Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Не попрекает тех, кому жертвует

Поиск

 

Если благодаря Аллаху щедрой и великодушной мусуль­манке выпала счастливая возможность проявить эти качества на Его пути, то она не скатывается в болото упреков и укоров, что­бы причинить обиду. Она стремится к тому, чтобы пожертвова­ние делалось из самых чистых побуждений и тем самым снис­кать благоволение Аллаха, быть среди тех, кто следует сказанно­му Им:

«Тем, которые жертвуют своим имуществом на пути Алла­ха и свои пожертвования не сопровождают упреками и укорами, будет награда от их Господа: им не будет страха, они не будут в печали». (2; 262)

Для истинной мусульманки не секрет, что ничто так не обесценивает награду за доброхотное деяние как упреки и уко­ры. Она всегда помнит призыв Всевышнего Аллаха к верующим мужчинам и женщинам о том, что упреки и укоры сводят на нет за садаку. Она даже в мыслях не допускает произнести слово, которое бы хоть в какой-либо степени имело оттенок упрека или укора:

«О те, которые уверовали! Не сводите на нет ваши пожерт­вования упреком и укором». (2; 264)

Упрек бедному человеку, которого обстоятельства застави­ли принять пожертвование - унижение его человеческого досто­инства, его чести. Данный Аллахом закон ислама рассматривает такое как запрещенное и наказуемое действие, ибо дающий и принимающий, как считает этот закон - братья. В чем разница между ними? Только в степени благочестия и совершаемых до­брых дел. Человек не должен упрекать себе подобного, причи­нять ему страдания, задевать его честь и достоинство. Поэтому и прозвучало строгое предупреждение в адрес любителям упре­кать. Оно содержится в хадисе, который передал Муслим со ссылкой на Абу Зарра. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, указал, что такие любители упрекать будут в числе тех бесстыдных, с кото­рыми Аллах не пожелает разговаривать в день воскресения. Он даже не посмотрит в их сторону, не будет оправдывать: «Послан­ник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать, сказал: «С тремя Аллах не будет разговари­вать в день воскресения, не посмотрит на них и не будет оправ­дывать их». Абу Зарр спросил: «Кто эти несчастные, о послан­ник Аллаха?» Он ответил: «Тот, кто от самодовольства и кичли­вости носит изар (платье) длиной до пят. Упрекающий, сделан­ным пожертвованием. Лицемерно предлагающий свой товар ложной клятвой».

 

Терпеливая, мягкая, кроткая

 

Идущая по правильному пути мусульманская женщина, впитавшая в себя высокие нравственные качества из обильного источника ислама, ведет себя очень терпеливо, мягко, кротко, укрощает в себе раздражение и вспыльчивость, учит себя уме­нию извинить и простить, старается делать самое доброе, сле­дуя сказанному Всевышним:

«...которые укрощают гнев и прощают людям, Аллах лю­бит творящих благо». (3; 134)

Другое высказывание:

«Добро и зло не равны одно другому. Старайся делать самое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с тобой, будет тебе близким, искренним другом. Но этого достигают те, которые терпеливы. Этого достигают только великие счастливцы». (41; 34-35)

Умение проявить выдержку, хладнокровие, самообладание при состоянии гнева, терпение и кротость, укротить раздраже­ние и вспыльчивость - прекрасные качества, которые любит Ал­лах у Своих рабов. Это было подчеркнуто посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою бла­годать, в хадисе, который передал Ибн Аббас, да будет доволен им Аллах: «Посланник Аллаха сказал Ашаху Абд аль-Кайсу: «Два качества в тебе, которые любит Аллах: долготерпение и об­думанность (действий)»».

Вот почему посланник, да благословит его Аллах и ниспо­шлет на него Свою благодать, выразил свою рекомендацию че­ловеку, который пришел к нему за советом, очень кратко. Чело­век этот несколько раз повторил: «Посоветуй мне». Благород­ный посланник ответил на его просьбу: «Не гневайся». Это крат­кое и емкое словосочетание он часто употреблял, когда надо бы­ло кратко охарактеризовать важную черту характера. Конечно, мусульманка может придти в состояние гнева. Но это ради Ал­лаха, а не ради себя. Она злится, когда видит, как в обществе не­брежно обращаются с ценностями ислама, цинично выступают с нападками на него. В таких случаях она, конечно же, имеет полное право гневаться.

