Мусульманка может молиться в мечети



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мусульманка может молиться в мечети



 

Ислам освободил женщину от обязанности присутство­вать на совместной молитве в мечети. Но в то же время он разрешил ей приходить в мечеть вместе с другими верующими. И женщина действительно приходила и молилась, стоя за послан­ником Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.

Вот что рассказала духовная мать мусульман Аиша, да бу­дет доволен ею Аллах: «Однажды посланник Аллаха, да благо­словит его Всевышний и ниспошлет на него Своё благодать, мо­лился на заре и увидел, что с ним находятся женщины из числа правоверных мусульманок в своих покрывалах. После молитвы они возвращались в свои дома. И никто не знал, кто были эти женщины».

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, сокращал время своей молит­вы, когда слышал, как плачет ребенок. Он понимал как беспоко­ится при этом женщина, слыша плач своего ребенка. В хадисе, достоверность которого подтверждена, он, например, сказал: «Когда я приступаю к молитве, мне хочется долго молиться. Но когда слышу плач ребенка, сокращаю её продолжительность, ибо знаю, как сильно печалится его мать из-за этого плача».

Поистине велика милость Аллаха, Он не вменил женщине в обязанность совершать молитву вместе с другими в мечети пять раз в сутки. Если бы Он предписал так, то это изнуряло бы её, создавая очень большие трудности. Это было бы тяжелым бременем на ее плечи. Поэтому она не в состоянии выполнять это каждый раз именно в мечети. Мы знаем, что и многим муж­чинам это трудно четко соблюдать, т.е. молиться именно в мече­ти вместе с другими верующими. Они вынуждены совершать молитву часто там, где наступает время её - на рабочем месте, у себя дома. Что касается женщины, то домашнее хозяйство, забо­ты, связанные с мужем и детьми, не дают ей возможности пять раз в сутки покидать дом, более того, делают невозможным сов­мещать то и другое. Великая мудрость заключена в том, что предписание совершать молитву вместе в мечети относится только к мужчинам и что женщины освобождены от этого. Со­вершенно ясно, что предоставление женщине возможности совершать молитву дома, а не в мечети, предоставление ей права выбора - где молиться - благо для нее. Она по своему желанию может совершать молитву или дома, или пойти для этого в ме­четь. Если она просит у мужа разрешение пойти в мечеть, то муж не имеет права запретить. Об этом посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, говорил во многих хадисах. Вот один из них: «Не воспре­щайте женам посещать мечети, хотя благо для них - их дома». Или другой пример. «Если у кого-нибудь из вас жена попросила разрешения сходить в мечеть, то не воспрещайте это».

Мужчины подчинились указанию посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, и всегда разрешали женщинам посещать мечети, если да­же это и противоречило их мнению или настроению. Самым убедительным свидетельством этого является рассказ Абдаллы ибн Омара. Он говорил: «Жена Омара присутствовала в мечети на утренней и вечерней молитвах, когда там были и другие пра­воверные. Её спросили: «Почему ты приходишь в мечеть, ведь тебе известно, что Омару это не нравится и он ревниво относит­ся к этому?» Женщина ответила: «Такое отношение воспрещает­ся посланником Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать». Он сказал: «Не запрещайте ра­быням Аллаха посещать мечети Аллаха».

В результате такого наставления со стороны благородного пророка и после его смерти женщины приходили в мечеть вся­кий раз, когда была такая возможность, совершали молитву, уча­ствовали в призыве к совершению добра, слушали наставления и принимали самое активное участие в общественной жизни му­сульманской общины.

Мечеть была и остается сейчас центром, освещающим правоверным мужчинам и женщинам движение по верному, ис­тинному пути. В её чистом и просторном помещении соблюда­ется ритуал поклонения. С её минбаров передаются проповеди, наставления о том, как идти правильным путем. Мусульманская женщина с самого начала исламского призыва присутствовала и участвовала в совместных молитвах. Сохранилось очень много достоверных свидетельств, зафиксированных в письменном ви­де, которые подтверждают сказанное. Из них мы узнаем, что женщины присутствовали на пятничной молитве, молитве при затмении, молитве двух праздников (разговения и жертвоприно­шения). Она всегда отзывается на призыв муаззина придти в со­борную мечеть на молитву.

