд­рое руководство Книги Аллаха. Она возвращается к этим муд­рым страницам, испытывая в этом органическую потребность. Она воспринимает ясные, красноречивые айаты, читая их вни­мательно, обдумывая, пропуская содержимое через свой разум. Она всем сердцем воспринимает чистоту его.

Мусульманка хорошо знает, как высоко ценит Аллах тех, кто читает Коран, как это показал посланник Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, во многих своих хадисах. Поэтому она читает его всякий раз, ког­да представится удобный случай.

Благородный посланник, да благословит его Аллах и нис­пошлет на него Свою благодать, сказал: «Правоверный, читаю­щий Коран, подобен тому фрукту, у которого и запах, и вкус при­ятны. Верующий, не читающий Коран, подобен финику - вкус приятный, а запаха нет. Лицемер, читающий Коран, подобен ба­зилику - запах приятный, а вкус горький. Лицемер, не читаю­щий Коран, подобен колоквинту - запаха никакого и вкус горь­кий».

Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на не­го Свою благодать, говорит: «Читайте Коран. Он станет для чи­тающих его ходатаем и заступником в день воскрешения».

Он сказал также: «Тому кто правильно читает Коран - тот - с ангелами-писцами, милостивыми и праведными, восседающими на плечах и записывающими деяния людские, а тот, кто читает Коран преодолевая трудности (по неграмотности), тому двойная награда (за старание)».

Зная эти высказывания, разве сможет благочестивая му­сульманка не приступить к чтению Корана незамедлительно, как бы она не была занята и как бы не была велика ноша забот о детях, о муже и о доме?

Разве не поспешит читать его и почувствовать себя в его божественной, благоуханной атмосфере, разве сможет лишить себя того благоденствия и огромного вознаграждения, которые подготовил Аллах для читательниц Корана?

Такой предстанет мусульманская женщина в том, что каса­ется ее отношения к своему Господу. Она глубоко и искренне уверовала в Аллаха, в предопределение, искренне поклоняется и проявляет абсолютное повиновение Его повелениям, избегает запрещенного Им, сознательно делает на практике то, что требу­ется для служения Аллаху, неустанно работает над тем, что спо­собствует торжеству Его вероучения.

Чувство гордости за то, что она мусульманка, проистекает из глубокой и чистой веры в Аллаха, верного восприятия слов Всевышнего:

«Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне». (51;56)

 

Мусульманка наедине с собой

 

Ислам побуждает мусульман быть заметными среди лю­дей - своим внешним видом и осанкой и делами, чтобы быть хорошим примером для других. В хадисе славного сподвижника Ибна аль-Ханзалиййа говорится, что пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал своим спо­движникам, направлявшимся в поездку: «Вы направляетесь к братьям по вере. Проверьте, чтобы седла были исправны, одень­тесь нарядно, чтобы людям было приятно вас принимать. Поис­тине, Аллах не любит неряшливость».

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, относил плохой внешний вид, пренебрежительное отношение к нему, неряшливость в одежде или обстановке в жилище к непристойности и распущенности. Ислам порицает это.

И если ислам побуждал мусульман к тому, чтобы они бы­ли как родимое пятно у человека, то это тем более актуально для мусульманской женщины. По своему внешнему виду - осанке, походке и т.д. - ей надо отличаться в лучшую сторону. Ведь это отражается на ее жизни, жизни мужа и детей.

Поэтому, несмотря на свою занятость домашними делами и воспитанием детей, она не позволяет себе небрежно относить­ся к своему внешнему виду. Напротив, всегда стремится к тому, чтобы хорошо выглядеть, не допуская при этом излишеств. Ее забота о своем внешнем виде свидетельствует о правильном взгляде на жизнь, хорошем вкусе, правильном представлении личностных качеств женщины, в которой гармонично сочетают­ся внутренний и внешний аспекты. Она осознает, что приятный внешний вид, опрятность и ухоженность тесно связаны с глубо­ким внутренним содержанием и благородной сущностью. Имен­но из их тесной взаимосвязанности складывается личность со­знательной мусульманки.