Благородный посланник, да будет над ним благословение, тоже гневался, и это было видно на его благородном лике. Это случалось тогда, когда он видел, как пытаются очернить веро­учение, высказываться о нем в оскорбительной форме, непра­вильно толковать и затем использовать его положения, вольно относиться к заповедям и предписаниям.

Однажды он рассердился на Аишу. Он вошел в ее жилище и увидел там тонкое покрывало, с изображением идолов. На его лице вспыхнула краска, он разорвал покрывало и сказал: «О Аиша! В день воскресения мертвых у Аллаха наибольшему наказа­нию подвергнутся те, кто придавал Аллаху сотоварищей».

Другой пример. Асама ибн Зайд рассказал о случае со знатной женщиной из рода аль-Махзум. Она совершила кражу. Сподвижники решали:«Кто будет говорить о ней благородному посланнику? Кто отважится на это? Только Асама ибн Зайд, его друг!» Асама поговорил с ним. Посланник Аллаха, да благосло­вит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, возбужденно сказал: «Ты заступаешься, зная, что Всевышним Аллахом определено дозволенное и запрещенное?» Он встал и произнес проповедь: «Дело испортили те, которые были до вас. Если кражу совершил человек, занимающий достойное место в своем кругу, то его оставляли в покое. Если же украл простолю­дин, то устанавливали наказание в соответствии с законом! Кля­нусь Аллахом! Если бы Фатыма, дочь Мухаммеда, совершила кражу, то я отсек бы ей руку».

Таким был гнев у посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и так он исхо­дил из доводов и положений ислама ради Аллаха, а не ради то­го или иного индивидуума.

Истинная мусульманка, беря за образец высокие нравст­венные качества благородного посланника, всегда помнит его наставления, действия и поступки. И если уж разгневалась, то только тогда, когда наносится вред делу Аллаха, вероучению и его предписаниям.

Мусульманская женщина не злобна, не ходит с камнем за пазухой. Скрытая злоба и ненависть не знают дорогу к ее серд­цу. Ее великое вероучение удалило из ее сердца чувство затаен­ной вражды, очистило ее душу от зависти, посеяло в нем семе­на братства, дружбы, снисходительности и умения прощать.

Ислам объявил беспощадную войну глупости и невежест­ву, нетерпимости и злобе, лести и враждебности. Он привил в душах мусульман и мусульманок умение прощать, строить дру­жески отношения, совершать благодеяние. Всевышний сказал:

«...которые укрощают гнев и прощают людям. Аллах лю­бит творящих благо». (3; 134)

Мы видим, какая высокая похвала дается тем, которые умеют укрощать свой гнев, не питают злобу, а поднимаются до высокого уровня прощения и снисхождения. Поистине, это очень большая высота, достичь которую отнюдь не легко. До­стигают только те, которые очистили свои души, отвергли дух враждебности, мщения, неприязни, скрытой злобы и ненависти. Этим они заслужили того, что они достигли ихсана (уровень со­вершенства в искренности веры). Аллах любит творящих благо.

Ислам смог проникнуть в глубины душ и очистить их, пре­вратив сердца, которые были охвачены чувством гнева, враждой и ненависти, в сердца, полные любви, готовностью оказать по­мощь, проявить благожелательность.

Одним из наиболее убедительных подтверждений этого является чудесная перемена, происшедшая в сердце Хинд бинт Атаба. До принятия ислама ее сердце было переполнено ядом злобы. В нем пылал огонь вражды и ненависти к посланнику Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, его домочадцам и сподвижникам, до такой сте­пени, что она надругалась над телом его дяди Хамзы, павшего на поле боя у подножия горы Ухуд. После того, как Хинд приня­ла ислам и это истинное вероучение глубоко проникло в ее ду­шу, она пришла к посланнику Аллаха, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать, и сказала: «О по­сланник Аллаха! Не было на земле для меня более презренных людей, чем люди твоей палатки. А сегодня самым заветным для меня стало, чтобы возвысились и прославились люди твоей па­латки».

Ради Аллаха, ради Его истинной религии она совершила омовение сердца и исчезает отчужденность, в унисон бьются сердца, искореняются язвы ненависти и скрытой злобы.

