ТОП 10:

Высокая способность приобретать знания



 

Ворота к знаниям широко распахнуты перед мусульман­ской женщиной. Она входит в любые из них, в какие пожелает, будучи наделенной от природы способностью украсить себя, как драгоценностями, знаниями и наслаждаться поиском исти­ны. К тому же это не в ущерб ее женственности. Более того, де­лает ее намного благоразумнее, делает ее ум более светлым и проницательным, а ее чувства - более тонкими. Способствует дальнейшему развитию и расцвету ее личностных качеств.

Духовная мать мусульман госпожа Аиша, да будет дово­лен ею Аллах, была важнейшим и авторитетнейшим источником знаний по вопросам хадисов и сунны, авторитетом первой вели­чины по различным вопросам ислама. И это уже в то время, ког­да она была, если так можно выразиться, в расцвете молодости, т.е. когда ей не было еще девятнадцати лет.

Имам Аз-Зухри сказал: «Если сравнить всю сумму знаний, которыми овладела Аиша, со знаниями всех других жен проро­ка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благо­дать, и знаниями всех женщин, то знания Аиши выглядели бы предпочтительнее».

Очень часто верующие сподвижники обращались к ней, чтобы услышать се решающее слово, окончательное мнение по самым фундаментальным вопросам ислама, языковым и смыс­ловым тонкостям красноречивой и убедительной Книги Аллаха. Рассудительность и проницательность ее проявлялись не только в вопросах религии, но и стихосложения, литературы, ис­тории и медицины, в других отраслях человеческих знаний, из­вестных в то время. Об этом свидетельствует известный знаток мусульманского права Урва ибн аз-Зубайр, высказывание кото­рого приводит его сын Хишам: «Я не видел никого более сведу­щего, чем Аиша, в вопросах мусульманского правоведения, ме­дицины и стихосложения».

Среди хадисов, из которых нам известно о том, что Аиша была очень знающим человеком, есть и такое сообщение. Аиша бинт Тальха была в доме Хишама ибн Абд аль-Малика, где на­ходились в это время шейхи племени Бану Уммайя. Говорили на разные темы, в том числе об арабской поэзии и истории арабов. И она говорила подробно наравне с другими. Когда разговор за­шел о звездах, она назвала их. Ибн Хишам сказал ей: «Что каса­ется предыдущих тем, то мне все понятно. А вот насчет звезд где ты узнала?» Та ответила: «От своей тетки по матери - Литии».

Мать верующих госпожа Аиша, да будет доволен ею Ал­лах, была чрезвычайно пытливой, любознательной. Если ей до­водилось слушать разговор о чем-то таком неизвестном ей, то она обязательно расспрашивала, потом вновь возвращалась к предмету разговора, пока не доходила до полного понимания. Ее пребывание близко от посланника, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, привело к тому, что она ста­ла словно сосуд, весь наполненный знаниями.

Наряду с тем, что Аиша да будет доволен ею Аллах, мно­го знала, она обладала еще таким качеством как красноречие, умела ярко и интересно рассказывать, четко и ясно выражая свои мысли. Когда она говорила, люди заслушивались, она овла­девала их сердцами. Это побудило Аль-Ахнафа бен Кайса ска­зать: «Я слушал, как выступали с проповедями Абу Бакр, Омар, Осман и другие халифы, которые были после них. Но никто из них не говорил так хорошо, так ярко и красноречиво, так вели­колепно, как говорила Аиша».

Муса ибн Тальха сказал: «Я не видел никого, кто бы гово­рил так красноречиво, как Аиша».

Среди женщин, стремившихся к овладению знаниями, от­метим также дочь Сайда бен аль-Мусайяба, известного в свое время ученого. Это тот самый, который не хотел, чтобы его дочь вышла замуж за сына повелителя мусульман - Абд аль-Малика ибн Марвана. Выдал ее замуж за одного из своих лучших учени­ков, каковым был Абдалла ибн Видаа. А была его жена красави­цей, прекрасно знала наизусть Книгу Аллаха, была в числе луч­ших знатоков сунны посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, и вопросов семейного права. Однажды утром, когда Абдалла собрался ухо­дить из дома, жена спросила: «Ты куда?» Он ответил: «К твоему отцу, чтобы вместе с другими набираться знаний». Она сказала: «Садись. Я тебя буду учить тому, чему ты учишься у Сайда». Це­лый месяц Абдалла не ходил в кружок; он обогащался знаниями от этой очаровательной молодой женщины, научившейся у сво­его отца.