Умная, осмотрительная мусульманка стремится к гармо­ничному сочетанию формы и содержания. Она осознает, что тело, ум и душа - составляющие, и каждому из них уделяет должное внимание, избегая при этом чрезмерности одного в ущерб другому. В достижении этой гармонии она руководству­ется исламом.

 

Внимание к своему телу

Умеренность в питании

Женщина всячески стремится быть красивой. А для этого надо правильно питаться. Она использует лишь то, что обеспе­чивает прочность организма, сохраняет здоровье, активность, силу, соразмерность фигуры. Она руководствуется тем, что ска­зал Всевышний:

«...ешьте и пейте, но не будьте неумеренны, потому что Он не любит неумеренных» (7; 31)

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, подчеркивал необходимость проявлять умеренность в питании: «Человек не заполнял сосуда более худшего, чем свой желудок, но поскольку это неизбежно, то треть его - для еды, треть -для питья, а треть - для дыхания».

Омар, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, сказал: «Не допускайте чрезмерности в еде и питье. Она вредна для те­ла, вызывает болезнь и мешает совершению молитвы. Поисти­не, человек не погибнет, пока не предпочтет свой аппетит своей религии».

И конечно же, нет никакого сомнения в том, что мусуль­манка далека от всевозможных возбуждающих средств, не гово­ря уже о наркотиках, употребление которых - тяжкий грех и ко­торые запрещены исламом.

Мусульманке чуждо понятие «убить время». Она рано ло­жится спать и рано встает, чтобы в обычном ритме осуществ­лять свою повседневную деятельность, выполнять свои обязан­ности энергично, непринужденно, испытывая радость и удовольствие. Важно отметить, что длительное пустое, без пользы времяпровождение гасит факел активности. Избегая этого, му­сульманка всегда активна, энергична, целеустремленная и доби­вается выполнения того, что наметила. Домашние дела ей не в тягость, потому что она придерживается здорового образа жиз­ни, который всегда придает ей энергию и жизненную силу.

Она также знает, что для Аллаха физически здоровый и крепкий верующий более люб, чем немощный, как было сказа­но в приведенном выше наставлении посланника, да благосло­вит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Учитывая это, мусульманка всегда стремится укреплять свой организм, что достигается ведением здорового образа жизни, соблюдени­ем разумного распорядка дня.

 

Занимается физкультурой

 

Благоразумная мусульманка никогда не упускает из виду, что ислам всегда считал очень важным поддерживать постоянно свою физическую форму на должном уровне. Для достижения этого она не ограничивается лишь соблюдением правильного распорядка дня и ведением здорового образа жизни, о чем гово­рилось выше. Она считает важным также заниматься физкульту­рой, давая себе нагрузку, учитывающую ее физические возмож­ности. Делает это она в четко установленное время, систематич­но и постоянно. Такие физические упражнения укрепляют тело, придают ему еще большую грациозность, гибкость, красоту и изящество, укрепляет здоровье и иммунитет. Все это способст­вует повышению ее способности лучше выполнять свои обязан­ности, осуществлять свою высокую миссию. Это актуально для всех представительниц прекрасного пола - кем бы они не были - жена или мать, подрастающая девочка или женщина средних лет, имеющая за плечами немало прожитых лет.

Сознательная мусульманка держит в чистоте свое тело и одежду, принимает ванну через небольшие промежутки време­ни. Следует наставлению пророка, да благословит его Ал­лах и ниспошлет на него Свою благодать, который всегда побуждал верующих мыться, надушиться благовониями, особенно в пятницу: «Прежде чем мужчинам и женщинам придти в мечеть, пусть они помоются».

Он особо стал подчеркивать необходимость чистоты по­сле того, как некоторые стали утверждать, что мыться нужно лишь перед пятничной молитвой.