Священый Коран использовал самые искусные, самые эф­фективные методы и способы, чтобы поднять душу человека на столь большую, труднодоступную высоту. Он утвердил: «Кому будет нанесена обида, могут сами за себя отомстить и отвести злобу, чтобы оплата за зло была соразмерной. Но не следует че­ловеку, которому была нанесена обида, поддаваться чувству ме­сти и сведения счетов». Священный Коран тактично предлагает ему возвыситься до прощения и снисхождения, прививает ему такое чувство и показывает, что это дает постоянство в деятель­ности:

«Те, которым будет нанесена обида, могут сами за себя отомстить. Оплатой за зло пусть будет соразмерное ему зло. Но кто простит и примирится, тому награда от Аллаха: Он не лю­бит несправедливых. Тем, которые мстят за причиненные им обиды, не следует в этом доходить до чрезмерности. Доходить в этом до чрезмерности свойственно только тем, которые неспра­ведливы к людям, обижают их и злодействуют на земле. Им бу­дет лютая мука. Кто проявляет терпение и прощает, у того в де­ятельности есть постоянство». (42; 39-43)

Вспомним случай, когда волна печали накрыла душу Абу Бакра Правдивейшего, да будет ему благоволение Аллаха, после появления клеветнических разговоров, раздуваемых некоторы­ми греховными языками. Они порочили, оскорбляли его дочь, правдивейшую, чистую. Он поклялся, что прекратит помощь и поддержку тем, кто пускался в эти разговоры. Им он оказывал благодеяние, заботился о них, делал жертвования для них. И тут он увидел в разгар своей печали и возбужденности их неблаго­дарными. Однако, Всевышний Аллах знал о чистосердечности Абу Бакра, его искренности и не позволил ему поддаться чувст­ву мести, возникшему в его душе, и вернул его к изначальной природной, врожденной сущности, к чистоте верующей души, и направил в лоно прощения, терпимости и снисходительности. Вот что сказано в откровении Всевышнего:

«И пусть не перестают обладающие достатком и богатст­вом из вас давать родственникам, бедным и переселившимся на пути Аллаха и пусть будут прощающими и добросердечными. Разве вы сами не желаете, чтобы Аллах был прощающим вас? Аллах всепрощающий, милосердный». (24; 22)

Поистине, в обществе, посвятившем себя Аллаху и благо­честию, базирующимся на братстве по вере, взаимоотношения между людьми строятся не на отчетности, выявлении ошибок, сведении счетов и мести, успехе только для себя. Эти отношения строятся на братских отношениях, стремлении не придавать не­нужного значения мелочам, не напоминать об ошибках, на про­явлении терпимости и снисходительности. К этому призывает ислам.

«Добро и зло не равны одно другому. Старайся делать са­мое доброе, и тогда тот, у кого была вражда с тобой, будет тебе близким, искренним другом. Но этого достигают только те, которые терпеливы. Этого достигают только великие счастливцы». (41; 34-35)

Если зло будет встречать всегда зло, то разожжет огонь вражды, ненависти и злобы между людьми. Если же зло будет встречено добром, то будет погашен огонь враждебности, подав­лен голос гнева, утихомирена буря в душе, смыта грязь скрытой злобы, убран шорох раздражения. В результате две враждующие друг с другом женщины становятся близкими подругами. Но на­чинается это тем, что одна из них произносит приятные слова, излучает улыбку. Клянусь Аллахом, это великое достижение, когда злое начало встречается с добрым! Враждебность транс­формируется в дружбу, а неприязнь - в привязанность. Такую ве­ликую победу одерживает только великая счастливица, о чем го­ворилось выше в благородном айате, используя терпение, проти­вопоставляя злу старание делать самое доброе.

Такова одна из черт характера у искренних и праведных мусульманок в исламском обществе, посвятившим себя Аллаху и делам благочестия, основывающимся на привязанности, дру­жеских отношениях, терпимости. Нормы, основанные на пред­писаниях Священного Корана и славной сунны, укоренили эту черту характера в их душах, всегда воспитывают ее в духе пол­ного прощения, который не оставляет за собой место для скры­той злобы и отвращения:

«Прощай полным прощением». (15; 85)

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, был живым воплощением таких высоких и благородных нравственных качеств - умение про­щать, быть снисходительным, побуждать сподвижников выраба­тывать у себя в характере эти качества.

Аиша, да будет доволен ею Аллах, рассказала: «Никогда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, никого не ударил рукой. Ударить он мог только, когда сражался в бою на пути Аллаха, т.е. за веру. Никогда и никого он не обижал, никому не мстил. Таковое могло быть лишь тоща, когда кто-либо нарушал запреты, установленные Всевышним Аллахом, и месть могла быть только по воле Аллаха».

