Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Financial support of Russian small and medium-sized businesses in covid-19 conditionsСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Abstract: the article substantiates the need for comprehensive financial support for small and medium-sized businesses in the Russia in the context of the negative influence of the COVID-19 pandemic. The main problems in the field of SMEs are identified, a number of recommendations to increase the availability of state financial support for SMEs is developed. Key words: small and medium-sized businesses (SMEs), global pandemic, СOVID-19, anti-crisis financial support, subsidizing deferral of bank loans, payroll loans.
Финансовая поддержка малого и среднего бизнеса (далее - МСБ) является одним из ключевых условий возобновления экономического роста в Российской Федерации. Однако в России доля малого и среднего бизнеса в ВВП значительно отстает от аналогичного показателя в развитых странах, который в среднем составляет 50% ВВП. В России же в последние годы доля МСБ в ВВП заметно сокращалась и к началу пандемии составила около 20%. Вклад малого и среднего предпринимательства нельзя недооценивать, и государство признает необходимость активного развития последнего в экономике страны. В утвержденном плане нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» доля предприятий малого и среднего бизнеса в ВВП страны должна достигнуть в 2021 году 25%, а к 2024 году – 32,5% [5]. Однако распространение коронавирусной инфекции негативно сказалось на деятельности российских компаний: ключевыми их проблемами в условиях неопределенности экономического развития стали снижение покупательного спроса, переход работников на дистанционный режим, нарастание кредиторской задолженности, вызванной в том числе ростом просроченной дебиторской задолженности контрагентов. В виду упомянутого выше негативного влияния пандемии на текущее состояние всех организаций количество субъектов малого и среднего предпринимательства в России за 2020 год (январь к январю) по состоянию на 10 января 2021 года сократилось на 232 245 предприятий (на 4%) [2]. В этой связи актуальной задачей становится выявление наиболее востребованных и эффективных для возобновления активной деятельности субъектов МСБ в России мер их государственной финансовой поддержки в условиях пандемии. Основным законом, регулирующим деятельность субъектов МСБ, является федеральный закон № 209-ФЗ, определяющий условия отнесения компаний к категории малых и средних. В нем содержатся критерии малого или среднего предприятия, в частности устанавливаются лимиты среднесписочной численности работников и предельные размеры выручки компании за предшествующий календарный год, необходимые для регистрации компаний в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства [1]. Соответствие компании МСБ этим критериям дает возможность получения финансовой поддержки в период пандемии COVID-19. С целью поддержки МСБ в России в период пандемии государство разработало антикризисные меры, которые должны способствовать возобновлению деятельности компаний в нормальном режиме, частичному возмещению их убытков, компенсации непредвиденных расходов, образовавшихся вследствие негативного влияния на их деятельность СOVID-19. Наиболее значимыми мерами государственной антикризисной финансовой поддержки субъектов МСБ стали программы субсидирования зарплатных выплат сотрудникам, льготного кредитования компаний из пострадавших отраслей и субсидирования отсрочки платежей по банковским кредитам. Проведем их оценку более подробно. Одним из первых инструментов государственной финансовой поддержки, направленной на сохранение занятости в субъектах МСБ, стала субсидия на выплату зарплаты сотрудникам, стартовавшая 8 апреля 2020 года. Она рассчитывалась, исходя из МРОТ и количества работников в организации на срок не более 6 месяцев. Условиями ее получения являются функционирование компании не менее 1 года в отраслях, включенных в список наиболее пострадавших отраслей экономики, при сохранении работодателем численности работников на уровне не ниже 90%. На конец июня 2020 года из расчетного объема заявлений на сумму 305 млрд руб. было заключено соглашений о предоставлении субсидии на 73,3 млрд рублей [3]. Однако субъекты МСБ при подаче заявлений на получение субсидии на выплату зарплат работникам столкнулись с рядом проблем. Многие банки, утвержденные в качестве участников программы, отказывали в заключении соглашения, предъявляя значительный перечень требований к финансовым показателям предприятий (уровню рентабельности, платежеспособности). Общий процент отказа рассмотрения заявок в апреле 2020 года составлял около 80% [4], что потребовало от государства разработки дальнейших мер финансовой поддержки МСБ. Следующей мерой государственной финансовой поддержки стала Программа льготного кредитования МСБ из пострадавших отраслей по ставке 2%, направленная на возобновление деятельности предприятий, которая стартовала 1 июня и завершилась 1 ноября 2020 года. Плановый объем льготных кредитов по Программе должен был составить 248 млрд руб. Однако заявки клиентов значительно превысили установленные программой лимиты для участвовавших в ней банков, вследствие чего последним были предоставлены дополнительные лимиты по поддержке МСП: в 2020 году российские банки выдали льготных кредитов под 2% на общую сумму свыше 406 млрд руб., что позволило