Чистота - одно из самых необходимых качеств, особенно для женщины. Чистота - наиболее убедительное свидетельство благоразумия женщины.

Благородный посланник осуждал, если человек появился на людях в грязной одежде, если он в состоянии был ее высти­рать и почистить. Он давал мусульманину понять, что одежда должна быть чистой и опрятной, чтобы он был приятен окружающим.

Такое наставление высказывалось в адрес мужчины, тем более это относится к женщине, ибо она - источник радости и красоты в доме. Нет сомнения в том, что стремление к чистоте повсюду, благоприятно отразиться на ее муже, детях и доме. Это высокое нравоучение, подчеркивающее значение чистоты, прозвучало пятнадцать веков тому назад, в то время, когда мир еще не знал, что такое принять ванну.

В своей книге «От неволи до положения» Самиха Аай Уайради пишет: «Нам нет необходимости возвращаться ко вре­менам крестовых походов, чтобы узнать, на каком уровне циви­лизованности была Европа в те дни. Достаточно будет вернуть­ся на несколько сот лет назад, ко временам Османского государ­ства, и сравнить уровень его цивилизации с уровнем таковой у европейцев.

В 1624 г. принц Брандебо направил принцам и знатным вельможам пригласительные билеты на пир, который он устраи­вал. Так вот, в этом приглашении он писал: «Просьба к гостям - не запускать руки в тарелки до локтей, не швырять остатки еды за спину, не облизывать пальцы, не плевать в тарелки, не выти­рать нос краями скатерти».

Далее автор пишет: «Такой текст со всей очевидностью показывает, какой был у европейцев уровень культуры, знаний о нормах воспитанности и приличий. В то же самое время в дру­гом уголке Европы состояние дел немного отличалось от этого. Во дворце короля Англии Якова 1 прямо таки отвратительные запахи исходили от самого короля, а также от королевы и прин­цесс. Эти запахи сводили на нет впечатление от того благополу­чия, процветания и роскоши, которые были призваны показать наряды. Так обстояло дело в Европе. А в это время в Стамбуле во дворце халифата было совсем иначе. Как известно, европей­ские послы, аккредитованные в Османском государстве, должны были, прежде чем попасть к султану, принять ванну. Около 1730 г., когда при султане Ахмаде Ш Османское государство уже за­метно ослабло в военном и политическом отношении, супруга английского посла леди Монтегю написала много писем, кото­рые были впоследствии опубликованы. Из этих писем мы узна­ем, как чисто было у мусульман, какой высокий уровень благо­воспитанности, учтивости и благонравия был у них. В своих воспоминаниях она приводит и такой эпизод: Османская прин­цесса Хафиза подарила ей салфетку, вышитую вручную. Прин­цесса была в высшей степени удивлена тем, что супруга посла боялась вытереть этой салфеткой свой рот. Европейцев изумля­ло то, что мусульмане моют руки перед тем, как сесть за стол, а также после приема пищи. Достаточно прочитать то, что напи­сала известная английская медицинская сестра Флоранс Найтингаль об английских больницах середины XIX века. Она вспо­минала, что эти больницы были местом скопления мусора и не­чистот. Помещения в больницах были битком набиты сотнями больных, которые были лишены элементарных удобств и вы­нуждены отправлять естественные нужды прямо на кровати».

Вот какое различие было между божественной цивилиза­цией ислама и уровнем развития других представителей рода человеческого.

 

Соблюдает личную гигиену

 

Мусульманка всегда следит за состоянием полости рта. Она чистит свои зубы каждый раз после приема пищи. Регуляр­но (не реже раза в год) бывает у дантиста, если даже ее ничего не тревожит. Поэтому ее зубы здоровы и белые. При необходи­мости она консультируется также и с отоларингологом. Надо следить, чтобы верхние дыхательные пути также были здоровы.

Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, всегда тща­тельно следила за состоянием своих зубов, чистила их специаль­ной зубочисткой (мисвак). Об этом говорится в хадисах, собран­ных аль-Бухари и Муслимом со ссылкой на некоторых сподвиж­ников, да будет доволен ими Аллах.

Госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала, что когда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, просыпался ото сна как но­чью, так и днем, пред тем как обмыться, чистил зубы.

Благородный посланник придавал очень большое значе­ние соблюдению чистоты полости рта. Он сказал: «Если бы это не было в тягость моей общине я повелел бы чистить зубы спе­циальной палочкой перед каждой молитвой».

Однажды госпожу Аишу спросили, что прежде всего дела­ет благородный посланник, возвратясь домой. Она сказала: «Бе­рется за зубочистку».

Вызывает удивление тот факт, что в наши дни некоторые мусульманки совершенно пренебрегают этими вопросами гиги­ены. Они не думают о том, что соблюдение гигиены является обязанностью женщины, не говоря уже о том, что соблюдение чистоты как нравственной, так и физической является одним из важнейших требований, предъявляемых исламом.

Соблюдение гигиены - личностное качество каждой му­сульманки - натуры деликатной, пользующейся уважением, вдохновляющей своей обходительностью, привлекательностью и женской красотой.

Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на не­го Свою благодать, побуждал к соблюдению чистоты, подчерки­вал недопустимость того, чтобы от человека исходили неприят­ные запахи. Он сказал: «Тот, кто поел лук или чеснок, пусть не приближается к мечети. Поистине, ангелы тоже испытывают не­приятность от того, что доставляет неприятность человеку».

Среди наставлений великого посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, есть и об уходе за волосами, об их укреплении и облагораживании. Об этом го­ворится, например, в хадисе, переданном Абу Даудом, который ссылается на Абу Хурайра, да будет доволен им Аллах: «По­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Кто имеет волосы, пусть их обла­гораживает».

Облагораживание волос означает, что они должны быть чистыми, надушенными и красиво уложенными. В хадисе, по­мещенном в сборнике имама Малика «Аль-Мувата» со ссылкой на Агаа ибн Иасар сказано, что посланник Аллаха, да благосло­вит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, находился в мечети. Туда зашел человек, у которого волосы на голове и борода были, взъерошены и имели ужасный вид. По­сланник указал на него рукой, словно повелел ему волосы на го­лове и бороду привести в порядок. Тот ушел, исполнил это по­веление и вернулся. Пророк, да благословит его Аллах и ниспо­шлет на него Свою благодать, сказал: «Не лучше ли так, чем ког­да кто-нибудь из вас приходит с взъерошенными волосами на го­лове, словно сатана».

Для нас совершенно ясно, что если благородный послан­ник прибегнул к такому сравнению, то это свидетельствует о том, какое большое внимание уделяет ислам внешнему облику, и как осуждает непристойный внешний вид.

Это указание его, да будет над ним благословение, очень важно для мужчин. И тем более оно важно для женщин. Ведь они - воплощение красоты. Для женщины не секрет, что краси­вые волосы - одно из главных составляющих её красоты. А если к тому же эти волосы хорошо ухожены - они будут самой сильной стороной ее привлекательности.

Мусульманка всегда придает большое значение своему внешнему виду, стремится выглядеть элегантной и изящной, не

выставляя при этом вызывающе свою красоту напоказ, не допу­ская чрезмерности, т.е. не переходя разумные границы. Все, кто видит ее такой, проникается чувством симпатии к ней. Перед людьми, которым разрешено ее видеть без покрова, она никогда не предстанет в неряшливом виде. Прежде чем появится на лю­дях, она тщательно осмотрится и приведет себя в порядок, сле­дуя установлению своего вероучения.