Он, да будет над ним благословение, всегда помнил наставление Всемогущего Господа: «Будь прощающим, указывай доброе, удаляйся от не­вежд». (7; 199)

Он всегда помнил другое высказывание - «Старайся отплатить самым лучшим».

Поистине, прекрасный айат среди айатов Божественного Творения. Господь охватывает людей Своим Творением и дает им всезнание. Поэтому когда по отношению к ним будет причинено зло, они не будут платить за это злом, а ответят прощением, благодеянием, отвернутся от не­вежд и будут стараться делать самое доброе.

Анас, да будет доволен им Аллах, вспоминал: «Я шел с по­сланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. На нем был бурд - одежда, состоявшая -из куска жесткой ткани вроде пледа, какую носят в Наджране (область в южной Аравии). С ним поравнялся бедуин и так силь­но одернул его за одежду, что на плече благородного посланника образовались царапины. Бедуин обратился: «О Мухаммед, при­кажи мне выделить из имущества Аллаха, имеющегося у тебя». Благородный пророк пристально посмотрел на него, улыбнулся и велел выделить ему пожертвование.

Такая черта характера как умение простить глубоко запала в его благородную душу. Достаточно вспомнить, что он простил женщину-еврейку, которая подала ему начиненное ядом жаркое из барашка. Об этом случае рассказано у аль-Бухари: «Послан­ник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать, попробовал кусок мяса. Сподвижники тоже поели. И благородный посланник сказал им: «Мясо отравлено». К нему привели эту женщину и он спросил ее: «Что заставило тебя сделать это?» Она ответила: «Я хотела убедиться - если ты пророк, то Аллах тебе подскажет и ты не пострадаешь. А если ты не пророк, то мы избавимся от тебя». Присутствовавшие спросили: «Убить ее?» Он ответил: «Нет» и простил ее».

Когда в местечке Даус проявилось ослушание и непокор­ность повелению Аллаха, благородный посланник простил жи­телей как заблудшихся, повторив трижды: «О Аллах! Укажи Даусу истинный путь и выведи их на него».

Благородный пророк, да будет благословение над ним, воспитывал мусульман и мусульманок в духе умения прощать и проявлять снисходительность. Благодаря своей проницательно­сти, дальновидности и педагогической одаренности, которыми наделил его Аллах, он прекрасно понимал следующую истину. Когда за причинение зла платят проявлением мягкости, добро­желательностью и снисхождением, то ответная реакция будет намного более благоприятной, чем когда платят резкостью, су­ровостью и упреками. К нему обратился с просьбой Аакаба ибн Амир: «О посланник Аллаха! Скажи мне, какие поступки самые благодетельные и милостивые?» Исходя из своего истинного на­ставления о правильном пути, он ответил: «О Аакаба! Свяжись с тем, кто разорвал отношения с тобой, дай тому, кто отказал те­бе. Прости того, кто проявил к тебе несправедливость».

Эта благородная черта характерна проявлялась и духовными матерями мусульман, да будет доволен ими Аллах. Вспомним, как духовная мать мусульман Сафийя простила невольнице, которая оклеветала ее.

Не удивительно, что духовная мать мусульман Сафийя была из тех, к кому в полной мере относилось сказанное Всевышним:

«Добро и зло не равны одно другому. Старайся делать самое доб­рое, и тогда тот, у кого была вражда с тобой, будет тебе близким, ис­кренним другом. Но этого достигают только те, которые терпе­ливы. Этого достигают только великие счастливцы». (41; 34-35)

Поистине, она была из числа великих счастливиц.

 

Облегчающая, не отягощающая

 

Истинная мусульманка всегда облегчает, а не затрудняет, не чинит препятствий. Она знает, что облегчение, способствует, - достижению успеха - прекрасное качество, которым доволен Всевышний Аллах, если оно присуще Его рабам - верующим:

«Аллах хочет вам облегчения и не хочет вам отягощения». (2; 185)

Поэтому благородный посланник в своем наставлении по­буждал мусульман и мусульманок к тому, чтобы они облегчали, способствовали достижению успеха, и запрещал отягощать, ме­шать, чинить препятствия: «Научайте, облегчайте и не отяго­щайте. Если один из вас разгневался, то пусть сам успокоится».