выплатить зарплаты 5,4 млн работников [6]. Указанная программа сработала эффективнее, чем беспроцентные займы. Однако при ее реализации также наблюдался высокий процент отказа банками в предоставлении кредитов без объяснения причин, со стороны различных банков выдвигались разные требования и подходы к заемщикам. Следующей формой антикризисной финансовой поддержки субъектов МСБ со стороны российского государства в период пандемии явилось субсидирование отсрочки по банковским кредитам. Ее целью являлось снижение общей суммы отсроченных платежей предприятий-заемщиков из наиболее пострадавших отраслей. Субсидия предоставлялась на период отсрочки до полгода; заемщик в течение 6 месяцев мог не погашать 63% от общей суммы задолженности по кредиту, получая отсрочку на уплату платежей по «телу» кредита. Оставшуюся задолженность по процентам заёмщик мог гасить в соответствии с обычным графиком или включить ее в основной долг с выплатой по окончании периода отсрочки. Общий расчетный освобожденный объем платежей субъектов МСБ по процентам составил 10 млрд рублей, а расчетная сумма субсидии - 5 млрд. рублей [3]. На конец июня 2020 года по 510 кредитным договорам с МСБ сумма выданных на обеспечение отсрочки платежа по кредитам субсидий составила 11,9 млрд руб. Проведя оценку наиболее популярных форм государственной финансовой поддержки субъектов МСБ в России в период пандемии, можно сделать вывод об их высокой востребованности со стороны самих компаний. Однако недостаточная результативность такой поддержки была обусловлена рядом проблем, среди которых - высокий процент отказа банков в льготных кредитах при рассмотрении заявок, недостаток нормативно-правовой базы, регламентирующей конкретные требования для получения финансовой поддержки субъектами МСБ. В этой связи необходимыми условиями по расширению мер государственной финансовой поддержки субъектов МСБ будут являться следующие. 1. Четкая формализация в нормативно-правовых актах условий субсидирования кредитов МСБ, в частности упрощение и унификация требований, предъявляемых банками к заемщикам-получателям поддержки, прежде всего, к кредитному рейтингу компании, уровню ее платежеспособности. Это будет способствовать обширному, а не выборочному предоставлению финансовой поддержки субъектам МСБ. 2. Корректировка сроков реализации существующих программ, в частности, предоставление беспроцентных займов на более длительный срок от 3 до 5 лет, что соответствует периоду окончания и выхода из рецессии. Это позволит поддержать субъекты МСБ не только на коротком отрезке, но и в среднесрочной периоде. 3. Проведение масштабной реструктуризации банковских кредитов, заемщиками по которым являются субъекты МСБ, а именно: снижение процентной ставки по новым кредитам до уровня ключевой ставки Банка России за счет ее субсидирования в рамках программы финансовой поддержки; изменение режима погашения кредитов посредством предоставления отсрочек по процентным платежам и выплатам основного долга. 4. Расширение программ беспроцентных кредитов для субъектов МСБ на срок от 1 года для всех субъектов МСБ до 3 лет для наиболее пострадавших отраслей. Список литературы: 1. Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» 2. Официальный сайт ФНС Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://rmsp.nalog.ru/index.html (дата обращения: 16.01.2021) 3. Официальный сайт Минэкономразвития РФ: Государственная поддержка финансирования малого и среднего бизнеса [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://xn--90aifddrld7a.xn--p1ai/upload/medialibrary/863/%D0%A4%D0%B8%D0%BD%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BE%D0%B2%D0%B0%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B4%D0%B5%D1%80%D0%B6%D0%BA%D0%B0%20%D0%BC%D0%B0%D0%BB%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D0%B8%20%D1%81%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%20%D0%B1%D0%B8%D0%B7%D0%BD%D0%B5%D1%81%D0%B0.pdf (дата обращения: 25.01.2021) 4. Ведомости: Предприниматели проверили, как банки выдают кредиты под 2% [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.vedomosti.ru/society/news/2021/02/05/856880-v-moskve-posle-aktsii-protesta-vozbudili-pochti-5-tis-administrativnih-del (дата обращения: 01.02.2021) 5. Паспорт национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка предпринимательской индивидуальной инициативы» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/qH8voRLuhAVWSJhIS8XYbZBsAvcs8A5t.pdf (дата обращения: 28.01.2021) 6. SME Banking Club: Как российские банки поддерживали МСБ в период карантина: промежуточные итоги [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://smebanking.news/ru/28405-kak-tochka-modulbank-vtb-i-promsvyazbank-podderzhivali-msb-v-period-karantina-promezhutochnye-itogi/ (дата обращения: 03.02.2021)
Киреева И.В. Научный руководитель: Ездина Н.П. РЭУ им. Г. В. Плеханова
ВОЗДЕЙСТВИЕ COVID-19 НА ФИНАНСОВЫЙ РЫНОК: РЕАЛЬНОСТЬ И РЕКОМЕНДАЦИИ
Аннотация: в статье приведены результаты исследования антикризисных мер в связи с COVID-19 сприменением экономических методов, использованием статистических источников о состоянии финансовых и фондовых рынков в период пандемии коронавируса, которые отражают первые реакции экономики на распространение угрозы COVID-19 в мире. Ключевые слова: антикризисные меры, COVID-19, коронавирус, кризис, финансовые рынки, индексы, золото, биткойн.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.245.172 (0.011 с.) |