Истолковывая сказанное Всевышним:

«Скажи: «Кто запрещал нарядную одежду, которую Аллах доставляет рабам Своим, и благие снеди из того, чем питают­ся?» (7; 32)

аль-Куртуби сказал: «Макхуль, ссылаясь на Аишу, да будет доволен ею Аллах, рассказал: «Аиша рассказала что не­сколько сподвижников ожидали посланника Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, у входа в дом. Он вышел и подошел к небольшому кожанному ве­дру, наполненному водой и стал смотреть на воду и поправлять и приглаживать бороду и волосы. Я обратилась к нему: «О по­сланник Аллаха. Ты это делаешь?» Он ответил: «Да. Когда чело­век выходит к своим братьям по вере, он должен привести в по­рядок свою внешность. Поистине, Аллах прекрасен и любит красоту».

Мусульманин придерживается всех этих требований во всех своих делах в полном соответствии с концепцией ислама о проявлении умеренности. Эта концепция предусматривает недо­пущение неумеренности и излишества, как это представлено в высказывании Всевышнего:

«И те, которые когда расходуют, не расточительны и не скупы, а соблюдают верную середину...» (25; 67)

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, будучи образцом скромности, всегда одевался красиво, добротно, приучая к этому своих домо­чадцев и сподвижников. В опрятности и нарядности он видел проявление благодеяния и милости Аллаха по отношению к не­му: «Аллах любит, когда видны на Его рабе следы Его милости».

Ибн Асад, ссылаясь на Джундуба ибн Макиса, да будет до­волен им Аллах, рассказал: «Перед приходом делегации послан­ник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать, надевал свою лучшую одежду и велел своим сподвижникам делать так же. Я видел посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, в день прибытия делегации племени Кинда. На нем была йеменская хульля (одежда, состоящая из двух кус­ков). Так же были одеты Абу Бакр и Омар, да будет дово­лен Аллах ими обоими.

Ибн Мубарак, Табарани, Аль-Хаким, Аль-Байхаки и дру­гие извлекли, ссылаясь на Омара, да будет доволен им Аллах: «Я видел посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, когда он попросил новую одежду и стал надевать ее, сказал: «Хвала Аллаху, который по­крыл меня одеждой. Ею я укрыл свои срамные места и украсил свою жизнь».

До тех пор, пока стремление выглядеть красиво не перехо­дит в излишество, оно является вполне разумным стремлением, которое разрешал и к которому побуждал своих рабов Аллах:

«О сыны Адама! Одевайтесь в лучшую одежду перед вхождением в каждую мечеть. Ешьте и пейте, не будьте неуме­ренными, потому что Он не любит неумеренных. Скажи: «Кто запрещал нарядную одежду, какую Аллах доставляет рабам Своим, и благие снеди из того, чем питаются?» Скажи: «Они преимущественно предоставляются верующим в продолжение здешней жизни до воскрешения». Так ясно Мы излагаем эти знамения для людей, желающих знать».(7; 31-32)

Имам Муслим, ссылаясь на Ибн Сауда, да будет доволен им Аллах, приводит такой хадис: «Посланник Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Не войдет в рай тот, у кого в сердце высокомерия хоть на вес пылинки». Один человек спросил: «А если человек хочет, чтобы одежда и обувь были хорошие? Другими словами, будет ли это высокомерие?» Пророк, да благословит его Аллах и нис­пошлет на него Свою благодать, ответил: «Поистине, Аллах есть красота и любит красоту. А высокомерие - это когда человек превозносит себя над истиной и не признает ее, а также прояв­ляет презрение и пренебрежение к людям».

Это хорошо понимали сподвижники и те, кто следовал за ними, совершенствуя свою веру. Имам Абу Ханифа, да будет до­волен им Аллах, всегда имел приятный внешний вид, был чисто и опрятно одет. От него всегда исходил приятный запах. И тем не менее всегда стремился к тому, чтобы одежда была еще оп­рятнее и наряднее. В таком стремлении он достиг уровня, когда стал побуждать к этому и других. Однажды, будучи в обществе, он увидел, что один из присутствующих в очень поношенной одежде. Он уединился с ним и предложил ему тысячу дирхемов, чтобы тот смог улучшить свой внешний вид. Тот сказал: «Я в благополучии и не нуждаюсь в деньгах». Тогда Абу Ханифа уп­рекнул его: «Разве ты не слышал хадис: «Поистине, Аллах лю­бит чтобы на Его рабе был виден след Его милости». Тебе необ­ходимо изменить свой внешний вид, чтобы твой друг не огор­чался за тебя».