Женщину, которой присуще стремление затруднить, ос­ложнить дела, хотя ей и ясно объяснили руководительство исла­ма о том, как идти правильным путем, нельзя считать благочес­тивой. Данный Аллахом закон привил женщине любовь к тому, чтобы она облегчала, помогала. Но если и после этого она ста­рается осложнить, затруднить, чинить препятствия, то это озна­чает, что в ее натуре есть определенная кривизна, в душевном складе - запутанность, в личности - изъян, в воспитании -пробел, а характере - окаменелость. Истинная мусульманка от­вергает саму мысль об отягощении, осложнении. Она не совер­шает поступков, которые бы мешали и затрудняли вести дела. За пример она берет черту характера благородного посланника, мир ему, о которой сообщила мать верующих госпожа Аиша, да будет доволен ею Аллах:

«При выборе из двух дел он выбирал более легкое для других, если это не было греховным. Если же это было греховным, то он был дальше, чем кто-либо, от такого поступка. Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, никогда не мстил за себя. Он мстил только за Всевышнего Аллаха, когда нарушались Его заповеди».

Истинная мусульманка строго следует наставлению благо­родного посланника и не противоречит его повелению.

 

Не завидует другим женщинам

 

Обычная женщина часто испытывает зависть, когда видит, как многие женщины, будучи менее красивые, менее образован­ные и менее умные, чем она, утопают в богатстве и блаженстве, а она не имеет даже малой толики того, что имеют они. Однако настоящая мусульманка - умная, идущая по правильному пути, знает, что все в этой жизни происходит по предопределению. Удовольствия в дольней жизни, какими бы большими они не бы­ли, есть нечто очень малое по сравнению с тем, что приготовил Аллах благорасположенным мусульманам и мусульманкам. Ис­тинная ценность для женщины - её перевес на весах благочестия и добрых дел, а не то, что она заимела из тленного и преходя­щего в этой дольней жизни. И чем больше утвердятся эти цен­ности в душе ее, тем чище, увереннее и спокойнее она станет и попадет в рай по благоволению ее Господа.

Имам Ахмад передал, ссылаясь на Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, такой хадис: «Мы сидели вместе с по­сланником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он сказал: «Сейчас пред вами предста­нет человек из тех, кому суждено оказаться в раю». Пришел че­ловек из ансаров. Его борода была очень чистой после омове­ния. Сандалии висели на левой руке. На другой день благород­ный пророк сказал то же, и предстал тот же человек как и в пер­вый раз. Так повторилось и в третий день. Абдалла рассказал, что ночевал те три ночи с ним и видел, что тот ни разу ночью не молился. Если же и просыпался, то ворочался, прославлял Всемогущего Аллаха и произносил «Аллах велик». Но до утрен­ней молитвы не молился, я имею в виду ночное время. Но вот о чем надо особо сказать - я не слышал, чтобы он говорил что-ли­бо, кроме хорошего. Когда прошли эти три ночи, я был близок к тому, чтобы не уважать его. Но вспомнил, что благородный по­сланник трижды сказал, что этот человек - из тех, которые попадают в рай. Я и обратился к нему: «Я не видел, чтобы ты совер­шил важное дело, чем же ты заслужил сказанное о тебе». Он от­вечает: «Только тем, что ты видел». А затем пояснил: «У меня нет в душе к кому-либо из мусульман притворства и злости. Я не завидую никому из них, их добру, которое дал им Аллах». Абдалла и говорит: «Да, ты достиг такого, чего мы еще не смогли достичь».

Этот славный хадис убедительно показывает, какое огром­ное значение для определения судьбы человека в потусторонней жизни имеет отсутствие в его душе злости и зависти. Это же способствует повышению его положения у Аллаха, оценки Им его дел, хотя их было и не очень много. Отчетливо видим такое влияние на примере этого человека, который немного проявлял поклонения, но попадет в рай, т.к. у него чистая душа, он не при­чиняет людям неприятностей. Вспомним и пример женщины, о которой спросил посланник Аллаха, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать. Эта женщина проводит ночь в молитве, днем соблюдает пост, но она причиня­ет страдания своим соседям. Он сказал: «В ней нет добра. Она из тех, кто попадет в ад».

Все дело в том, что когда человек чист душой, когда ему чужды злоба, зависть, весы ислама покажут в его пользу, если даже он и не был очень усердным в проявлении поклонения.