В сборнике хадисов Муслима «Ас-Сахых» («Достовер­ный») говорится, что Умм Хишам бинт Харис ибн ан-Нуаман сказала: «Я слышала Священный Коран из уст самого посланни­ка Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Он читал его каждую пятницу, когда выступал с минбара с проповедью перед правоверными».

Здесь же приводятся слова Умры бинт Абд ар-Рахман: «Я услышала Священный Коран от самого посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать, в пятницу. Он произносил его нараспев каждую пятницу».

Для того чтобы наилучшим образом подготовиться к пят­ничной молитве, особенно в том, что касается чистоты, было со­ответствующее наставление благородного пророка: «Те мужчи­ны и женщины, которые идут на молитву в пятницу, пусть со­вершат полное омовение».

Из этих же текстов мы узнаем, что Асма бинт Абу Бакр, да будет доволен ими обоими Аллах, была на молитве при затме­нии вместе с посланником Аллаха, да благословит его Всевыш­ний и ниспошлет на него Свою благодать. Ей не все было ясно в речи пророка, и она обратилась с вопросом к мужчине, находив­шемуся близко от неё. Об этом случае говорится в хадисе, пере­данном аль-Бухари. Дочь Абу Бакра рассказала: «После молит­вы при затмении посланник Аллаха, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать, обратился к при­сутствующим с проповедью и сказал о том, что в могиле чело­век подвергается огню адскому. Присутствующие зашумели, и из-за этого шума я не поняла конец высказывания. Когда шум стих, я обратилась с вопросом к стоявшему вблизи мужчине:

«Да благословит и тебя Аллах! Что сказал пророк, да благосло­вит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, в кон­це проповеди?» Тот ответил: «Мне пришло откровение, что вы скоро подвергнетесь адскому огню в могилах из-за искушения со стороны ад-Даджаля».

У Бухари и Муслима приводится другая версия о том, что видела Асмаа. Она сказала: «Это было во времена пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благо­дать... Я управилась со своими делами и после этого пришла в мечеть. Там увидела посланника Аллаха стоявшим и встала с ним. Он стоял долго. Я почувствовала, что мне хочется сесть. Но я обратила внимание на слабую женщину и подумала: «Она сла­бее меня, поэтому я постою». Он совершил долгий поясной по­клон. Затем выпрямился и вновь долго стоял. Со стороны могло показаться только что вошедшему, что он и не поклонялся в по­яс. Затем он удалился. Солнце зашло. Он обратился к людям, вы­ражая хвалу и прославление Аллаху...» В золотой период начала исламского призыва, т.е. во время жизни благородного пророка, исламская женщина глубоко разбиралась в вопросах культовой практики, всячески стремилась понять события, которые волно­вали мусульман в том, что касается их дольней и потусторонней жизни. Услышав призыв муаззина: «Все на молитву!», она тут же устремлялась в мечеть, чтобы послушать наставления по­сланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет на не­го Свою благодать. Вот что рассказывала Фатима бинт Кайс, од­на из первых женщин-участниц хиджры: «Людей позвали на мо­литву. Я вместе с другими устремилась в мечеть. Там соверши­ла молитву вместе с посланником Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет на него свою благодать. Я была в первом ря­ду среди женщин, стоявших сзади, после рядов мужчин».

Из подлинных, достоверных текстов отчетливо явствует, что женщина посещала мечеть во всех случаях. Эти посещения стали делом, решенным и привычным при жизни пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать. Однажды на женщину, шедшую в мечеть, было совершено нападение. Но случай этот не повлиял на мнение пророка, да благо­словит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, не вы­звал в нем чувства опасения относительно его разрешения жен­щинам посещать мечети. Это его разрешение, а также указание о недопущении запрета этого со стороны мужчин остались в си­ле. Он считал, что присутствие женщины в мечети, если даже и время от времени, очень полезно. Оно оказывает очень большое влияние на её душу и разум, на становление её как личности во­обще, приносит плодотворные результаты.

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, здраво оценивал условия, в ко­торых находилась женщина, которая приходила молиться в ме­четь. Поэтому он проявлял доброту, сокращая время соверше­ния молитвы, если слышал плач ребенка, чтобы женщина не терзалась, как мы видели в приведенном выше хадисе. Однаж­ды он задержал вечернюю молитву. К нему обратился Омар, да будет доволен им Аллах: «Женщины и дети уже спят». Пророк вышел и сказал: «Пусть только мужчины будут на молитве».