Совершенно очевидно, что те мужчины и женщины, кото­рые призывают других к совершению молитвы или к исповеда­нию ислама, должны иметь образцовый внешний вид. Это помо­жет им проникнуть в глубины сердец и до всех потайных мест души.

Более того, они, как никто другой, должны быть такими. Глашатаи Аллаха должны заботится о своей внешности, чисто­те тела и одежды, ногтей и волос, откликнувшись на зов того, что мы называем фитра, т.е. здоровое врожденное свойство. О ней сообщил благородный посланник, говоря: «фитра предусма­тривает пять обязанностей: обрезание, удаление волос на лобке, сбривание волос из подмышек, подрезание ногтей и подстрига­ние усов». Ислам привил любовь к особой заботе о поддержа­нии красоты.

Однако все то, что говорилось выше о необходимости за­ботиться о своем внешнем виде, не означает, что праведная му­сульманка может на этом пути допускать чрезмерность, т.е. стремиться выставлять на показ свою красоту и наряды перед посторонними, к которым не относятся, как известно, муж и родственники степени махрам. Она не имеет склонность к чрезмерности, не преступает пределы разумной умеренности, установленные исламом. Сознательная мусульманка всегда по­мнит о необходимости этой разумной умеренности, уравнове­шенности во всем, не допускает, чтобы та или иная сторона ее поведения превалировала в ущерб другой стороне.

Очень важно, чтобы забота о внешности не поработила бы женщину, не стала самоцелью, главной заботой её жизни, засло­нив собой все остальное заботы и интересы, как об этом сказа­но в благородном хадисе: «Несчастлив тот, кто стал рабом дина­ра или одежды из шелковой ткани».

Среди наших женщин сегодня есть много таких, которые полностью попали под воздействие домов мод. Они в плену у этих законодателей мод и тех, кто реализует их продукцию на мировом рынке. Такая пленница одевает очень дорогое платье не более одного раза. Подобного рода женщины попали в рабст­во, о котором предупреждал благородный посланник. Они ока­зались в затруднительном положении, попав в рабскую зависи­мость от хвастливо роскошной одежды и сопутствующих ей ук­рашений и мишуры. Эта увлеченность, более того - зависимость достигла такой степени, что, преступив рамки разумной умерен­ности, - отвели женщину от той цели, ради которой она сотворена в этой жизни.

Да, в этот век, ставший временем, когда кичатся и хваста­ют многочисленными и роскошными нарядами, женщина позна­ла еще одну беду. Речь идет о том, как дорого обходятся теперь свадьбы. Свадьба становится подобной вечеру демонстрации мод с его возрастающим соперничеством в красоте нарядов. Здесь и не пахнет благоразумием. Этот феномен наиболее отчет­ливо стал проявляться в том, что в течение свадьбы невеста неоднократно(!) переодевается. Ну чем не показ мод, как это дела­ют манекенщицы в странах Запада! И неужели никому из этих женщин не приходит в голову, что среди присутствующих есть такие, которым не по карману такие платья. Ее душа наполняет­ся болью и печалью. В ее душе могут зашевелиться ревность, за­висть и даже ненависть по отношению к невесте и ее семье, а также к тем, кто обладает богатством. Подобное не имело бы ме­ста, если бы невеста придерживалась умеренности, ограничи­лась одним, самое большое - двумя платьями за свадебный ве­чер. Не говоря уже о том, что нескромность в корне противоре­чит духу ислама, выбирающего «золотую середину», запрещаю­щий чрезмерность, хвастовство и стремление перещеголять.