А бывает и иначе. Человек усерден в проявлении поклоне­ния, но душа его переполнена завистью, злобой и ненавистью. А это означает, что поклонение его - чисто формальное, показное. Оно не покоится на прочной основе веры. А поэтому и не про­исходит очищение души от зависти, которая несовместима с ве­рой, как подчеркнул благородный посланник и не может быть с ней одновременно в сердце человека: «В сердце человека не мо­гут поместиться одновременно вера и зависть».

Дамура ибн Сааляба, да будет доволен им Аллах, вспоми­нал: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, сказал: «До тех пор, пока люди не начинают завидовать друг другу, у них все хорошо».

Истинная мусульманка сочетает в себе эти два качества -усердно поклоняется - с одной стороны, и ее душа чиста, в ней нет зависти, мусора ненависти и грязи скрытой злобы - с другой. Поэтому она достигает самых больших высот благочестия и благоволения у своего Господа. В дольней жизни люди ее высо­ко ценят, почитают и любят.

Среди качеств истинной мусульманки, искренне впитавшей высокие нравственные ценности ислама, есть и та­кие как скромность, правдивость, искренность, умение реально смотреть на вещи. Ей совершенно не присущи высокомерие, са­момнение, самообольщение. Она не распространяется о том, че­го у нее нет, и не претендует на то, что не ей принадлежит. Она не хорохорится и не напускает на себя важность перед сверстни­цами. Ей органически чужда такая отвратительная и позорная черта характера, ибо она противоречит ее душевному складу. Ведь состояние духа у нее сформировалось на основе нравст­венных ценностей и принципов ислама. Одна женщина пришла к пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, и говорила, что муж одарил ее, хотя фактически это еще не было сделано. Этим самым она хотела погордиться, по­хвастать и покрасоваться заранее. Посланник Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, ей ответил: «Бахвальство тем, что еще не получил - подобно человеку в прозрачных одеждах».

Ислам как вероучение зиждется на правдивости, честнос­ти, чистоте, скромности, умении реально смотреть на вещи. Ему ненавистны ложь, обман, высокомерие, надменность и кичли­вость. Он привил правоверным антипатию к этим явлениям, а также к тщеславию, хвастовству и самомнению.

Истинная мусульманка в своем поведении всегда естест­венна, не привередлива в речи, не проявляет чрезмерную стро­гость и вычурность в ней, не допускает неестественность, не­нужную искусственность в произношении, как делают некото­рые из тщеславия и стремясь привлечь к себе внимание. Неесте­ственность, деланность неприятны в любом деле. Привередливость и излишнюю строгость отвергают все, кто обладает нормальной психикой. Женщине могут быть присущи такие негативные качества лишь тогда, когда у нее расстройство в психике или другие изъяны. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, резко порицал таких людей. Так же поступали и его славные сподвижники Абу Бакр и Омар, да будет им обоим благоволение Аллаха. Абдалла ибн Масууд вспоминал: «Клянусь Аллахом, я не видел никого, кто был бы более строг по отношению к привередли­вым, чем посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Вслед за ним такую же строгость проявлял Абу Бакр. Я думаю, что Омар больше чем кто-либо, опасался этого и таковые опасались его».

Милая людям мусульманка очень стремится к тому, чтобы быть приятной людям и любимой ими. Это достигается добрыми делами, тем, что она старается приносить людям пользу и за­ботится о своей хорошей репутации.

Если она любима людьми, то значит, что любима и Алла­хом, ибо это Он устроил, что на земле люди так хорошо к ней отно­сятся, что они открыли ей свои души. И вот все, кто ее знает или слышал о ней, любят ее. Об этом неоднократно упоминалось в вы­сказываниях посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать.

В этом заключается божественная тайна того явления, что некоторые мусульмане и мусульманки так милы людям, люби­мы ими. Но у этого явления есть и антипод - неприязнь по отно­шению к некоторым мусульманам и мусульманкам.

Признание Аллаха заслуживает только тот, кто стремится приблизиться к Нему, снискать Его благоволение. Неприязнь бу­дет тому, кто отклонился от указанного Им пути и ослушался.

Радостную весть о любви Аллаха и Его благоволении по­лучат только те мусульмане и мусульманки, которые уверовали в Него, совершали добрые дела и которых люди хвалили за это. Таких Аллах спешит обрадовать добром в их жизни, а люди хва­лят и выражают свою любовь.