Еще один пример талантливой и образованной женщины. Речь идет о Фатыме бинт Ааля ад-Дин ас-Самарканди. Ее отец -автор книги «Тухфату-ль-фукаха» («Подарок факихам»). Он умер в 539 году. Так вот, его дочь Фатыма стала очень знающим, всеведущим специалистом по фикху - мусульманскому праву. Она научилась у своего отца, знала наизусть содержание его труда. Отец выдал ее замуж за своего ученика Ааля ад-Дин аль-Касанн, который прекрасно знал вопросы усуль (основные принципы правоведения) и фуруу (выводы, сделанные на осно­ве этих принципов). Он написал книгу «Бадаи ас-санаии» («Чудеса творчества»), в которой дал подробное объяснение содер­жания труда «Тухфату-ль-фукаха» и представил ее своему учи­телю. Книга очень обрадовала его, и он счел ее в качестве мах­ра (вено в дар), т.е. подарок невесте, руки которой просили не­сколько знатных женихов из Византии, но ее отец воздержался от согласия, ибо предпочел им своего ученика. Факихи в то вре­мя сказали: «Он дал толкование его труда и женился на его до­чери». Дочь же еще до замужества участвовала вместе с отцом в разработке вопросов, касающихся заключений по нормам му­сульманского правоведения. После окончания учебы она пошла по стопам отца. Когда же вышла замуж за автора книги «Чудеса творчества», стала следовать и по стопам мужа. Когда муж до­пускал ошибку, она поправляла его.

Госпожа Аиша, другие духовные матери мусульман, дочь Сайда бен аль-Мусайяба, Фатыма ас-Самарканди и другие весь­ма известные, образованные женщины, которых мы не упомина­ли, не являются редким исключением, из ряда вон выходящим фактом. Отнюдь нет. В мусульманской общине было бесчислен­ное множество образованных женщин, которые многое почерп­нули в различных областях знаний, были талантливыми и выде­лялись во многих отраслях знаний. Ибн Саад посвятил часть своей книги «Ат-Табакат» («Круг лиц») тому, что говорится в хадисах о женщинах. Приведены имена семисот женщин, о ко­торых упоминал посланник Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать, или его весьма авторитетные, пользующиеся доверием сподвиж­ники. О таких женщинах рассказывали и многие выдаю­щиеся имамы мусульман.

Можно привести пример человека, знающего Коран наи­зусть - Ибн Асакир. Он умер в 571 году. Это был один из самых правдивых и заслуживающих доверие передатчиков хадисов. Ему даже дали прозвище «Хранитель памяти общины». Среди работавших под его началом - богословов, знатоков и препода­вателей религиозных дисциплин, людей, известных своим бла­гочестием, было восемьдесят с небольшим женщин. Если учесть, что этот ученый никогда не выезжал с восточной части исламского государства, т.е. не посещал Египет, регионы Магриба (север Африки) и Андалузию, другими словами - страны, в которых было особенно много образованных женщин, то для нас становится ясным, что число высокообразованных женщин, о которых он не знал, было намного больше, чем число привле­ченных им к работе.

В сборниках хадисов наши улемы часто используют такое выражение: «Мне сказала такая-то ...» Среди имен передатчиков хадиса в Сборнике аль-Бухари особо отметим два имени: Бинт Мухаммед бен Омар бен Асаад бен аль-Мунгаджа ат-Танухийя и Карима бинт Ахмад аль-Марванийя. Их упоминает Ибн Хад-жар аль-Ласкаляни в предисловии к своей книге.

Страница в исламской летописи, посвященная женщине, приобретает дополнительную, яркость, если мы подчеркнем, что женщины были очень искренними, правдивыми и честными в своей передаче хадисов посланника Аллаха, да благословит его Всевышний и ниспошлет на него Свою благодать. В отличие от многих мужчин, о них не скажешь, что позволяли себе встать на скользкий путь недобросовестности, допускали необъектив­ность и домыслы, «отсебятину». Можно сослаться на свидетель­ство имама Аз-Захаби в его книге «Весы уверенности», где он критиковал мужчин за необъективность. Он выявил четыре ты­сячи мужчин как недобросовестных передатчиков и сказал: «И в то же время мы не обнаружили, чтобы хоть одна женщина вы­звала сомнение».

Современная мусульманка, которой досталось такое заме­чательное наследие нашей истории, еще с большим усердием приобретает знания. Благодаря этому качеству - стремление к знаниям - навсегда остались в памяти имена выдающихся жен­щин. Они заняли очень почетное место а истории, ибо развили свой интеллект, выработали благоразумие, дальновидность, рас­судительность. Все это обеспечило накопление полезных зна­ний и правильное их использование на практике.

Мусульманка абсолютно далека от того, чтобы верить в предрассудки, небылицы, которые обычно буйно процветают в умах невежественных, неграмотных женщин. Более того, созна­тельная женщина, идущая путем, который указывает ей ее рели­гия, считает, что доверять, небылицам и предсказаниям, - боль­шой грех. Такое доверие расстраивает дело верующего, создает угрозу будущей, потусторонней жизни. Муслим рассказал со ссылкой на некоторых жен пророка, да благословит его Аллах и ниспошлет на него Свою благодать, как он сказал: «Кто пришел к занимающемуся гаданием и спросил о чем-либо, тому не за­чтутся сорок вечерних молитв».







Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.232.51.69 (0.004 с.)