Участие в двух праздничных молитвах



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Участие в двух праздничных молитвах



Ислам оказал женщине большую честь, поручив ей, как и мужчине, в полной мере проявлять поклонение своему Господу, участвовать в совместном богослужении, соблюдать все религи­озные обряды и предписания. Он вызвал в ней большой интерес к тому, чтобы она присутствовала в местах, где собираются ве­рующие в праздник разговения и в праздник жертвоприноше­ния, и тем самым активно участвовала в делах благочестия и празднестве всех мусульман. Подтверждение этому мы находим во многих хадисах, приведенных в сборниках аль-Бухари и Мус­лима. Вот пример одного из них. В нем говорится, что послан­ник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на не­го Свою благодать, повелел, чтобы все женщины участвовали в этих народных гуляниях. Речь идет о достигших совершенноле­тия и близких к этому, девственницам, девушкам, которых не выпускают из дома, даже о тех, кто имела в это время регулы (правда, последние не участвовали в совершении молитвы). По­велевалось всем приходить на эти праздники, молиться, видеть проявление добра, участвовать в общем для всех мусульман де­ле. Его стремление к обеспечению присутствия всех женщин на молитве этих двух праздников было настолько велико, что он повелел тем, у кого не одно верхнее покрывало, дать таковое се­стре, не имеющей оного. Он всячески побуждал всех женщин участвовать в совершении молитвы двух праздников, выражать сочувствие и сострадание, проявлять соучастие и совместное действие в сотворении милосердия и благочестия.

Умм Атыйя сказала: «Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, повелел нам, достигшим совершеннолетия, и девушкам, которых не вы­пускали из дома, участвовать вместе с другими в празднике раз­говения и в празднике жертвоприношения. А тем, у кого в это время были месячные, повелел не присутствовать в местах моления».

Она же передает: «Нам, женщинам, в том числе и девуш­кам, которых не выпускали из дома, и девственницам было повелено выходить на люди во время этих двух праздников. Те, у которых в это время были месячные, тоже выходили. Но им нужно было находиться сзади во время молитвы.»

Она же рассказывает: «Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, повелел нам, женщинам, участвовать в совершении совместной молитвы в праздники разговения и жертвоприношения. Это относится к достигшим совершеннолетия и близких к этому возрасту, и де­вушкам, которым не разрешалось выходить из дома, и имевшим в это время месячные. Последние освобождались от молитвы. Они просто присутствовали при этом. Я сказала: «О посланник Аллаха! У одной из нас нет верхнего покрывала». Он ответил: «Пусть возьмет у сестры».

В книге Аль-Бухари «Ас-Сахых» приводится такой хадис: «Нам рассказал Ибн Сальлям: «Нам сообщил Абд аль-Ваххаб со ссылкой на Айюба, которому, в свою очередь, рассказала Хафса бинт Сирайн следующее: «Мы запрещали девушкам, достиг­шим совершеннолетия и близким к этому возрасту, выходить из дому в дни двух праздников - разговения и жертвоприношения. Однажды прибыла женщина, остановилась у Бени Халяф и ста­ла говорить о своей сестре. Муж сестры двенадцать раз был вме­сте с пророком, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, в военных походах. Сестра была с ним в шести походах. Она сказала: «Мы лечили раненых и ухаживали за больными». Сестра спрашивает пророка, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать: «Ведь у од­ной из нас нет верхнего покрывала, надо ли расстраиваться, что не сможет выйти из дома». Ответ был такой: «Пусть подруга даст ей одно из своих верхних покрывал, чтобы она смогла при­сутствовать, в празднестве всех мусульман». Хафса сказала: «Когда пришла Умм Атыййа, я дала ей верхнее покрывало и спросила: «Слышала ли ты пророка, да благословит его Все­вышний и ниспошлет на него Свою благодать?» Та ответила: «Клянусь своим отцом, слышала, как он говорил: «Пусть выхо­дят из дома девушки, достигшие совершеннолетия, и те, кото­рым запрещено выходить из дома, или даже и те, у которых в это время месячные, чтобы смогли присутствовать при совершении доброго дела и проявлении благочестия мусульманами. Причем последние освобождаются от участия в молитве». Хафса пере­спросила: «Тем, у которых в это время месячные, тоже можно выходить?» Та ответила: «Да. А разве такие женщины не при­сутствуют при стоянии у горы Арафат и в других культовых дей­ствиях?»