Истинная мусульманка достойна скорой радостной вести. Она любима теми, кто ее знает или слышал о ее добрых делах, о ее снисходительности, о том, что избегает невежественных жен-шин, платит добром за зло, помогает неимущим и бедным, отно­сится добросердечно к людям. Справедлива в решении, честна во взаимоотношениях избегает хулу. Имеет и другие прекрасные качества, к которым побуждает ислам и которые сделал дорогим украшением для каждой истинной мусульманки.

 

Умеет расположить к себе

 

Благодаря упомянутым ранее качествам истинная мусуль­манка быстро находит общий язык в женском обществе, завое­вывает доверие и уважение, в результате - приобретает влияние. Такие качества как дружелюбие, умение быстро сойтись и держаться просто, всегда очень ценятся. Их носители были очень приятны для посланника Аллаха, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать, и находятся бли­же всего к нему в день воскресения. Вспомним его высказыва­ние, приведенное выше.

Такая мусульманская женщина, которая быстро сходится с людьми и умеет быть с ними в согласии, сможет успешно вы­полнять свою миссию, оказывать помощь и приносить пользу, делать добро. Если женщина не имеет таких качеств, то значит что в ней нет полного добра, как сказано в славном хадисе: «Мусульманин тот, кто быстро привыкает и к нему бы­стро привыкают. Нет добра в том, кто не привыкает и к кому не привыкают».

Для своей общины благородный посланник дал много вы­соких примеров благородного поведения, умения привлечь к се­бе сердца и призвал ее подражать ему в этом. Он показал общи­не, как надо дойти до сердец людей, завоевать их любовь, вызвать восхищение, привязанность и симпатию. Он, да будет над ним благословение, всегда был веселым и дружелюбным, в хорошем расположении духа и приятным в обхождении. Никог­да не был невежливым и грубым. Когда сидел в обществе, относился ко всем ровно, и никто не чувствовал, что кого-то выделя­ют, особо примечают как более достойного. Его простота, скромность, общительность покоряли людей, и он стал для них как отец. Он относился ко всем одинаково. В обществе с ним люди вели себя скромно, уравновешенно, словно соревнуясь в проявлении благочестия, почитая старших и уважая младших по возрасту.

Он, да будет благословение над ним, не приводил в отчая­ние, не разочаровывал того, кто на него надеялся. В обществе с другими он никого не порицал и не порочил, не стыдил, не бра­нил и не упрекал, не подчеркивал их недостатки. Говорил лишь тогда, когда хотел высказать доброе пожелание. Но когда он за­говорит, собеседники замолкали. У них было такое ощущение, что над их головами птица. Они начинали говорить только ког­да, он замолкал. Собеседники при нем не спорили и не конфлик­товали друг с другом. Он смеялся вместе с другими над чем-ли­бо и восхищался, как и другие. Терпеливо относился к тому, что кто-то не очень вежливо вел себя и ставил свои вопросы. При этом советовал своим сподвижникам: «Когда увидите просите­ля, поддержите его». Не принимал необоснованной похвалы. Не прерывал говорящего, давая ему возможность высказаться.

Госпожа Аиша вспоминала, что он остерегался злых лю­дей и привлекал их на свою сторону добрым словом и хорошим обхождением.

Истинная мусульманка руководствуется наставлением благородного пророка, да будет над ним благословение Всевышнего, во взаимоотношениях с людьми, принимая их та­кими, какие они есть, т.е. со всеми их достоинствами и недостат­ками. Поэтому она хорошо сходится с людьми. К ней быстро привыкают, ее ценят и любят, узнав ее или услышав о ней.;

Истинная мусульманка никогда не упускает из виду, что умение хранить тайну является одним из самых замечательных качеств человека. Оно свидетельствует о его зрелости и сложив­шейся личности, силе характера, серьезности и рассудительнос­ти. И неудивительно, что мусульманская женщина, глубоко воспринявшая мудрость своего вероучения, умеет хранить тайну.

Убедительный пример этого качества у первых сподвиж­ников, их строгой приверженности такому проявлению доброде­тели нам показали Абу Бакр и Усман своей позицией в отноше­нии Омара. Когда надо было сохранить тайну посланника Алла­ха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Речь идет о замужестве Хафсы, дочери Омара, после того как она овдовела - ее муж пал смертью храбрых во время сражения в долине Бадр.

