Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ислам о радушии к родственникамСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Мусульманка, следующая руководству своего вероучения, хорошо знает, что она многим обязана родственникам. Ей нужно постоянно поддерживать с ними связь, оказывать им почет и уважение. Речь идет о родственниках, которые связаны с человеком узами родства, как те, которые имеют право на наследство, так и те, которые такого права не имеют. Пожалуй, только в исламе наблюдается такое радушие и такой почет родственникам. Ислам придает этому аспекту отношений между людьми очень большое значение. Он всячески побуждает поддерживать родственные отношения, резко осуждает тех, кто не признает или прекращает их. Большое радушие, которое предусматривает ислам в отношении родственников, прекрасно видно из той картины, которую описал нам посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, об этом говорится в достоверном хадисе, который передал Абу Хурайра: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Поистине, Аллах Всевышний создал все творения, а когда Он завершил это, со своего места поднялись родственные связи и сказали: «Это - место того, кто прибегает к защите Твоей от разрыва». На это Он сказал: «Да, так удовольствуетесь ли вы тем, что Я награжу того, кто станет поддерживать вас (родственные связи), и порву с тем, кто не будет поддерживать вас?» -, И они сказали: «Да». И тогда Он сказал: «Это даруется вам!» А потом посланник Аллаха, да благословит его Всевышний, сказал: «Прочтите следующие айаты, если хотите: «Неужели от вас следует ожидать о, лицемеры, если вы отвратитесь от предустановлений веры, то будете распространять нечестие на земле и разрывать родственные связи. Таковы те, которых Аллах проклял, лишив их Своего милосердия, - слуха, чтобы они не слышали истины, зрения, чтобы они не видели прямого пути». (47;22-23) Другие айаты Священного Корана подтверждают то большое значение, которое придается родственникам в исламе. Он побуждает творить добрые дела для них и предупреждает о недопустимости причинять им неприятности, задевать их честь. Эти айаты поощряют добрые чувства по отношению к родственникам и оказание помощи им. Всевышний сказал: «Чтите Аллаха, которым вы упрашиваете друг друга, и родственные связи». (4; 1) Аллах повелел быть благочестивыми, тепло относиться к родственникам, оказывать им почет и уважение, подчеркивать их достоинства, способствовать повышению их авторитета, побуждать к укреплению родственных отношений с ними. Для того, чтобы мусульманин всегда помнил о своих родственниках, Всевышний Аллах во многих Своих айатах повелел чаще вспоминать их, постоянно поддерживать и укреплять связи с ними, совершать для них благодеяние. Это Он считал очень важным, следующим после веры в Него и совершения благодеяния для родителей. Так, мы читаем: «Господь твой повелел вам поклоняться только Ему одному, делать добро родителям». (17; 23) И тут же вскоре читаем: «Давай родственнику, бедному, путнику то, в чем он нуждается. Но не будь расточительным, расточая без меры». (17; 26) Или другой айат: «Поклоняйтесь Аллаху и вместе с Ним никого не боготворите, совершая благодеяние родителям, близкому родственнику, сироте, нищему, соседу из родственного племени, иноплеменному соседу, путнику». (4; 36) Заметьте, когда речь идет о почитании, родственники следуют за родителями в иерархии отношений, представленной в Священном Коране. Начинается с почитания родителей, затем следуют родственники, сироты, неимущие, соседи, путник. Линия почитания не ограничивается малым кругом людей. Она продолжается, и сфера воздействия расширяется. Благо, оказываемое почитанием, охватывает тех, кто ближе всего, и далее доходит до тех, кому, как и близким, оно также нужно в большой человеческой семье. Душа человека всегда тянется к добру. Это желание души удовлетворяется в соответствии с пониманием организации исламского общества на уровне семьи, где обеспечивается общественная взаимопомощь и взаимная поддержка, совместная ответственность друг за друга. Сама идея совершения добра для других не ограничивается рамками семьи. Она распространяется на весь круг родственников и далее переходит на более широкие круги общества, осуществляя на деле между людьми постоянное поддерживание взаимной связи, проявление чувства милосердия друг к другу. Тем самым эта идея, перенесенная в практическую плоскость, привносит в повседневную жизнь оптимизм и