 

Интеллектуальное развитие

 

Благоразумная мусульманская женщина отдает себе отчет в том, что наряду с заботой о своем теле она должна постоянно заботиться и о своем интеллектуальном развитии. Забота о раз­витии интеллекта не менее важна, чем забота о состоянии орга­низма. В старину поэт Зухайр ибн Абу Сальми сказал:

Язык юноши - половина.

Другая половина его - сердце.

Ничего другого нет, кроме

мяса и крови.

Слово «язык» здесь означает «ум», «мышление». Подчер­кивается важность его развития ума- обогащение различными полезными знаниями, совершенствование интеллекта.

Мусульманка призвана стремиться к овладению знаниями, которые принесут ей большую пользу как в культовой практике, так и в мирской жизни. Ей известны слова Всевышнего:

«Скажи: «Господи! Увеличь мне знание»».(20; 114)

И ска­занное благородным посланником: «Поиск знания предписан каждому мусульманину». Она осознает, что наставление, ска­занное в Коране и сунне, относится в равной мере и к мужчине, и к женщине, что с того момента, когда в исламском обще­стве стали культивировать знание, овладение знаниями стало для нее в равной степени, как для мужчины индиви­дуальной обязанностью.

Мусульманка глубоко осознала тот факт, что с первых же дней существования ислама в этом обществе, посвятившем себя Аллаху и делам благочестия, знания ценились очень высоко. Женщины ансаров сказали благородному посланнику, да будет над ним благословение: «Выдели для нас день, когда мы будем учиться у тебя. Мужчины опередили нас в этом». Он согласился с ними, назначил встречу и приходил и наставлял их новыми знаниями.

Мусульманская женщина устремилась к знаниям, не стес­нялась и не стыдилась задавать вопросы о законах.

Во время первого уникального поколения сподвижников женщина, не колеблясь, обращалась с просьбой прямо к проро­ку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благо­дать, чтобы он разъяснил законоположения, касающиеся ее. Особенно, если засомневалась в правильности точки зрения, вы­сказанной по тому или иному вопросу, или когда не соглашалась с таковой. Она глубоко вникала в суть вопроса, пока не прихо­дила к твердому убеждению. Именно так поступала, любозна­тельная мусульманка. Все это проявилось в поступке жены од­ного из сподвижников Субайа бинт аль-Харис. Она была заму­жем за Саадом ибн Хауля, из племени Бани Амир, который уча­ствовал в боевых действиях в долине Бадр. Он скончался, а Суб­айа осталась беременной и вскоре родила. Однажды она сделала тахару (очищение) и украсила свой внешний вид в ожидании сватающихся. К ней пришел человек из племени Бану Абд ад-Дар Абу-с-Санабиль ибн Бакяак и сказал: «Клянусь Аллахом, те­бе нельзя вступать в брак, пока не пройдет время - четыре меся­ца и десять дней». Субайа вспоминала: «Услышав такое, я при­шла к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и спросила, что он думает об этом. Он принял решение: я освободилась от соответствую­щего обязательства тем, что родила после смерти мужа. После этого сказал, что мне можно выйти замуж за того, кто мне по­нравится». Дотошность, которую проявила Субайа в поиске ис­тины, стала ее заслугой. Она принесла большую пользу для всех мусульман. Опираясь на этот хадис, улемы (богословы и право­веды) во главе с четырьмя имамами использовали прецедент и вывели: «Когда муж умирает, оставляя беременную женщину, а та рожает сразу же после его смерти, до того, как его тело было обмыто, срок идды (период времени, в течение которого женщи­на после смерти мужа или развода не имеет права выходить за­муж) истекает. Значит, ей снова можно выйти замуж».

Ислам предписал женщине в той же мере, как и мужчине, овладевать знаниями. Как сказал посланник Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Приобретение знания - обязанность каждого мусульманина», т.е. для каждого человека (как для мужчины, так и для женщи­ны), который произносит шахаду - свидетельство об исповеда­нии веры.

 

Что женщине необходимо знать и как ей совершенст­вовать эти знания?

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.188.251 (0.022 с.)