Имам аль-Бухари, ссылаясь на Омара ибн аль-Хаттаба, да ниспошлет Аллах ему Свое благоволение, передает: «Когда Хафса овдовела, я (Омар) встретил Усмана ибн Аффана, да бу­дет доволен им Аллах, и предложил ему свою дочь в жены. Он сказал, что подумает. Прошло несколько суток, он встретил ме­ня и сказал: «Как мне представилось в эти дни, я не женюсь». Тогда я встретил Абу Бакра Правдивейшего, да будет ему благо­воление Аллаха, и сказал ему: «Если тебе угодно, я согласен вы­дать свою дочь Хафсу за тебя замуж». Абу Бакр, да ниспошлет ему Аллах Свое благоволение, промолчал, не дал никакого отве­та. Я сильно рассердился на него. Прошло несколько суток. И вот к Хафсе посватался пророк, да благословит его Аллах и нис­пошлет на него Свою благодать, и я выдал ее за него замуж. Уже после этого встретил меня Абу Бакр и говорит: «Ты, наверное, рассердился на меня после того, как предложил в жены Хафсу, а я не дал определенного ответа». Я ответил: «Да». А он и гово­рит: «Мне помешало дать тебе определенный ответ лишь то, что я знал, что пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на не­го Свою благодать, упоминал ее имя. Я не мог разгласить его тайну. Если бы он не остановил свой выбор на ней, то я принял бы твое предложение».

Это важное качество было присуще и женщинам, и детям, которые впитали в себя руководство ислама об истинном пути. Примером этому служит рассказанное имамом Муслимом со ссылкой на Анаса, да будет доволен им Аллах : «Когда я играл с мальчиками, ко мне подошел посланник Аллаха, да благословит

его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он при­ветствовал нас и дал мне поручение. Я несколько опоздал домой к своей матери». Она спросила: «Что тебя задержало?» Я сказал: «Меня направил с поручением посланник Аллаха, да благосло­вит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать». Она спросила: «По какому делу?» Я ответил: «Это секрет». Тогда она сказала: «Никому не сообщай о тайне посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать». И Анас сказал: «Если бы я и рассказал кому-нибудь об этой тайне, я бы сказал о ней тебе, о Сабит».

Мать Анаса увидела, как се сын умеет хранить тайну, и поддержала его в этом, подчеркнув еще раз, чтобы он никому не говорил о вверенном ему секрете, даже надежному последовате­лю ислама Сабиту аль-Бунани, от которого мы теперь и знаем о содержании данного хадиса. Она не поддалась обычному чувст­ву любопытства и не стала расспрашивать своего мальчика о тайне. Так ее воспитал ислам. Такое воспитание поднимает че­ловека - мужчину, женщину, ребенка, на столь высокий уровень. Разглашение тайны - одна из самых плохих привычек, ко­торой можно проверить человека. Самая ужасная разновидность этого порока, разглашение тайны, касающейся супружеской жизни. Это тот оселок, которым проверяются плохие люди в день воскресения, как показал посланник Аллаха, да благослог вит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в сво­ем высказывании : «Одним из самых худших людей у Аллаха в день воскресения является тот, кто сближается со своей женой, а потом рассказывает об этом».

Хорошо известно, что частности и особенности семейной жизни должны держаться в тайне, быть скрытыми от посторон­них, недоступными им. Если говорить о женщине, то об этих ча­стностях должны знать только она и ее муж. Разглашать может только человек, совершенно безрассудный, легкомысленный, мелкий и ничтожный. Мусульмане и мусульманки застрахованы от всего этого тем, что восприняли и глубоко усвоили руково­дство вероучения об истинном пути.

 

Всегда с улыбкой

 

Для культурной мусульманской женщины не является сек­ретом, что одним из важнейших составляющих ее успеха в су­пружеской жизни, а также в ее общении является улыбка. От этого она всегда будет мила людям, близка их сердцам. Такое ра­душие является также показателем приятного характера, цель­ности и уравновешенности личности и ее привлекательности. Известно, что ислам всегда побуждал к этому.

В сборнике Муслима «Достоверный» приводится выска­зывание пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на не­го Свою благодать: «Ничего не презирай из благодеяния, в том числе и когда видишь веселое и радостное лицо брата по вере».

Из наставления благородного посланника видно, что му­сульманину надо приветливо, радостно встречать своего брата по вере. Он, да будет над ним благословение, всегда встречал своих сподвижников приветливо улыбаясь. Имам Муслим пере­дает, ссылаясь на славного сподвижника Джурайра ибн Абдалла: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и н<



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 275; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.255.161 (0.022 с.)