красоту. Такая постановка исламом вопроса о радушии к родственникам проистекает из его основополагающих принципов, из тех фундаментальных начал, которые возвестили это вероучение человечеству с того самого дня, когда посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, открыто выступил по повелению своего Господа. Тогда он разъяснил основы нового вероучения и его характерные черты. Важнейшую особенность его высокочтимого шариата мы находим в беседе Абу Суфйана с Харкалем. Последний спросил Абу Суфй-ана: «Что вам повелевает ваш пророк?» Абу Суфйан ответил: «Он говорит: «Поклоняйтесь Аллаху, Ему одному, не придавайте Ему сотоварищей, перестаньте делать то, что делали ваши отцы. Он повелевает совершать молитву, давать очистительную милостыню, поступать добродетельно, поддерживать узы родства»». Дорожить узами родства - это одно из главных требований ислама - истинной веры, исходящей из единобожия, т.е. веры в Единого Аллаха. Он предусматривает также обязательное совершение молитвы, праведный образ жизни и добродетель. Поэтому поддерживание уз родства является одной из важнейших особенностей этого вероучения, которую Абу Суфйан довел до Харкаля, в первый раз спросившего об исламе и важнейших составных частях его содержания как религии. В хадисе, переданном Амром ибн Аббасом об основных положениях и законоустановлениях ислама, приводится такой случай: «Я зашел к пророку, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Это было в Мекке в самом начале его пророческой миссии. Я обратился с вопросом: «Кто ты?» Он ответил: «Пророк». Я снова спросил: «Какой пророк?» Он сказал: «Меня послал Аллах». Я продолжал спрашивать: «С чем тебя послал?» Он и говорит: «Послал, чтоб я разъяснил о поддержании родственных уз, разбивании идолов, о том, что существует Аллах - Единый и Единственный, и нельзя придавать Ему никого в сотоварищи»». Для нас совершенно очевидно, что в этом хадисе благородный посланник, разъясняя кратко важнейшие принципы и законоустановления ислама, впереди всего поставил важность поддержания родственных уз. Этим самым он подчеркнул, какое большое значение придавало новое вероучение, ниспосланное Аллахом - Господом миров, данному аспекту людских взаимоотношений. Поэтому мы имеем в исламе множество указаний в различных текстах, которые побуждают всегда поддерживать тесные родственные отношения, подчеркивают их важность, всячески стимулируют такие действия, предупреждают о недопустимости их прерывания и охлаждения в них. Абу Айюб аль-Ансари передает: «Один человек сказал: «О посланник Аллаха! Сообщи мне, какое деяние введет меня в рай?» Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, ответил: «Поклоняйся Аллаху и не придавай Ему никаких сотоварищей, совершай молитву, давай очисти-тельную милостыню и поддерживай родственные отношения»». Как высоко ценится поддержание родственных отношений! Каким важным деянием человека оно считается! О нем говорится наряду с поклонением Аллаху без придания Ему сотоварищей, совершением молитвы, уплатой закята. Это означает, что поддержание родственных отношений является одним из самых славных благодеяний, за которое человек попадает в рай и которое оберегает его от ада. Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал, что посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, сказал: «Самое приятное для человека, когда ему даруются в изобилии средства пропитания, остается о нем память и когда он поддерживает родственные узы». В таком случае, тот, кто поддерживает тесные родственные отношения, получает благословение на хлеб насущный, на продолжительность жизни, на наращивание своего имущества, остается о нем память и благословение. Ибн Омар говорил: «Кто испытывает страх перед своим Господом и поддерживает родственные отношения, у того продлевается жизнь, множится имущество и он более любим домочадцами». Для проницательной мусульманской женщины совершенно очевидно, что как мужчине, так и женщине в одинаковой мере следует поддерживать тесные родственные отношения. В этом плане большую роль играют задушевная беседа, переписка. В деле поддерживания тесных родственных отношений благочестивая мусульманка участвует активно, старательно, совершенно искренне и со всей серьезностью. В этом ей не могут помешать житейские заботы и повседневные обязанности, как бы много их не было. Мусульманка понимает, что ее хорошие отношения с родственниками дадут ей благословение, что найдет свое отражение в получении хлеба