В этом же источнике приводится другой рассказ Умм Атыййа. Она рассказала: «Нам было велено выходить из дома в день праздника, даже девственницам, даже тем, у которых в это время были месячные (только им надо было находиться позади мужчин), чтобы они вместе со всеми прославляли Всевышнего, взывали к Нему, просили Его о благословении, милости и очи­щении.

Эти хадисы убедительно свидетельствуют о том большом значении, которое придавал благородный посланник Аллаха, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, ду­ховному и эмоциональному просвещению и наставлению му­сульманской женщины. Поэтому он повелел разрешить выхо­дить из дома всем женщинам, даже тем, у которых в это время были месячные. Последние при этом освобождались от молит­вы. Он призывал всех женщин активно участвовать в этих двух праздниках и, тем самым, вместе со всеми славить Всевышнего, взывать к Нему, жить общими заботами и вопросами мусуль­манской общины, о которых говорилось с минбара после празд­ничной молитвы.

Пророк, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, хорошо знал, как надо просвещать, настав­лять и активно вовлекать женщин в дело строительства мусуль­манского общества. И он придавал этому большое значение. В своих проповедях он уделял много времени данному вопросу. Он направился к месту, где было много женщин, и обратился к ним, увещевая и наставляя их. Эта была проповедь Имама с большой буквы. Об этом мы узнаем из хадиса, который переда­ли два шейха аль-Бухари и Муслим со слов ибн Джурайджа. Он сказал: «Мне сообщил Ата со ссылкой на Джабера ибн Абдалла.

Я слышал, как он рассказывал: «Пророк, да благословит его Ал­лах и ниспошлет на него Свою благодать, встал в день праздни­ка разговения и помолился. Молитва предшествовала пропове­ди. Затем обратился к присутствующим с проповедью. После то­го как закончил ее, спустился, приблизился к женщинам и высказал им увещевание и поучение. При этом он опирался на руку Биляля, который стоял тут же, разостлав перед этим свой плащ. Женщины стали складывать на этот плащ садаку.

Я спросил Ата: «Это закят в день разговения?» Он отве­тил: «Нет. Просто женщины оказывали милость для тех, кто на­ходится в бедственном положении».

Посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и нис­пошлет на него Свою благодать, как видно из этого хадиса, про­свещал женщин и наставлял их на правильный путь. И женщи­ны щедро жертвовали добровольную милостыню. Об этом есть и другой хадис. Его рассказали те же два шейха, но со ссылкой на Ибн Тауса, который, в свою очередь, ссылался на Ибн Аббаса, да будет доволен им Аллах. Последний клятвенно подтвер­дил, что это действительно имело место, и женщины подтверди­ли эту клятву. Ибн Аббас сказал: «Я участвовал в молитве праздника разговения вместе с пророком, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, Абу Бакром, Омаром и Османом. Все они помолились до проповеди. Затем пророк, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, выступил с проповедью и спустился, и я оказался совсем близко от него, среди мужчин, которые стояли перед ним. Он прошел через них и приблизился к женщинам в сопро­вождении Биляля и сказал:

«О пророк, когда придут к тебе пра­воверные женщины, поклянутся, что они не придают Аллаху никаких сотоварищей».

Когда текст айата закончился, он спро­сил: «Вы согласны с этим?» Одна женщина ответила: «Да, о пророк Аллаха». Он говорит: «Тогда пожертвуйте милостыню». Тут же Биляль расстелил свой плащ и сказал: «Спешите пожерт­вовать...» И женщины стали кидать кольца и перстни на плащ Биляля...

Несомненно, такое увещевание и наставление со стороны посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, оказывали на женщин огромное воздействие. Оно проявлялось во всем - готовность оказать благодеяние, тво­рить добровольную милостыню, подтверждение твердости в ве­ре и тщательного и строго выполнения требований культовой практики и вообще всей совокупности религиозных обязаннос­тей. Это давало также дополнительный толчок для проявления большей активности на поприще совершения добрых дел. Боль­шую роль здесь сыграл призыв к участию в совместных молит­вах по случаю этих двух праздников. Мы видим, какое большое значение имеет совместная молитва в жизни му­сульманского общества, как для отдельного индиви­дуума, так и для группы людей.

Ислам не предписывал женщинам обязательно участво­вать в совместных молитвах в мечети. Но считал желательным, что если женщины собирались в каком-нибудь месте, то им нуж­но вместе помолиться. Любая из присутствующих женщин мо­жет руководить молитвой. При этом азан (призыв к молитве) не произносится и не обязательно выстраиваться в ряд. Это начала практиковать духовная мать мусульман Умм Саляма, когда руко­водила молитвой женщин.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.7.202 (0.007 с.)