Имеется много достоверных хадисов, которые показыва­ют, как посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, организовывал участие жен­щин в совместной молитве. Приведем в пример хадис, расска­занный Муслимом: «Лучший ряд у мужчин - первый, а худший - последний. Лучший ряд у женщин - последний, а худший - первый».

Или вот пример, приведенный аль-Бухари. Речь идет о предоставлении женщинам возможности выйти из мечети после окончания молитвы раньше мужчин. Хинд бинт аль-Харис пере­дала, что Умм Саляма сообщила ей о том, как женщины во вре­мена посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, помолившись, вставали и ухо­дили. Мужчины же вставали лишь после того, как вставал по­сланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать.

С течением времени число женщин, посещающих мечети, возрастало. Так, например, при Аббасидах они настолько запол­няли внутреннее пространство мечети, что мужчины были вы­нуждены находиться при молитве сзади. Это было допущено ре­шением имама Малика. Ибн аль-Касим сказал: «Я спросил Ма­лика о присутствующих в мечети. Все внутреннее пространство мечети было заполнено женщинами и мужчинами. И что же, мужчины совершали молитву под руководством имама, нахо­дясь сзади женщин»? Он ответил: «Да, и не пришлось для них провести отдельную молитву».

Однако присутствие женщин в мечети для совершения мо­литвы не должно было стать причиной, отвлекающей мужчин от молитвы. Ведь ислам предписывает чистоту чувств и поведения в обществе мусульман. Если же присутствие женщины может отвлечь, если есть опасение, что возникнет соблазн, то в таком случае ей молитву совершать лучше всего дома. Об этом дает понять приведенный выше хадис со ссылкой на Ибн Омара. Пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, сказал:

«Не запрещайте своим женщинам посещать мечети. Но их дома - лучше для них».

Похоже на то, что некоторые мужчины опасались ползу­чей змеи искушения и, оправдываясь этим опасением, не разре­шали своим женам посещать мечети. Поэтому и вышло настав­ление благородного пророка о том, чтобы не препятствовали женщинам присутствовать в мечети время от времени на совме­стной молитве. Именно это предусматривалось в приведенном выше хадисе. Есть и другие хадисы, подтверждающие сильное желание посланника Аллаха, да благословит его Аллах и ниспо­шлет на него Свою благодать, разрешать женщине посещать ме­чети, чтобы она видела, как совершаются добрые дела и как ве­лика приверженность мусульман к своей религии. Муджахид передает со слов Ибн Омара сказанное пророком, да благосло­вит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать: «Не запре­щайте женщинам посещать мечети в вечернее время». Сын Аб-даллы ибн Омар сказал: «Мы не позволяем им, но они идут на непослушание в этом». Ибн Омар накричал на него и высказал:

«Я говорю тебе, сам посланник Аллаха, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать, разрешает, а ты говоришь: «Мы не позволяем».

Или вот что поведал Биляль ибн Абдалла Омар, ссылаясь на своего отца, о сказанном пророком, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Не лишайте женщин удовольствия и радости от посещения мечети, если они попросят у вас разрешение на это». Биляль отвечает: «Клянемся Аллахом! Мы им не запрещаем». На это Абдалла отреагировал: «Еще бы запрещали! Ведь есть высказывания посланника Алла­ха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. Вот они:

«Не запрещайте вашим женщинам посещать мечети, если они попросили у вас разрешение на это».

«Не запрещайте рабыням Аллаха посещать мечети».

«Если ваши жены попросили у вас разрешения ходить в мечети, то дайте им такое разрешение».

Присутствие мусульманки на совместной молитве - дело дозволенное. Оно несет в себе благо, добро. Однако оно связано с определенными условиями. Важнейшее из них - перед этим она не должна надушиться, особо наряжаться и надевать на се­бя украшения. Зейнаб ас-Сакфийя приводит такие слова послан­ника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать:

«Если хочешь присутствовать на совместной вечерней молитве, то на это время не пользуйся духами»

Есть много благородных хадисов, в которых женщине за­прещается пользоваться духами перед посещением мечети. Вот два примера:

«Если кто-либо из вас, женщин, собираетесь в мечеть, то не прибегайте к благовониям».

«Если кто-либо из женщин прибегла к фимиаму, то ей нельзя присутствовать на совместной вечерней молитве».



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.236.58.220 (0.007 с.)