насущного и продолжительности жизни. Этим она заслужит милость и благоволение Аллаха в дольней и будущей жизни, не говоря уже о том, что люди всегда будут высоко ценить и хвалить ее. И наоборот, разрыв родственных отношений обернется для нее несчастьем и бедой. Такой шаг вызовет самую суровую оценку со стороны Аллаха, отдалит от нее возможности попасть в рай. Посланник, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, в связи с этим высказал следующее: «Прерывающий родственные отношения не попадет в рай». Ей хорошо известно, что милость Аллаха не достанется тому, кто разрывает родственные отношения. Ее лишается даже род, которому таковой принадлежит. Об этом сказано в хадисе, переданном аль-Бухари: «Милость не ниспосылается тем, среди которых есть разрывающий родственные отношения». Поэтому славный сподвижник Абу Хурайра, да будет доволен им Всевышний, не желал взывать к Аллаху, когда в обществе собравшихся находился такой человек. Само присутствие такого человека препятствовало ниспосланию милости и принятию молитвы. Поэтому он не допускал таковых в общество людей, собравшихся вместе посидеть. В связи с этим примечательно, что один юноша пришел к своей тетушке по отцовской линии, с которой он порвал отношения два года назад. Та спросила, что с ним случилось. Юноша рассказал о действиях Абу Хурайры, который ссылался на пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Мусульманскую женщину, чувства которой исламское вероучение сделало утонченными и ориентированными на добрые дела, такие ясные указания глубоко волнуют, и ей проясняется вся отвратительность разрыва родственных уз. Ведь порвавшая родственные узы лишается милости Аллаха, а на ее зов к Нему нет ответа, у нее не ладится работа. Поистине, большое испытание наваливается на такую женщину. Поэтому мусульманка, сердце которой смягчено радушием ислама, никак не может не оберегать родственные узы. Разрыв родственных уз - это такой большой грех, что женщина, уверовавшая в Аллаха и последний день, никогда на это, не пойдет. Она распахнула свою душу Аллаху, вкусила всю сладость послушания Ему. Конечно же, она остерегается, чтобы не впасть в такой грех. За совершение его Аллах спешит наказать уже в этой, -дольней жизни, не дожидаясь Судного дня, как это: показано в благородном хадисе: «Несправедливость и разрыв родственных уз - вот два греха, за которые Аллах спешит наказать совершающего их уже в дольней жизни, предусматривая это и в потусторонней жизни». Эти два вида греха по своему негативному содержанию близки друг другу. Поэтому посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, поставил их рядом, подчеркнув тем самым тесную связь между ними. Что значит порвать родственные узы? Это значит совершить очень большую несправедливость. А что может быть большей несправедливостью, чем разрыв отношений с родственниками, чем порвать узы любви и дружбы? В другом хадисе посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, показывает родственников, жалующихся Аллаху на то, что на их долю выпали такие беды как несправедливость и разрыв родственных уз: «Родственники жалуются Всемилосердному: «О Господь! Ко мне проявлена несправедливость». Или «О Господь! Со мной порвали узы родства». Всевышний им отвечает: «Разве не будете довольны, если Я разорву связи родства тому, кто так поступил, и сохраню связи твоего родства, которые ты поддерживаешь». В другом хадисе благородный посланник также показывает, какое большое значение в исламе придается родственным узам. Ведь в арабском языке слово «рахим», которое в переводе на русский язык означает «узы родства» является производным, сокращением от слова «рахман», означающего один из эпитетов, прекрасных имен Аллаха. Всевышний Сам сообщает об этом. Сам факт такого образования слова «родство» весьма показателен, ибо свидетельствует о превознесении и уважении. Вот этот хадис, передающий высказанное Аллахом: «Я Всемилосердный. Я сотворил узы родства. А название им образовал, сократив Свой эпитет. Кто сохраняет узы родства, Я помогаю ему в этом. А кто порывает их, Я их разрываю». Эти слова Всевышнего убедительно подтверждают, что соблюдающий узы родства - человек счастливый, уважаемый и любимый. Ему оказывается милость и благоволение его Господа. Если же человек порывает родственные узы, то становится несчастным, злополучным, лишенным милости своего Господа, Его прощения и благоволения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.175.230 (0.009 с.) |